Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расстройства чувственного познания




Расстройства, относящиеся к нарушениям, чувственного познания, называются сенестопатиями (от лат. sensus — чувство, ощущение + греч. pathos — болезнь, страдание).

Сенестопатии — патологические ощущения в виде возникающего в различных частях тела или внутренних органах неприятного, а иногда очень тягостного, мучитель­ного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической па­толо­гией.

Алгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого'симптома обязательно следует ис­ключить какую-либо неврологическую патологию.

Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как от­дельных экстерорецеп-торов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных уча­стках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпа­дение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истериче­скую природу, необходимы са­мое тщательное объективное обследование, в первую очередь нев­рологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зо­нам иннервации), а также другие специальные методы обследования.

Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринима­ются приглу­шенно, как бы «под сурдинку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блёклыми, стертыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»).

Гиперестезия — обостроенное, усиленное чувст­венное восприятие со стороны экстерорецеп­торов, касаю­щихся как отдельных анализаторов (острое до непереноси­мости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например» и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздра­жения.

Синестезии — особенности чувственного восприя­тия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновремен­но ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов. Так, известный французский поэт Бодлер чувствовал в «слиянии воедино» запахи, звуки и краски («Аромат зеленый и звучный»), хотя реально ощущал в это время только запах. У другого известного французского поэта — Артюра Рембо — гласные буквы окрашивались в определенные цвета: «а» — в черный, «е» — в белый, «о» — в голубой и т.д.

Синестезии не обязательно патология, они могут встре­чаться и в норме — у одаренных музы­кантов, поэтов, художников. Они могут возникать как временная патология при действии психо­томиметических средств.

Иллюзии

Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы восприни­маются человеком. в измененном, ошибочном виде. Иллюзорное восприятие может иметь место и на фоне полного психического здо­ровья, когда искаженная перцепция связана с недостатком того или иного органа чувств или с проявлением одного из законов физики. Классический пример: ложка в стакане чая кажется преломленной, о чем еще Р. Декарт сказал:

«Мой глаз ее преломляет, а мой разум — выпрямляет».

Выделяют также иллюзии невнимания (К. Ясперс), когда здоровый человек при отвлечении внимания на что-то очень важное может воспринять окружающее ошибочно.

Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего подразделяются на аффективные или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.

Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение. В таком напряжен­ном состоянии че­ловек прозрачную штору ошибочно восп­ринимает как качающийся скелет, пальто на вешалке ка­жется страшным бродягой, галстук на спинке стула — ползущей змеей, в шуме вентилятора слы­шатся угрозы в свой адрес и т. д.

Вербальные иллюзии (от лат. verbalis — устный, сло­весный) выражаются в ошибочном воспри­ятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окру­жающих он слышит (что обычно также бы­вает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, об­ви­нения, якобы относящиеся к нему.

Парэйдолические иллюзии (от греч. para — возле, около + eidoles — образ) — расстройства вос­приятия, когда дей­ствительно существующие образы воспринимаются изме-ненно, обычно в при­чудливо-фантастическом виде. Напри­мер, узор на обоях воспринимается как гигантская жаба, тень от торшера — как голова какого-то страшного ящера, узоры на ковре — как прекрасный, ни­когда прежде не виданный пейзаж, очертания облаков — как живописная группа людей.

Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слухо­вые. Кратковременно они мо­гут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения. Од­нако скорее всего они сигнализируют о начи­нающемся пси­хозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы.

Галлюцинации

Галлюцинации — расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психиче­ской деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действитель­ности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта.

К галлюцинациям нельзя относить миражи — явления, основанные на законах физики. По­добно иллюзиям, гал­люцинации подразделяются по органам чувств. Обычно вы­деляют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чув­ства, к которым чаще всего относят висцеральные и мы­шечные галлюцинации. Могут быть и ком­бинированные галлюцинации (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее. холодное прикосновение).

Все галлюцинации, независимо от того, относятся ли они к зрительным, слуховым или другим обманам чувств, делятся на истинные_и..псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации всегда проециру­ются вовне, связаны с реальной, конкретно сущест­вующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существо­вании, так же ярки и естественны для галлюцинирую­щего, как и реальные вещи. Истинные галлюцинации иногда вос­принимаются больными даже бо­лее ярко и отчетливо, чем действительно существующие предметы и явления.

Псевдогаллюцинации чаще, чем истин­ные, характеризуются следующими отличительными осо­бенностями:

а) чаще всего проецируются внутри тела боль­ного, главным образом в его голове («голос» зву­чит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней не­приличными словами и т. д.);

Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, напоми­нают представления, но от­личаются от них, как подчеркивал еще сам В. Кандинский, следующими особенностями: 1) неза­висимостью от воли человека; 2) навязчивостью, насильственностью; 3) законченностью, оформ­ленностью псевдогаллюцинаторных образов.

б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проеци­руются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойст­венной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлю­цини-рования эта обстановка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ;

в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их ре­альности, всегда со­провождается чувством сделанности, подстроенности, наве-денности этих го­лосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кан­дин­ского—Клерамбо, в который входит также бред воздействия, поэтому больные и убеждены, что «видение» им «сделали с помощью особых аппаратов», «голоса наводят прямо в голову тран­зисторами».

Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в пато­логическом восприятии больным каких-то слов, речей, разго­воров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (а к о а з м ы). Словес­ные (вербальные) галлюцинации могут быть самыми разнообразными по содержанию: от так на­зыва­емых окликов (больной «слышит» голос, называющий его имя или фамилию) до целых фраз или даже длинных речей, про­износимых одним или несколькими голосами.

Наиболее опасны для состояния больных императивные галлюцинации, содержание которых носит повелительный характер, например больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Ввиду того что подобные «приказы» являются следствием па­толо­гии психической деятельности галлюцинирующего человека, больные с такого рода болез­ненными переживаниями могут быть очень опасны как для себя, так и для окружающих, а потому нуждаются в особом надзоре и уходе.

Галлюцинации угрожающие также очень неприятны для больного, так как он слышит угрозы в свой адрес, реже — в адрес близких ему людей: его «хотят зарезать», «повесить», «выбросить с балкона» и т. д.

К слуховым галлюцинациям относятся также коммен­тирующие, когда больной «слышит речи» обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал.

Антагонистические (контрастирующие) галлюцина­ции выражаются в том, что больной слы­шит две группы «голосов» или два «голоса» (иногда один справа, а другой слева) с противоречи­вым смыслом («Давайте сейчас с ними расправимся». — «Нет, подождем, он не такой уж плохой»;

«Нечего ждать, давай топор». — «Не трогай, он свой в доску»).

Зрительные галлюцинации могут быть либо элементар­ными (в виде зигзагов, искр, дыма, пла­мени — так назы­ваемые ф о т о п с и я), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей (в том числе и тех, кого он знает или знал), животных, насекомых, птиц (з о о п с и и), предметы или иногда части тела человека и т. д. Подчас это могут быть целые сцены, панорамы, например поле боя, ад со множеством бегающих, крив­ляющихся, дерущихся чертей (панорамические, киноподобные). «Видения» могут быть обычных размеров, в виде очень мелких людей, животных, предметов и т. д. (лилипутские галлюцинации) или в виде очень больших, даже гигантских (макроскопические, гул-ливерские галлюцинации). В некоторых случаях больной может видеть себя, свой собственный образ (галлюцинации двойника, или аутоскопические).

Иноща больной что-то «видит» позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации).

Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов (больной ощущает запах гниющего мяса, гари, тления, яда, пищи), реже — совсем незна­комый запах, еще реже — залах чего-то приятного. Нередко больные с обонятельными гал­люци­нациями отказываются от еды, так как уверены, что «в пищу им подсыпают ядовитые вещества» или «кормят гнилым человеческим мясом».

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода (термичес­кие галлюцинации), в ощущении хватания (г а п-тические галлюцинации), появления на теле ка­кой-то жидкости (гигрические галлюцинации), ползания по телу насекомых. Больному мо­жет казаться, будто его кусают, щекочут, царапают.

Висцеральные галлюцинации — ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей («в животе лягушка сидит», «в мочевом пузыре головастики расплодились», «в сердце клин вбит»).

Гипнагогические галлюцинации — зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вече­ром перед засыпа­нием, при закрытых глазах (их название происходит от греч. hypnos — сон), что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными, множественными, сценопо­добными, иногда калейдоскопическими («у меня в глазах какой-то калейдоскоп», «у меня теперь собственный телевизор»). Больной видит какие-то рожи, гримасничающие, показы­вающие ему язык, подмигивающие, чудовищ, причудливые растения. Значительно реже такое галлюцинирова­ние может возникать во время другого переходного состояния — при пробуждении. Подобные галлюцинации, также возникающие при закрытых глазах, носят название гипнопомпических.

Оба этих вида галлюцинаций нередко бывают одними из первых предвестников белой горячки или какого-то дру­гого интоксикационного психоза.

Функциональные галлюцинации — те, что возникают на фоне реального раздражителя, дейст­вующего на органы чувств, и только в течение его действия. Классический пример, описанный В. А. Гиляровским: больная, как только из крана начинает литься вода, слышала слова: «Иди домой, Наденька». При закручивании крана исчезали и слуховые галлюцинации. Так же могут возникать зрительные, так­тильные и другие галлюцинации. От истинных галлюцина­ций функциональные отличаются наличием реального раз­дражителя, хотя и имеют совершенно иное содержание, а от иллюзий — тем, что воспринимаются параллельно с реальным раздражителем (он не трансформи­руется в ка­кие-то «голоса», «видения» и т. д.).

Внушенные и вызванные галлюцинации. Галлюцинатор­ные обманы чувств можно внушить во время сеанса гипноза, когда человек будет чувствовать, например, запах розы, сбрасывать с себя «обвивающую» его веревку. При известной готовности к галлюцинированию возможно появление гал­люцинаций и тогда, когда спонтанно эти обманы чувств уже не появляются (например, если человек только что перенес делирий, особенно алкогольный). Симптом Липмана — вызывание зрительных галлюцинаций лег­ким нажатием на глазные яблоки больного, иногда к на­давливанию следует добавить и соответствующее внушение. Симптом чистого листа (симптом Рей­ха р д т а) заключается в том, что больному предлагается очень внимательно рассматривать чистый лист бе­лой бумаги и рассказывать, что он там видит. При симптоме Ашаффенбурга больному предлагают поговорить по выключенному телефону; таким образом проверяется го­товность к возникновению слуховых галлюцинаций. При проверке последних двух симптомов также можно прибег­нуть к внушению, сказав, допустим: «Посмотрите, какого вы мнения об этом рисунке?», «Как вам нра­вится эта со­бака?», «Что вам сообщает по телефону этот женский голос?»

Изредка внушенные галлюцинации (как правило, зри­тельные) могут иметь и индуцированный характер: здоро­вый, но внушаемый, с истерическими чертами характера человек может вслед за больным «увидеть» черта, ангелов, какие-то летающие предметы и т. д. Еще реже индуциро­ван­ные галлюцинации могут возникнуть у нескольких лю­дей, но обычно на очень короткое время и без той четкости, образности, яркости, как это бывает у больных.

Галлюцинации — симптом болезненного расстройства (хотя иногда и кратковременного, на­пример, под действием психотомиметических средств). Но иногда, как уже отме­чалось, довольно редко, они могут возникать и у здоровых (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при пато­логии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т. д.) 1 и слуха.

Галлюцинации при этом чаще элементарные (вспышки света, зигзаги, разноцвечные пятна, шум листвы, падающей воды и т.д.), но могут быть и в виде ярких, образных слуховых или зри­тельных обманов восприятий.

Это так называемые галлюцинации типа Шарля Б о н-н э — натуралиста XVII века, наблюдав­шего у своего 89-летнего деда, страдающего катарактой, галлюцинации в виде животных и птиц.

Признавая возможность галлюцинаций у людей с па­тологией зрения и слуха, необходимо со­брать подробный анамнез (наличие в прошлом заболевания, рецидив кото­рого возник во время заболевания глаз), провести тща­тельное обследование психического состояния в настоящее время и катамнестическое прослеживание, так как ката­ракта, снижение слуха и другие нарушения выяв­ляются в пожилом возрасте, когда может начинаться и психиче­ское заболевание, свойственное этому периоду. Очень важ­но знать и учитывать объективные признаки галлюцина­ций, опасный характер некоторых из них (например, им­перативных галлюцинаций), присущее психически боль­ным стремление скрыть свои болезненные пережива­ния (диссимуляция). Нередко общая недос­тупность, не­возможность вступить с больным в контакт обязывают вра­ча очень тщательно сле­дить за его поведением, мимикой, жестами, пантомимикой. Например, больные могут заты­кать уши или нос, внимательно к чему-то прислушиваться, плевать вокруг себя, обнюхивать пищу, что-то говорить, прятаться, быть агрессивными, подавленными, растерян­ными и т.д. Имеет значение и характер болезни: при острых психозах преобладают зрительные галлюцинации, при длительно текущих — слуховые.

Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) — наплыв обильных галлюцинаций (вербальных, зри­тельных, так­тильных) на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1—2 нед (острый галлю­циноз) до нескольких лет (хро­нический галлюциноз). Галлюциноз может сопровождаться аффек­тивными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями. Галлюцинозы наблюдаются при алко­голизме, шизофрении, эпилепсии, органических пораже-ниях головного мозга, в том числе сифилитической эти­ологии.

Дереализация

Дереализация — отчуждение мира восприятий (К. Ясперс), расстройство перцепции (воспри­ятия) окружа­ющей действительности, при котором восприятие прежде знакомых явлений и пред­метов, живых существ, простран­ственных отношений начинает сопровождаться чувством их из­мененности, чуждости, неестественности, нереальности. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Именно поэтому при описании своих необычных переживаний они употребляют такие слова, как: «будто бы», «вроде», «неподобие», «как бы», «дома какие-то далекие-далекие», «как будто все по­дернулось какой-то дымкой», «дере­вья как нарисованные, хотя я знаю, что они настоящие», «все кругом какое-то мертвое», «все и та­кое и не такое, как будто бы я видела все это во сне», «все вижу как через толстое, мутное стекло», «звуки доходят приглушенно, как будто бы мои уши за­ткнуты ватой», «все воспринимается как бы через пленку тумана» и т. д.

Дереализационное восприятие окружающего может ка­саться как нескольких анализаторов од­новременно (изме­нение зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и дру­гих впечатлений), так и какого-то одного из них (преиму­щественно зрительного или слухового): больной не может на ощупь определить, какого предмета он касается — де­ревянного или железного; не может разли­чить вкус пищи («все, как трава»).

Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоот­ношений («все куда-то отодвинулось и стало каким-то плоским, как бы нарисо­ванным») и изме­ненного восприятия времени («время течет слишком медленно», «как бы остановилось» или, на­оборот, «за этот краткий миг мне показалось, что надо мной про­неслись века»).

При выраженных дереализационных явлениях может ис­чезнуть чувство действительности: больная не знает, ела она сегодня или нет, была ли у нее на свидании мать я существует ли она во­обще, не может представить себе свою домашнюю обстановку и т. д.

Дереализация нередко комбинируется с деперсонализа­цией, особенно в виде аутодеперсонали­зации.

Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (deja vu), уже пережитое (deja vecu), уже испытанное (deja eprouve), уже слышанное (deja en­tendu) или, напротив, никогда не виденное (jamais то). Эти переживания состоят в том, что незна­комая, со­вершенно новая обстановка обычно на какое-то мгновение кажется знакомой, уже когда-то виденной, пережитой, а речи окружающих — когда-то слышанными. В противопо­ложность этим переживаниям бывает (также очень крат­ковременно), когда хорошо знакомая ситуация пред­ставля­ется совершенно чуждой, незнакомой, никогда не виданной.

Эти симптомы довольно часто встречаются и у здоровых людей, особенно в связи с утомле­нием, недосыпанием, пе­ренапряжением.

Переживания чувства дереализации могут появляться и у здоровых людей (при тех же условиях и также кратко­временно), хотя нередко встречаются и при психических заболеваниях. Из дереали­зационных расстройств у здоровых (также при переутомлении) иногда отмечаются кратковре­мен­ные нарушения такого характера, когда хорошо знако­мая местность кажется перевернутой на 180° (т. е. человек не сразу понимает, налево ему идти или направо), что обычно бывает на улице, при выходе из транспорта, в метро и т.д.

Расстройства схемы тела

Расстройства схемы тела выражаются в нарушении при­вычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, о расположении их или о положении всего тела. На­пример, больному кажется, что его голова стала огромной, не умещается не только на подушке, но и вообще в комнате, что ноги его начинаются прямо от головы, а туловище исчезло. Другой чув­ствует, что у него непомерно увеличилась рука — «стала просто пудовой», сам он «ста­новится ма­леньким или, напротив, огромным, «как Гулливер в стране лилипутов», его «руки вытягиваются», «ноги раз­двоились и их стало не меньше четырех», «голова отделилась от тела» и т. д. Под кон­тролем зрения эти измененные Представления о форме, размерах и положении собственного тела или отдельных его частей, как правило, исчезают, больной видит свое тело в обычном, привычном для него виде, но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь стано­вится непомерно большой и т.д.

Расстройства схемы тела нередко сопровождаются метаморфопсиями — искаженным воспри­ятием формы окру­жающих предметов (от греч. meta — после, за, через;

обозначает также переход к чему-то другому, перемену состояния, превращение + morphe — форма). Например, шкаф кажется больному искривленным, ножки стула — зигзагообразными, окно принимает ромбическую форму. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предме­тов выражается в том, что они кажутся больному меньше или больше их натуральной величины (микропсия, мак-р о п с и я), увеличивается их число (полиопсия), они перемещаются (оптическая аллестезия), валятся на больного, вдавливаются в него, находятся в бурном движении (оптическая буря).

Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: больному кажется, что стены комнаты сближа­ются, рушатся, па­дают на него или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообразным, пространство как бы раз­рывается.

Метаморфопсии и родственные им симптомы отличаются от иллюзий адекватностью вос­приятия (больной знает, что он видит стул, хотя и с кривыми ножками, а не гигантского паука вместо стула, как это может быть при иллюзорном восприятии). От галлюцинаций они отличаются тем, что в искаженном виде больной воспринимает все-таки реально существующие вещи, а не то, чего нет в действительности.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Мышление как более сложное звено в единой цепи процесса познания относится к той психи­ческой функции, которая осуществляет анализ и синтез явлений окружающего мира. Весь преды­дущий опыт, складываю­щийся из восприятии, неразрывно связанных с чувственным познанием мира и практической деятельности человека, и составляют резерв для со­держания мышления. Мышление является высшей, самой сложной формой психиче­ской деятельности человека, оно могло возникнуть лишь в ус­ловиях коллектива, объединенного трудовой деятель­ностью. Мышле­ние и речь — единый психический процесс, различающийся лишь формами своего проявления: речь есть озвученное мышление, тогда как беззвучная, внутренняя речь есть мышление. В своем развитии мышление связано с ощу­щением, восприятием и представлением как более элементар­ными и низшими ступенями отражательной психической деятельности и качественно от них отли­чается. Если в ощущениях отражаются лишь отдельные признаки предметов, то в восприятиях и пред­ставлениях — уже образы предметов, являющиеся результатом интегративного объединения и взаимосвязи различных свойств и признаков их в единый целостный образ. И тем не менее, все это лишь различные формы образного чувственного познания.

Мышление же является высшим этапом отражения человеком окружающей среды, так как, в от­личие от восприятия и пред­ставления — этих форм предметного познания (в которых объе­динены в целом как важные, так и несущественные, случайные связи отдельных свойств и признаков предмета), — оно направ­лено на выявление отношений, в которых эти предметы состоят, на рас­крытие сложных связей между предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек получает возможность более глу­бокого проникновения в окружающий мир, более глубокого его познания,, что достигается опосредующей функцией мышления, обеспечиваемой механизмами обобщения и отвлечения. Как признаки предметов, так и связи между предметами и явлениями могут быть су­щественными, постоянными или же несуществен­ными, случайными. Для мышления же харак­терно то, что оно, оставляя в стороне второстепенные свойства предметов, выделяет из всего этого многообразия существенные связи между элемен­тами окружающего мира, особенно важные — связи причинно-следственного характера. В качестве примера можно оценить металл медь, из­вестный человечеству как металл желтого или красно-желтого цвета, без определенного вкуса и запаха, но с определенной температурой плавления. Однако в условиях воз­растающей потребно­сти народного хозяйства в наше время в цветных металлах и ограниченного их количества в не­драх остро встал вопрос о возможных заменителях меди — сплавах, в основ­ном сохранявших ее свойства. И здесь понимание состава этих сплавов, исходных других металлов для них наряду с медью и возможность контроля за этим процессом для сохранения основ­ных свойств меди в спла­вах оказалось доступным лишь с учетом атомной массы меди и се молекулярной структуры. По­следние свойства меди имели решающее значение как для направления выведения этих сплавов, так и для контроля за самим процессом, тогда как цвет, температура плавления и другие несуще­ственные свойства этого химического элемента не имели здесь важного значения. Именно ориен­тируясь на эти существенные, важнейшие характеристики химических элементов — атомную массу и мо­лекулярную структуру, человеческий гений в лице великого ученого Д. И. Менделеева сформулировал периодический закон химических элементов, открывший перспективы безгранич­ного познания минерального мира. Мышление, таким образом, поз­воляет проникнуть в глубь за­кономерностей, управляющих ми­ром, становясь орудием его преобразования. Физиологической основой мышления является вторая сигнальная система коры головного мозга.

Мышление бодрствующего человека всегда решает какие-либо задачи — то ли сугубо практи­ческого характера, требующие кон­кретных действий, то ли абстрактно-теоретического характера. Решая эти задачи (или «проблемные ситуации»), мышление всегда оперирует понятием, которое и является специфическим содер­жанием мышления. Понятие заключает в себе более высокое знание об окружающем мире, чем представление, и качественно отличается от него. Представление явля­ется чувственным образом предмета и как чувственная ступень познания есть результат деятель­ности данного субъекта. Понятие же не является образом и лишено чувственности, так как оно возникло на базе ощущений, восприятии и представлений посредством отвлечения от их чув­ст­венных характеристик и обобщения их существенных свойств и связей.

Следовательно, понятие — это не образ, но обобщенное знание, являющееся результатом ис­торического развития, но не деятельности индивида. Например, если речь идет о представ­лении рояля, то мы переживаем чувственный образ этого предмета на основании многократного воспри­ятия его нами в нашем инди­видуальном прошлом. Понятие же рояля как музыкального инст­ру­мента не является образом, но лишенным чувственности зна­нием, которое мы получаем как ре­зультат исторического развития предшествующих поколений. Таким образом, понятие — это обоб­щенное и опосредованное знание о предмете, раскрывающееся в существенных связях и от­ношениях его с другими предметами и явлениями.

Течение мыслительного процесса, образование понятий осу­ществляется посредством следую­щих операций (или механизмов) мышления:

1) сравнение, которое устанавливает тождество и различие между предметами и явлениями;

2) анализ, (мысленно) расчленяющий предмет на множество элементов с выделением сущест­венных и несущественных его частей;

3) синтез, вновь объединяющий элементы в единое целое уже на основе существенных связей между элементами, и не являющийся «зеркальной» операцией по отношению к анализу, так как его результатом оказывается новое качество в поз­нании — обобщенное знание;

4) обобщение, объединяющее ряд предметов и явлений на основании общего и существенного, что для них всех свойственно.

На базе обобщения создаются различные классификации (мине­ралов, растений, животных и др.);

5) абстракция, которая характеризуется высшей степенью обобщения существенных, ведущих свойств предметов окружаю­щего мира и полным отрывом от их непосредственных чувствен­но-образных качеств. Такие, например, абстрактные понятия, как равенство, закон, бесконечность, справедливость и т. п., мы не можем представить себе образно, но именно они заключают в себе высшее, конечное знание о множестве объектов какой-то определенной категории. Абстракция имеет очень большое зна­чение и для более полной характеристики мышления как формы созна­ния. Известно, что понятия всегда выражаются словом, в чем выявляется неразрывное единство мышления и речи. По своим обобщающим возможностям, т. е. по степени отдаления от чувствен­ных свойств предметов и явлений, одни понятия будут менее абстрактными, а другие — более аб­страктными. Поэтому в первом случае мышление определяют как «образное», во вто­ром — как абстрактное.

Понятием, часто применяемым при оценке психического со­стояния человека, является интеллект. Прежде всего надо иметь в виду, что интеллект является очень важной характеристикой мышле­ния, но его, конечно, никак нельзя отождествлять с мыш­лением, так как последнее неизмеримо шире. Нельзя его отож­дествлять и с багажом знаний человека. Под интеллектом следует понимать уровень способности человека пользоваться механиз­мами мышления. Всегда нужно учитывать, что интеллект — это такая характеристика мышления, которая в течение жизни че­ловека и осо­бенно в период его формирования во многом зависит от воспитания, образования и жизненного опыта. Следовательно, интеллект есть понятие меняющееся, динамическое, в связи с чем все кон­цепции о его неизменности и наследственной де­терминированности оказываются беспочвенными.

Как уже говорилось, мышление и речь представляют собой единый процесс, нераздельное един­ство, потому что язык есть непосредственная действительность мысли. Поэтому невозможно представить себе мышления вне словесного, понятийного выра­жения. Вот почему речь вообще и возможная степень абстрак­тности используемых человеком слов-понятий может быть важной ха­рактеристикой мышления и, в частности, интеллекта. Еще И. М. Сеченов более столетия назад указывал, что, думая о чем-то, мы абортивно произносим это. Современные электрофи­зиологиче­ские исследования показали, что в процессе умственной деятельности, т. е. протекания мысли, резко активизируются биопотенциалы мышц речевой артикуляции, т. е. эксперимен­тально дока­зали единство мышления и речи как процесса.

Мышление по ходу решения проблемной ситуации всегда и обязательно завершается суждением, которое и является главной формой мыслительного процесса. В итоге мыслительной деятель­ности человек всегда что-то утверждает (или отрицает), что и является содержанием суждения. Простая психологическая струк­тура суждения представлена предикатом суждения и субъектом суждения. Предикат суждения — это то, что в нем утверждается, а субъект суждения — это то, к чему или к кому относится это утверждение. В качестве примера приводим известную фразу Виктора Гюго: «Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощу­щает в глубине своего сердца». Здесь утверждается то, что «ощу­щает», значит это — предикат данного суждения; а субъектом его будет «каждый из нас», так как именно к нему относится это утверждение.

Суждение формируется на основе посылок, т. е. непосредст­венной чувственной данности окру­жающей действительности, ко­торая (с помощью операций мышления) подвергается обобщению и отвлечению. Умозаключение является еще более сложной фор­мой мыслительного процесса, так как представляет собой вывод на основании ряда суждений. Здесь важно иметь в виду, что слож­ное, наиболее обобщенное знание, выраженное в умозаклю­чении, добыто без обращения к непо­средственному опыту; оно (это новое знание) добыто на основе прежнего менее обобщенного зна­ния, суждений, как вывод из них. Различают индуктивные умозаключения («индукцию»), когда общий вывод делается на основании ряда частных суждений (посылок), которые в чело­веческой практике в особенности при оценке различных сложных ситуаций, поведения людей, данных на­учных исследований и т. п., имеют большую доказательную силу. Вот пример индук­тивного умо­заключения: субъект N испытывает головную боль и боль в области горла, жалуется на общую слабость и недомо­гание, у него появилась высокая температура тела — три частных суждения, и общий вывод, вытекающий из них — N болен. При второй разновидности — дедуктивных умо­заключениях («дедук­ции»), напротив, из какого-то более общего положения делается частный вы­вод. Вот и следующий пример (уже дедуктивного умозаключения): врачи —это специалисты, имеющие высшее ме­дицинское образование и опыт лечебной работы (исходное общее положе­ние). М — имеет диплом об окончании медицинского инс­титута и в настоящее время работает ор­динатором больницы; следовательно, М—врач (конечный дедуктивный вывод). Сле­дует помнить, что одних «дедукций» для окончательных (упо­мянутых выше) оценок недостаточно, необходимо комплексирование их с «индукцией». Впрочем, в реальном мыслительном процессе всегда участ­вуют оба вида умозаключений (индуктивные и дедуктивные), гармонически дополняя друг друга и, наряду с суждениями, являются основными формами его осуществления.

Для характеристики мышления также следует иметь в виду его речевое выражение, а именно — построение фразы при устной речи и предложения при письменной. Как известно, речь человека характеризуется словарным фондом и грамматическим строем. Установлено, что количе­ство слов, которыми вообще пользуется данный человек, а главное — их абстрактный уровень в зна­чительной степени отражают уровень его интеллекта. Точно так же и грамматический строй речи (как бы отражающий степень психического развития человечества) является важной харак­теристикой мышления данного человека.

У психически здоровых людей возможны два типа мышления:

логически-ассоциативный и механически-ассоциативный. При ло­гически-ассоциативном типе мышления в формировании своих суждений и умозаключений человек идет к поставленной цели «прямым», так сказать кратчайшим путем, т. е. путем смысловых нейроассоциаций. Предло­жение и фраза (при таком типе мыш­ления) строится по законам ассоциаций, вскрывающих слож­ные, наиболее важные (в частности — причинно-следственные) связи между предметами и явле­ниями. Это — высший тип мышления, генетически, конечно, связанный с другим, механически-ассоциа­тивным типом его. При механически-ассоциативном типе мыш­ления формирующиеся суждения и умозаключения выражаются в предложениях и фразах, построенных преимущест­венно по законам механических ассоциаций, т. е. ассоциаций по сходству (созвучию, контрасту) и смежности в пространстве и времени.

Установлено, что у взрослого психически здорового человека логически-ассоциативный тип мышления является основным, ве­дущим, в то время как более низший по уровню — механически-ассоциативный тип преобладает у детей и у лиц преклонного возраста. В случаях же психических нарушений эти соотношения коренным образом меняются.

Расстройства мышления подразделяются на качественные и количественные:

Качественные: 1.По темпу (ускоренное, заторможенное)

Нарушение темпа мышления может выражаться в заторможенности мышления, характери­зующейся его замедлением, бедностью идей. Клинически это расстройство выявляется и в мед­ленной лаконичной речи, скудности ассоциаций и сочетается с бедностью движений, общей за­торможенностью, аффективной угнетенностью. Таким образом, замедление мышления не бывает обычно изолированным, а представляет собой одно из проявлений заторможенности психической деятельности. Заторможенность мышления при тяжелых депрессиях может дости­гать значитель­ной степени; больные в этих случаях сами не произносят ни слова, а на задаваемый вопрос после долгой паузы дают односложный от­вет. По выходе из такого состояния больные нередко связы­вают речевую скудность с резкой замедленностью течения ассоциаций, не­глубокая степень затор­моженности мышления может отмечаться у боль­ных с тяжелым соматическим заболеванием, в периоде выздоровления пли после острого психоза, развившегося на этом фоне. В этих случаях замед­ление мышления—одно из проявлений психической слабости (астении).

В противоположность заторможенности мышления может наблюдать­ся ускорение мышления. Эти расстройства достаточно характерны и кли­нически проявляются оживлением течения идей, их обилием, богатством, быстротой сменяемости, легкостью образования понятий, ('бплиом речевой продукции в сочетании с отвлекаемостью внимания. Больные, войдя в ка­бинет врача, не дожида­ясь вопроса, говорят без умолку. Поток мыслей настолько велик, что «язык, соревнуясь с мыс­лями, не успевает их облечь в слова». Крайняя отвлекаемость, обилие мыслей клинически прояв­ляются в «скачке идей» (fuga idearuni), когда в неумолкаемой речевой продук­ции больного трудно уловить основную нить мышления Больные, не кончив одного предложения, переходят к другому, вплетая в речь все, что ассоциируется с произнесенным, увиденным в окружающей обстановке, что в значительной степени связано с отвлекаемостью внимания. Однако больного можно заста­вить закончить свою мысль, в которой удается вы­явить основную идею. Нерезко выраженное ус­коренно мышления может быть у б;г;ъпь1Х с различными соматическими заболеваниями, сопро­вож­дающимися временным повышением настроения (эйфорией), например, у больных туберкуле­зом, у больных после приема стероидных гормонов.

2. Расстройства мышления по стройности: (вербигерация, инкогеренция, бессвязность, разо­рванность)

3. Расстройства мышления по целенаправленности (обстоятельность, персеверация)

Расстройства мышления в зависимости от характера сочетания идей многообразны. Различают обстоятельность мышления (тугоподвижпость, вязкость мышления), которая характеризуется трудностью переключения с одной мысли, второстепенной, па другую, главную. Клинически это расстройство проявляется в том, что больные в своем повествовании как бы т"тч^,ся на одном месте, застревая на мелочах, упуская основную iiALxO. вследствие этого речь тягучая, вязкая, с множеством несуществен­ных деталей. Такое мышление характерно для больных эпилепсией, стар­ческим психозом, реже для больных, перенесших энцефалит. В менее вы­раженной степени обстоятельность мышления отмечается при церебраль­ном атеросклерозе, в резидуальных стадиях травмы головного мозга.

Персеверация мышления проявляется в застревании, повторении сло­ва из предыдущего от­вета больного. Например, па вопрос: «Как вы сегод­ня спали?» больной отвечает: «Спал очень крепко». «Сколько времени бы­ли вчера в саду?» Отвечает: «Крепко». Персеверация встречается при орга­ническом заболевании головного мозга, атеросклерозе, эпилепсии, при ин­токсикации, на­пример при тяжелом алкогольном опьянении.

Обрывы или остановка мысли клинически проявляются в том, что больные па какую-то се­кунду умолкают, а затем продолжают начатую фра­зу. При этом сознание не выключается, а сами больные объясняют это «потерей» или «обрывом» мысли. Чаще всего такое расстройство мышле­ния возникает у больных шизофренией.

Резонерство представляет собой особую разновидность в нарушении мышления, характери­зующуюся бесплодным, отвлеченным мудрствовани­ем, пустым философствованием, лишенным познавательного смысла. Та­кие больные, как правило, страдающие шизофренией, вступают в бе­седу без сопротивления, охотно излагают свои мысли в письмах к врачу. Но смысл их высказыва­ний остается неясным. Например, на вопрос врача о самочувствии больной отвечает: «Если учесть внутреннее свойство цикла пищеварения, законченного обмена веществ на мозговую ясность, че­ловек должен опорожнить кишечник. А у меня от прогревания горным солнцем рождается что-то и нужны новые ультрафиолетовые реакторы от запора».

Разорванность мышления характеризуется отсутствием смысловой логической связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ной грамматических правил. Так, на вопрос о том, почему больной от­казывается от приема лекарства, он отвечает: «Я не принимаю лекарства, так как меня мать родила в родильном доме осенью».

Бессвязность мышления (инкогеренция) относится к более глубоким нарушениям процесса обобщения, синтеза и анализа с утратой логического, смыслового содержания понятий и клиниче­ски выявляется в беспорядоч­ном, хаотическом сочетании ассоциаций, например: «Юн—стар...перевязка. Эдем. Трамвай. Кисть... Хаос... Сказка... Царевна... Черный фрак... Забо­та об организме... Представка, перевязка, селиптапнка... Точка».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных