Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лидерство в малой группе. Молодые люди дерутс^. Их может попы­таться разнять кто угодно—и мать, и невестка, и жена с детьми—результат будет один.




Молодые люди дерутс^. Их может попы­таться разнять кто угодно—и мать, и невестка, и жена с детьми—результат будет один.

Все биологическое уступает место социально-биологическому..

КАКОВ ЖЕ МАКСИМУМ ЭНЕРГЕТИКИ, НАСКОЛЬКО ВЕЛИК ВЕСЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?

Вернемся к нашим крысам. В головном мозгу есть центры удоволь­ствия. Если вживать в мозг электроды и раздражать их слабым током, то возникает такое сильное чувство удовлетворения, удовольствия, которое невозможно получить в жизни никаким другим способом. Крыс, которым провели такую операцию, научили пользоваться кнопкой, посылающей импульсы в мозг


2 А. М. Зимичев





 


Подопытные крысы, помещенные рядом с этой кнопкой, нажимали ее без конца, не обращая никакого внимания ни на пищу, ни на самок, ни на крысят, до тех пор, пока не теряли сознание Очнувшись, повторяли все сначала. Все эти крысы довольно скоро умирали от нервного и физического истощения.

А эту кнопку поместили за сетку, чтобы проверить ве­личину энергетики, которая В ПРИНЦИПЕ может активи­зироваться в организме.

Оказалось, что крысы бросаются на сетку, которая находится под напряжением 200—300 В (естественно, попав на сетку, они моментально обугливаются), предварительно пробегая «коридор» длиной более метра:



 


На основании этого можно судить, насколько энергетический потенциал крысы больше той энергетики, которую она использует, например, для своего спасения (самосохранения). Так же и у человека- наш энерге­тический потенциал огромен, и то, что мы используем в обычной жиз­ни—лишь малая часть его.



Человеку, который замерзает в степи, надо

бы весь свои потенциал использовать {или хотя бы половину, четверть и т. д), а у него активи­зирована совсем маленькая часть: так защищен наш организм от лишних затрат энергии.



Появляется следующая цель—энергетика ак­тивизируется.


Как только появилась еще одна цель—энер­гетика возросла снова.

Итак, для каждой из целей жизнедеятельности в нашем организме может активизироваться определенная энергетика. Мы специально обоз­начаем энергетику различных целей (кроме самосохранения, которое обычно есть у всех людей) пунктиром, чтобы подчеркнуть: эта энергия не будет активизирована до тех пор, пока соответствующая цель не станет актуальной для данного человека.



 


Не противоречит ли это тому, что мы утверждали раньше?



Как с этой точки зрения объяснить существование трех категорий людей (с высокой, низкой и средней энергети­кой), сильных и слабых?


Сильный человек—это тот, которому энергетики хватает на все значимые для него цели; у слабого (если вдруг появится какая-то новая цель, требующая дополнительной энергетики) какие-то из целей окажутся энергетически неподкрепленными.

Представьте себе человека, у которого энергетика как-то распре­делена между различными целями (например, он делает что-то по своему хозяйству, ходит на работу, продвигается там по служебной лестнице).

И вдруг любимая девушка зовет его куда-то (провести с ней время, погулять, поразвлекаться) Нужна дополнительная энергетика.

Ему на все энергетики не хватит, и если он ее послушается, то начнут страдать другие цели (от станет просыпать, опаздывать на работу, прогуливать и т. п.).


И опять, если он согласится, пострадают другие цели (например, совсем перестанет ходить на работу, оставит свою любовь и т. д).


Появляется компания приятелей, приглашающая его выпить, пове­селиться, да еще они подчеркивают его «достоинства» («ты у нас самый умный», «как же мы без тебя» и т. п.)—ему опять трудно отказаться

В конце концов ему придется иметь дело с последствиями такого поведения, а в то же время, хочется уйти от ответа—так и возникает желание забыться, изолироваться от мира (алкоголь, наркотики).

Человек с более высокой энергетикой может активизировать допол­нительную энергию без ущерба для других целей (т. е. у него одни цели не так страдают за счет других он способен заниматься и одним, и другим, и третьим и т. д.).

Вообще, поведение человека не полностью подчинено такому ме­ханизму—активизации энергетики за счет иррациональных целей жиз­недеятельности. Человек иногда может вмешаться в это и заставить себя сделать то, что, как он считает, он ДОЛЖЕН сделать. Однако это нелегко и требует достаточно высокого уровня внутренней организации

Если тонет ребенок, то взрослый человек может, не задумываясь, броситься в ледяную воду спасать его Такой поступок считается


героическим, хотя его биологический механизм очевиден: функция со­хранения вида, которая вдруг стала значимой, автоматически получает необходимое энергетическое подкрепление.

Но может случиться так, что у того, кто стоит на берегу (если это, например, молодой человек 20—25 лет), потребность в. сохранении вида еще не появилась. Тогда, при виде тонущего ребенка, инстинкт, который должен сразу бросить его на помощь, не срабатывает.

Однако он может собраться, мобилизовать свои силы (не иррацио­нально, а сознательно, под влиянием тех понятий о долге, добре, которые он усвоил в этносе и т. п.) и сделать то же самое. Но это очень трудно, т. к. требует достаточно высокой внутренней организации, и если при таком положении дел он все-таки решился, то это как раз и можно назвать героизмом.

Поскольку «лишней» энергии у него взяться неоткуда, он использует как бы «энергию других целей», сознательно направляя ее в нужное русло. При этом все прочие цели оказываются энергетически неподк­репленными.

Не обязательно должен тонуть ребенок или случиться еще что-то страшное для того, чтобы заставить человека вмешаться в свое ирра-


циональное поведение. Человек (в отличие от животного) может не есть, не спать какое-то время, ограничивать другие свои потребности ради какого-то дела, какой-то идеи, цели, которой он добивается. Не­повторим—все это требует высокой энергетики.

Энергетика наша непостоянна и в течение жизни меняется:

В этот период происходит увеличение, рост энергетики. Он начинается еще в подростковом возрасте (12—15 лет) и заканчивается в 35—45 лет. На протяжении этого периода у человека проявляются новые иррациональные цели жизнедеятельности (за счет этого и увеличивается энергетика).

Поэтому в возрасте до 40—45 лет (в среднем) способность человека рассуждать и принимать решения в большой степени зависит от его иррациональных потребностей. Если предложить такому человеку спро­ектировать общность, создать этнос со своими законами, нормами, ценностями, доверить решение серьезных вопросов в каком-нибудь этносе, то он, возможно, будет рассматривать это через призму своих иррациональных потребностей, т. е. руководствоваться ими (хотя бы и бессознательно), а не целями, стоящими перед этносом и его интересами.

При создании нового этноса, разрушении или изменении его ори­ентации и т. д., когда выдвигаются какие-то новые лозунги, новые ценности, они представляют собой всего лишь рационализацию ирра­циональных потребностей человека.

Человеку хочется есть, одеваться лучше, иметь лучшее жилье (самосохранение)—и он становится на сторону того или иного движения, если его лозунги обещают изобилие продуктов, других товаров и т. п. У человека не удовлетворена половая потребность (продление рода)— он приветствует демонстрацию всякого рода порнографии, а вестись это может под самыми различными лозунгами—«против догматики в искус­стве», «за свободу во всем» и т. п. Человеку хочется как-то выделится, подняться над другими (лидерство в малой группе, фронтальное), и он будет поступать тем или иным образом, если за это пообещают какие-то привилегии. И так далее.


Так как до 40—45 пет (обычно) в человеке в той или иной форме играют иррациональные потребности, то он способен менять свои убеждения, принимать новые ценности (т. е. под влиянием этноса, так или иначе, окрашивать удовлетворение своих иррациональных потреб­ностей). Поэтому при создании этноса, его разрушении в первых рядах всегда оказывается молодежь, люди до 40 лет, а старшее поколение заслуживает название консерваторов.

Итак, для различных целей жизнедеятельности нужна различная энергетика:



 



Энергетический потенциал, ко­торым обладает человек, делает его способным занимать то или иное положение в этносе:

условное обозначение энерге­тического потенциала


Энергетика непостоянна с той точки зрения, что она изменяется в течение жизни:

С 12—15 лет до 35—45 —бурное увеличение энергетики, связанное с появлением новых иррациональных целей.

Энергетика постоянна с той точки зрения, что наш потенциал мы изменить не в силах и то, что один делает не задумываясь, другому стоит значительного напряжения.

Адаптация


 

С того момента, как человек появляется на свет, ему приходится адаптироваться (приспосабливаться) к условиям окружающей среды:


Он должен приспособиться к тем природным условиям, которые его окружают (физическая среда), и к нормам, порядкам того общества, в котором он будет жить. Второе не менее важно, чем первое:

если человек не может приспособиться к тем природным условиям, в которых он живет и умирает;

если человек, хорошо адаптированный к природной среде, но со­вершенно незнакомый с нормами того или иного человеческого общества (например, Маугли), оказывается между людей, он становится изгоем и его, по сути, ждет та же участь.

Ни физическая, ни социальная среда не постоянны, так же, как изменяются климатические условия, растительность, животный мир (суточные изменения, в течение года, с годами и т. д.), изменяется и социальная среда: одни этносы рождаются, другие разрушаются, изменяются их законы, порядки, обычаи, нормы и т. д. Поэтому человеку недостаточно приспособиться ко всем этим условиям однажды, он должен адаптироваться к изменениям на протяжении всей жизни.

Однако способность к адаптации у разных людей различна.

Часть людей отставая от изменений окружающей среды, оказывается лучше приспособленной к условиям прошлого.

Другие легко адаптируются к имеющимся условиям, к сегодняшнему состоянию среды.

Третьи способны адаптироваться к более быстрым изменениям, чем те, которые происходят вокруг, и, хотя не очень комфортно чувствуют себя в сегодняшних условиях, могут оказаться более выживаемыми в будущем, когда произойдут какие-то изменения.

Провести четкую границу между первой, второй и третьей категориями трудно, т. е. в жизни встречаются люди с самой разнообразной ориен­тацией (способностью к адаптации):

Таким образом, существует множество промежуточных типов, причем количество человек, принадлежащих к тому или иному типу (среди членов какого-то этноса, из взятого наугад большого числа людей и т. п.), изменяется:

Как видно из графика, большинство людей рождаются с ориентацией на сегодняшний момент. Для них адаптация к имеющейся социальной среде несложна, поэтому они хорошо усваивают все нормы, принятые в этносе, становятся носителями его ценностей.



 


Люди, имеющие крайнюю ориентацию на прошлое и на будущее, психологически ненормальны:



 


 


олигофрен

(букв.— медленно думающий) настолько медленно реагирует на изменения, что не может адаптироваться к сегодняшним ус­ловиям, оказывается нежизнеспособным.


ШИЗОФРЕНИК

(букв.—думающий иначе, по-другому) по­стоянно опережает изменения среды, гене­рирует новые идеи настолько быстро, что сам не в состоянии уследить за ними. Дей­ствует неадекватно ситуации и, постоянно удаляясь от реальности, начинает жить в мире своих фантазий, образов.


Эти люди очень плохо воспринимают все, чему их пытаются научить, слабо усваивают нормы и правила, принятые в этносе, и в отношении них любое обучение практически безрезультатно. Однако, как это видно из графика, таких людей очень мало. Гораздо чаще встречаются люди, хотя и имеющие выраженную ориентацию на прошлое или на будущее, но не настолько сильную, чтобы их считали ненормальными Поэтому их направляют по тому пути, который принят для всех членов этноса, пытаются чемугто научить. Но учеба дается им с большим трудом:



 


 


плохо воспринимает новое, медленно реа­гирует, слабо соображает


отвлекается, фантазирует, не может скон­центрировать внимание


Если, однако, у них хватит энергетики для того, чтобы усвоить необходимый объем знаний, норм, правил поведения, то первый может стать неплохим руководителем, лидером какого-то коллектива, может быть, какой-то из структур в этносе и т. д., т. к. качествами, необходимыми для продвижения по иерархической лестнице, в наибольшей степени обладает человек, имеющий как раз такую ориентацию (на прошлый опыт и стабилизацию). Второй может стать поэтом, художником, ученым, предлагающим какое-то новое, нетрадиционное решение и т. п., т. к это человек, имеющий своеобразное видение мира, всегда находящийся в плену различных новых идей, планов и т. д. Если 'Энергетика у них недостаточна для того, чтобы держать себя «как все», то они еще в детстве могут начать конфликтовать с обществом:



 


 


может начать хулиганить, драться, бить и ломать все вокруг себя. Общество, прини­мая к нему меры «воспитания» (спецшкола, спецПТУ), только обостряет этот конфликт. Вырастая, он может стать членом или лиде­ром какой-то асоциальной группировки (компания хулиганов-подростков, преступ­ная банда).


убегает из дома, фантазирует, живет в мире своих иллюзий. Общество не принимает его, над ним смеются, называют его лгуном (хотя он сам просто не в состоянии опре­делить, где реальность, а где его фантазия); у некоторых вызывает раздражение. Если становится поэтом или художником, его произведения выражают протест против нравов, порядков общества, в них можно рассмотреть мотив личной обиды, неудов­летворенности



 

Таким образом, в любом достаточно многочисленном этносе всегда найдутся люди, которые практически не в состоянии усвоить хотя бы что-либо из его ценностей:


Другая часть людей способна (с большим трудом) усвоить какую-то часть их, но при низкой энергетике всегда существует предпосылка для их конфликта с обществом:



 


Наконец, большинство людей усваивает нормы и правила, эконо­мические, этико-эстетические и диалектические категории, принятые в этносе, т. е. они легко адаптируются к имеющейся социальной среде:



 


Однако существуют критерии, позволяющие разделить людей на несколько групп в зависимости от того, насколько они усвоили категории этноса (или в какой степени их поступки соответствуют нормам и правилам, принятым в данном этносе):

Количество человек



 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных