ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Боеприпасы, патроны 4 страница— имеются данные о событии преступления и преступнике, но данные об отдельных обстоятельствах содеянного (например, о способе совершения преступления, мотиве содеянного) отсутствуют. Типичной, хотя и не часто встречающейся, является, например, ситуация возбуждения уголовных дел в связи с явкой преступника с повинной. И наоборот, тенденцию к увеличению в количественном отношении имеют типичные ситуации принятия следователями к своему производству уголовных дел, возвращенных судом на дополнитель- ное расследование, ситуации возбуждения уголовных дел на основании выявления фактов сокрытия от регистрации органами дознания совершенных преступлений, а также в связи с отменой ранее вынесенных постановлений, которыми неосновательно отказано в возбуждении уголовных дел. Типизируются также ситуации промежуточных и конечного этапов ППД. Например, как типичные квалифицируются ситуации, складывающиеся тогда, когда уголовные дела прекращаются в отношении обвиняемых ввиду отсутствия достаточных доказательств их виновности. Основная причина подобных ситуаций — низкий уровень решения следственных задач, плохая организация расследования, следственные ошибки, нарушение законности. К вопросу о типичных и атипичных ситуациях следует подходить с диалектических позиций. То, что в одних случаях является типичным, в других случаях может быть атипичным, неповторимым. Вот тому пример. На общестатистическом уровне типичной для расследования убийств является ситуация установления вначале личности потерпевшего, а затем преступника. Нетипичной для основной массы убийств является ситуация, характеризующаяся тем, что преступник установлен в условиях отсутствия данных по поводу личности жертвы преступления. Однако если рассматривать эту проблему применительно к убийствам в среде бродяг, обнаруживается типичность иной ситуации. Дело в том, что чуть ли не половина всех убийств в этой среде (убийство бродяг бродягами) раскрывается при отсутствии данных о личности потерпевших. Более того, во многих случаях дела направляются в суд и по ним выносится обвинительный приговор при отсутствии указанных данных, если исчерпаны возможности для их получения. Глава 22 Криминалистические методы поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве § 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Метод можно определить как определенную совокупность операций, направленную на решение какой-либо научной или практической задачи. По сути своей понятия «метод», «способ», «прием» являются синонимами. Их обычно различают по степени общности. Методами предпочитают называть более сложные и общие системы, а приемами и способами — более простые операции, входящие в качестве элементов в упомянутые системы. В завершенном виде метод любого исследования, включая расследование по уголовному делу, должен обеспечивать: — определение комплекса целей, которые могут быть достигнуты с применением данного метода; — формулирование характеристики ситуаций, событий, явлений для выяснения которых или при наличии которых может быть применен данный метод; — возможные варианты реализации метода в зависимости от конкретизации целей, а также особенностей изучаемых объектов; — последовательное совершение действий при применении метода; — совокупность средств и специальных приемов реализации данного метода. В практическом следоведении в уголовном процессе реализуются методы трех уровней: — общие, используемые в различных областях человеческой деятельности; — видовые, используемые только в рамках практического следове-дения в уголовном процессе; — внутривидовые, используемые в каких-то отдельно взятых разновидностях практического следоведения в уголовном процессе (например, в оперативно-розыскной деятельности). В каждой из названных групп могут быть выделены соответствующие подгруппы по различным основаниям. Возможно, например, деление на органолептические (восприятие признаков и свойств объектов визуально, на слух, с помощью осязания, обоняния) и инструментальные методы (восприятие с помощью технических устройств, приборов, приспособлений, аппаратуры), а также на традиционные (наблюдение, измерение, описание, эксперимент, идентификация, моделирование, метод «словесного портрета», бригадный метод расследования и т.д.) и новые методы (генная идентификация, анализ оперативной обстановки, тестирование с помощью полиграфа, анализ управленческого решения и др.). Существуют и другие классификации, например: — по целям применения (используемые для выявления и идентификации скрывшихся с места происшествия преступников, для установления личности по трупу и т.д.); — по источнику происхождения (криминалистические, психологические, логические и т.д.); — по универсальности (применяемые при исследовании различных объектов, применяемые при исследовании отдельных видов и разновидностей объектов); — по уровню (общие методы познания, например анализ, синтез, индукция, аналогия и специальные, например методы исследования биологических объектов, в частности продуктов питания, методы экс- пресс-анализа наркотиков, методы биохимических анализов ткани, органов, взятых от трупов людей и павшего скота и т.д.). По мере развития науки, совершенствования и развития сфер практической деятельности система методов, реализуемых в целях поиска и исследования носителей информации, неуклонно преобразуется. Уходят в прошлое одни и на их месте появляются новые, более совершенные методы, создаются прежде неизвестные, более эффективные модификации используемых методов. Круг традиционных, многократно за долгие годы апробированных в уголовном судопроизводстве и показавших свою эффективность методов познания обширен. Остановимся лишь на некоторых, наиболее актуальных, взаимосвязанных, практически значимых общих методах. § 2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ К понятиям «наблюдение», «наблюдать», «наблюдатель» имеет отношение каждый человек. Наблюдают всегда, наблюдают повсеместно, наблюдают все, кто способен это делать. Наблюдают за всем, что окружает людей и поддается наблюдению. Кроме того, так или иначе каждый индивид наблюдает за самим собой. Дети наблюдают за родителями, родители за детьми и состоянием цен, соседями, начальники за подчиненными, последние за начальниками и друг за другом. Авиаторы ведут визуальное и приборное наблюдение за всем, что по сторонам, над ними и под ними, метеорологи — за состоянием погоды и ее изменениями, утки за утятами, политические деятели за переговорными процессами, ходом парламентских выборов, конкурентами, дворники за состоянием пешеходных дорожек и дворов, сельхозчиновники за уровнем надоя молока, осеменяемости молочного стада и ходом полевых работ. Одни наблюдают только для себя, другие для себя и еще кого-то. У всякого свои резоны в наблюдении. Объединяет при этом всех одно: наблюдение дает знание, знание (информация) подталкивает к принятию решений. Самых различных, по разным поводам, различной значимости, различных масштабов и уровней. Решение ведет к действию и его результату. Метод наблюдения, процессы, связанные с его реализацией и использованием полученных результатов, пронизывают уголовное судопроизводство сверху донизу, вдоль и поперек. Преступник наблюдает за потенциальной жертвой, оказавшись в тюрьме — за надзирателем, сокамерниками, следователем, а позднее за судьей. Участковый инспектор наблюдает за подучетным элементом и порядком на своей территории, судья за ходом судебного заседания, надзирающий прокурор — за работой органа дознания и следователей, конвоир за арестованным, а персонал психиатрического экспертного учреждения за лицами, стационарно обследуемыми в нем, в связи с проведением судеб- но-психиатрической экспертизы и т.д. Результаты наблюдения фиксируются приборами, тестами, в памяти наблюдателей. Даже заводятся дела и папки так называемого наблюдательного производства. Таким образом, наблюдение в указанной сфере человеческих отношений осуществляется различными субъектами, с различных точек зрения, с различными целями. Одни это делают в целях удовлетворения голого интереса, и не более того, другие — для последующего решения позитивных, полезных обществу и государству задач, третьи — исключительно для удовлетворения личных или групповых потребностей, подчас противоречащих закону, нравственности, интересам общества. Потому-то результаты наблюдения могут быть нейтральными по отношению к интересам отдельных лиц, определенных социальных групп и слоев общества, полностью или хотя бы частично соответствовать этим интересам, являться благом либо иметь негативные последствия для общества и его членов, будучи использованы не в созидательных, полезных, а для деструктивных, разрушительных целей, как это имеет место в случае криминального наблюдения. Предмет нашего анализа — наблюдение со знаком плюс, наблюдение как метод достижения целей уголовного судопроизводства, т.е. криминалистическое наблюдение. Криминалистическое наблюдение — разновидность общего метода наблюдения, один из частных случаев восприятия окружающего мира. Оно представляет собой процесс восприятия визуальным или иным способом свойств и признаков объекта наблюдения для получения информации (знания) о нем в организационно-управленческих, поисковых, познавательных и правовых целях. Криминалистическое наблюдение — это не просто пассивное созерцание объекта, а активная, планомерная и целенаправленная деятельность по его изучению. Объектами наблюдения чаще всего являются реальные элементы окружающего мира (человек, группа людей, события, участки какой-либо территории, механизмы, иные предметы, технологические процессы, природные явления и т.д.). Реже в познании в их качестве выступают материальные аналоги (заместители) оригиналов. Обычно наблюдение осуществляется путем непосредственного изучения объекта. В этом случае ин4зормация поступает к наблюдателю напрямую от объекта без каких-либо промежуточных звеньев. Однако возможна иная ситуация, при которой объект не находится в поле зрения наблюдателя. В подобных ситуациях информация поступает от других лиц, ведущих непосредственное наблюдение, а также через аппаратуру, приборы (например, с помощью радиотелефона, телетайпа, иных средств оперативной связи) по ходу наблюдения. Наблюдение может быть простым (визуальным) и квалифицированным (с привлечением технических устройств, расширяющих границы и возможности непосредственного восприятия признаков и свойств объекта). При криминалистическом наблюдении целесообразно придерживаться следующих правил: — до начала процесса наблюдения получить по возможности наиболее полное представление об изучаемом объекте, ориентируясь на другие источники; — в процессе наблюдения исходить из сформулированных цели и задачах, реализуя при этом мысленный план, схему наблюдения; — отыскивать в наблюдаемом объекте не только то, что предполагалось обнаружить, но и обратное тому; — мысленно расчленить объект наблюдение на части и в каждый момент наблюдения фиксировать внимание на одной из частей, не забывая держать в поле зрения целое; — не доверять однократному наблюдению, исследовать объект с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения; — подвергать сомнению воспринимаемые признаки, которые могут в конечном итоге оказаться ложной демонстрацией (симуляцией или инсценировкой); — сравнивать части (элементы, признаки, различные проявления и т.д.) объекта наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие, связи; — сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об объекте наблюдения и аналогичных объектах, с данными науки и практики; — привлекать в необходимых случаях к наблюдению специалистов соответствующего профиля, сравнивать результаты своего наблюдения с результатами наблюдения того же объекта другими участниками этой деятельности; — четко и конкретно формулировать результаты наблюдения, фиксировать их надлежащим образом и в соответствующей форме. Универсальность, сравнительная простота, доступность, экономичность и другие преимущества метода криминалистического наблюдения очевидны. Столь же очевидна и значимость результатов его применения при решении самых разнообразных задач. Ни одно из процессуальных и непроцессуальных действий по собиранию и использованию информации не обходится без этого метода. Так, при производстве допроса следователь оперирует комплексом познавательных методов: моделирует вопросы, подлежащие обсуждению с носителем информации, строит и проверяет версии, сравнивает воспринятую им информацию, идущую от его процессуального собеседника, с другими собранными по делу данными по предмету допроса, анализирует и оценивает результаты предъявления допрашиваемому документов, вещественных доказательств. И все это протекает на фоне наблюдения за допрашиваемым, под воздействием знаний, почерпнутых в результате наблюдения за поведением носителя информации, его речью, жестикуляцией, мимикой, реакциями на поставленные вопросы. Допрашиваемый является объектом наблюдения следователя на протяжении всего допроса, начиная с момента появления вызванного лица в кабинете следователя и до его ухода. Важное значение наблюдение имеет и при производстве тактических и оперативно-розыскных комбинаций — взаимосвязанного комплекса действий, направленных на решение одной задачи. Выбору правильной линии поведения следователя и адекватных ситуации тактических приемов способствуют, например, результаты наблюдения за поведением, содержанием и тональностью речи потерпевшего во время допроса, проведенного сразу после того, как завершилось предъявление для опознания допрашиваемому другого лица, сравнение результатов наблюдения за ним во время данного допроса с тем, как он вел себя, как держался, как и что сказал во время опознания и на другом допросе, предшествовавшем опознанию. Оперативный работник, которому поручено найти и задержать заподозренное в совершении преступления лицо, если он ведет наблюдение в месте возможного появления искомого лица, наблюдает за всем, что там происходит, сопоставляет признаки внешности прохожих с признаками словесного портрета заподозренного. Выявив интересующее его лицо, оперативник какое-то время может незаметно «провести» его до намеченного пункта (в режиме наружного наблюдения). Наблюдение продолжается в момент задержания, доставки задержанного в орган дознания, при объявлении ему постановления о задержании и личном обыске, водворении в камеру для задержанных и после этого. Результаты задержания и наблюдения за задержанным могут быть доложены следователю для их использования при подготовке и производстве допроса подозреваемого. От наблюдательности субъекта практического следователя и умелого использования полученной путем наблюдения информации подчас зависит не только успех допроса, другого действия или мероприятия, но и перспектива выявления и раскрытия преступления. Небезынтересен с этой точки зрения случай, описанный в довоенные годы известным в прошлом следователем и писателем Львом Шейниным. Разыскиваемый за финансовые махинации нэпман, судя по описанию его внешности свидетелями, был жгучим брюнетом с копной гус- тых волос на голове. По оперативным данным, в один из вечеров он собирался посетить театральное зрелище. Внимательно наблюдая за посетителями театра во время спектакля, оперативники не обнаружили никого, кто бы соответствовал приметал! искомого лица. Интерес вызвал лишь один мужчина, схожий с разыскиваемым нэпманом по фигуре и чертам лица, но зато существенно отличавшийся от него тем, что имел ярко-рыжий цвет волос на голове... В антракте один из оперативников сблизился с «рыжим» и попросил у него прикурить. Спустя несколько секунд «рыжего» задержали. Им и оказался тот, кого искали агенты уголовного розыска. Для маскировки он перекрасился. А выдало его резко контрастное несовпадение цвета волос на голове и руках. Метод наблюдения — эффективное средство решения не только поисковых и познавательных, но и организационно-управленческих задач. Поэтому в орбите наблюдения субъекта практического следователя должны находиться не только носители собираемой и проверяемой информации, но и другие лица, включая партнеров по взаимодействию. Результат наблюдения за понятыми, специалистами, своими коллегами и другими участниками процессуальных и непроцессуальных действий и мероприятий, их действиями и реакциями и позволяют указанному субъекту корректировать свое поведение, осуществлять координацию своих действий и действий иных лиц, успешно решать другие задачи организации работы и управления микроколлективом. Метод наблюдения может входить в качестве элемента в систему методов, реализуемых в ходе какого-либо действия, комплекса целенаправленных действий, а также рассматриваться в качестве самостоятельного действия и даже деятельности. КПД данного метода резко возрастает, если в необходимых случаях наблюдающий использует технические средства. Они помогают фиксировать состояние и свойства объектов наблюдения, расшифровывать и объяснять происхождение, улавливать и регистрировать то, что недоступно непосредственному восприятию. Особую значимость результаты применения данного метода имеют в том случае, когда создана возможность систематического целенаправленного наблюдения за одним и тем же объектом в различных ситуациях и состояниях. Сравнение результатов такого наблюдения на его различных этапах позволяет составить глубокое, целостное представление о свойствах и признаках изучаемого объекта, избежать ошибочных выводов и скоропалительных решений, неизбежных при мимолетном, одностороннем, поверхностном либо случайном наблюдении. § 3. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ Метод сравнения, как и наблюдения, относится к числу таких познавательных средств, без которых при всех обстоятельствах субъект практического следоведения просто не может обойтись Как метод познания криминалистическое сравнение представляет собой соотносительное исследование признаков одного или нескольких объектов, имеющих значение для уголовного судопроизводства. Этот метод реализуется визуально и с помощью технических средств. Они широко применяются для целей идентификации и распознавания (диагностирования), установления групповой принадлежности объекта, установления единичных фактов, сходства или различия тех или иных фактов, определения изменений и особенностей развития событий, их происхождения, причинной связи, систематизации информации и решения других задач. Объекты сравнения — человек, группа людей, тексты, предметы вещного характера, явления, процессы, действия, замкнутые пространства, участки местности. С помощью этого метода исследуются объекты в статике (в состоянии покоя) и в динамике (в движении, в развитии), в одних и тех же, в аналогичных, в различных условиях. Сравниваться могут объекты-оригиналы с объектами-аналогами, оригиналы с аналогами (подобиями), с образцами, а последние с другими образцами. В криминалистических идентификационных исследованиях сравнительный анализ рассматривается в качестве стадии, которая следует после раздельного изучения объектов. Для этого созданы соответствующие приборы, аппаратура (например, сравнительный микроскоп для исследования следов рук и других объектов). В уголовном судопроизводстве сравниваются не только относительно независимые друг от друга объекты, но и различные стороны, признаки, состояния, проявления одного и того же объекта в различных временных, пространственных и ситуационных условиях. Сравниваться могут также одни признаки, свойства с другими признаками и свойствами того же самого объекта. Так, едва увидев в своем кабинете человека, вызванного на допрос, следователь сразу же, порой неосознанно, включает механизм наблюдения и сравнительного анализа. В качестве объектов сравнения при этом могут выступать назначенное для допроса время и время прибытия лица, подлежащего допросу, погода и вид одежды (одет ли по погоде), реальный облик посетителя и его мысленный образ, сформировавшийся в памяти следователя по материалам дела. Сравниваются вид и состояние одежды, рук посетителя с его профессиональной принадлежностью и образом жизни, первое впечатление о личных качествах с последующими впечатлениями, внешнее впечатление, которое производит допрашиваемый, с тем, что он в действительности представляет из себя по интеллектуальной, образова- тельной, нравственной и иной сути (не зря же говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму). В ходе следствия ожидаемое поведение каких-либо лиц сравнивается с фактическим, версии с фактами, установленными при проверке версий, поведение одного и того же лица на допросе и на очной ставке, в неформальной и официальной обстановке. Сравниваются нормативное и фактическое положение дел в сфере исследуемой деятельности, натурные остатки т^варо-материаль-ных ценностей и денежных средств с книжными, доказательства и оперативные данные, доходы и расходы обвиняемого, исследуемые тексты и образцы, статисты и лица, предъявляемые среди них для опознания, тексты и устная речь одного и того же лица, отношения проверяемого лица с начальством, подчиненными работниками, членами семьи и посторонними лицами. При подозрении на совершение обвиняемым многоэпизодных, серийных преступлений сравниваются следы, орудия, жертвы, ситуации совершения исследуемых преступлений. Объектом сравнения могут стать поведение следователей, оперативных работников в обычных и нестандартных ситуациях, их слова и дела, достижения и неудачи, подлинники документов и их копии, подписи одного лица, исполненные в разное время на различных документах, данные, полученные путем допроса свидетелей и жертв преступления с результатами осмотра места происшествия, заключением судебной экспертизы, выводы эксперта с описанием проведенного им исследования и другие обстоятельства. Сравнение, сравнительный анализ, сравнительное исследование осуществляются с первых и до последних шагов практического следоведения, при подготовке и производстве каждого действия и мероприятия. Можно смело утверждать, что ни одна сколь-нибудь существенная задача (квалификационная, распознавательная, идентификационная, профилактическая и т.д.) при этом не может быть решена без использования рассматриваемого метода. Так, в стадии возбуждения уголовного дела сравниваются признаки исследуемого события с признаками уголовно-правового определения понятия преступления, признаки выявленного криминального события — с признаками соответствующих нормативно закрепленных составов преступлений, признаки одних составов преступлений с другими при их конкуренции; установленный срок производства предварительной проверки с фактически затраченным на нее временем и т.д. При производстве предварительного расследования предметом сравнительного анализа обычно становятся такие обстоятельства: — заявленное алиби и результаты его проверки; — результаты неотложных и последующих действий, начальные и промежуточные ситуации; — фактические обстоятельства с перечнем обстоятельств уголов-но-процессуального предмета доказывания, версии и мнения одних субъектов практического следоведения с версиями и мнениями других по тому же поводу; — реальные и желаемые кадровые и технические возможности следствия; — показания подозреваемого, показания потерпевших и очевидцев преступления; — улики поведения одного лица и разных лиц; — позиция обвиняемого в начале следствия и спустя какое-то время; — заключения первичных, дополнительных и повторных экспертных исследований одного и различных объектов; — содержание ходатайств обвиняемых, защиты и фактические данные, установленные по делу; — показания одного лица, данные им по одному поводу, но в разное время на разных этапах расследования и многие другие обстоятельства, объекты, факторы. Результаты сравнения позволяют осуществлять криминалистическую идентификацию и распознавание, давать правильную оценку результатов оперативного и следственного экспериментов, выводам судебного эксперта, принимать своевременные обоснованные меры по пресечению преступлений, осуществлять адекватное уголовное преследование виновных лиц, устранять ошибки и восполнять пробелы в работе, принимать обоснованные, справедливые решения о виде и мере наказания, реабилитировать невиновных лиц, успешно решать другие задачи уголовного судопроизводства. В мыслительной и конструктивной деятельности метод сравнения взаимодействует с другими методами познания (идентификацией, распознаванием и т.д.), пересекаясь с ними, дополняя их и дополняясь ими, включая одни из них в свое содержание и входя в содержание других методов, а также методики их применения. § 4. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Эксперимент — опытное действие, с помощью которого проверяется какое-либо положение науки или практики. В уголовном судопроизводстве этот метод чаще всего применяется для проверки версий субъекта ППД и фактических данных о реальности какой-либо возможности (воспринимать объект или его конкретные признаки в определенных условиях, совершить какое-либо действие, решить какую-либо задачу, добиться определенного результата и т.д.). Эксперимент реализуется в трех формах: 1) как самостоятельное действие (следственное, судебное, оперативно-розыскное); 2) как прием при производстве другого действия или какого-либо взаимосвязанного комплекса действий (например, при осмотре места происшествия); 3) как составная часть (стадия) экспертного исследования. Как и в иных случаях реализации методов в виде самостоятельных действий, в эксперименте присутствуют такие компоненты: — основания (фактические данные плюс наличие проблемы, требующей опытного разрешения); — участники; — цель и задачи; — подготовка; — практическое осуществление эксперимента; — результат опытных действий; — фиксация их хода и результатов; — оценка полученного результата и формулирование выводов. Эксперимент в одних случаях осуществляется силами только субъекта ППД (следователя, эксперта и т.д.), совершающим лично опытные действия, в других случаях — для этого привлекаются потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, осуществляющие опытные действия в присутствии субъекта ППД. При производстве эксперимента следует стремиться к обеспечению максимального сходства: — между условиями, при которых происходило познаваемое событие (явление, действие, акт), и условиями его воспроизведения при постановке эксперимента (по месту, времени, обстановке и т.д.); — между содержанием опытных, воспроизводимых и содержанием тех действий, которые проверяются; — между предметами-оригиналами и теми, что пользуются в ходе эксперимента. Экспериментальный метод не только допускает, но часто предполагает необходимость перепроверки достигнутых результатов путем неоднократного воспроизведения совершаемых в условиях эксперимента действий. Экспериментальная проверка общественно опасного деяния в полном объеме, а также действий, способных причинить имущественный, физический или моральный вред, не допускается. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» включает оперативный эксперимент в круг установленных для этой деятельности мероприятий. Уголовно-процессуальное законодательство определяет эксперимент как одно из процессуальных действий. Разновидностью процессуального эксперимента является следственный эксперимент. Это действие проводится в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, путем воспроизведе- ния действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытшпх действий. С помощью эксперимента устанавливается время, которое необходимо затратить на совершение определенных действий, на получение какого-либо результата, устанавливается возможность существования предполагаемого факта или возникновения того или иного явления при заданных условиях, проверяется возможность совершения какого-либо действия (например, возможность подозреваемого пролезть в комнату через форточку, пролом в стене), возможность изготовления какого-либо объекта (например, возможности изготовления обвиняемым образца соответствующего документа, денежного знака). Эксперимент производится также для того, чтобы убедиться, сможет ли лицо, чьи показания проверяются, узнать тот или иной участок местности, здание, определенное помещение в нем, пробежать определенную дистанцию за определенный отрезок времени и т.д. Любопытный эксперимент провел следователь по делу о загрязнении нефтепродуктами реки Великой в г. Новгороде. Эксперимент производился с целью проверки возможности утечки нефтепродуктов из одного из металлических резервуаров большой емкости через прохудившуюся донную часть и попадания жидкости в реку. Данный резервуар находился в нескольких стах метрах от берега реки на территории одного хозяйства напротив того прибрежного участка, где находился родник, выбрасывавший накануне нефтепродукты, попавшие в реку. При эксперименте с участием специалистов резервуар заполнили водой с размешанным в ней безвредным ярким красителем. За ходом этой операции наблюдал следователь с понятыми. А в это время другая следственная группа расположилась возле родника. После заполнения резервуара до определенной отметки его заливка контрольной жидкостью была прекращена. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|