ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расстройства чувственного познанияРасстройства, относящиеся к нарушениям, чувственного познания, называются сенестопатиями (от лат. sensus — чувство, ощущение + греч. pathos — болезнь, страдание). Сенестопатии — патологические ощущения в виде возникающего в различных частях тела или внутренних органах неприятного, а иногда очень тягостного, мучительного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической патологией. Алгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого'симптома обязательно следует исключить какую-либо неврологическую патологию. Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как отдельных экстерорецеп-торов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпадение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимы самое тщательное объективное обследование, в первую очередь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам иннервации), а также другие специальные методы обследования. Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринимаются приглушенно, как бы «под сурдинку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блёклыми, стертыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»). Гиперестезия — обостроенное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализаторов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например» и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения. Синестезии — особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов. Так, известный французский поэт Бодлер чувствовал в «слиянии воедино» запахи, звуки и краски («Аромат зеленый и звучный»), хотя реально ощущал в это время только запах. У другого известного французского поэта — Артюра Рембо — гласные буквы окрашивались в определенные цвета: «а» — в черный, «е» — в белый, «о» — в голубой и т.д. Синестезии не обязательно патология, они могут встречаться и в норме — у одаренных музыкантов, поэтов, художников. Они могут возникать как временная патология при действии психотомиметических средств. Иллюзии Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком. в измененном, ошибочном виде. Иллюзорное восприятие может иметь место и на фоне полного психического здоровья, когда искаженная перцепция связана с недостатком того или иного органа чувств или с проявлением одного из законов физики. Классический пример: ложка в стакане чая кажется преломленной, о чем еще Р. Декарт сказал: «Мой глаз ее преломляет, а мой разум — выпрямляет». Выделяют также иллюзии невнимания (К. Ясперс), когда здоровый человек при отвлечении внимания на что-то очень важное может воспринять окружающее ошибочно. Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего подразделяются на аффективные или аффектогенные, вербальные и парэйдолические. Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение. В таком напряженном состоянии человек прозрачную штору ошибочно воспринимает как качающийся скелет, пальто на вешалке кажется страшным бродягой, галстук на спинке стула — ползущей змеей, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т. д. Вербальные иллюзии (от лат. verbalis — устный, словесный) выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит (что обычно также бывает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему. Парэйдолические иллюзии (от греч. para — возле, около + eidoles — образ) — расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются изме-ненно, обычно в причудливо-фантастическом виде. Например, узор на обоях воспринимается как гигантская жаба, тень от торшера — как голова какого-то страшного ящера, узоры на ковре — как прекрасный, никогда прежде не виданный пейзаж, очертания облаков — как живописная группа людей. Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения. Однако скорее всего они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы. Галлюцинации Галлюцинации — расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта. К галлюцинациям нельзя относить миражи — явления, основанные на законах физики. Подобно иллюзиям, галлюцинации подразделяются по органам чувств. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висцеральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцинации (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее. холодное прикосновение). Все галлюцинации, независимо от того, относятся ли они к зрительным, слуховым или другим обманам чувств, делятся на истинные_и..псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Истинные галлюцинации иногда воспринимаются больными даже более ярко и отчетливо, чем действительно существующие предметы и явления. Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове («голос» звучит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней неприличными словами и т. д.); Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, напоминают представления, но отличаются от них, как подчеркивал еще сам В. Кандинский, следующими особенностями: 1) независимостью от воли человека; 2) навязчивостью, насильственностью; 3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов. б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцини-рования эта обстановка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наве-денности этих голосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кандинского—Клерамбо, в который входит также бред воздействия, поэтому больные и убеждены, что «видение» им «сделали с помощью особых аппаратов», «голоса наводят прямо в голову транзисторами». Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (а к о а з м ы). Словесные (вербальные) галлюцинации могут быть самыми разнообразными по содержанию: от так называемых окликов (больной «слышит» голос, называющий его имя или фамилию) до целых фраз или даже длинных речей, произносимых одним или несколькими голосами. Наиболее опасны для состояния больных императивные галлюцинации, содержание которых носит повелительный характер, например больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Ввиду того что подобные «приказы» являются следствием патологии психической деятельности галлюцинирующего человека, больные с такого рода болезненными переживаниями могут быть очень опасны как для себя, так и для окружающих, а потому нуждаются в особом надзоре и уходе. Галлюцинации угрожающие также очень неприятны для больного, так как он слышит угрозы в свой адрес, реже — в адрес близких ему людей: его «хотят зарезать», «повесить», «выбросить с балкона» и т. д. К слуховым галлюцинациям относятся также комментирующие, когда больной «слышит речи» обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал. Антагонистические (контрастирующие) галлюцинации выражаются в том, что больной слышит две группы «голосов» или два «голоса» (иногда один справа, а другой слева) с противоречивым смыслом («Давайте сейчас с ними расправимся». — «Нет, подождем, он не такой уж плохой»; «Нечего ждать, давай топор». — «Не трогай, он свой в доску»). Зрительные галлюцинации могут быть либо элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени — так называемые ф о т о п с и я), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей (в том числе и тех, кого он знает или знал), животных, насекомых, птиц (з о о п с и и), предметы или иногда части тела человека и т. д. Подчас это могут быть целые сцены, панорамы, например поле боя, ад со множеством бегающих, кривляющихся, дерущихся чертей (панорамические, киноподобные). «Видения» могут быть обычных размеров, в виде очень мелких людей, животных, предметов и т. д. (лилипутские галлюцинации) или в виде очень больших, даже гигантских (макроскопические, гул-ливерские галлюцинации). В некоторых случаях больной может видеть себя, свой собственный образ (галлюцинации двойника, или аутоскопические). Иноща больной что-то «видит» позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации). Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов (больной ощущает запах гниющего мяса, гари, тления, яда, пищи), реже — совсем незнакомый запах, еще реже — залах чего-то приятного. Нередко больные с обонятельными галлюцинациями отказываются от еды, так как уверены, что «в пищу им подсыпают ядовитые вещества» или «кормят гнилым человеческим мясом». Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода (термические галлюцинации), в ощущении хватания (г а п-тические галлюцинации), появления на теле какой-то жидкости (гигрические галлюцинации), ползания по телу насекомых. Больному может казаться, будто его кусают, щекочут, царапают. Висцеральные галлюцинации — ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей («в животе лягушка сидит», «в мочевом пузыре головастики расплодились», «в сердце клин вбит»). Гипнагогические галлюцинации — зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах (их название происходит от греч. hypnos — сон), что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными, множественными, сценоподобными, иногда калейдоскопическими («у меня в глазах какой-то калейдоскоп», «у меня теперь собственный телевизор»). Больной видит какие-то рожи, гримасничающие, показывающие ему язык, подмигивающие, чудовищ, причудливые растения. Значительно реже такое галлюцинирование может возникать во время другого переходного состояния — при пробуждении. Подобные галлюцинации, также возникающие при закрытых глазах, носят название гипнопомпических. Оба этих вида галлюцинаций нередко бывают одними из первых предвестников белой горячки или какого-то другого интоксикационного психоза. Функциональные галлюцинации — те, что возникают на фоне реального раздражителя, действующего на органы чувств, и только в течение его действия. Классический пример, описанный В. А. Гиляровским: больная, как только из крана начинает литься вода, слышала слова: «Иди домой, Наденька». При закручивании крана исчезали и слуховые галлюцинации. Так же могут возникать зрительные, тактильные и другие галлюцинации. От истинных галлюцинаций функциональные отличаются наличием реального раздражителя, хотя и имеют совершенно иное содержание, а от иллюзий — тем, что воспринимаются параллельно с реальным раздражителем (он не трансформируется в какие-то «голоса», «видения» и т. д.). Внушенные и вызванные галлюцинации. Галлюцинаторные обманы чувств можно внушить во время сеанса гипноза, когда человек будет чувствовать, например, запах розы, сбрасывать с себя «обвивающую» его веревку. При известной готовности к галлюцинированию возможно появление галлюцинаций и тогда, когда спонтанно эти обманы чувств уже не появляются (например, если человек только что перенес делирий, особенно алкогольный). Симптом Липмана — вызывание зрительных галлюцинаций легким нажатием на глазные яблоки больного, иногда к надавливанию следует добавить и соответствующее внушение. Симптом чистого листа (симптом Рейха р д т а) заключается в том, что больному предлагается очень внимательно рассматривать чистый лист белой бумаги и рассказывать, что он там видит. При симптоме Ашаффенбурга больному предлагают поговорить по выключенному телефону; таким образом проверяется готовность к возникновению слуховых галлюцинаций. При проверке последних двух симптомов также можно прибегнуть к внушению, сказав, допустим: «Посмотрите, какого вы мнения об этом рисунке?», «Как вам нравится эта собака?», «Что вам сообщает по телефону этот женский голос?» Изредка внушенные галлюцинации (как правило, зрительные) могут иметь и индуцированный характер: здоровый, но внушаемый, с истерическими чертами характера человек может вслед за больным «увидеть» черта, ангелов, какие-то летающие предметы и т. д. Еще реже индуцированные галлюцинации могут возникнуть у нескольких людей, но обычно на очень короткое время и без той четкости, образности, яркости, как это бывает у больных. Галлюцинации — симптом болезненного расстройства (хотя иногда и кратковременного, например, под действием психотомиметических средств). Но иногда, как уже отмечалось, довольно редко, они могут возникать и у здоровых (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т. д.) 1 и слуха. Галлюцинации при этом чаще элементарные (вспышки света, зигзаги, разноцвечные пятна, шум листвы, падающей воды и т.д.), но могут быть и в виде ярких, образных слуховых или зрительных обманов восприятий. Это так называемые галлюцинации типа Шарля Б о н-н э — натуралиста XVII века, наблюдавшего у своего 89-летнего деда, страдающего катарактой, галлюцинации в виде животных и птиц. Признавая возможность галлюцинаций у людей с патологией зрения и слуха, необходимо собрать подробный анамнез (наличие в прошлом заболевания, рецидив которого возник во время заболевания глаз), провести тщательное обследование психического состояния в настоящее время и катамнестическое прослеживание, так как катаракта, снижение слуха и другие нарушения выявляются в пожилом возрасте, когда может начинаться и психическое заболевание, свойственное этому периоду. Очень важно знать и учитывать объективные признаки галлюцинаций, опасный характер некоторых из них (например, императивных галлюцинаций), присущее психически больным стремление скрыть свои болезненные переживания (диссимуляция). Нередко общая недоступность, невозможность вступить с больным в контакт обязывают врача очень тщательно следить за его поведением, мимикой, жестами, пантомимикой. Например, больные могут затыкать уши или нос, внимательно к чему-то прислушиваться, плевать вокруг себя, обнюхивать пищу, что-то говорить, прятаться, быть агрессивными, подавленными, растерянными и т.д. Имеет значение и характер болезни: при острых психозах преобладают зрительные галлюцинации, при длительно текущих — слуховые. Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) — наплыв обильных галлюцинаций (вербальных, зрительных, тактильных) на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1—2 нед (острый галлюциноз) до нескольких лет (хронический галлюциноз). Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями. Галлюцинозы наблюдаются при алкоголизме, шизофрении, эпилепсии, органических пораже-ниях головного мозга, в том числе сифилитической этиологии. Дереализация Дереализация — отчуждение мира восприятий (К. Ясперс), расстройство перцепции (восприятия) окружающей действительности, при котором восприятие прежде знакомых явлений и предметов, живых существ, пространственных отношений начинает сопровождаться чувством их измененности, чуждости, неестественности, нереальности. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Именно поэтому при описании своих необычных переживаний они употребляют такие слова, как: «будто бы», «вроде», «неподобие», «как бы», «дома какие-то далекие-далекие», «как будто все подернулось какой-то дымкой», «деревья как нарисованные, хотя я знаю, что они настоящие», «все кругом какое-то мертвое», «все и такое и не такое, как будто бы я видела все это во сне», «все вижу как через толстое, мутное стекло», «звуки доходят приглушенно, как будто бы мои уши заткнуты ватой», «все воспринимается как бы через пленку тумана» и т. д. Дереализационное восприятие окружающего может касаться как нескольких анализаторов одновременно (изменение зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и других впечатлений), так и какого-то одного из них (преимущественно зрительного или слухового): больной не может на ощупь определить, какого предмета он касается — деревянного или железного; не может различить вкус пищи («все, как трава»). Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоотношений («все куда-то отодвинулось и стало каким-то плоским, как бы нарисованным») и измененного восприятия времени («время течет слишком медленно», «как бы остановилось» или, наоборот, «за этот краткий миг мне показалось, что надо мной пронеслись века»). При выраженных дереализационных явлениях может исчезнуть чувство действительности: больная не знает, ела она сегодня или нет, была ли у нее на свидании мать я существует ли она вообще, не может представить себе свою домашнюю обстановку и т. д. Дереализация нередко комбинируется с деперсонализацией, особенно в виде аутодеперсонализации. Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (deja vu), уже пережитое (deja vecu), уже испытанное (deja eprouve), уже слышанное (deja entendu) или, напротив, никогда не виденное (jamais то). Эти переживания состоят в том, что незнакомая, совершенно новая обстановка обычно на какое-то мгновение кажется знакомой, уже когда-то виденной, пережитой, а речи окружающих — когда-то слышанными. В противоположность этим переживаниям бывает (также очень кратковременно), когда хорошо знакомая ситуация представляется совершенно чуждой, незнакомой, никогда не виданной. Эти симптомы довольно часто встречаются и у здоровых людей, особенно в связи с утомлением, недосыпанием, перенапряжением. Переживания чувства дереализации могут появляться и у здоровых людей (при тех же условиях и также кратковременно), хотя нередко встречаются и при психических заболеваниях. Из дереализационных расстройств у здоровых (также при переутомлении) иногда отмечаются кратковременные нарушения такого характера, когда хорошо знакомая местность кажется перевернутой на 180° (т. е. человек не сразу понимает, налево ему идти или направо), что обычно бывает на улице, при выходе из транспорта, в метро и т.д. Расстройства схемы тела Расстройства схемы тела выражаются в нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, о расположении их или о положении всего тела. Например, больному кажется, что его голова стала огромной, не умещается не только на подушке, но и вообще в комнате, что ноги его начинаются прямо от головы, а туловище исчезло. Другой чувствует, что у него непомерно увеличилась рука — «стала просто пудовой», сам он «становится маленьким или, напротив, огромным, «как Гулливер в стране лилипутов», его «руки вытягиваются», «ноги раздвоились и их стало не меньше четырех», «голова отделилась от тела» и т. д. Под контролем зрения эти измененные Представления о форме, размерах и положении собственного тела или отдельных его частей, как правило, исчезают, больной видит свое тело в обычном, привычном для него виде, но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь становится непомерно большой и т.д. Расстройства схемы тела нередко сопровождаются метаморфопсиями — искаженным восприятием формы окружающих предметов (от греч. meta — после, за, через; обозначает также переход к чему-то другому, перемену состояния, превращение + morphe — форма). Например, шкаф кажется больному искривленным, ножки стула — зигзагообразными, окно принимает ромбическую форму. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предметов выражается в том, что они кажутся больному меньше или больше их натуральной величины (микропсия, мак-р о п с и я), увеличивается их число (полиопсия), они перемещаются (оптическая аллестезия), валятся на больного, вдавливаются в него, находятся в бурном движении (оптическая буря). Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: больному кажется, что стены комнаты сближаются, рушатся, падают на него или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообразным, пространство как бы разрывается. Метаморфопсии и родственные им симптомы отличаются от иллюзий адекватностью восприятия (больной знает, что он видит стул, хотя и с кривыми ножками, а не гигантского паука вместо стула, как это может быть при иллюзорном восприятии). От галлюцинаций они отличаются тем, что в искаженном виде больной воспринимает все-таки реально существующие вещи, а не то, чего нет в действительности. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ Мышление как более сложное звено в единой цепи процесса познания относится к той психической функции, которая осуществляет анализ и синтез явлений окружающего мира. Весь предыдущий опыт, складывающийся из восприятии, неразрывно связанных с чувственным познанием мира и практической деятельности человека, и составляют резерв для содержания мышления. Мышление является высшей, самой сложной формой психической деятельности человека, оно могло возникнуть лишь в условиях коллектива, объединенного трудовой деятельностью. Мышление и речь — единый психический процесс, различающийся лишь формами своего проявления: речь есть озвученное мышление, тогда как беззвучная, внутренняя речь есть мышление. В своем развитии мышление связано с ощущением, восприятием и представлением как более элементарными и низшими ступенями отражательной психической деятельности и качественно от них отличается. Если в ощущениях отражаются лишь отдельные признаки предметов, то в восприятиях и представлениях — уже образы предметов, являющиеся результатом интегративного объединения и взаимосвязи различных свойств и признаков их в единый целостный образ. И тем не менее, все это лишь различные формы образного чувственного познания. Мышление же является высшим этапом отражения человеком окружающей среды, так как, в отличие от восприятия и представления — этих форм предметного познания (в которых объединены в целом как важные, так и несущественные, случайные связи отдельных свойств и признаков предмета), — оно направлено на выявление отношений, в которых эти предметы состоят, на раскрытие сложных связей между предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек получает возможность более глубокого проникновения в окружающий мир, более глубокого его познания,, что достигается опосредующей функцией мышления, обеспечиваемой механизмами обобщения и отвлечения. Как признаки предметов, так и связи между предметами и явлениями могут быть существенными, постоянными или же несущественными, случайными. Для мышления же характерно то, что оно, оставляя в стороне второстепенные свойства предметов, выделяет из всего этого многообразия существенные связи между элементами окружающего мира, особенно важные — связи причинно-следственного характера. В качестве примера можно оценить металл медь, известный человечеству как металл желтого или красно-желтого цвета, без определенного вкуса и запаха, но с определенной температурой плавления. Однако в условиях возрастающей потребности народного хозяйства в наше время в цветных металлах и ограниченного их количества в недрах остро встал вопрос о возможных заменителях меди — сплавах, в основном сохранявших ее свойства. И здесь понимание состава этих сплавов, исходных других металлов для них наряду с медью и возможность контроля за этим процессом для сохранения основных свойств меди в сплавах оказалось доступным лишь с учетом атомной массы меди и се молекулярной структуры. Последние свойства меди имели решающее значение как для направления выведения этих сплавов, так и для контроля за самим процессом, тогда как цвет, температура плавления и другие несущественные свойства этого химического элемента не имели здесь важного значения. Именно ориентируясь на эти существенные, важнейшие характеристики химических элементов — атомную массу и молекулярную структуру, человеческий гений в лице великого ученого Д. И. Менделеева сформулировал периодический закон химических элементов, открывший перспективы безграничного познания минерального мира. Мышление, таким образом, позволяет проникнуть в глубь закономерностей, управляющих миром, становясь орудием его преобразования. Физиологической основой мышления является вторая сигнальная система коры головного мозга. Мышление бодрствующего человека всегда решает какие-либо задачи — то ли сугубо практического характера, требующие конкретных действий, то ли абстрактно-теоретического характера. Решая эти задачи (или «проблемные ситуации»), мышление всегда оперирует понятием, которое и является специфическим содержанием мышления. Понятие заключает в себе более высокое знание об окружающем мире, чем представление, и качественно отличается от него. Представление является чувственным образом предмета и как чувственная ступень познания есть результат деятельности данного субъекта. Понятие же не является образом и лишено чувственности, так как оно возникло на базе ощущений, восприятии и представлений посредством отвлечения от их чувственных характеристик и обобщения их существенных свойств и связей. Следовательно, понятие — это не образ, но обобщенное знание, являющееся результатом исторического развития, но не деятельности индивида. Например, если речь идет о представлении рояля, то мы переживаем чувственный образ этого предмета на основании многократного восприятия его нами в нашем индивидуальном прошлом. Понятие же рояля как музыкального инструмента не является образом, но лишенным чувственности знанием, которое мы получаем как результат исторического развития предшествующих поколений. Таким образом, понятие — это обобщенное и опосредованное знание о предмете, раскрывающееся в существенных связях и отношениях его с другими предметами и явлениями. Течение мыслительного процесса, образование понятий осуществляется посредством следующих операций (или механизмов) мышления: 1) сравнение, которое устанавливает тождество и различие между предметами и явлениями; 2) анализ, (мысленно) расчленяющий предмет на множество элементов с выделением существенных и несущественных его частей; 3) синтез, вновь объединяющий элементы в единое целое уже на основе существенных связей между элементами, и не являющийся «зеркальной» операцией по отношению к анализу, так как его результатом оказывается новое качество в познании — обобщенное знание; 4) обобщение, объединяющее ряд предметов и явлений на основании общего и существенного, что для них всех свойственно. На базе обобщения создаются различные классификации (минералов, растений, животных и др.); 5) абстракция, которая характеризуется высшей степенью обобщения существенных, ведущих свойств предметов окружающего мира и полным отрывом от их непосредственных чувственно-образных качеств. Такие, например, абстрактные понятия, как равенство, закон, бесконечность, справедливость и т. п., мы не можем представить себе образно, но именно они заключают в себе высшее, конечное знание о множестве объектов какой-то определенной категории. Абстракция имеет очень большое значение и для более полной характеристики мышления как формы сознания. Известно, что понятия всегда выражаются словом, в чем выявляется неразрывное единство мышления и речи. По своим обобщающим возможностям, т. е. по степени отдаления от чувственных свойств предметов и явлений, одни понятия будут менее абстрактными, а другие — более абстрактными. Поэтому в первом случае мышление определяют как «образное», во втором — как абстрактное. Понятием, часто применяемым при оценке психического состояния человека, является интеллект. Прежде всего надо иметь в виду, что интеллект является очень важной характеристикой мышления, но его, конечно, никак нельзя отождествлять с мышлением, так как последнее неизмеримо шире. Нельзя его отождествлять и с багажом знаний человека. Под интеллектом следует понимать уровень способности человека пользоваться механизмами мышления. Всегда нужно учитывать, что интеллект — это такая характеристика мышления, которая в течение жизни человека и особенно в период его формирования во многом зависит от воспитания, образования и жизненного опыта. Следовательно, интеллект есть понятие меняющееся, динамическое, в связи с чем все концепции о его неизменности и наследственной детерминированности оказываются беспочвенными. Как уже говорилось, мышление и речь представляют собой единый процесс, нераздельное единство, потому что язык есть непосредственная действительность мысли. Поэтому невозможно представить себе мышления вне словесного, понятийного выражения. Вот почему речь вообще и возможная степень абстрактности используемых человеком слов-понятий может быть важной характеристикой мышления и, в частности, интеллекта. Еще И. М. Сеченов более столетия назад указывал, что, думая о чем-то, мы абортивно произносим это. Современные электрофизиологические исследования показали, что в процессе умственной деятельности, т. е. протекания мысли, резко активизируются биопотенциалы мышц речевой артикуляции, т. е. экспериментально доказали единство мышления и речи как процесса. Мышление по ходу решения проблемной ситуации всегда и обязательно завершается суждением, которое и является главной формой мыслительного процесса. В итоге мыслительной деятельности человек всегда что-то утверждает (или отрицает), что и является содержанием суждения. Простая психологическая структура суждения представлена предикатом суждения и субъектом суждения. Предикат суждения — это то, что в нем утверждается, а субъект суждения — это то, к чему или к кому относится это утверждение. В качестве примера приводим известную фразу Виктора Гюго: «Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца». Здесь утверждается то, что «ощущает», значит это — предикат данного суждения; а субъектом его будет «каждый из нас», так как именно к нему относится это утверждение. Суждение формируется на основе посылок, т. е. непосредственной чувственной данности окружающей действительности, которая (с помощью операций мышления) подвергается обобщению и отвлечению. Умозаключение является еще более сложной формой мыслительного процесса, так как представляет собой вывод на основании ряда суждений. Здесь важно иметь в виду, что сложное, наиболее обобщенное знание, выраженное в умозаключении, добыто без обращения к непосредственному опыту; оно (это новое знание) добыто на основе прежнего менее обобщенного знания, суждений, как вывод из них. Различают индуктивные умозаключения («индукцию»), когда общий вывод делается на основании ряда частных суждений (посылок), которые в человеческой практике в особенности при оценке различных сложных ситуаций, поведения людей, данных научных исследований и т. п., имеют большую доказательную силу. Вот пример индуктивного умозаключения: субъект N испытывает головную боль и боль в области горла, жалуется на общую слабость и недомогание, у него появилась высокая температура тела — три частных суждения, и общий вывод, вытекающий из них — N болен. При второй разновидности — дедуктивных умозаключениях («дедукции»), напротив, из какого-то более общего положения делается частный вывод. Вот и следующий пример (уже дедуктивного умозаключения): врачи —это специалисты, имеющие высшее медицинское образование и опыт лечебной работы (исходное общее положение). М — имеет диплом об окончании медицинского института и в настоящее время работает ординатором больницы; следовательно, М—врач (конечный дедуктивный вывод). Следует помнить, что одних «дедукций» для окончательных (упомянутых выше) оценок недостаточно, необходимо комплексирование их с «индукцией». Впрочем, в реальном мыслительном процессе всегда участвуют оба вида умозаключений (индуктивные и дедуктивные), гармонически дополняя друг друга и, наряду с суждениями, являются основными формами его осуществления. Для характеристики мышления также следует иметь в виду его речевое выражение, а именно — построение фразы при устной речи и предложения при письменной. Как известно, речь человека характеризуется словарным фондом и грамматическим строем. Установлено, что количество слов, которыми вообще пользуется данный человек, а главное — их абстрактный уровень в значительной степени отражают уровень его интеллекта. Точно так же и грамматический строй речи (как бы отражающий степень психического развития человечества) является важной характеристикой мышления данного человека. У психически здоровых людей возможны два типа мышления: логически-ассоциативный и механически-ассоциативный. При логически-ассоциативном типе мышления в формировании своих суждений и умозаключений человек идет к поставленной цели «прямым», так сказать кратчайшим путем, т. е. путем смысловых нейроассоциаций. Предложение и фраза (при таком типе мышления) строится по законам ассоциаций, вскрывающих сложные, наиболее важные (в частности — причинно-следственные) связи между предметами и явлениями. Это — высший тип мышления, генетически, конечно, связанный с другим, механически-ассоциативным типом его. При механически-ассоциативном типе мышления формирующиеся суждения и умозаключения выражаются в предложениях и фразах, построенных преимущественно по законам механических ассоциаций, т. е. ассоциаций по сходству (созвучию, контрасту) и смежности в пространстве и времени. Установлено, что у взрослого психически здорового человека логически-ассоциативный тип мышления является основным, ведущим, в то время как более низший по уровню — механически-ассоциативный тип преобладает у детей и у лиц преклонного возраста. В случаях же психических нарушений эти соотношения коренным образом меняются. Расстройства мышления подразделяются на качественные и количественные: Качественные: 1.По темпу (ускоренное, заторможенное) Нарушение темпа мышления может выражаться в заторможенности мышления, характеризующейся его замедлением, бедностью идей. Клинически это расстройство выявляется и в медленной лаконичной речи, скудности ассоциаций и сочетается с бедностью движений, общей заторможенностью, аффективной угнетенностью. Таким образом, замедление мышления не бывает обычно изолированным, а представляет собой одно из проявлений заторможенности психической деятельности. Заторможенность мышления при тяжелых депрессиях может достигать значительной степени; больные в этих случаях сами не произносят ни слова, а на задаваемый вопрос после долгой паузы дают односложный ответ. По выходе из такого состояния больные нередко связывают речевую скудность с резкой замедленностью течения ассоциаций, неглубокая степень заторможенности мышления может отмечаться у больных с тяжелым соматическим заболеванием, в периоде выздоровления пли после острого психоза, развившегося на этом фоне. В этих случаях замедление мышления—одно из проявлений психической слабости (астении). В противоположность заторможенности мышления может наблюдаться ускорение мышления. Эти расстройства достаточно характерны и клинически проявляются оживлением течения идей, их обилием, богатством, быстротой сменяемости, легкостью образования понятий, ('бплиом речевой продукции в сочетании с отвлекаемостью внимания. Больные, войдя в кабинет врача, не дожидаясь вопроса, говорят без умолку. Поток мыслей настолько велик, что «язык, соревнуясь с мыслями, не успевает их облечь в слова». Крайняя отвлекаемость, обилие мыслей клинически проявляются в «скачке идей» (fuga idearuni), когда в неумолкаемой речевой продукции больного трудно уловить основную нить мышления Больные, не кончив одного предложения, переходят к другому, вплетая в речь все, что ассоциируется с произнесенным, увиденным в окружающей обстановке, что в значительной степени связано с отвлекаемостью внимания. Однако больного можно заставить закончить свою мысль, в которой удается выявить основную идею. Нерезко выраженное ускоренно мышления может быть у б;г;ъпь1Х с различными соматическими заболеваниями, сопровождающимися временным повышением настроения (эйфорией), например, у больных туберкулезом, у больных после приема стероидных гормонов. 2. Расстройства мышления по стройности: (вербигерация, инкогеренция, бессвязность, разорванность) 3. Расстройства мышления по целенаправленности (обстоятельность, персеверация) Расстройства мышления в зависимости от характера сочетания идей многообразны. Различают обстоятельность мышления (тугоподвижпость, вязкость мышления), которая характеризуется трудностью переключения с одной мысли, второстепенной, па другую, главную. Клинически это расстройство проявляется в том, что больные в своем повествовании как бы т"тч^,ся на одном месте, застревая на мелочах, упуская основную iiALxO. вследствие этого речь тягучая, вязкая, с множеством несущественных деталей. Такое мышление характерно для больных эпилепсией, старческим психозом, реже для больных, перенесших энцефалит. В менее выраженной степени обстоятельность мышления отмечается при церебральном атеросклерозе, в резидуальных стадиях травмы головного мозга. Персеверация мышления проявляется в застревании, повторении слова из предыдущего ответа больного. Например, па вопрос: «Как вы сегодня спали?» больной отвечает: «Спал очень крепко». «Сколько времени были вчера в саду?» Отвечает: «Крепко». Персеверация встречается при органическом заболевании головного мозга, атеросклерозе, эпилепсии, при интоксикации, например при тяжелом алкогольном опьянении. Обрывы или остановка мысли клинически проявляются в том, что больные па какую-то секунду умолкают, а затем продолжают начатую фразу. При этом сознание не выключается, а сами больные объясняют это «потерей» или «обрывом» мысли. Чаще всего такое расстройство мышления возникает у больных шизофренией. Резонерство представляет собой особую разновидность в нарушении мышления, характеризующуюся бесплодным, отвлеченным мудрствованием, пустым философствованием, лишенным познавательного смысла. Такие больные, как правило, страдающие шизофренией, вступают в беседу без сопротивления, охотно излагают свои мысли в письмах к врачу. Но смысл их высказываний остается неясным. Например, на вопрос врача о самочувствии больной отвечает: «Если учесть внутреннее свойство цикла пищеварения, законченного обмена веществ на мозговую ясность, человек должен опорожнить кишечник. А у меня от прогревания горным солнцем рождается что-то и нужны новые ультрафиолетовые реакторы от запора». Разорванность мышления характеризуется отсутствием смысловой логической связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ной грамматических правил. Так, на вопрос о том, почему больной отказывается от приема лекарства, он отвечает: «Я не принимаю лекарства, так как меня мать родила в родильном доме осенью». Бессвязность мышления (инкогеренция) относится к более глубоким нарушениям процесса обобщения, синтеза и анализа с утратой логического, смыслового содержания понятий и клинически выявляется в беспорядочном, хаотическом сочетании ассоциаций, например: «Юн—стар...перевязка. Эдем. Трамвай. Кисть... Хаос... Сказка... Царевна... Черный фрак... Забота об организме... Представка, перевязка, селиптапнка... Точка». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|