Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХО­ПРОФИЛАКТИКА




Глава 4 ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

Психогигиена — отрасль медицины, разраба­тывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирова­ния человека.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На производстве, в частности, обеспечиваемая законодательством необходимость соблюдения научно разработанных гигиенических и психогигиенических нормативов направляет инженер­ную мысль на совершенствование всякого нововведе­ния, оборудования, технологии, условий труда, по­зволяет полнее использовать достижения научно-технической революции на благо человека. Ясно, что наличие психических расстройств, психический дис­комфорт несовместимы с понятием здоровья человека.


Психогигиена развивается на стыке самых разнооб­разных как медицинских, так и иных дисциплин, по­скольку в правильном решении задач сохранения и укрепления психического здоровья населения непо­средственно заинтересованы разные специалисты: пси­хиатры, терапевты, педиатры, организаторы здравоох­ранения, психологи, социологи, педагоги и др. Но по способу познания, по своей методологии психогигиена ближе всего стоит к гигиене, а именно к социальной гигиене. Если социальная гигиена имеет в виду изуче­ние влияния социальной среды на здоровье человека и акцентирует свое внимание на неблагоприятных фак­торах с целью предупреждения их болезнетворного действия на организм, то психогигиену будет интересо­вать все это в той части, которая касается психиче­ского здоровья. Таким образом, основная цель психогигиены состоит в том, чтобы с учетом большого значения наследственности, биологических факторов в происхождении и проявлениях психической патологии изучать влияние социальной среды на психическое здоровье человека и разрабатывать меры предупреж­дения психических заболеваний.

Психогигиена как наука и как комплекс мероприя­тий пока не накопила достаточно знаний и собствен­ных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивается как часть психиатрии. Через психогигиену осуществляется связь психиатрии с со­циальной гигиеной. В рамках психогигиены овладение методами социальной гигиены (в том числе и статис­тическим) помогает клиницистам-психиатрам более полно и правильно оценивать роль социальных и био­логических аспектов психопатологии с выделением профилактики как основного направления деятель­ности.

Ориентировка психогигиены на профилактику, по­вышение внимания к пограничной психической пато­логии, к социально-психологическим дезадаптирующим и компенсирующим психическую сферу факторам, рас­ширение исследовательской и практической работы среди психически здорового населения, изучение усло­вий оптимального психического функционирования человека позволяют в последнее время в ряде случаев расценивать психогигиену и как раздел медицинской психологии.


Психология — наука, изучающая психическую деятельность человека в норме. Медицинская психология — научное направление, изучающее психологические аспекты медицины и разрабатываю­щее методы психологического исследования при пато­логических состояниях.

В соответствии с общей сформулированной выше целью можно выделить ряд конкретных задач, стоя­щих перед советским здравоохранением в борьбе за здоровую психику и гармоничную личность. Эти зада­чи определяют направления деятельности психоги­гиены и сводятся к разработке теории и практики сформировавшихся к настоящему времени следующих ее разделов: психогигиена труда; возрастная психо­гигиена; психогигиена воспитания и обучения; психо­гигиена семьи и половой жизни; психогигиена отдыха и быта; психогигиена больного человека; борьба с вредными привычками и алкоголизмом.

Ведется работа в области психогигиены спорта, военной, инженерной, космической психогигиены и др.

Инструментом для практической реализации дости­жений психогигиены являются:

1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и реко­мендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навы­ков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);

3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;

4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций.

По вопросу о предмете психогигиены и ее содержа­нии нет единства взглядов. На Западе имеется тен­денция расширять ее границы, возводить психогигиену до уровня общегосударственной деятельности, считать ее делом всего общества, а в области здравоохранения числить лишь психопрофилактику. Другая крайность состоит в том, что компетенция психогигиены резко суживается и приравнивается к лечебному методу, в частности к психотерапии. Объявляя 3. Фрейда одним из основоположников психогигиены, сторонники психо-


анализа считают возможным «вылечить» больное ка­питалистическое общество, широко применяя индиви­дуальную и групповую психотерапию. В ряде случаев отмечается совмещение таких понятий, как психогигие­на и медицинская психология, психогигиена и социаль­ная психиатрия.

Несовпадение взглядов на сущность психогигиены отражает идейный разброд в зарубежной медицине. Отрывая психику от ее материальных основ, представ­ляя психические процессы как результат саморазвития идеи, духа, идеалисты от медицины отказываются от нозологического принципа в психиатрии, полагая, что нет существенной разницы между психологическим и психопатологическим. Они утверждают, что психи­ческие нарушения являются следствием стресса, фор­мой реагирования на конфликт, созданный ограничен­ностью человеческих возможностей в приспособлении к высокому уровню и темпу развития цивилизации. По их мнению, не пороки государственного строя и всей капиталистической системы создают условия для кон­фликтной ситуации и порождают психические нару­шения, а технический прогресс, достижения которого представляют не благо, а угрозу для человека. Таким способом затушевываются истинные причинно-следст­венные отношения; источником патологии объявляется сама же человеческая личность, ее врожденная не­состоятельность, неспособность противостоять циви­лизованной среде. В результате в центре внимания зарубежной психогигиены оказывается не выявление и изучение неблагоприятных социальных факторов в их влиянии на население, а человеческая личность, ее формирование, ее коррекция и терапия. При этом личность понимается идеалистически — не как носи­тель общественных отношений, а в отрыве от социаль­ной природы личности, в игнорировании единства со­циального и биологического в человеке.

В общем для буржуазной идеологии психогигиены характерны:

— стремление завуалировать классовый характер причин нервно-психических заболеваний мелкобур­жуазными концепциями типа антиурбанизма, антиин­дустриализма, антитехницизма;

— повышенный интерес к проблеме личности с воз­ложением вины за конфликт с социальной средой на самую личность, ее генетическое несоответствие среде;


— усиленная деятельность по созданию программ воспитания и формирования личности с тем конечным результатом, который угоден буржуазии, ее адми­нистрации;

— сотрудничество с религией в разработке форм и методов воздействия на человеческую личность.

Вместе с тем нельзя не признать того положитель­ного, что имеется в факте большого, неослабевающего интереса к вопросам психогигиены во всем мире. Пси­хогигиена признана необходимым разделом педагоги­ки, медицины, важной для промышленности, социаль­ной деятельности. Во многих странах наряду с об­щественными организациями функционируют государ­ственные отделы психогигиены при органах здравоох­ранения.

В 1949 г. при Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) создан отдел психогигиены, объе­диняющий 100 консультантов-специалистов из 38 стран.

Отмечаемый ежегодно 7 апреля Международный день здоровья в 1959 г. был проведен по теме «Пси­хические заболевания и психическое здоровье в совре­менном мире». В выпущенных ко Дню здоровья мате­риалах от имени ВОЗ подчеркивалось, что психические болезни представляют «самую большую проблему для здравоохранения» в связи с их значительной распрост­раненностью. 1960 год был объявлен годом психиче­ского здоровья и прошел под лозунгом борьбы за здоровую человеческую личность. За последние годы во всем мире проведено большое количество конгрес­сов, съездов, симпозиумов, касавшихся вопросов пси­хогигиены. Существует международная программа психогигиенической деятельности. Современный усо­вершенствованный ее вариант ставит в качестве психо­гигиенических таки& задачи, как уничтожение трущоб и расизма, искоренение нищеты в развитых странах. Среди факторов, повышающих уровень тревоги у насе­ления и облегчающих появление нервно-психических нарушений, постоянно упоминают растущую в капита­листических странах гонку вооружений. Борьба за мир оценивается и планируется в качестве психогигиени­ческой деятельности.

В нашей стране благоприятные условия для разви­тия психогигиены были созданы завоеваниями Великой Октябрьской социалистической революции. Сам госу-


дарственный строй, социалистические производствен­ные отношения составили основу для повышения ма­териального благосостояния трудящихся, роста куль­туры, для неограниченного развития способностей человека.

20—30-е годы нашего столетия.ознаменовались развертыванием широкой сети психоневрологичес­ких диспансеров, сделавших этот вид помощи по­всеместным и децентрализованным. Появились психо­гигиенические кабинеты при промышленных предприя­тиях, в учебных заведениях, при медчастях стали функционировать дневные стационары и ночные про­филактории (в частности, противоалкогольные). Рост общей культуры, развитие санитарно-просветительной работы, приобретение населением медицинских знаний, осведомленности о сущности и проявлениях психиче­ских заболеваний сказались в повышении обращае­мости в психоневрологические диспансеры не только по тяжелым и экстренным поводам, но и с погранич­ными нервно-психическими нарушениями. Широкое изучение пограничной психической патологии, разви­тие детской психиатрии, трудовой, судебно-психиатри-ческой, военной экспертизы и реабилитации больных, исследование социальных факторов и биологических основ психозов способствовали проведению в жизнь главного принципа советского здравоохранения — профилактики.

Научная платформа для развития психогигиены и психопрофилактики создается деятельностью научно-исследовательских институтов психиатрии, психонев­рологии, психопрофилактики и гигиенических, а также научной работой кафедр психиатрии вузов и специаль­ных лабораторий, изучающих вопросы психологии и эстетики труда, обучения и др. Эти исследования являются частью государственной программы оздо­ровления населения и наступления на психические болезни, что определяет их практическую направлен­ность и актуальность. Они выполняются с единых методологических позиций, обоснованных теорией диа­лектического материализма,

Достигнутый уровень психогигиенических знаний позволяет в нашей стране успешно бороться с нервно-психическими заболеваниями. Естественнонаучной ос­новой советской психогигиены является физиологичес­кое учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введен-


ского, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, теоретиче­ской — положения диалектического и исторического материализма.

ПСИХОГИГИЕНА ТРУДА

Труд, деятельность оказываются органической по­требностью человека и при благоприятных условиях — важным фактором для сохранения и укрепления его общего и психического здоровья.

Рядом исследований показано, что лишение трудо­вой занятости, вынужденное бездействие сопровож­даются ухудшением психического состояния человека и учащением соматических недугов. Этот вопрос под­нимался, в частности, в 1970 г. на XVII Междуна­родном конгрессе по прикладной психологии в связи с обсуждением проблем безработицы.

Трудом можно не только укрепить психическое здо­ровье, развить способности у здоровых людей, но и лечить психически больных. Трудовая терапия широко применяется в психиатрической практике в Советском Союзе и в социалистических странах. Как и всякое лечебное воздействие, трудовая терапия строго до­зируется, в зависимости от тяжести психического состояния изменяется степень сложности трудовых про­цессов.

Труд приносит радость только в том случае, если он соответствует индивидуальным особенностям личности. Отсутствие определенных качеств и способностей за­трудняет или делает невозможным выполнение той или иной работы. Так, человек, не имеющий музыкального слуха, не может стать певцом или композитором. Для некоторых видов труда необходимы достаточная физи­ческая сила или волевые качества личности, быстрота психического реагирования и пр. Обеспечить такого рода соответствие может тщательно проведенный про­фессиональный отбор, предусматривающий как профессиональную ориентацию определенных кон-тингентов населения (обычно учащихся средних школ), так и специальное медицинское и психологи­ческое обследование.

Даже при идеальном соответствии способностей че­ловека избранной профессии труд может стать источ­ником патологии, если он оказывается чрезмерным по интенсивности или продолжительности. Так бывает в тех случаях, когда завышаются нормы, допускаются


злоупотребления сверхурочными работами, если про­изводственная нагрузка неравномерно распределена на протяжении дня, недели, месяца, квартала или года. При такой трудовой деятельности создаются ус­ловия для утомления, невротизации.

Известно неблагоприятное влияние шума на состояние человека. При этом имеет значение как сила звука, так и его частота. Выявлено, что 20-минутное воздействие шума с частотой 4000 Гц нарушает на целый день способность к сосредоточению внимания при умственной работе. У работающих на шумных производствах имеются более высокий риск падения слуха, заболевания гипертонической болезнью, появ­ления эндокринных расстройств, нарушений пищева­рения, неврозов.

Неблагоприятно сказывается на трудовых процес­сах и состоянии организма дефицит времени. В эксперименте испытуемым предлагалось решить ма­тематическую задачу в сроки, заведомо недостаточные для этого. Закономерной реакцией было значительное повышение артериального давления на длительное время. При отсутствии ситуации нехватки времени при решении более трудной задачи у испытуемых регистри­ровалось лишь незначительное и кратковременное по­вышение артериального давления.

Фактором, улучшающим работоспособность и пре­пятствующим утомлению, является положитель­ное эмоциональное отношение к выполняе­мой работе, чувство удовлетворения ее результатом. Это достигается моральным или материальным поощ­рением, заботой об эстетике труда и рабочего места, созданием благоприятного психологического климата в коллективе. Немаловажное значение имеет склонность человека к определенной профессии. Рядом исследова­ний, специально посвященных вопросам реабилитации социально дезадаптированных больных шизофренией с эмоциональным дефектом, было показано, что приоб­щение их к труду и включение в коллектив возможны только в том случае, если работа вызывает у них интерес, а в коллективе с кем-то из его членов устанавливаются взаимоотношения сопереживания.

Эмоциональное утомление, сопровождаю­щееся неизбежным падением работоспособности, сни­жением интереса к выполняемой деятельности, появле­нием сонливости и расстройств внимания, приводит


к возможности нарушений правил безопасности и к увеличению риска несчастных случаев на производст­ве. Обычной причиной этого является сенсорная депривация при однообразии трудовых операций (конвейерное производство, вождение транспорта, при­сутствие на малоинтересных уроках, лекциях, конфе­ренциях и др.). Преодолению монотонности труда спо­собствуют смена деятельности, организация коротких перерывов для производственной гимнастики, введение функциональной музыки (музыки с неожиданно изме­няющимися силой звука, мелодией, ритмом). Повы­шает работоспособность правильно оборудованное рабочее место. Выявлено, что при кратковременной работе красный цвет повышает производительность труда, а синий — снижает; для длительной работы оп­тимальным является зеленый цвет. Контрольные цвета (желтый и черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. Это стимулирует внимание, повышает психическую активность. То же происходит при восприятии вертикально поставленных предметов или незавершенности оформления помеще­ния; восприятие горизонтальных форм и закончен­ности, регулярности оформления интерьера успокаи­вает, может вызвать пассивность. Повышает интерес и препятствует утомлению глубокое проникновение в содержание труда, морально-политическое воспитание работающих с развитием отношений взаимопомощи, взаимовыручки, а также заинтересованности в качест­ве изделия, включая и его эстетическое оформление. Важным условием благотворного действия труда на человека является коллективизм. Через кол­лектив, отношение к нему человек приобщается к со­циальным проблемам всего общества и государства. В буржуазном обществе широко распространено мне­ние, что коллективизм будто бы нивелирует личность, не дает развиваться ее способностям, подавляет само­стоятельность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных