Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цикличность процесса обучения




Все трудовые процессы подразделяются на циклы: там, где циклы целесообразно выделены и обоснованы, существует возможность управлять трудовыми процессами на научных основах. Следовательно, учебный процесс, подобно другим процессам, должен иметь свои циклы.

Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Цель. Это заранее осознанный и планируемый результат, достижение которого требует сознательной, целенаправленной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность суть элементы одного и того же процесса – процесса достижения намеченного результата. Цель не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества.

Различают две основные разновидности целей обучения – глобальные и предметные.

Глобальная (генеральная) цель обучения – всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения.

Предметные цели, в свою очередь, подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все они реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формулируются в терминах умений и задач. Общие цели касаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели – это цели изучения конкретных тем, разделов этих учебных предметов.

Средства. Под средствами обучения мы понимаем те материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником, а также идеальные «предметы» – средства коммуникации, с помощью которых передаваемая учащимся информация имеет для них существенное значение и личностный смысл.

Результат. Такой показатель цикличности учебного процесса, как его результативность, прежде всего связан с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности и воспитанности учащихся, сформированностью их профессиональной компетенции.

Циклы учебного процесса. Исходя из указанных показателей цикличности, выделяют четыре цикла учебного процесса.

Начальный цикл: овладение общей схемой учебного материала и методами его применения.

Этот цикл учебного процесса состоит из трех основных этапов:

1) подготовка учащихся к закреплению и восприятию, изучению нового учебного материала;

2) предъявление и восприятие нового фрагмента содержания учебного материала с помощью изложения преподавателем или в процессе решения проблемных задач;

3) контроль и самоконтроль успешности восприятия и понимания, а также первичное закрепление изученного.

Основными параметрами результативности обучения на его начальном цикле являются: а) самостоятельное воспроизведение изученного; б) подтверждение фактами новых знаний; в) дифференциация основных признаков учебного материала; г) готовность к решению типовых задач.

Второй цикл: повторение общей схемы учебного материала и отработка метода (методов) его применения. Данный цикл состоит из следующих основных этапов:

1) воспроизведение общей схемы и метода применения знаний;

2) применение знаний на практике в ситуации внутрипредметного характера и формирование навыков и умений;

3) анализ ранее неосознанных свойств учебного материала.

Результативность обучения в этом цикле измеряется темпами оперативного перехода от знаний к фактам, от фактов к знаниям; качеством и быстротой решения учебных задач.

Третий цикл: систематизация, обобщение понятий, генерализация умений, использование содержания, изученного и усвоенного в жизненной практике как при непосредственной помощи учителя, так и самостоятельно.

Показателями результативности обучения в этом цикле являются: а) самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач; б) применение знаний в неожиданных ситуациях и обстоятельствах.

Заключительный цикл: здесь проверяются и учитываются результаты предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики. В этом цикле определяются пробелы в знаниях и слабые стороны в умениях, намечаются пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных