ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Навязчивые состояния. К симптомам нарушенного мышления относятся навязчивостью идеи и представления, которые возникают в сознании больного независимо от его волиК симптомам нарушенного мышления относятся навязчивостью идеи и представления, которые возникают в сознании больного независимо от его воли, отличаются большой стойкостью и неотступностью при постоянном сохранении понимания их чуждого и болезненного характера. В отличие от бредовых идей навязчивые идеи не сопровождаются стремлением к их реализации. Помимо навязчивых идей, к навязчивым явлениям относятся также навязчивые страхи, навязчивые сомнения, навязчивые влечения и действия. Перечисленные виды навязчивых явлении могут наблюдаться изолированно или в сочетании. Так, например, навязчивые страхи и действия развиваются на фоне навязчивых мыслей. Значение навязчивых состояний как симптома нарушения психической деятельности различно. Ряд навязчивых состояний (воспоминаний, сомнений, опасений) может наблюдаться у психически здоровых людей. Их появление может быть связано с соматическим состоянием, утомлением, эмоциональной настроенностью. Так, например, фрагменты любимых мелодий могут навязчиво всплывать в памяти, после волнующей встречи мысли о ней всецело овладевают человеком и настойчиво возвращаются вновь как навязчивые воспоминания. Появление тех или иных навязчивых сомнений может быть связано с определенным складом личности. Лицам с тревожно-мнительным складом характера свойственно сомнение в законченности и правильности своих действий. Они склонны проверять, например, выключен ли газ в квартире, заперта ли дверь, правильно ли написана докладная. Такого рода опасения у тревожно-мнительных личностей особенно часто развиваются в условиях, требующих особенной тщательности и связанных с высокой ответственностью. Например, у кассира в этих случаях появляется неотступное стремление проверять правильность денежной суммы. По завершенности этого действия могут появляться сомнения другого содержания: не обронил ли часть денег, запер ли несгораемый шкаф и т. д. Подобные сомнения приобретают характер навязчивых, когда неуверенность в правильности своего поступка не исчезает после однократной проверки, сомнения навязчиво повторяются, становятся мучительными, начинают определять поведение, что уже является свидетельством болезненного состояния. При развитии невротических состояний навязчивые явления могут возникать и у лиц, ранее ice отличавшихся тревожной мнительностью. С навязчивыми сомнениями могут сочетаться или возникать независимо от них разнообразные по содержанию навязчивые страхи. К ним относятся эрейтофобия — страх покраснеть, агорафобия — боязнь открытых пространств (площадей, улиц), клаустрофобия — страх перед пребыванием в закрытом помещении (например, в метро, автобусе, тесной комнате), навязчивый страх заболеть тяжелым или неизлечимым заболеванием, например сифилисом (сифилофобия), раком (канцерофобия) и т. п. Навязчивыми могут становиться также различные стремления: считать ненужные предметы, например окна домов, проезжающие автомобили (аритмомания), запоминать ненужные имена, номера (аномитомания) и т. д. С навязчивыми сомнениями и стремлениями сближается навязчивое (бесплодное) мудрствование — умственная жвачка — стремление рассуждать по поводам, не имеющим значения и "не вызывающим вопросов, характерное, в частности, для шизофрении. Так, у наблюдаемого нами больного появилось навязчивое стремление продумать, проанализировать, почему он отвечает на вопрос учителя без задержки, а его товарищи излагают мысль со многими паузами. Навязчивое мудрствование, все усложняясь, постепенно приобретало характер неотступного «думания о думании». Особую группу составляют так называемые контрастные навязчивости, которые выражаются влечением совершить действие, противоречащее воспитанию и житейским устоям: например, закричать в общественном месте, засмеяться в доме, где тяжелое горе, убить своего ребенка. Навязчивые идеи, влечения, страхи часто связываются с навязчивыми действиями, обусловленными настойчивой потребностью совершить какой-либо поступок (например, притопнуть ногой, произнести «спасительные» слова, обойти с определенной стороны препятствие) во избежание угрожающих несчастий или чтобы избавиться от чувства неудовлетворенности, незаконченности. Подобные действия — ритуалы — многообразны, хотя у каждого больного они стереотипны, отличаются устойчивостью и в выраженных случаях заполняют все время больного. Навязчивые явления в некоторых случаях (при развитии болезненного процесса) могут становиться источником бредовых идей. Например, у больной, многократно стационировавшейся в клинику имени С. С. Корсакова, навязчивый страх загрязнения пухом или пером от птицы, возникший в молодом возрасте, постепенно достиг таких пределов, при которых больная могла часами почти л течение всего дня мыть не только открытые части тела (руки, лицо), но п всю мебель, постельные принадлежности, стены, потолок. Теперь уже в качестве мотива своих действий больная выдвигала не навязчивые опасения, а непоколебимое убеждение в заражении ее организма пухом п пором. Ранее критическое отношение на этом этапе заболевания было утрачено. Навязчивые страхи сменились бредом (бред заражения). Патофизиологическую основу навязчивых состояний в соответствии с учением И. П. Павлова составляют два механизма: застойные, инертные очаги возбудительного процесса (фобии, представления, воспоминания) и частичное торможение в ультрапарадоксальной фазе (контрастные влечения). Указанные нарушения нейродинамики могут касаться различных физиологических уровней; собственно и клиническая картина навязчивых состояний оказывается неоднородной, выявляясь по преимуществу в форме представлений, влечений, страхов, действий, мыслей. Общность патофизиологических сдвигов при бреде и навязчивостях означает возможность перехода навязчивых состояний в бред, на что было давно обращено внимание клиницистов. При бреде очаг застойного возбуждения в коре резко выражен, имея широкую зону отрицательного индукционного торможения. При навязчивостях интенсивность застойного возбуждения меньше, соответственно чему и менее выражено инертное торможение. Чем меньшая зона коры вовлечена в процесс торможения, тем больше сохранность критического отношения к болезненным переживаниям. Чем менее интенсивен застойный очаг возбуждения, тем он более динамичен и относительно быстрее поддается угашению (торможению) под влиянием других более интенсивных и генерализованных очагов возбуждения. Отсюда следует, что навязчивые состояния невротического происхождения (вызванные временным срывом, перенапряжением основных корковых процессов) сочетаются с сохранной критикой, правильно оцениваются пациентами.
ВОЛЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА Воля — сознательное целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Волевая активность присуща только человеку. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно - рефлекторными связями. У человека в процессе социально - исторического развития образовались формы приспособления к окружающей среде на основе дифференцированных условно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов. В волевом процессе различают следующие этапы: 1) побуждение, осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) борьба мотивов и выбор; 4) принятие одного из возможных решений; 5) осуществление принятого решения. Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационной деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т. д.). Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т. е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|