Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И представления бухгалтерской отчетности




 

Человеческие законы и

постановления - это всегда

и неизбежно путы и оковы.

 

Маркиз де Сад

 

В первой части этой книги мы постарались рассказать Вам о бухгалтерском учете как составляющей экономической жизни общества, раскрыть роль бухгалтерской информации в хозяйственных процессах. Целью второй части было продемонстрировать, как бухгалтерский учет регулируется действующим правом,

Данная часть нашей работы призвана показать читателям, что представляет собой бухгалтерская отчетность, с которой они должны и могут успешно работать. Цель этой части книги - дать ответ на вопрос, как и по каким принципам строится бухгалтерская информация, которой следует пользоваться при принятии управленческих решений.

В первую очередь, здесь следует отметить, что бухгалтерская отчетность предприятия, с которой мы имеем дело на практике, есть прежде всего предмет законодательного (нормативного) регулирования.

Регулирование государством состава и содержания бухгалтерской отчетности, безусловно, сковывает инициативу счетных работников. Но что есть, то есть, и бухгалтер обязан заполнять те формы, которые предписывает власть.

Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Бухгалтерская отчетность организаций для внешних по отношению к ней лиц (инвесторов, кредиторов, контрагентов по сделкам, налоговых органов и т.д.) - это источник информации об их имущественном и финансовом положении, отсюда особую важность приобретает проблема достоверности информации о предприятии, имеющей определенное юридическое значение. Достоверность бухгалтерской отчетности и единообразие ее форм обеспечивается законодательным регулированием порядка составления и представления бухгалтерской отчетности организаций. Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Эта норма Закона носит декларативный характер, обязывая все организации независимо от организационно-правовой формы составлять отчетность на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность определяется Законом как "единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам".

Пунктом 2 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" устанавливается обязательный состав бухгалтерской отчетности организаций. Согласно Закону бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Закона отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, аудиторской фирмой или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Пунктом 1 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете" устанавливается, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом,

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 15 Закона, представляет собой один из самых спорных его моментов, так как в сущности здесь прямо указаны только два адреса, в которые в обязательном порядке представляется бухгалтерская отчетность:

а) собственники организации, которые естественно имеют право получать бухгалтерскую отчетность, хотя (как хорошо доказывает сегодняшняя практика) обладать правом - это еще не значит этим правом пользоваться. Поскольку собственники организации названы первыми получателями отчетности, постольку именно собственники, в конечном счете, нанимая руководителя и главного бухгалтера, формируют, согласно п. 4 ст. 13 настоящего Закона, методологию бухгалтерского учета. Таким образом, собственник - это уникальная фигура среди пользователей финансовой отчетности, именно его интересы защищают руководитель, главный бухгалтер, аудитор и Закон о бухгалтерском учете;

б) органы государственной статистики - это второй прямой получатель бухгалтерской отчетности.

В качестве прямого получателя бухгалтерской отчетности, но только для государственных и муниципальных унитарных предприятий, Закон называет органы, уполномоченные управлять государственным имуществом: Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, его территориальные комитеты либо органы, уполномоченные управлять государственным имуществом в лице министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, и соответствующие органы исполнительной власти регионов Российской Федерации.

Таким образом, как отмечает А.С. Бакаев, по смыслу Закона адреса представления бухгалтерской отчетности можно подразделить на обязательные и дополнительные (см.: Бакаев А. С. Закон "О бухгалтерском учете". М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997, с. 69). При этом как дополнительные Закон выделяет: другие органы исполнительной власти; банки; иных пользователей бухгалтерской отчетности. А. С. Бакаев, указывает, что к "другим органам исполнительной власти" относятся финансовые органы (министерства финансов республик в составе Российской Федерации, финансовые управления (главные управления, комитеты, департаменты, отделы) администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов), таможенные органы, правоохранительные органы и др. Годовая бухгалтерская отчетность представляется таким органам в случаях возникновения надобности для осуществления возложенных на них законодательством Российской Федерации функций (см, там же).

Бухгалтерская отчетность представляется банкам в соответствии с заключенными с ними организациями - субъектами учета хозяйственными договорами.

В числе иных пользователей, которым "бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации", прежде всего следует выделить налоговые органы.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации в числе обязанностей налогоплательщиков, связанных с ведением учета, называет обязанности:

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Таким образом, в Налоговом кодексе речь идет как о ведении хозяйствующими субъектами так называемого налогового учета, т.е. данных, позволяющих исчислить налогооблагаемые величины и заполнить налоговые декларации, так и бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете". И в качестве документов, подлежащих обязательному представлению в налоговые органы, кодекс называет не только налоговые декларации, но и бухгалтерскую отчетность организаций. Следовательно, в настоящее время согласно действующему законодательству налоговые органы являются обязательным адресатом представления бухгалтерской отчетности организаций. На практике налоговая инспекция является чуть ли не единственным реальным пользователем бухгалтерской отчетности большинства организаций в России.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Потребность в бухгалтерской информации не только внутренних, но и внешних пользователей объясняет существование важнейшего принципа нормативного регулирования бухгалтерской практики - принципа публичности бухгалтерской отчетности, закрепленного в ст. 16 Закона РФ "О бухгалтерском учете". Данная статья Закона устанавливает перечень хозяйствующих субъектов, чья годовая и квартальная бухгалтерская отчетность подлежит обязательной публикации и определяет понятие публичности бухгалтерской отчетности.

Обязанность публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, вменяется: акционерным обществам открытого типа, банкам и другим кредитным организациям, страховым организациям, биржам, инвестиционным и иным фондам, создающимся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных