Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вербигерация – расстройство мышления при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов и слогов.




К количественным расстройствам мышления относится: 1. Навязчивые идеи

2. Сверхценные идеи

3. Бредовые идеи

Сверхценные идеи – идеи, возникающие в реальной ситуации, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значение доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического от­ношения к ним.

Бредовые идеи

Бредовые идеи — это ложные умозаключения, ошибки суждения, воз­никшие на болезненной основе. Они не поддаются коррекции до тех пор, пока существует патологический процесс, обу­словливающий их возникно­вение. Бредовые идеи — всегда признак психического заболевания.Как симптом психического заболевания бредовые идеи следует отличать от предрассудков и суе­верий, а также от ошибочных и порой почти непоколе­бимых суждений, свойственных психически здоровым лицам. Например, убеждения в существовании ведьм, вера в привидения обусловлены не патологическим процессом, вызывающим нарушения мышления у данной личности; это явле­ние, связанное с недостаточностью знаний и аффектив­ной настроенностью, возникающими как результат многолетнего влияния соответствующей среды. Суеверный человек при определенных условиях (повышение культурного уровня и т. п.) может признать ошибочность своих суждений. В противоположность этому бредовые идеи могут исчез­нуть только по прекращении патологиче­ского процесса.

Бредовые идеи различны по содержанию, структуре, механизмам раз­вития и по тому значе­нию, которое они имеют в клиническом содержании психического заболевания с точки зрения его диагностической оценки, ди­намики и исхода.

В зависимости от содержания различают следующие разновидности бреда.

Бред преследования. Он составляет неоднородную группу. Основным мотивом его оказыва­ется убеждение в том, что больной является объектом недоброжелательного отношения, направ­ленного преследования вплоть до физического и морального уничтожения. Как стадии формиро­вания бре­довой системы преследования выделяют бред значения и отноше­ния. В подобных слу­чаях больной склонен во всем происходящем вокруг, в самых повседневных явлениях окружаю­щего усматривать особый, часто угрожающий смысл: проехала мимо окна машина черного цвета — это на­мек па его «черную совесть»; сотрудник по работе обратился с самым обычным привет­ствием и улыбнулся — может означать «торжество» по поводу «предстоящего судилища»; это на­мек на то, что в его отсутствие будет вестись какая-то деятельность, угрожающая его безопасно­сти, и т. д. Другими словами, все явления окружающего имеют специальное отношение к боль­ному. Бред преследования в выраженной форме — это убеждение больного в том, что оп является объектом преследования в существующем заговоре против него, продуманном намерении убить, изве­сти его.

б. ущерба также неоднороден. Различают бред физического ущер­ба. Сюда относятся: а) бред фи­зического воздействия, когда больной убежден, что находится под постоянным воздействием со стороны, например, особых «космических лучей», «электрических приборов», «ра­диационных ап­паратов», «смертельных», «разрушающих» ядом, наносимых «преследователями» на кожу, слизи­стые оболочки, нагнетаемых в атмос­феру, которой дышит больной; б) бред гипнотического воз­дей­ствия, выражающийся в убеждении больного в том, что оп нахо­дится под гипнозом: его мысли, поведение, чувства подчинены этому влиянию. Гипнозом «отнимаются, сбиваются» мысли, «рас­крывается» их содержание для всех окружающих, внушаются различные оттенки чувств — апа­тии, злобности, гипнозом «разрушается» половое влечение и т. д.; в) бред отравл ени я, характери­зующийся утверждением боль­ного, что пища, лекарство, предназначенные для него, отравлены.

Другую разновидность бреда ущерба представляют формы бреда ма­териального ущерба. Сюда относится: бред ограбления н воровст­ва, содержанием которого является убеждение боль­ного, что его ограби­ли. Этот бред, как правило, наблюдается при старческом психозе па фоне сла­боумия и сочетается со снижением интеллекта (памяти, критического осмышления окружающего), постоянным чувством тревоги, беспокойства. В связи с этим содержание бреда носит порой при­митивный, отчетливо нелепый характер. Так, одна больная почти постоянно кричала, поднимала шум по поводу того, что у нее украли оберточную бумажку от конфеты, другая — говорила, что лечащий врач украл одну тапочку.

Третья разновидность бреда ущерба — это идеи ущерба, связанные о личностью больного.

Ипохондрический бред отражает патологическую (бредовую) ндею болезни, физического уродства, идею гибели, смерти организма. Больные убеждены, что они заражены раком, сифили­сом, всюду находят следы разрушения организма, уверены в скорой своей гибели. Обращаются к специалистам только с одной целью подтверждения диагноза и уточне­ния «границ поражения». С той же непоколебимой убежденностью боль­ные настаивают на том, что все их внутренние органы атрофированы, сердце не бьется, легкие не дышат, тело мертво, говорят об отсутствии каких-либо признаков жизни в организме и даже в окружающей среде:

«я мертв и все вокруг мертво» (нигилистический брод).

При бреде физического уродства (днем ор фоф о б и я) больные ут­верждают, что они урод­ливы, в связи с чем являются предметом всеобщего внимания и неприязненного отношения окру­жающих. Чаще речь идет об уродстве лица, особенно носа, о «катастрофическом» выпадении во­лос и неизбежности полного облысения, о непроизвольном выделении газов. Синдром дисморфо­фобии чрезвычайно стоек и, как правило, наблюдается при вяло, длительно текущей шизофрении. Больные с этой формой бреда чрезвычайно активны, подчас способны убедить прачей и добиться не­оправданного хирургического или специфического лечения.

Бред самообвинения всегда возникает на фоне депрессив­ного настроения. Больные находятся во власти непреодолимого убеждения в своей виновности по отношению к семье, коллективу, обще­ству, за что достойны только жестокой расправы, мучений и смерти. Такие больные постоянно стремятся сами осуществить над собой -(заслуженный приговор» и совершают одну за другой своеобразные по форме суицидальные попыт­ки (попытки самоубийства).

Бред ревности, при котором в отличие от обычного чувства рев­ности здорового человека больной без всякого повода во всем усматривает доказательства супружеской измены, приводя в качестве неопровержимых улик совершенно невероятные и нелепые доводы. Одна больная уверяла, что муж во время зав­трака прячет под язык кусок сахара, чтобы поделить­ся им с мнимой любовницей. В другом на­блюдении больной убеждался в «совершившемся обмане», следя за поведением публики в трол­лейбусе, которая столпилась у выход с тем, чтобы не дать ему сойти на остановке и вовремя пре­сечь «преступление жены».

Бред величия, могущества, богатства. Содержанием того бреда яв­ляются идеи духовного и интеллектуального превосходства, обладания ма­териальными безграничными благами, физиче­ской неимоверной силой.

Бред величия, богатства формируется на фоне повышенного настроения. Если бред развива­ется на фоне органического, приводящего к слабоумию процесса (например, прогрессивный пара­лич), то содержа­ние бреда становится бедным, менее красочным, отличается особой неле­постью, что и является подтверждением слабоумия. Так, один больной уверял, что еще в 12 лет он был возведен в ранг властителя всей вселен­ной, у него горы золота. Другой больной рассказывал, чго он окончил в один год 16 высших учебных заведений, он «высший академик мира».

В этой группе различают бред открытий и изобретатель­ства, выражающийся в том, что боль­ной считает себя великим изобрета­телем, автором мировых открытий. Эти больные весьма ак­тивны, пишут целые тома, посвященные доказательствам своих идей. В клинике имени С. С. Кор­сакова много лет находился больной, который забросил свою спе­циальность педагога, ушел из се­мьи, все имеющиеся сбережения тратил на описание «новой теории мироздания», опровергая при этом теорию Ко­перника. В доказательство мировой ценности своей «живой теории» боль­ной при­водил примитивные рассуждения о строении галактики. Для полу­чения признания он обращался в Президиум Академии наук, в высшие правительственные инстанции. Будучи помещенным в пси­хиатрическое от­деление, продолжал «творить», развивать свою «теорию», уверяя врачей, что он помещен в больницу врагами, которые в стремлении уничтожить его заслуги в области строения вселенной и ее будущего преобразования объявили его душевнобольным. Пациент тратил всю пенсию на бумагу, на посылку своих «научных трудов» в Академию наук.

По механизму развития различают резидуальный, или остаточный, бред, возникающий по­сле любого острого соматического или инфекцион­ного психоза. По мере исчезновения других симптомов нарушения психи­ческой деятельности — галлюцинаций, возбуждения, изменения соз­на­ния — бредовое толкование окружающей действительности задерживается на различные сроки в зависимости от тяжести психоза и степени сниже­ния критики. Для резидуального бреда харак­терно отсутствие прогредиентности, обязательное и постепенное обратное развитие его до пол­ного ис­чезновения.

Индуцированный бред развивается преимущественно у лиц с недоста­точно развитым интел­лектом, ограниченными критическими способностя­ми. Обычно лицо, высказывающее подобный бред, психическим заболева­нием не страдает и бред развивается в связи с наличием бреда у пси­хически больного (индуктора), с которым лицо, высказывающее инду­цированный бред, находится в тесном общении. Содержание брода зависит от содержания бреда индуктора. В практике прихо­дилось наблюдать це­лые семьи, индуцированные одним психически заболевшим.

Структура бреда может быть разнообразной: бредовые идеи иногда резко контрастируют с дейст­вительностью, что в определенной степени помогает раннему выявлению этого симптома; напри­мер, нелепый бред ограбления при старческом слабоумии, бред величия при прогрессивном пара­личе, бред физического воздействия при шизофрении. Однако бред по своей структуре, по построению порой бывает трудно отличим от оши­бочных и суеверных су­ждений здорового человека, как, например, бред ре­лигиозного содержания, бред ревности. Внеш­ние проявления бреда много­гранны: как правило, при остро развившемся психозе бредовое отно­шение к окружающему выявляется относительно быстро. Больные высказывают бред или в их по­ведении отражается качественное содержание бреда: при бреде отравления больной упорно отка­зывается от еды; при бреде пресле­дования озирается, прячется, бежит, обороняется, нападает; при бреде самообвинения подавлен, отказывается от еды, пытается покончить жизнь самоубийством; наконец, при бреде величия, богатства, красоты он весел, многоречив, чрезмерно щедр, эротичен и т. д.

Однако у многих больных с хроническим психическим заболеванием выявить наличие бреда представляется задачей нелегкой в связи с тем, что больные упорно скрывают бредовые мысли (диссимуляция бреда). В по­добных случаях на помощь приходит знание объективных признаков наличия бреда. Основными из них являются недоступность, подозрительность, категорический отказ от пищи, лечения, настойчивые требования немед­ленной выписки. Нередко истинное со­держание бреда выявляется в пись­мах больных, в необъяснимости, порой нелепости поступков больных. Так, одна больная смачивала кусочки ваты в различно пахнущих растворах и затыкала ими все малейшие щели в окнах, двери с тем, чтобы не проника­ли «ядовитые газы», пускаемые «врагами» к ней в комнату.

Клиническому выявлению бреда нередко предшествует состояние осо­бой тревоги, возникаю­щей без каких-либо конкретных поводов, беспокой­ство, опасение чего-то такого неясного, непри­ятного, угрожающего.

Все клинические разновидности бреда можно свести к двум основным формам.

1. Бред несистематизированный, чувственный, образный, при котором бредовой трактовке подвергается все окружающее больного, данное в непо­средственном познании (в ощущениях, восприятии). Окрашивающим и определяющим стойкость, подвижность бреда является степень чувствен­ного, аффективного напряжения. Он чаще знаменует острый этап психоза.

2. Бред словесный, интерпретативный, паранойяльный, систематизи­рованный, при котором бредовая система выкристаллизовывается преиму­щественно в результате нарушения опосредо­ванного познания окружаю­щих явлений, т. е. не самих реальных явлении, а причинных взаимосвя­зей между ними.

Содержание всякого бреда может меняться так же, как и его яркость и насыщенность, что на­ходится в прямой зависимости от природы, темпа, стадии развития основного заболевания. Так, например, бред отношения сменяется бредом отравления, ипохондрический бред — идеями физи­че­ского воздействия. В таких случаях принято говорить о трансформации, о динамике бреда.

Механизм бреда сложен и неоднороден так же, как неоднородна и клиническая структура его. Несомненно, что все разновидности бреда в своей основе являются результатом нарушения кор­ковой динамики. И. П. Павлов говорил о двух физиологических механизмах как об основах бреда: 1) об ультрапарадоксальнои фазе и 2) о патологической инертности возбудительного процесса на уровне первой пли второй сигнальной системы.

В соответствии с концепцией школы И. П. Павлова при паранойяль­ном, словесном, интерпрета­тивном бреде пойрофизиологичоские сдвиги в виде очагов застойного возбуждения развиваются по преимуществу на уровне второй сигнальной системы, при бреде образном, чувственном — на уровне первой сигнальной системы. Некоторые формы бреда, в частности

бред самообвинения, могут быть объяснены застойным торможением — ультрапарадоксальной фазой. При указанном нарушении в соотношении возбудительного и тормозного процессов угаса­нию подвергаются положи­тельные раздражители (суждения, умозаключения), а отрицательные (в норме тормозимые ассоциации) соответственно находятся в состоянии возбуждения. Так, напри­мер, морально безукоризненной честности жен­щина настаивает на том, что она сексуально распу­щена, достойна пре­зрения.

В происхождении бреда ипохондрического и физического воздействия с обилием сенестопа­тий значительная роль принадлежит нарушению ана­лизаторов внутренней среды — интерорецеп­ции.

От бредовых идей следует отличать сверхценные идеи. Это — доми­нирующая мысль, под­крепленная эмоциональной реакцией, владеющая человеком целиком, определяющая всю направ­ленность его мыслей, пове­дения и оттесняющая все другие идеи, суждения. По содержанию сверх­ценные идеи чаще касаются убеждений об особой ценности собственного изобретения, об исклю­чительности своего дарования, реже — идеи о не­справедливой ущемленности собственной лично­сти. Сверхценные идеи весьма значительны для личности; им подчинено все поведение, вся гамма чувств, которыми охвачен пациент, хотя временная коррекция в отноше­нии этих идей возможна. Чаще сверхценные идеи наблюдаются у субъек­тов с эмоционально неустойчивыми чертами ха­рактера, у психопатов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных