ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансовое положение и его экономический анализ
Если есть на свете чувство реальности, то должно быть и чувство возможности.
Р. Mузиль
Парадоксы бухгалтерского учета делают отчетность, даже составленную по всем правилам и требованиям нормативных документов, весьма сомнительной. И тем не менее у администратора, хозяйственника практически нет других данных и он поступит очень опрометчиво, если будет пренебрегать ими. У администратора есть помощник в море отчетных чисел - это его главный бухгалтер. Однако с ним мало считаются. Один наш американский коллега жаловался и жалоба эта типична: "Боссу не нужна была моя помощь. Он платил мне только за улаживание вопросов с налогами, и все." (Цит.: А.Голдстайн. Бизнес-доктор. Изд-во "Федоров", Самара, 1997, с. 88). Значит, виноват босс. Нужно всегда советоваться с хорошим главным бухгалтером, а отличить хорошего главбуха от плохого достаточно легко: хороший бухгалтер одобрит все (или почти все) идеи, изложенные в этой книге, плохой - не сможет их понять. Глядя в набор отчетных форм и почти безграничное множество чисел в нем, администратор должен понять несколько очень важных моментов: выживание, прибыль и экономический рост. Эти три великие цели связаны не с предприятиями, как многие думают, а с лицами, заинтересованными в работе этих предприятий. Так, выживание важно для тех, кто хочет поддерживать связи с предприятием, отнюдь не для тех, кто хотел бы это предприятие разорить или просто безразличен к тому, будет существовать предприятие или нет. Даже сами мотивы выживания могут быть очень разными: от экономических (получение доходов) до сентиментальных (фирма представляет собой национальную гордость). Точно так же рентабельность предприятия может оставить равнодушными многих участников хозяйственного процесса, более заинтересованных в его платежеспособности. Что же касается экономического роста, то в сущности это только условие выживания, ибо, если предприятие не растет, то у него уменьшаются шансы выжить. Сказанное имеет глубокий смысл: цели могут быть только у людей, но не у организации или тем более у каких-то абстрактных конструкций. В самом деле, у магазина нет целей, но у завмага могут быть одни цели, а у продавцов - другие, у акционеров магазина - третьи и т. п. И именно люди формируют финансовую политику, они принимают решения, они выбирают ту теорию из их множества, которая отвечает их интересам и ущемляет интересы соперничающих групп. Казалось бы, очевидно предположение о том, что в основе финансовой деятельности лежит логика, но люди не всегда поступают согласно правилам разума. Они слишком часто поступают по зову сердца, преследуя самые разнообразные, часто взаимоисключающие цели. Однако сложность человеческой жизни в том и состоит, что, с одной стороны, "человеческой воле не положен предел" (Н. Заболоцкий), а с другой - воле одного человека (группы людей), как правило, противостоит воля другого человека (другой группы людей) и следовательно, каждый человек может по-разному понимать, что такое оптимальная ситуация и что собой представляет оптимальная структура бухгалтерского баланса. Таким образом, задача администратора (менеджера) - капитана корабля-предприятия и его штурмана - главного бухгалтера (финансового аналитика) состоит в том, чтобы обеспечить: 1) оптимальную структуру актива баланса, т. е. добиться того, чтобы рентабельность предприятия была максимально возможной; 2) абсолютную платежеспособность предприятия, т. е. создать условия, при которых предприятие могло бы в срок погасить свои долги. Эти задачи дополняют друг друга, но не надо думать, что они совпадают. Тот, кто помнит о первом бухгалтерском парадоксе: прибыль есть, а денег нет, сразу поймет, что полученная огромная прибыль (товары продали, а деньги еще не получили) совсем не обязательно означает то, что предприятие остается платежеспособным. Теперь рассмотрим, как можно измерить и оценить рентабельность и платежеспособность фирмы.
Рентабельность
Под рентабельностью понимается отношение полученной прибыли к вложенному капиталу, что передается элементарной формулой:
P R= - A
где R - коэффициент рентабельности; Р - величина прибыли; А - итог актива (пассива) баланса. Смысл формулы очень прост: предприятие вложило свои и привлеченные средства (капиталы) в активы, намереваясь получить прибыль. Чем больше значение коэффициента, тем лучше работает администрация. Однако прежде чем считать рентабельность, надо принять во внимание несколько очень важных правил: 1) величина прибыли должна быть представлена до налогообложения, ибо объем налогов не должен искажать усилия коллектива. Эту величину мы можем увидеть в отчете о прибылях и убытках; 2) необходимо различать прибыль, исчисленную с учетом требований налоговых органов, и прибыль, исчисленную согласно правилам бухгалтерского учета. Для расчета рентабельности необходима только вторая величина, и именно эту величину показывает отчет о прибылях и убытках; 3) величина актива должна быть определена только в ценах затрат, т. е. по себестоимости; 4) себестоимость активов в случае реальной или возможной утери ими стоимости должна быть доведена до остаточной. Например, первоначальная стоимость основных средств - 100000 у.е., износ - 20000 у.е., в состав А включается только 80000 у.е.; резервы на сомнительную дебиторскую задолженность, на возможные потери запасов должны быть вычтены из суммы А. Названные процедуры необходимо выполнить, так как прибыль была получена на реальный капитал; 5) формула содержит логическую некорректность, так как Р - это величина, полученная за определенный период, а А - сумма, исчисленная на определенный момент. Поэтому более правильно в знаменателе указать среднюю величину _ А=(А0+А1)/2, _ где А - средний объем активов; А0 - активы на начало отчетного периода; A1 - активы на конец отчетного периода. _ Замена А на А необходима во всех случаях, когда имеются существенные изменения в объеме и структуре активов. Степень существенности таких изменений определяет аналитик. В рассмотренной в разделе 3.2 отчетности показатели, необходимые для расчета рентабельности, составляют: A0 - 9620052 у.е. А1 - 11414258 у.е. _ А = (9620052+11414258)/2=10517155 у.е. За отчетный период наше предприятие получило убыток. Следовательно, показатель Р составит - 1027440 у.е. Показатель рентабельности рассчитывается следующим образом:
P 1027440 R= —— = ———————— = 0,10 A 10517155
Таким образом, в отчетном периоде организация на каждый вложенный рубль получила 10 копеек убытка, проедая свои активы; 6) знаменатель должен непременно содержать все активы, т. е. именно А, а не собственный капитал (четвертый раздел современного баланса). Это связано с тем, что прибыль производится не только, а иногда и не столько своим капиталом, сколько общим капиталом и своим, и заемным. Правда, если администрация стремится поднять значение показателя рентабельности, то она, естественно, в знаменатель вводит только значение собственных средств; 7) сама прибыль исчисляется как разность между доходами и расходами предприятия:
Р = П - В,
где П - поступления-доходы предприятия (кредитовые обороты результатных счетов); В - расходы предприятия (дебетовые обороты результатных счетов). Администратор должен хорошо понимать, что значения П и В определяются не только его хорошей или плохой работой, но и тем, какую он вместе с бухгалтером выбрал учетную политику (см. раздел 2.2.); 8) анализ рентабельности, следовательно, в первую очередь зависит от анализа объема доходов (П) и объема затрат, связанного с этими доходами (B); 9) одним из решающих факторов увеличения рентабельности выступает оборачиваемость капитала. Общая схема анализа начинается с базовой модели:
A0 + П - В = А1,
т. е, если к начальной сумме актива прибавить весь объем поступлений за отчетный период и вычесть все расходы, связанные с этими поступлениями, то мы должны получить величину конечного бухгалтерского баланса. Для большего удобства мы можем записать приведенные элементы в виде такого равенства
А0 + П = В + А1,
Отсюда можно довольно легко определить скорость оборота всех средств предприятия. Она лежит в границах:
B/А0 и П/А1
т. е, изначальный актив был вложен в расходы в целях получения доходов, а конечный актив стал следствием поступления средств в предприятие. Совершенно очевидно, что чем выше скорость оборачиваемости активов, тем выше рентабельность и тем эффективнее работа администрации. Подобные вопросы можно дифференцировать: по видам деятельности (основная, финансовая, прочая). На практике предпочитают рассматривать только оборачиваемость оборотных средств, что оправдано лишь как средство углубления анализа; 10) при углублении анализа рентабельности всегда необходимо принимать во внимание простой, но часто забываемый, факт: первые вырабатываемые единицы продукции идут на покрытие затрат. Затраты делятся на постоянные (косвенные) - они зависят от временного периода и переменные (прямые) - они зависят от количества вырабатываемых изделий. Постоянные (косвенные) затраты, как правило, всегда существуют в одной сумме независимо от числа выработанной продукции. В любом производстве есть такое изделие, выработка которого приносит ровно (или почти ровно) столько же доходов, сколько затрат. Это изделие, точнее его стоимостное выражение, называется мертвой точкой. На рис. 4.1. показано место мертвой точки в системе учетных координат.
См. графический объект "Рис. 4.1. Схема расчета мертвой точки"
Содержание, описанное на схеме, может быть представлено в аналитической форме:
П = V + F + Р,
где V - переменные затраты; F - постоянные затраты, Из схемы видно, что величина переменных затрат зависит в определенной пропорции (k) от объема продаж данных изделий, т. е. имеет место:
V = kхП
Отсюда ясно, что объем продаж (выручка) равен V = kхП + F Это обычное линейное уравнение описывает ситуацию, связанную с измерением рентабельности производства и реализации того или иного типа изделий. Мертвая точка (Sm) - критический объем реализации - может быть определена как отношение
F Sm = ————— 1-k
Так, например, если постоянные затраты (F) составляют 100 у. е., а на 1 у. е. продажной цены падает 0,6 у. е - переменных расходов (К), т.е. мы можем признать, что в каждом рубле, вырученном от продажи, заложено 60 коп. переменных расходов, то администрация для получения прибыли должна непременно продать не менее 250 у. е.
100 100 250 = ——————— = ————— 1 - 0.6 0.4
Отсюда следует, что безубыточная продажа (250 у. е.) включает 100 у.е. постоянных расходов и 150 у.е. (250х0,6). Приведенный подход показывает исчисление мертвой точки (Sm) по общему объему продаж. Эта же формула может быть использована для определения Sm по каждому наименованию реализуемых товаров, работ и услуг. В этом случае можно от стоимостных показателей перейти к натуральным. Это, в ряде случаев, очень важно. Например, сколько нужно продавать автомобилей, чтобы начать получать прибыль, сколько надо продать путевок на туры в Барселону, чтобы окупить экскурсию, и т. д. В данном случае мертвая точка представлена в стоимостном выражении, ее можно представить и в выражении натуральном (Q):
F Qm = —————, C-V
где С - цена единицы изделия. Qm, т. е. объем продаж в натуральном выражении, определяется в зависимости от назначаемой цены. Например, мы намерены продавать помидоры по 5 у.е. за 1 кг. Возникает вопрос: сколько надо продать помидоров, чтобы окупить наши расходы?
100 100 ———————— = ————— = 50, 5-5х0,6 5-3
Таким образом, после продажи 50 кг помидоров начинается получение прибыли или только с 51 кг предприятие может получать прибыль. Если администрация решит продавать помидоры по 3 у.е. за 1 кг, то ему придется продавать существенно больше помидоров:
100 100 100 ———————— = ——————— = ——— = 83.33 3-3х0.6 3 - 1.8 1.2
Следовательно, чем ниже продажная цена, тем больше усилий необходимо приложить для того, чтобы окупить неизбежные постоянные расходы. Однако менеджер должен думать не о том, чтобы окупать расходы, а о том, какую ему нужно получить прибыль, и сколько для этого нужно продать товаров. Для определения объема производства изделий, с целью получения необходимого валового дохода следует использовать формулу:
F + P Q1 = ——————— C - V
Например, предпринимателю необходимо получить минимум 30 у. е. прибыли. Если он назначит цену в 5 у.е,, то ему достаточно продать 65 кг.
100+30 ————————— = 65, 5-5х0,6
если же он получит цену в 3 у.е., то ему придется продать 109 кг.
100+30 ———————— = 108.33 3-3х0,6
Таким образом, чем меньше продажная цена, тем больше возникает работы по реализации товаров и услуг. Расчеты, подобные тем, что мы рассмотрели, необходимо выполнить только в двух случаях: или (а) когда планируется запуск в производство и продажу того или иного изделия; или (б) когда у администрации возникают сомнения в рентабельности выпуска того или иного изделия; 11) распространенные представления о том, что необходимо рассчитывать себестоимость каждого вида вырабатываемой продукции, в целом ошибочны. Конечно, когда необходимо решать вопрос о запуске в производство и реализации той или иной продукции, тогда безусловно необходимо такие расчеты выполнить, но из месяца в месяц, как это делали бухгалтеры в годы нашей молодости, смысла нет. Этот наш вывод продиктован следующими соображениями: состав затрат, а следовательно, и величина себестоимости обусловлены нормативными актами - что по инструкции включается в состав затрат, то и получается в числителе. Например, если в состав затрат будут входить все издержки, то себестоимость будет большой, если же потери не будут входить в нее, то себестоимость будет низкой. В сущности, даже дивиденды можно рассматривать как затраты и тогда себестоимость опять станет иной. Таким образом, себестоимость - это или "каприз" Министерства финансов, или самой администрации - что ими включается в состав затрат, то и определяет ее значение; величина затрат, т. е. числителя, зависит от колебаний цен, тарифов, ставок налога, процентных отчислений. Например, стоит изменить нормы амортизационных отчислений, тут же меняется величина себестоимости при неизменном технологическом процессе; выбор методов оценки списываемых материалов обусловливает величину себестоимости готовых изделий. Если предприятие списало одно и то же сырье, но оценивает его разными методами, то, очевидно, значение себестоимости, которое с точки зрения истины должно быть одинаковым, окажется несопоставимым; нельзя затраты строго разграничивать между отчетными периодами, всегда возможно смещение по времени тех или иных величин; если на числитель влияет только инструкция, то знаменатель (объем готовой продукции) зависит и от инструкции, и от определения объема незавершенного производства. В самом деле, сальдо счета "Основное производство" определяется экспертным путем, а эксперты всегда заинтересованы или его преувеличивать, так как это приводит к снижению себестоимости, или преуменьшать, ибо это приводит к завышению себестоимости и снижает сумму налоговых платежей; объект калькуляции, как правило, крайне сложно определить, а от того, что включает в себя этот объект, зависит величина себестоимости. Тут возможно два решения: или включать всю выработанную продукцию или же только проданную, В первом случае продукция, которая не найдет покупателя и навсегда останется на складе до превращения в утиль, тоже включается как полноценная в объект калькуляции, что, конечно, снижает величину себестоимости. Кроме того, чем больше будут приходовать на склад недоброкачественных изделий, тем ниже будет себестоимость реализованной качественной продукции. Поэтому, может быть, более правильно считать объектом калькуляции только проданную продукцию, но это приводит к временному разрыву в учете между циклом производственных затрат и циклом реализации готовой продукции; наличие так называемых сопряженных расходов практически перечеркивает возможность калькуляции. Например, затраты на содержание скотного двора надо разделить на готовую продукцию, которая представлена приплодом, молоком, мясом и навозом. Определить себестоимость каждого из видов продукции возможно только с помощью крайне условных модификаций. Но, если исходить из того, что по мере развития производства такой сопряженной продукции становится все больше и больше, то в силу уже одних этих причин калькуляция как бухгалтерская категория становится невозможной; существенным аргументом против бухгалтерской калькуляции надо считать и то обстоятельство, что практически на любом предприятии выделяются прямые и косвенные затраты. Предполагается, что прямые затраты легко отнести на объект калькуляции, косвенные затраты рекомендуется распределять пропорционально какой-то определенной базе, однако выбор базы всегда носит субъективный характер и, следовательно, выбирая базу, мы заранее задаем значение себестоимости. Некоторые сторонники бухгалтерской калькуляции считают, что точность отнесения косвенных затрат будет обеспечена, если для распределения различных затрат или менять базы, или же комбинировать их, однако, в этом случае, условность, неопределенность конечных результатов только будет возрастать. Если учесть, что развитие производства неуклонно увеличивает долю постоянных расходов, то значение приведенного обстоятельства становится еще существенней; себестоимость можно получить только как среднюю арифметическую величину. Если, например, произведено п единиц готовой продукции, то очевидно, что себестоимости каждой из этих единиц не тождественны друг другу. Однако бухгалтеры их отождествляют, что противоречит требованию точности, на которой зиждется весь традиционный бухгалтерский учет. Себестоимость - это только математическое ожидание, вытекающее из ее стохастической природы; более того, бухгалтерская себестоимость приводит к формированию затратной экономики - растрате ресурсов предприятий и общества. Это особенно очевидно при формировании цены как себестоимости, увеличенной на заданный процент прибыли. В этом случае увеличить прибыль возможно только увеличением себестоимости; наконец, последнее предположение: допустим, что себестоимость рассчитана и измерена совершенно точно. Тогда возникает вопрос: во что она обойдется, т. е. какова себестоимость себестоимости? И тут следует заметить, что расчет себестоимости и трудоемкий, и дорогой, а решать с ее помощью конкретные производственные задачи не приходится, так как она не верна по существу и бесполезна по времени получения. Теперь возникает новый вопрос: почему все-таки так много сторонников бухгалтерской калькуляции? Вопрос сложный и ответ на него не может быть простым. Среди обстоятельств назовем: во-первых, кажущуюся убедительность чисел себестоимости, их практическую "очевидность". У числопоклонников это создает иллюзию нужности и эффективности их работы; во-вторых, возможность бухгалтерии расширить штаты, подчеркнуть значимость своей работы; в-третьих, подменить подлинную нужную работу документальным ее подобием. Более того, современные тенденции в бухгалтерском учете приводят к тому, что, как утверждают Т.Джонсон и Р.Каплан, ",,, ни одна фирма с большим ассортиментом продукции сегодня не знает себестоимости своих изделий" (The Management Accounting, 1987, N 1, с. 29.) Но может быть, им и не надо ее знать? Бухгалтерская калькуляция фактической себестоимости не нужна, но это, конечно, не означает, что калькуляция себестоимости не нужна вообще. Она необходима в двух качествах: как плановая (перспективная) и ретроспективная. Первая предназначена для принятия решений о производстве продукции и установления цен с целью определения ожидаемой рентабельности. Именно эта калькуляция определяет характер экономической работы на предприятии. Вторая может возникнуть в связи с экономическими или контрольными вопросами, обусловленными выпуском каких-то определенных видов продукции, или в связи со статистической задачей исчисления себестоимости всех видов продукции на какой-то момент t. Это разовая, а не систематическая калькуляция. При ее исчислении возможно использование небухгалтерских методов, Отрицая калькуляцию как средство исчисления себестоимости отдельно взятых ее элементов необходимо решительно подчеркнуть значение калькуляции как процедуры вменения оценки тому или иному объекту, как средства исчисления затрат. И тут мы должны отметить, что центр тяжести в учете этих затрат должен быть перенесен с единиц готовой продукции на производственные участки - центры ответственности. Дело в том, что ответственность за колебания себестоимости несут конкретные лица, занятые в производстве, а не сами изделия. Перенос ответственности на исполнителя предопределил и формирование концепции центров ответственности. (При этом необходимо отличать центры ответственности от центров возникновения затрат. Например, зажженная лампочка в цехе - это место возникновения затрат, человек, отвечающий за показатели счетчика, фиксирующего расход электроэнергии, - центр ответственности.) Отсюда вытекает правило: Каждую структурную единицу предприятия обременяют те и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует. При определении центров ответственности прежде всего принимают во внимание технологическую структуру предприятия, а далее выделяют его горизонтальные и вертикальные разрезы. Первый ограничивается кругом деятельности каждого лица, ответственного за центр; второй предопределяет иерархическую лестницу правомочий лиц, принимающих управленческие решения. Каждый из центров может быть центром или затрат, или доходов, или эффекта инвестиций. В первом случае отчет составляют по расходам, во втором - по прибыли, в третьем - по срокам окупаемости. Руководитель центра должен нести финансовую ответственность за принятые обязательства по выполнению заданий. При этом каждый центр может выполнять самые различные функции (производства, маркетинга, технических разработок, учета, контроля и т. п.). Это связано с тем, что объектом центра выступает человек, агент, администратор, а не отдельно взятые функции или средства. Рассмотрение центров ответственности предприятия в горизонтальных и вертикальных разрезах позволяет сочетать централизованное руководство с максимально возможной инициативой руководителей структурных подразделений предприятий в интересах достижения общей цели. Теперь все внимание в учете переносится с неодушевленных и "безответных" предметов на человека, принимающего решения; 12) нельзя все время понимать под финансовым результатом прибыль, надо думать и об убытках. Методика анализа сохраняется, но все результаты уже характеризуют не успешность, а ущербность работы предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|