ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Боеприпасы, патроны 5 страницаСпустя некоторое время участники эксперимента убедились в том, что уровень жидкости в резервуаре стал быстро падать, из родника пошла жидкость аналогичного цвета. Следственная версия нашла объективное подтверждение. Данный случай показателен с нескольких точек зрения, и прежде всего потому, что на его примере видно, как экспериментальный метод соединил в одно целое несколько других методов познания: наблюдение (за уровнем жидкости в резервуаре и состоянии родниковых выбросов), сравнение (например, цвета жидкости в резервуаре и цвета воды в роднике и реке), идентификация (установлен источник загрязнения — резервуар с нефтепродуктами). При производстве следственного эксперимента важно придерживаться ряда требовании, предъявляемых к данному действию. Как правило, эксперимент производится следователем по месту проверяемого события в то же время суток, в сходных по интенсивности освещения, погодно-климатическим факторам условиях. Проверяемые действия по своим показателям (последовательности, характеру, темпу и т.д.) должны соответствовать проверяемым действиям. Достоверность полученных результатов обеспечивается неоднократностью воспроизведения проверяемых действий При отсутствии надлежащих данных о реальных условиях проверяемого обстоятельства эксперимент дублируется применительно к каждому возможному варианту изменяемых условий. § 5. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ Распознать — значит установить в данном случае некое подобие уже известного. Метод распознавания применяется для определения вида, свойств и состояний исследуемого объекта. Распознаются явления, процессы, неодушевленные предметы органического и неорганического происхождения, люди, причинно-следственные связи и другие обстоятельства. Это становится возможным на основании выделения характеризующих их признаков, которые сравниваются с известными признаками, присущими различным классам тех или иных систем. Сравнение может осуществляться одновременно по нескольким комплексам признаков либо путем последовательного сравнения, при котором каждый из признаков распознаваемого объекта сопоставляется с аналогичным признаком распознающих систем. В уголовном судопроизводстве распознаются самые различные обстоятельства на всем протяжении практического следоведения. Все здесь начинается с распознавания признаков преступления в исследуемом событии. Затем распознается состав преступления, под признаки которого подпадает это событие при его уголовно-правовой квалификации. По субъекту преступления, личность которого не установлена, распознаются его половая, возрастная, профессиональная, национальная, региональная принадлежность, отсутствие или наличие преступного опыта, совершение преступления одиночкой или группой лиц, местным или приезжим, знакомым или незнакомым с потерпевшим, имеющим или не имеющим психические аномалии и другие признаки. По субъективной стороне раскрываемого преступления распознаются мотив содеянного, преследуемые цели, степень их достижения, форма неосторожного преступления и другие обстоятельства. Распознаются, вначале на предположительном, а затем на положительном уровнях, самые различные обстоятельства объекта и объективной стороны содеянного. Даже при наличии исходных данных, минимума фактической информации могут быть распознаны временные и пространственные параметры содеянного, следы, имеющие отношение к делу и не относящиеся к нему, способ и орудие совершения преступления, признаки похищенного, предкриминальное состояние поврежденного, разрушенного, уничтоженного объекта, факт подготовленности или спонтанности преступления. Распознаются также формы и детали противодействия правоохранительным органам, в частности инсценировки места происшествия, ложь в показаниях. В качестве объектов распознавания могут выступать обстоятельства событий прошлого, настоящего и будущего (например, планы и намерения обвиняемых, возможность изменения позиции потерпевшего, свидетеля). Одной из задач криминалистического распознавания является определение характера, а также механизма развития и ряда других особенностей криминалистической ситуации. Под этим понимается установление сходства исследуемой конкретной ситуации с некоторой типичной ситуацией — своеобразной типовой информационной моделью ситуации определенного класса. В качестве субъектов криминалистического распознавания прежде всего выступают следователи и сотрудники оперативно-розыскных подразделений. Такого же типа задачи нередко приходится решать и другим субъектам практического следоведения. Так, надзирающие за органами дознания и следствием прокуроры распознают обоснованность и необоснованность возбуждения уголовных дел, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, ошибки в квалификации содеянного, профессиональные возможности конкретных оперативников и следователей, наличие или отсутствие у дела судебной перспективы и другие обстоятельства. Судьи в состоянии распознать обоснованность привлечения лица к уголовной ответственности, законность и состоятельность решения о содержании обвиняемого под стражей, ошибки, упущения, брак в работе органа предварительного расследования и т.д. К решению распознавательных задач могут быть подключены и судебные эксперты. Они проводят диагностические исследования свойств и состояний объектов как при их непосредственном изучении, так и при изучении отображений. В компетенцию экспертов также входит исследование механизмов, процессов и действий по объектам и их отображениям. С помощью экспертно-криминалистического исследования решаются, в частности, следующие задачи: — установление пространственной структуры обстановки преступления; — установление целостного механизма, а также механизма отдельных этапов развития преступного события, включая механизм преступного поведения виновного лица; — определение вещественной структуры обстановки на месте происшествия; — установление временных характеристики исследуемого события; — определение свойств и состояний взаимодействовавших при этом объектов; — выявление причинно-следственных связей, первоначального и фактического состояния исследуемого объекта. Таким образом, при производстве судебных экспертиз распознавательные задачи касаются изучения трех категорий свойств и условий: 1) внутренних (свойства и состояние объекта); 2) внешних (время, место, функциональная характеристика объекта); 3) механизма возникновения и протекания определенных процессов и взаимодействий объектов. Процесс криминалистического распознавания подразделяется на три стадии (этапа): — аналитическую; — сравнительную; — оценочную. Вначале изучаются свойства распознаваемого объекта и создается его образ на основе системы выделенных признаков. Затем с использованием одного из вышеуказанных методов образ распознаваемого объекта сопоставляется с распознающими классами. В третьей стадии формулируется вывод о том, к какой из распознающих систем (образов) принадлежит объект исследования. В ходе распознавания применяются следующие виды методик: атрибутивные (их цель — установить природу изучаемого объекта), классификационные (они позволяют сопоставить характеристики изучаемого объекта с характеристиками звеньев (элементов) классификационной системы, к которой он может относиться); диагностические (способствуют исследованию функциональных свойств объектов и функционально-диагностических процессов с целью определения состояния объекта1 или диагностики условий среды, в которой развива- 1 Задача определения состояния решается, например, при производстве су дебно-бал-листической экспертизы (установление пригодности оружия к стрельбе), судебно-ночер-коведческои (установление факта исполнения текста в состоянии болезни, алкогольного опьянения), фоноскопичсскон (определения эмоционального состояния говорившего лица). ется тот или иной процесс). В распознавательном процессе используются методы аналогии, сравнения, моделирования, эксперимента, экстраполяции, версии (версия должна быть непротиворечивой, проверяемой, обладать достаточной общностью и предсказательной силой). Процесс криминалистического распознавания структурируется на следующие элементы: определение цели; предварительное изучение объекта; выявление и анализ диагностических признаков; сравнение по аналогии; оценка и корректирование полученных результатов; формулирование выводов. На основе изучения и обобщения судебной практики криминалистами разработаны типовые модели различных познаваемых в уголовном производстве событий и их признаков. Содержащаяся в данного рода криминалистических описаниях (характеристиках, моделях) информация используется на практике для решения различных распознавательных задач. (К числу таких описаний относятся характеристики различных видов лжи, инсценировок, других актов противодействия правоохранительным органам, типизированных признаков соответствующих событий, способов совершения преступлений и многих других объектов.) Криминалистическое распознавание по ряду существенных моментов отличается от криминалистической идентификации. Если в идентификационном исследовании участвуют два объекта (след и образец), то непосредственному исследованию при распознавании подвергается один объект — распознаваемый. Идентификационное исследование направлено в сторону сужения объема поставленных задач, ограничения исследуемого материала. В ходе его могут сравниваться признаки, имеющие одинаковую физическую природу. В процессе же распознавания одновременно используется целый комплекс признаков, имеющих разную физическую природу. Следует иметь в виду и то, что цель идентификации — установление тождества единичного материального объекта, а цель распознавания — отнесение объекта к определенному классу. В процессе распознавания существенные признаки распознаваемого объекта, устанавливаемые на аналитической стадии, на следующей стадии (сравнительной) сопоставляются с признаками, характерными для класса распознающих объектов. Таким образом, идентификация и распознавание — два специфических, относительно самостоятельных метода, вида познавательной деятельности. Вместе с тем, различая эти процессы, нельзя также не замечать их взаимосвязи. Не только результаты распознавания имеют важное значение для идентификации, так как позволяют ограничить круг объектов в идентификационном процессе, но и результаты идентификации могут способствовать решению задачи распознавания. Так, если исследованию подвергается многосоставный объект (например, документ), то идентификация со- ставляющих его компонентов позволит установить факт внесения изменений в первоначальное содержание документа, если оно имело место, т.е. решить вопрос о его состоянии (подлинности). Распознавание следует отграничивать и от установления групповой принадлежности. В одних случаях, установление групповой принадлежности выступает в качестве самостоятельной задачи, а в других — является этапом идентификационного исследования и согласуется с его общей схемой и конечными целями. В связи с этим данный процесс отличается от распознавания по всем вышеуказанным признакам. Кроме того, при установлении групповой принадлежности для выделения признаков при анализе исследуемых объектов используется процедура узнавания, которая связана не с процессом распознавания, а с процессом обозначения. На базе установления групповой принадлежности определяется однородность конкретных, связанных с событием преступления объектов, то есть делается вывод, что два объекта входят в один класс. А вот путем решения задач распознавания устанавливается, что исследуемый объект относится к определенному классу. В первом случае объекты находятся в отношении соответствия друг с другом, во втором — возникает отношение общности. Попробуем раскрыть содержание этих тезисов на примере. Представим, что на месте происшествия обнаружено и изъято пятно, похожее по внешнему виду на кровь. Объект направлен на биологическое исследование. В ходе его эксперты вначале установили, что исследуемый объект действительно является кровью. После этого следователь поставил перед экспертами вопрос о том, кто мог явиться источником исследуемой крови — человек, животное и т.д. Эксперты установили, что кровь принадлежит человеку. Тем самым они решили еще одну задачу, важную для следствия, сузив круг возможных источников биологического материала. Таким образом с помощью специалистов следователь выяснил, во-первых, что изъятый объект является кровью; во-вторых, что кровь оставлена человеком. И та и другая задачи относятся к категории распознавательных задач. К этой же категории относится и очередное экспертное решение вопроса о том, что исследуемая кровь принадлежит человеку, имеющему, например, вторую группу крови. При наличии проверяемого лица у него может быть получен образец его крови. Предположим, что экспертным исследованием данного образца выяснилось, что он получен от носителя той же, второй группы крови. Следовательно, в данном случае решена не распознавательная задача, а задача установления принадлежности крови, обнаруженной на месте происшествия, и крови проверяемого лица к одной группе. На этом экспертное исследование указанных объектов может быть завершено. Его результаты имеют определенное доказательственное значение, поскольку они не исключают того, что обнаруженная на месте происшествия кровь могла быть там оставлена проверяемым лицом. Однако для категорического вывода об этом еще недостаточно оснований. Они могут появиться лишь в том случае, если в дальнейшем на новой стадии судебно-биологического исследования крови с места происшествия и образца крови проверяемого лица будет установлено такое количество сходных признаков объектов, которое позволит не просто констатировать наличие их (объектов) сходства по признаку принадлежности к одной группе (классу, типу) крови, но и даст основание утверждать, что на месте происшествия обнаружена кровь данного проверяемого лица, а не какого-то другого человека со сходной группой крови. Решить подобным образом задачу — значит установить тождество, идентифицировать проверяемого по следу его крови. § 6. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Метод моделирования ориентирует на работу не с объектом, представленным для восприятия в натуре, а с его аналогом — моделью. Модель — это другой объект, не тот же самый, что оригинал. Это — другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом. Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект. Изучение и проверка модели позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых, познавательных, распознавательных, идентификационных, управленческих и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяется спецификой поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе (особенностями ее правового статуса и регулирования, целями, задачами, средствами и условиями их достижения и другими обстоятельствами). Как и все иные модели, криминалистические модели подразделяются на: материальные и мысленные (идеальные). Отличительной особенностью материальных моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы — оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов. Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они так же используются при проведении отдельных следственных и других дей- ствий (например, путем предъявления для обозрения допрашиваемому). Наиболее часто и продуктивно в поисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. Это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагов на пути познания, о том, что, с помощью чего и каким образом должно быть сделано, являются только моделями. Существуют три вида мысленных моделей: — модели предметов и событий прошлого (например, событий, которые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса); — модели предметов и событий настоящего (например, представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде); — модели предметов и событий будущего (например, представления следователя о том, что ему предстоит сделать на другой день). При построении мысленных моделей используются различные по характеру знания. По этому основанию выделяются модели, содержащие: только положительное (достоверное) знание; только предположительное знание; одновременно и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания. Мысленная модель, как и материальная, является системой, но состоящей не из материально фиксированных, а из мысленных компонентов. В познании она выполняет функцию отражения, интерпретации фактов, наглядного выражения представлений, опосредованного источника информации. Мысленная модель может быть материализована в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания. Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще не познанных обстоятельств, скрытых связей, невыявленных отношений. Это не значит, что указанная модель не может отражать уже установленный факт, событие, обстоятельство. Модели, содержащие достоверное, положительное знание, занимают важное место в структуре мышления субъекта поисково-познавательной деятельности. Выступая в качестве итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной деятельности, они играют промежуточную роль между заключительным этапом и теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отражаются в документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении производства по делу и предъявлении собранных материалов для ознаком- ления обвиняемым, потерпевшим, о составлении обвинительного заключения, о направлении дела в суд для рассмотрения и т.д.). В то же время модели, содержащие положительные знания, построенные на начальном и промежуточном этапах ППД, выступают в качестве средства познания других, неизвестных на данный момент обстоятельств, решения иных задач ППД. В этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительные знания, нуждающиеся в проверке (гипотеза, версии), а также комбинированные мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних признаках объекта и положительное знание о других его сторонах. Модели, строящиеся на первых порах познания, обычно содержат разрозненные сведения, изобилуют массой пробелов. По мере их проверки они корректируются, уточняются, совершенствуются путем исключения одних элементов, переосмысления и переконструирования других, включения ранее отсутствовавших частей, связей между компонентами. Источником нового знания модели становятся потому, что в них, как в интегративных системах, аккумулируются и в комплексе увязываются в некую целостность собранные фактические данные, собственный практический опыт субъекта ППД, обобщенные данные практики (коллективный опыт). Как и материальные модели, мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям: по видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов); по степени абстрактности (модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т.п.); по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо частей, сторон, признаков объекта); по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификационные и т.п.); по сфере построения и использования (модели научные, модели практические). Модели группируются также по субъектам криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т.п.), по отношению к видам и этапам ППД (модели предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели первоначального этапа расследования и т.п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах и мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности). Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть подвергнуты внутренней группировке (так, модели, строящиеся на практике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные). Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве. Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах практического следоведения. Криминалистическое моделирование способствует: — распознаванию (криминалистической диагностике) признаков преступления, определению видовой принадлежности содеянного, наличию в нем признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно-правовой квалификации деяния; — ограничению преступлений от иных общественно опасных деяний; — выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе; — выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшествия после совершенного ими правонарушения; — установлению личности по трупу; — выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение которых неизвестно; — розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний; — установлению событий, которые предшествовали, сопутствовали общественно опасному деянию, последовали вслед за ним; — установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступного и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов; — установлению происхождения и связи между фактами, их временной и пространственной характеристик, устранению противоречий между фактами; — определению направления поисково-познавательной деятельности, формулированию общих и частных тактических, организационных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения. Объектами криминалистического моделирования могут быть самые различные обстоятельства. Они подразделяются на две группы: 1) познаваемые объекты; 2) объекты, выступающие в качестве средств познания. В группе познаваемых объектов моделируются самые различные события (преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т.п.), а также их отдельные элементы, компоненты последних, структура, внешние связи и отношения (предметы, функционировавшие в рамках криминальных событий, результаты преступной дея- тельности, признаки внешности устанавливаемых потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, прижизненный облик погибших людей, отдельные признаки трупов и т.п.). Моделируются также криминальные и криминалистические ситуации. Основное назначение данной разновидности практического моделирования — обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером, кругом и местом нахождения объектов, которые необходимо отыскать. Не менее широка номенклатура объектов моделирования, выступающих в качестве средств поисково-познавательной деятельности (средств поиска, познания этой деятельности и управления ею). В структуре таких объектов, моделируемых в научных и практических целях, входят поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом, отдельные виды и этапы этой деятельности, ее элементы, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы версионного мышления, структура доказательства, функции и отношения членов следственно-оперативных групп). В числе систем этого плана в следственной практике чаще всего встречаются: — версии, криминалистические и правовые решения; — отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средства тактического обеспечения; — следственные, оперативно-розыскные, экспертные ситуации; — оперативно-розыскные мероприятия; — судебные экспертизы; — планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, несколько дней, планы этапов расследования и т.д.; — постановления, определения, обращения, протоколы следственных действий, обвинительные заключения и другие процессуальные и непроцессуальные документы и тексты. Модели познаваемых и познающих объектов находятся в тесной связи и взаимной зависимости. В ходе ППД идет процесс непрерывного взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого порядка. В этом процессе участвуют как материальные, так и мыслительные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы. Моделирование начинается с постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью. Сам же процесс моделирования состоит из трех стадий: 1) построения моделей объекта; 2) изучения построенной модели; 3) реализации модели (проверки модельной информации). Построить модель объекта — это значит, во-первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во-вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскизный «портрет» объекта; в-третьих, тем или иным способом зафиксировать построенную модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.). Состав компонентов (структурных элементов) модели определяется, исходя из представления о том, какие из них являются существенными с точки зрения успешного решения поставленных задач с помощью модели. В процессе изучения модели она подвергается логическому анализу и мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моделирования выделяет условия, которые воздействуют на объект, сознательно и планомерно изменяет эти условия, определяет, какое воздействие они оказывают на объект и модель, и, сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет корректировку модели. Осмыслив изученную модель, субъект моделирования выводит из нее следствия, то есть суждения о фактах, которые должны существовать в реальной действительности при условии правильности модели, и приступает к ее проверке. Указанная проверка предполагает осуществление практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых фактов. Проверить модель — это значит выяснить, имеют ли место в действительности те факты (события, следы и т.д.), суждения о которых были сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом направлении работы позволяет сделать вывод о достоверности либо об ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и необходимости ее корректировки в последних случаях). Модели событий настоящего, как и модели событий прошлого (ретроспективные модели), проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности субъектов моделирования. Перспективное моделирование — второе направление мысленного моделирования в уголовном процессе. Если ретроспективная модель представляет собой логико-информационную и образную систему, воспроизводящую объекты поиска и познания в их главных, существенных, с точки зрения решения поставленной задачи, чертах, то перспек-шпная модель дальнейшей деятельности самих субъектов познания игражает остальные черты познающей (поисковой) системы и средств ||о:»н;1ния первого объекта. Это направление находит свое выражение в и||гдставлениях участников ППД о том, что, как, кому, на основе при- менения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т.д., какими кадровыми, техническими, финансовыми, информационными ресурсами должна быть обеспечена планируемая деятельность. Криминалистическая версия как метод поиска и познания представляет собой обоснованное предположение о познаваемом событии в целом либо о его отдельном обстоятельстве, стороне, объекте. Гипотетический метод познания характерен не только для предварительного и судебного следствия. В той же мере он присущ оперативно-розыскной деятельности, а также работе эксперта. Версия как идеальная (мысленная) логическая модель познаваемого объекта проходит в своем развитии три четко выраженные последовательные стадии. Построение (выдвижение) версии — ее первая стадия развития. Вторая состоит в анализе (разработке) выдвинутого предположения и определений ряда следствий (обстоятельств, событий, фактов), логично вытекающих из этого предположения. Третья стадия включает практическую проверку предполагаемых следствий и сопоставление их с тем, что в результате проверки установлено в реальной действительности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|