Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. дисциплины «Психология общения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Психология общения»
специальности:
072601 «Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы (по видам)»,
072501 «Дизайн (по отраслям)»
Форма обучения
Очная
Пос. Электроизолятор 2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), одобренных НМС начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» от 03. 02. 2011г.
Организация-разработчик: ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»
Разработчик: Попов И.Ф. Н.В., преподаватель колледжа ФГБОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины
|
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «пСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам); 072501 Дизайн (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклуосновной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина «Психология общения» ориентирует на подготовку студентов к профессиональному общению.
Цели дисциплины:
- сформировать у студента научно-обоснованную систему знаний в области психологии общения, составляющую теоретическую базу психолого-социальной деятельности;
- развивать профессионально-значимые качества, мотивацию к обучению и профессиональной деятельности.
Главная цель изучения «Психологии общения» заключается в том, чтобы научить студентов особенностям эффективного общения, применяя его на практике.
Задачи дисциплины:
- изучение психологии общения, как отрасли психологии, так и области общего гуманитарного, философского знания;
- приобретение опыта анализа психологических и профессиональных проблемных ситуаций, организация профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
- побуждение и стимулирование у студентов стремления к совершенствованию знаний в области декоративно-прикладного искусства и народных промысел, развитие профессиональной мотивации применительно к различным объектам психологической деятельности.
При изучении курса «Психология общения» студент должен быть подготовлен к выполнению профессиональных задач в своей деятельности:
· развитие психологической грамотности при общении;
· овладеть системой знаний об эффективном, партнерском общении, связанном с деловой коммуникацией.
То есть, в основе изучения курса лежат следующие моменты – дать студентам необходимые научные знания о психологических проблемах общения, о способах эффективного взаимодействия с партнером по деловому общению в целях достижения поставленных целей.
В результате освоения дисциплины студент должен:
уметь:
– планировать, прогнозировать и анализировать процесс общения;
– применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
– использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
– устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета;
– использовать эффективные приемы управления конфликтами;
знать:
– цели, функции, виды и уровни общения;
– роли и ролевые ожидания в общении;
– специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта;
– нормы и правила профессионального поведения и этикета;
– механизмы взаимопонимания в общении;
– техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
– этические принципы общения;
– влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения;
– источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
– закономерности формирования и развития команды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 7 2 часа, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
– самостоятельной работы обучающегося – 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология общения»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
| | практические занятия
| -
| контрольные работы
| -
| проектная работа (если предусмотрена)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| в том числе:
| | портфолио обучающегося или учебно-контрольный файл
| -
| реферат, проект, домашняя работа и т.п.
|
| Итоговая аттестация в форме зачета
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения».
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Раздел 1. Психология общения как предмет.
|
|
| Тема 1.1. Предмет и задачи психологии общения.
| Проблема психологии общения в истории философской и психологической мысли. Содержание, функции и виды общения.
|
|
| Тема 1.2. Психология общения: взгляд из третьего тысячелетия
| Научная и житейская психология общения. Жизнь человека, его опыт и целостность. Общество-общение-личность. Общение и бытие в жизненном мире. Общение и жизненные ориентиры.
|
|
| Тема 1.3. Закономерности процесса общения.
| Роль точности восприятия партнера по общению. Психологические механизмы социальной перцепции. Первое впечатление и точность интерпретации. Направленное формирование первого впечатления.
|
|
| Тема 1.4. Общение как обмен информацией.
| Особенности человеческой коммуникации. Создание общего информационного поля. Механизм обратной связи.
|
|
| Тема 1.5. Характеристика общения.
| Общение как общенаучная категория. Специфика психологического подхода к общению и предмет психологии общения.
|
|
| Раздел 2. Вербальное и невербальное общение.
|
|
| Тема 2.1. Невербальные способы взаимодействия.
| Ориентировка в собеседнике и ситуации, невербальные компоненты общения.
|
|
| Тема 2.2. Особенности невербальной коммуникации.
| Ориентировка в собеседнике как фактор общения. Понятие «уровня интимности». Обучение умениям ориентировки в собеседнике.
|
|
| Тема 2.3. Понятие дистанции общения.
| Ориентировка в ситуации и невербальные компоненты общения. Виды и функции невербальных средств общения и контакта.
|
|
| Раздел 3. Культура общения и успех
|
|
| Тема 3.1. Профессиональное слушание
| Сущность и содержание профессионального слушания. Приемы
профессионального слушания. Рефлексивный и нерефлексивный стили профессионального слушания. Активное слушание-сопереживание.
|
|
| Тема 3.2. Искусство комплимента.
| Цели комплимента. Сущность и основные правила комплимента.
Основные правила комплимента в деловом общении. Требования к комплименту.
|
|
| Тема 3.3. Конструктивная критика.
| Сущность и основные правила конструктивной критики. Причины деструктивной критики. Эффективные критические оценки.
|
|
| Тема 3.4. Искусство задавать вопросы.
| Классификация вопросов. Технология использования уточняющих вопросов. Правила постановки вопросов. Основные виды ответов.
|
|
| Тема 3.5. Преодоление конфликтогенов.
| Основные проявления конфликтогенного поведения. Типы конфликтогенных действий. Механизмы преодоления конфликтогенов.
|
|
| Тема 3.6. Этикет телефонного разговора. Визитная карточка и ее роль в деловых контактах.
| Основные правила телефонного разговора. Особенности оформления визитных карточек. Самопрезентация и имидж делового человека. Сущность и виды самопрезентации.
|
|
| Раздел 4. Профессиональное общение.
|
|
| Тема 5.1. Понятие социальной роли.
| Общениев деятельности СМИ, рекламе, политической психологии.
|
|
| Тема 5.2. Особенности коммуникации в сфере декоративного искусства и художественных промыслов.
| Профессиональное общение и стили коммуникативной деятельности художника, дизайнера. Интернет как новая ситуация общения.
|
|
| Тема 5.3. Рекомендации по овладению практической мудростью в общении. Проницательность и коммуникабельность.
| Типы коммуникативных барьеров: понимание, социально-культурные различия, отношения. Психология введения в заблуждение. «Эффект новизны». Формирование позитивного отношения.
|
|
|
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины «психология общения»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|