Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нравственное воспитание




Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Иррациональные теории морали утверждают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль не зависит от социума и определяется волей человека. Натуралистические теории морали говорят, что нравственность зависит от природных инстинктов, задатков, данных от рождения нравственных структур. Религиозные концепции объясняют мораль как предписание сверхъестественной духовной силы, бога.

Мораль детерминирована обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, но должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм и следовании им в личном поведении. Соблюдение моральных норм обязывает человека часто преодолевать аморализм отдельных групп или всей социальной системы.

Структур нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания, которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Нравственное развитие личности проходит три стадии. На доморальном уровне ребенок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения. Третий уровень нравственного развития- автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро.

Примерно так же отечественная психология и педагогика трактуют процесс нравственного развития, отмечая, однако, что развитие протекает не спонтанно, не генетически, а при социальном и педагогическом воздействии.

Содержание и методы нравственного воспитания

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. Следует знать несколько ценностных концепций, чтобы определить содержание НВ в современной российской школе. К ним можно отнести коммунистическую концепцию, христианскую мораль, индивидуалистическую мораль свободного, западного мира.

Согласно коммунистической, морали у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и пр. Этот моральный комплекс в настоящее время должен быть оценен отрицательно, так как его методология и содержание носили вульгарно-материалистический характер, в нем предлагалась мораль агрессивная, по существу антигуманная.

Христианское воспитание предполагает знание учащимся священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту. Значительная часть либеральных педагогов Запада, равно и педагогов России, считает, что в основе нравственного воспитания должны лежать религиозные ценности, сознание, христианская мораль.

Тем не менее, содержание НВ в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодействовать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает самопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств. В западных странах имеются специальные программы по формированию ценностей, саморазвитию, анализу социальных и психологических проблем






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных