Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ




В основе электрофизиологического исследования лежит использование различных электрических явле­ний для определения функционального состояния мозга. Поэтому методы электрофизиологического ис­следования называют иначе методами функци­ональной диагностики. В психиатрической практике применяют электроэнцефалографию, реоэнце-фалографию и эхоэнцефалографию.

Электроэнцефалография — регистрация электри­ческих потенциалов мозга для суждения о его функ­ционировании.

Электрические потенциалы мозга очень малы, до 100 — 150 мкВ. Для улавливаний таких слабых потенциалов используют усилители. В обычных условиях запись биотоков мозга производится с кожи головы на перемещающейся с постоянной скоростью (обычно 30 мм/с) бумажной ленте. Современные электроэнцефалографы (приборы, регистрирующие электрические процессы в мозге) имеют от 4 до 24 каналов, позволяющих вести запись электрических потенциалов с разных участков головы одновременно. Запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) осуществляется в состоянии рас­слабленного бодрствования с применением функциональных нагру­зок: гипервентиляции, световой и звуковой стимуляции, фармако-


логических проб и др. Это дает возможность не только наблюдать электрическую активность ЦНС в состоянии покоя, но и выявить ответную реакцию мозга на разнообразные внешние воздействия. При необходимости углубленного исследования изучают ЭЭГ при состояниях активного бодрствования, когда человек занят какой-либо напряженной умственной деятельностью, или при состояниях сна разной глубины.

Анализ ЭЭГ производится визуально или с помощью приборов-анализаторов, подключенных к вычислительным машинам, что поз­воляет получать информацию о состоянии мозга уже по ходу исследования.

При изучении ЭЭГ принимаются во внимание такие параметры, как частота, амплитуда, конфигурация колебаний электрического потенциала, ритмичность колебаний, их распространенность.

Частота определяется количеством колебаний в единицу вре­мени (обычно в 1 с). По частотным характеристикам выделяют следующие биоритмы:

альфа-ритм (а) — 8—12 колебаний/с, бета-ритм (Р) — 13—25/с, гамма-ритм (у) — свыше 25—30/с, дельта-ритм (б) — 0,5—3/с, тета-ритм (О) — 4— 7/с.

Ритмы с частотой от 8 до 30 в секунду называют быстрыми, при меньшей частоте колебаний говорят о медленных волнах.

Амплитудой обозначают размах колебаний электрического потенциала ЭЭГ.

Конфигурация альфа-волн, как правило, синусоидаль­ная," конфигурация бета- и гамма-волн близка к треугольной вслед­ствие заостренности вершин; медленные волны бывают различной конфигурации: синусоидальной, округлой, могут быть заостренными.

Кроме описанных ритмических колебаний, на ЭЭГ могут обна­руживаться неритмические волны — одиночные, не соответствующие общей фоновой электрической активности волны или группы волн. Они могут быть представлены волнами с заостренной верши­ной — так называемыми острыми волнами и пиками, по внешнему виду сходными с острыми волнами, но менее продолжительными. Амплитуда этих волн обычно превосходит амплитуду фоновых потенциалов и иногда достигает сотен и тысяч микровольт. Пики и острые волны могут выступать в комплексе с медленными волнами. Подобные комплексы так и обозначаются: «пик — волна», «острая волна — медленная волна». Неритмические биоэлектрические фено­мены иногда проявляются разной длительности пароксизмами, резко выделяющимися на фоне ЭЭГ. Подобные разряды могут включать альфа-, бета-, дельта-, тета-волны с высокой амплиту­дой, а также острые волны и пики или их комплексы с медленной волной. Описанные формы неритмической активности относятся к случаям патологии.

Распространенность компонентов ЭЭГ по отношению участкам мозга различная. Альфа-ритм больше выражен в затылоч­ных отделах мозга, быстрые и медленные ритмы преобладают в передних отделах мозга. В норме записи ЭЭГ, полученные с сим­метричных областей мозга, однотипны.

На ЭЭГ взрослого здорового человека, находящегося в состоя­нии бодрствования, доминирует альфа-ритм с амплитудой, не превышающей 100 мкВ. По направлению от затылка ко лбу амнли-


туда альфа-ритма уменьшается. Распространенный здесь бета-ритм имеет амплитуду до 15 мкВ. Медленные волны на ЭЭГ здо­рового человека не должны превышать основной ритм по своей амплитуде, носить характер организованных пароксизмов и зани­мать более 15% от времени записи. Повышение психической актив­ности (например, выполнение достаточно сложной умственной операции) вызывает изменение ЭЭГ, проявляющееся учащением альфа-ритма и уменьшением его амплитуды. В состоянии пассив­ного, расслабленного бодрствования наблюдаются противополож­ные изменения альфа-ритма. Альфа-ритм исчезает на срок до 2 с при появлении внезапного кратковременного внешнего раздраже­ния, что соответствует ориентировочной реакции. В качестве внешнего стимула применяют короткую вспышку света или звук. При ритмической фотостимуляции проверяется способность элек­трических потенциалов пациента воспроизводить навязываемые ритмы раздражений. Эта так называемая реакция усвоения ритма в норме хорошо выражена в затылочных отделах мозга на частоте мельканий света, соответствующей альфа-ритму испы­туемого.

Электроэнцефалография имеет большую диагности­ческую ценность при эпилепсии и органических пора­жениях головного мозга. Повышенная судорожная готовность больных эпилепсией и лиц, страдающих органическим заболеванием ЦНС, обнаруживается наличием в фоновой ЭЭГ таких форм патологической активности, как острые высокоамплитудные волны, пики и их комплексы с медленной волной. Эти пато­логические явления более выражены в области эпи-лептогенного очага. Пробы с гипервентиляцией (испы­туемому предлагают усиленно дышать) и с ритмиче­ской фотостимуляцией делают патологию ЭЭГ более явной, способствуют усилению или появлению парок-сизмальной активности, а иногда даже провоцируют развитие эпилептиформных судорожных и бессудорож­ных припадков. Стойкая нормализация ЭЭГ, соот­ветствующая клиническим признакам улучшения со­стояния больного (прекращение припадков) в процес­се длительной систематической терапии, является ос­нованием для уменьшения дозировок лекарственных препаратов или даже их отмены.

При органических поражениях мозга картина из­менений на ЭЭГ различна и зависит от размеров патологии, характера, локализации, от реакции на нее здоровой ткани.

При обширных поверхностных поражениях (ушиб мозга и др.) можно обнаружить зону электрического молчания, соответствую­щую очагу поражения. Вокруг такого очага ткань мозга продуци­рует высокоамплитудные медленные волны, которые обычно и улавливают на ЭЭГ. При глубинной патологии ее корковая проек-


ция занимает значительные участки, что проявляется наличием обширных областей, имеющих самостоятельную электрическую активность, не соответствующую общей фоновой. Диффузной орга­нической патологии мозга соответствуют нарушения амплитуд­ных взаимоотношений основных ритмов электроэнцефалограммы, их топического распределения и симметрии в мозге, наличие пато­логической активности.

При психических заболеваниях, не сопровождаю­щихся локальными органическими поражениями мозга (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, нев­розы, алкоголизм I и II стадии и др.), данные ЭЭГ важны для дифференциальной диагностики с органи­ческой патологией, для суждения о функциональном состоянии мозга и компенсаторных возможностях. Повторные обследования больного на протяжении болезни позволяют выявить динамические тенденции заболевания и судить о его прогнозе. Кроме того, по изменениям ЭЭГ можно оценить активность проводи­мой терапии и ее эффективность.

Наркоз и экстремальные состояния — отек мозга, гипогликемия, кома — проявляются заменой быстрых ритмов ЭЭГ на медленные — тета- и дельта-ритмы. Об особой тяжести состояния свидетельствует появление периодов электрического молчания, их учащение.

Реоэнцефалография — запись величины изменяю­щегося сопротивления тканей головы слабому электри­ческому току высокой частоты. Колебания электри­ческого сопротивления, регистрируемые как реографи-ческие волны, отображают происходящие при работе сердца изменения кровоснабжения головы. Выявлено, что 80—90% величины сопротивления связано с крово­обращением в сосудах мозга, от 10 до 20% — с крово­обращением в сосудах кожных покровов головы.

Реоэнцефалограмма (РЭГ) имеет вид кривой, синхронной с пульсом. При анализе РЭГ производится визуальная ее оценка и количественная обработка.

Выделяют начало кривой, ее вершину (самая высокая точка) и конец. Участок кривой от ее начала до вершины называется восходящей, или анакротической, частью реогра-фической волны, от вершины до конца кривой — нисходя­щей, или катакротической, частью. На нисходящей ча­сти кривой имеются 1—2 дополнительные волны и инцизура, располагающаяся в норме на границе между верхней и средней третью нисходящей части. У молодых здоровых людей восходящая часть волны более крутая, чем нисходящая, а вершина заострена или слегка закруглена. С развитием церебрального атеросклероза вершина волны оказывается сглаженной, имеющей вид плато, или аркообразной.


При проведении количественного анализа реоэнцефалографи-ческой кривой учитываются время распространения волны, время всей волны, ее восходящей и нисходящей части, амплитуды волны на разных уровнях; по этим данным вычисляются различные ин­дексы.

Амплитудой реоэнцефалографической волны (И]) называют расстояние от ее основания до вершины. По высоте амплитуды можно судить о величине пульсового кровенаполнения сосудов: чем больше кровенаполнение, тем выше амплитуда рео­энцефалографической волны. Величина амплитуды зависит от ча­стоты сердечных сокращений, ударного объема крови, величины ар­териального давления, тонуса сосудистой стенки.

При локальных сосудистых нарушениях (инсульт, черепно-мозговая травма, осложненная развитием гематомы, и др.) при реоэнцефалографическрм иссле­довании регистрируются изменения, соответствующие зоне поражения. Применение функциональных проб позволяет уточнить характер нарушений, их локали­зацию, выявить реактивную и компенсаторную спо­собность сосудистой системы. В качестве функцио­нальных проб применяют фармакологические нагруз­ки, гипервентиляцию, пробы с изменением положения головы и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных