ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКАГлава 4 ПСИХОГИГИЕНА ПСИХОГИГИЕНА, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ Психогигиена — отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека. Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На производстве, в частности, обеспечиваемая законодательством необходимость соблюдения научно разработанных гигиенических и психогигиенических нормативов направляет инженерную мысль на совершенствование всякого нововведения, оборудования, технологии, условий труда, позволяет полнее использовать достижения научно-технической революции на благо человека. Ясно, что наличие психических расстройств, психический дискомфорт несовместимы с понятием здоровья человека. Психогигиена развивается на стыке самых разнообразных как медицинских, так и иных дисциплин, поскольку в правильном решении задач сохранения и укрепления психического здоровья населения непосредственно заинтересованы разные специалисты: психиатры, терапевты, педиатры, организаторы здравоохранения, психологи, социологи, педагоги и др. Но по способу познания, по своей методологии психогигиена ближе всего стоит к гигиене, а именно к социальной гигиене. Если социальная гигиена имеет в виду изучение влияния социальной среды на здоровье человека и акцентирует свое внимание на неблагоприятных факторах с целью предупреждения их болезнетворного действия на организм, то психогигиену будет интересовать все это в той части, которая касается психического здоровья. Таким образом, основная цель психогигиены состоит в том, чтобы с учетом большого значения наследственности, биологических факторов в происхождении и проявлениях психической патологии изучать влияние социальной среды на психическое здоровье человека и разрабатывать меры предупреждения психических заболеваний. Психогигиена как наука и как комплекс мероприятий пока не накопила достаточно знаний и собственных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивается как часть психиатрии. Через психогигиену осуществляется связь психиатрии с социальной гигиеной. В рамках психогигиены овладение методами социальной гигиены (в том числе и статистическим) помогает клиницистам-психиатрам более полно и правильно оценивать роль социальных и биологических аспектов психопатологии с выделением профилактики как основного направления деятельности. Ориентировка психогигиены на профилактику, повышение внимания к пограничной психической патологии, к социально-психологическим дезадаптирующим и компенсирующим психическую сферу факторам, расширение исследовательской и практической работы среди психически здорового населения, изучение условий оптимального психического функционирования человека позволяют в последнее время в ряде случаев расценивать психогигиену и как раздел медицинской психологии. Психология — наука, изучающая психическую деятельность человека в норме. Медицинская психология — научное направление, изучающее психологические аспекты медицины и разрабатывающее методы психологического исследования при патологических состояниях. В соответствии с общей сформулированной выше целью можно выделить ряд конкретных задач, стоящих перед советским здравоохранением в борьбе за здоровую психику и гармоничную личность. Эти задачи определяют направления деятельности психогигиены и сводятся к разработке теории и практики сформировавшихся к настоящему времени следующих ее разделов: психогигиена труда; возрастная психогигиена; психогигиена воспитания и обучения; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена отдыха и быта; психогигиена больного человека; борьба с вредными привычками и алкоголизмом. Ведется работа в области психогигиены спорта, военной, инженерной, космической психогигиены и др. Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются: 1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека; 2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.); 3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения; 4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций. По вопросу о предмете психогигиены и ее содержании нет единства взглядов. На Западе имеется тенденция расширять ее границы, возводить психогигиену до уровня общегосударственной деятельности, считать ее делом всего общества, а в области здравоохранения числить лишь психопрофилактику. Другая крайность состоит в том, что компетенция психогигиены резко суживается и приравнивается к лечебному методу, в частности к психотерапии. Объявляя 3. Фрейда одним из основоположников психогигиены, сторонники психо- анализа считают возможным «вылечить» больное капиталистическое общество, широко применяя индивидуальную и групповую психотерапию. В ряде случаев отмечается совмещение таких понятий, как психогигиена и медицинская психология, психогигиена и социальная психиатрия. Несовпадение взглядов на сущность психогигиены отражает идейный разброд в зарубежной медицине. Отрывая психику от ее материальных основ, представляя психические процессы как результат саморазвития идеи, духа, идеалисты от медицины отказываются от нозологического принципа в психиатрии, полагая, что нет существенной разницы между психологическим и психопатологическим. Они утверждают, что психические нарушения являются следствием стресса, формой реагирования на конфликт, созданный ограниченностью человеческих возможностей в приспособлении к высокому уровню и темпу развития цивилизации. По их мнению, не пороки государственного строя и всей капиталистической системы создают условия для конфликтной ситуации и порождают психические нарушения, а технический прогресс, достижения которого представляют не благо, а угрозу для человека. Таким способом затушевываются истинные причинно-следственные отношения; источником патологии объявляется сама же человеческая личность, ее врожденная несостоятельность, неспособность противостоять цивилизованной среде. В результате в центре внимания зарубежной психогигиены оказывается не выявление и изучение неблагоприятных социальных факторов в их влиянии на население, а человеческая личность, ее формирование, ее коррекция и терапия. При этом личность понимается идеалистически — не как носитель общественных отношений, а в отрыве от социальной природы личности, в игнорировании единства социального и биологического в человеке. В общем для буржуазной идеологии психогигиены характерны: — стремление завуалировать классовый характер причин нервно-психических заболеваний мелкобуржуазными концепциями типа антиурбанизма, антииндустриализма, антитехницизма; — повышенный интерес к проблеме личности с возложением вины за конфликт с социальной средой на самую личность, ее генетическое несоответствие среде; — усиленная деятельность по созданию программ воспитания и формирования личности с тем конечным результатом, который угоден буржуазии, ее администрации; — сотрудничество с религией в разработке форм и методов воздействия на человеческую личность. Вместе с тем нельзя не признать того положительного, что имеется в факте большого, неослабевающего интереса к вопросам психогигиены во всем мире. Психогигиена признана необходимым разделом педагогики, медицины, важной для промышленности, социальной деятельности. Во многих странах наряду с общественными организациями функционируют государственные отделы психогигиены при органах здравоохранения. В 1949 г. при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) создан отдел психогигиены, объединяющий 100 консультантов-специалистов из 38 стран. Отмечаемый ежегодно 7 апреля Международный день здоровья в 1959 г. был проведен по теме «Психические заболевания и психическое здоровье в современном мире». В выпущенных ко Дню здоровья материалах от имени ВОЗ подчеркивалось, что психические болезни представляют «самую большую проблему для здравоохранения» в связи с их значительной распространенностью. 1960 год был объявлен годом психического здоровья и прошел под лозунгом борьбы за здоровую человеческую личность. За последние годы во всем мире проведено большое количество конгрессов, съездов, симпозиумов, касавшихся вопросов психогигиены. Существует международная программа психогигиенической деятельности. Современный усовершенствованный ее вариант ставит в качестве психогигиенических таки& задачи, как уничтожение трущоб и расизма, искоренение нищеты в развитых странах. Среди факторов, повышающих уровень тревоги у населения и облегчающих появление нервно-психических нарушений, постоянно упоминают растущую в капиталистических странах гонку вооружений. Борьба за мир оценивается и планируется в качестве психогигиенической деятельности. В нашей стране благоприятные условия для развития психогигиены были созданы завоеваниями Великой Октябрьской социалистической революции. Сам госу- дарственный строй, социалистические производственные отношения составили основу для повышения материального благосостояния трудящихся, роста культуры, для неограниченного развития способностей человека. 20—30-е годы нашего столетия.ознаменовались развертыванием широкой сети психоневрологических диспансеров, сделавших этот вид помощи повсеместным и децентрализованным. Появились психогигиенические кабинеты при промышленных предприятиях, в учебных заведениях, при медчастях стали функционировать дневные стационары и ночные профилактории (в частности, противоалкогольные). Рост общей культуры, развитие санитарно-просветительной работы, приобретение населением медицинских знаний, осведомленности о сущности и проявлениях психических заболеваний сказались в повышении обращаемости в психоневрологические диспансеры не только по тяжелым и экстренным поводам, но и с пограничными нервно-психическими нарушениями. Широкое изучение пограничной психической патологии, развитие детской психиатрии, трудовой, судебно-психиатри-ческой, военной экспертизы и реабилитации больных, исследование социальных факторов и биологических основ психозов способствовали проведению в жизнь главного принципа советского здравоохранения — профилактики. Научная платформа для развития психогигиены и психопрофилактики создается деятельностью научно-исследовательских институтов психиатрии, психоневрологии, психопрофилактики и гигиенических, а также научной работой кафедр психиатрии вузов и специальных лабораторий, изучающих вопросы психологии и эстетики труда, обучения и др. Эти исследования являются частью государственной программы оздоровления населения и наступления на психические болезни, что определяет их практическую направленность и актуальность. Они выполняются с единых методологических позиций, обоснованных теорией диалектического материализма, Достигнутый уровень психогигиенических знаний позволяет в нашей стране успешно бороться с нервно-психическими заболеваниями. Естественнонаучной основой советской психогигиены является физиологическое учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введен- ского, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, теоретической — положения диалектического и исторического материализма. ПСИХОГИГИЕНА ТРУДА Труд, деятельность оказываются органической потребностью человека и при благоприятных условиях — важным фактором для сохранения и укрепления его общего и психического здоровья. Рядом исследований показано, что лишение трудовой занятости, вынужденное бездействие сопровождаются ухудшением психического состояния человека и учащением соматических недугов. Этот вопрос поднимался, в частности, в 1970 г. на XVII Международном конгрессе по прикладной психологии в связи с обсуждением проблем безработицы. Трудом можно не только укрепить психическое здоровье, развить способности у здоровых людей, но и лечить психически больных. Трудовая терапия широко применяется в психиатрической практике в Советском Союзе и в социалистических странах. Как и всякое лечебное воздействие, трудовая терапия строго дозируется, в зависимости от тяжести психического состояния изменяется степень сложности трудовых процессов. Труд приносит радость только в том случае, если он соответствует индивидуальным особенностям личности. Отсутствие определенных качеств и способностей затрудняет или делает невозможным выполнение той или иной работы. Так, человек, не имеющий музыкального слуха, не может стать певцом или композитором. Для некоторых видов труда необходимы достаточная физическая сила или волевые качества личности, быстрота психического реагирования и пр. Обеспечить такого рода соответствие может тщательно проведенный профессиональный отбор, предусматривающий как профессиональную ориентацию определенных кон-тингентов населения (обычно учащихся средних школ), так и специальное медицинское и психологическое обследование. Даже при идеальном соответствии способностей человека избранной профессии труд может стать источником патологии, если он оказывается чрезмерным по интенсивности или продолжительности. Так бывает в тех случаях, когда завышаются нормы, допускаются злоупотребления сверхурочными работами, если производственная нагрузка неравномерно распределена на протяжении дня, недели, месяца, квартала или года. При такой трудовой деятельности создаются условия для утомления, невротизации. Известно неблагоприятное влияние шума на состояние человека. При этом имеет значение как сила звука, так и его частота. Выявлено, что 20-минутное воздействие шума с частотой 4000 Гц нарушает на целый день способность к сосредоточению внимания при умственной работе. У работающих на шумных производствах имеются более высокий риск падения слуха, заболевания гипертонической болезнью, появления эндокринных расстройств, нарушений пищеварения, неврозов. Неблагоприятно сказывается на трудовых процессах и состоянии организма дефицит времени. В эксперименте испытуемым предлагалось решить математическую задачу в сроки, заведомо недостаточные для этого. Закономерной реакцией было значительное повышение артериального давления на длительное время. При отсутствии ситуации нехватки времени при решении более трудной задачи у испытуемых регистрировалось лишь незначительное и кратковременное повышение артериального давления. Фактором, улучшающим работоспособность и препятствующим утомлению, является положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе, чувство удовлетворения ее результатом. Это достигается моральным или материальным поощрением, заботой об эстетике труда и рабочего места, созданием благоприятного психологического климата в коллективе. Немаловажное значение имеет склонность человека к определенной профессии. Рядом исследований, специально посвященных вопросам реабилитации социально дезадаптированных больных шизофренией с эмоциональным дефектом, было показано, что приобщение их к труду и включение в коллектив возможны только в том случае, если работа вызывает у них интерес, а в коллективе с кем-то из его членов устанавливаются взаимоотношения сопереживания. Эмоциональное утомление, сопровождающееся неизбежным падением работоспособности, снижением интереса к выполняемой деятельности, появлением сонливости и расстройств внимания, приводит к возможности нарушений правил безопасности и к увеличению риска несчастных случаев на производстве. Обычной причиной этого является сенсорная депривация при однообразии трудовых операций (конвейерное производство, вождение транспорта, присутствие на малоинтересных уроках, лекциях, конференциях и др.). Преодолению монотонности труда способствуют смена деятельности, организация коротких перерывов для производственной гимнастики, введение функциональной музыки (музыки с неожиданно изменяющимися силой звука, мелодией, ритмом). Повышает работоспособность правильно оборудованное рабочее место. Выявлено, что при кратковременной работе красный цвет повышает производительность труда, а синий — снижает; для длительной работы оптимальным является зеленый цвет. Контрольные цвета (желтый и черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. Это стимулирует внимание, повышает психическую активность. То же происходит при восприятии вертикально поставленных предметов или незавершенности оформления помещения; восприятие горизонтальных форм и законченности, регулярности оформления интерьера успокаивает, может вызвать пассивность. Повышает интерес и препятствует утомлению глубокое проникновение в содержание труда, морально-политическое воспитание работающих с развитием отношений взаимопомощи, взаимовыручки, а также заинтересованности в качестве изделия, включая и его эстетическое оформление. Важным условием благотворного действия труда на человека является коллективизм. Через коллектив, отношение к нему человек приобщается к социальным проблемам всего общества и государства. В буржуазном обществе широко распространено мнение, что коллективизм будто бы нивелирует личность, не дает развиваться ее способностям, подавляет самостоятельность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|