Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6. Общение и речевая деятельность




Общение и речевая деятельность.

Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д. Итак, речь - это познавательный пси­хический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Понятие об общении.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Общение как особая форма человеческого взаимодействия.

Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность”. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и вза­имное влияние.

Наивысший уровень взаимосвязанности, имеющий место там, где деятельность одного человека невозможна без деятельности другого, а общение пронизывает все стороны совместной деятельности, характеризуется максимальным уровнем влияния общения на психические проявления индивидов.

Структура общения.

В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону; общения выражается в обмене информации между людьми
2) интерактивную сторону; общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

3) перцептивную сторону. общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Стороны общения.

Коммуникативная сторона общения. Выявление специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений). Интерактивная. Взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.

Виды и формы общения.

Виды:

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает освоение языка.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Формы:

Прямое общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных и невербальных средств.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности.

Коммуникативная: - средство выражения - стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Включает мимику и жесты.

Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в данной ситуации нет. С помощью речи можно рассказать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях.

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, т.к. его понимает как тот, кто сообщает информацию (кодирует ее), так и тот, кто принимает эту информацию (декодирует ее), т.е. расшифровывает.

Таким образом, для общения и совместной деятельности люди должны пользоваться одной и той же системой кодирования, т.е. говорить на одном языке

Речь и язык.

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Основные функции языка.

Коммуникативная (функция общения);

Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка(художеств.литература)).

Формы речи: внутренняя, внешняя.

Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную.

Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

Устная речь имеет следующие две формы.

1. Монологическая речь, когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми(лекции, доклады, устные отчеты)

2. Диалогическая речь, т. е. разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь- Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь. Чтобы быть понятной читателю, письменная речь должна наиболее точно и полно выражать свое смысловое содержание с помощью лексических и грамматических средств.

Взаимосвязь внутренней и внешней речи.

Существуют проявления и взаимозависимости внутренней и внешней речи: 1) перед звуковым оформлением мысли мы во внутренней речи составляем план или нечто вроде конспекта будущего высказывания; 2) письменному изложению, как правило, предшествует мысленное произнесение фраз, слов и т.п.,; 3) скрытой артикуляции во время протекания внутренней речи

Таким образом, внутренняя речь выполняет очень важную подготовительную функцию для осуществления непосредственного внешнего высказывания.

Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.

Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слу­шателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступ­ного слушателям.

Выразительность - связана с эмоциональной насыщеннос­тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.

Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слу­шателей.

Речь и познавательная деятельность личности.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Познавательная деятельность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.

Значение речи в жизни, деятельности и общении человека.

В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе. Личность человека формируется за счет общения. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.

Особенности речевого поведения педагога.

Умение педагога построить взаимодействие с учащимися так, чтобы его речь стала действенной и эффективной.

Хорошему педагогу, в процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть:

1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.

2. Орфоэпически правильной.

3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.

4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

Требования к речи педагога.

Правильность — соответствие речи языковым нормам.

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли.

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Недопустимо использование в речи слов- паразитов, диалектных, и жаргонных слов.

Выразительность — владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.

Богатство —расширению словарного запаса

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля. Речь педагога является образцом для формирования у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

 

Тема 7. Восприятие

Восприятие – это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Свойства восприятия

Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Осмысление состоит из этапов:

1.Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

2.Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

3.Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Формы и принципы восприятия

Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.

Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.

Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы группировки:

Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.

Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.

Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.

Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.

Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.

Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.

Восприятие пространства объясняется следующими теориями: теория извлечения признаков, теория шаблонов, теория покомпонентного распознавания

Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с.

Перцептивные действия:

Измерительные - Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета.

Соизмерительные - Позволяют сопоставить размеры нескольких объектов.

Построительные - Отвечают за построение перцептивного образа.

Контрольные - Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета.

Корригирующие - Исправляют ошибки в образе.

Тонически-регуляторные - Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия.

В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические.

Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей.

Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого.

Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.

Тема 8. Память

Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

§ по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

§ по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

§ по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

· Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

· Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

· Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

· Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных