Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ШОКОВЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ




Судорожная терапия. Судорожную терапию в пси­хиатрии стали применять с 1935 г. Автор метода вен­герский психиатр Медуна исходил из убеждения, что шизофрения и эпилепсия несовместимы и что эпиле­птическое начало должно вытеснять шизофрени­ческую симптоматику. В те времена эпилептиформные припадки с потерей сознания вызывали введением внутримышечно больших количеств камфоры (от 10 до 40 мл 20% раствора в масле), позже — внутри­венным введением 3—5 мл 10% раствора коразола. Недостатком метода медикаментозной судорожной те­рапии является трудность определения необходимой дозы конвульсанта: судорожная готовность мозга до­вольно быстро меняется, доза препарата может ока­заться недостаточной или могут возникнуть явления передозировки с развитием не одного, а нескольких припадков или даже эпилептического статуса; при плохом всасывании камфоры могут быть так называе­мые отставленные припадки. С 1937 г. стали приме-


нять электросудорожную терапию (ЭСТ). Этот метод предложен Черлетти. Используют переменный ток на­пряжением от 60 до 130 Вт с экспозицией 0,3—0,9 с. Электроды накладывают на височную область, эпи-лептиформный припадок развивается сразу же после воздействия тока. Курс лечения может состоять от 1—3 до 12—15 судорожных припадков.

Показаниями к электросудорожной терапии явля­ются затяжные (продолжительностью более 1 года) депрессивные состояния, резистентные к психофар-макотерапии, состояния ступора, приступы гипертокси­ческой шизофрении. ЭСТ назначают больным, не* стра­дающим соматическими заболеваниями. Перед лече­нием больные должны быть тщательно обследованы терапевтом и, если необходимо, хирургом для исклю­чения соматических и заболеваний опорно-двигатель­ного аппарата. С помощью ЭСТ можно не только оборвать депрессивный приступ, но и изменить тече­ние заболевания в благоприятном направлении.

Инсулиношоковая терапия. Это метод лечения ин-сулиновыми комами. Метод предложен австрийским психиатром М. Закелем в 1935 г. Лечебный эффект связывают с влиянием на психику не самого инсулина, а тех состояний (гипогликемия, кома), которые пре­парат вызывает. Считают, что имеет значение эффект неспецифического стрессорного воздействия. Сомати­ческое обследование больных проводят столь же тща­тельно, как и при судорожной терапии, поскольку в состоянии гипогликемии нередко бывают эпилепти­формные приступы. Лечение проводят с учетом най­денной индивидуальной для каждого больного кома­тозной дозы инсулина. Продолжительность первых ком — до 5—10 мин, в последующем — до 30—40 мин. Количество коматозных состояний на курс лечения — 15—40. Показаниями к терапии являются случаи шизофрении со сравнительно небольшой (до 3—5 лет) давностью заболевания и продуктивной психопатоло­гической симптоматикой, с наличием тенденции к приступообразному течению болезни. Соматические и инфекционные заболевания, чрезмерная масса тела больных являются противопоказанием к терапии.

Терапия атропиновыми комами. Это лечение не нашло столь широкого распространения, как электро­судорожное и инсулинокоматозное, что объясняется его поздним введением в лечебную практику (всего


 

за несколько лет до начала широкого применения психотропных препаратов), а также рядом техниче­ских сложностей проведения лечения. Атропин вводят в возрастающих от сеанса к сеансу дозах в количест­ве 50—300 мг в инъекциях. Кому купируют физостиг-мином или галантамином. Курс лечения состоит из 5—15 ком. Показания те же, что и для инсулинокома-тозной терапии. Имеются сообщения о благоприятном эффекте при упорных навязчивостях и ритуалах в рамках шизофренического процесса.

ПИРОТЕРАПИЯ

Метод лечения искусственной гипертермией берет свое начало от попыток инфекционной терапии психо­зов. Идея заражения психически больных инфекци­онной лихорадкой с лечебной целью принадлежит рус­ским психиатрам XIX века — В. Ф. Саблеру (40-е годы) и А. С. Розенблюму (1876 г.). А. С. Розен-блюм привил возвратный тиф 22 больным; в результа­те этого 11 человек выздоровели, у 3 наступило улуч­шение, у 8 состояние не изменилось. Австрийский пси­хиатр Ю. Вагнер-Яурегг в 1917 г. предложил для этой цели пользоваться прививками малярии. Метод вошел в лечебную практику как основной при прогрессив­ном параличе. Механизм действия маляриотерапии связывали с активизацией иммунитета и общей реак­тивности организма, с неблагоприятным воздействием самой температуры на возбудителя болезни — блед­ную спирохету, с возможным микробным антагониз­мом. Успех методу обеспечивала и его простота: боль­ному под кожу, внутримышечно или внутривенно вво­дили 3—5 мл крови, взятой от больного трехдневной малярией. После 8—10 приступов малярии последняя купировалась назначением хинина или других противо­малярийных препаратов.

Позже из опасения осложнений маляриотерапии стали применять пирогенные препараты сульфозин и пирогенал с целью вызвать гипертермическую реак­цию. Сульфозин представляет собой взвесь серы в масле (от 0,33 до 3%), вводится внутримышечно в количестве от 1 до 6—8 мл за один раз. Частота введений — примерно каждые 3 дня. За это время у больного должна повыситься температура (до 38° С и выше) и снизиться до нормы. На курс лечения


6—15 приступов температуры. Показаниями к сульфо-зинотерапии является не только заболевание прогрес­сивным параличом, но и резистентность к психофар­макологической терапии больных шизофренией. Хо­рошие результаты дает сульфозинотерапия у больных вялотекущей шизофренией со стереотипными навяз-чивостями, обросшими ритуалами.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапию -определяют как метод психического воздействия на больного с лечебной целью. Психо­терапия наиболее показана при пограничных психопа­тологических состояниях. Она может проводиться как самостоятельная или в сочетании с другими методами (медикаментозный, физиотерапия и др.). Такого рода воздействие может быть прямым или косвенным.

Косвенное психотерапевтическое воздействие оказывают на больного обстановка лечебного учреж­дения, поведение персонала, его внешний вид, манера общаться между собой и отношение к больным, внима­тельность, эрудированность в вопросах, волнующих больного. Имеют значение режим отделения, отсут­ствие мер стеснения, наличие элементарного комфорта, уюта, занятость больных (диагностические и лечеб­ные мероприятия, гимнастика, прогулки, трудотерапия, развлечения). Все это действует не только успокаи­вающе, снимает настороженность, напряженность, но и стимулирует активность больного. Сам характер диагностических и лечебных мероприятий имеет опре­деленное психотерапевтическое значение, так как фор­мирует отношение больного к болезни (насколько она тяжела, излечима).

Прямая психотерапия осуществляется путем словесного воздействия и адресуется непосредственно больному. При проведении прямой психотерапии боль­ной может находиться в бодрствующем состоянии или в состоянии гипнотического сна. Среди методик пря­мой психотерапии можно выделить рациональную психотерапию, метод функциональной тренировки, вну­шение в состоянии бодрствования, гипнотического сна, аутогенную тренировку и аналитическую психотера­пию.

Рациональная психотерапия — методика разъяс­нительной психотерапии. Основной целью рациональ-


ной психотерапии является изменение больным сло­жившейся у него неправильной оценки своего болез­ненного состояния. Основоположник метода П. Дюбуа (1913) считал его полностью свободным от элементов внушения и утверждал, нто он сводится к воздейст­вию на интеллект больного, систему его умозаключе­ний. Дюбуа полагал, что больной и его родственники должны пройти у врача специальное обучение, направ­ленное на выработку у них понимания особенностей болезненного состояния и плана его лечения. Большой вклад в разработку вопросов психотерапии и, в част­ности, рациональной внесли отечественные ученые В. М. Бехтерев, С. И. Консторум, В. Е. Рожнов и др. По существу любой врач, популярно объясняя боль­ному его состояние, проводит рациональную психоте­рапию. Важно, чтобы в ходе такого собеседования доходчиво и правильно были освещены характер бо­лезни, причины ее возникновения, особенности наме­ченной терапии и прогноз на будущее. Все это будет эффективным лишь при внимательном изучении не только имеющихся у больного расстройств, но и его характера, личностных установок, уровня понимания ситуации. Метод рациональной терапии приносит хо­рошие результаты при ипохондрических состояниях, болезненных опасениях, при фобиях — канцерофобии, кардиофобии, сифилофобии, при соматовегетативных нарушениях невротического происхождения, при сома­тических заболеваниях с нервно-психическими нару­шениями.

Функциональная тренировка ставит своей задачей разрушение сложившегося болезненного стереотипа поведения путем тренировки и формирование нового здорового стереотипа. Под наблюдением и при актив­ном участии врача больной с фобиями или с истери­ческими расстройствами постепенно преодолевает свои нарушения, расширяя сферу своей деятельности. Например, при агорофобии вначале больной, ободряе­мый врачом, выходит с ним из помещения во двор, на следующий день доходит до середины двора, затем выходит на улицу. В последующем он проделывает это самостоятельно, последовательно увеличивая возмож­ности передвижения.

Внушение в состоянии бодрствования относите,-к методам психотерапии с выраженным волевым влия­нием врача. Метод адресуется больше к эмоциональ-

/78


но-волевой сфере пациента и тем эффективнее, чем выше его внушаемость и подчиняемость. Метод осо­бенно эффективен у детей, у взрослых его применяют при истерической, фобической, неврастенической симп­томатике. Внушение может быть проведено в кабинете врача или в палате. Больной лежит или полусидит с закрытыми глазами. Формула внушения сходна с той, которая используется при внушении в гипнозе. Коли­чество сеансов 15—20.

Внушение в состоянии гипнотического сна — «основной ствол психотерапии», по определению со­ветского психолога К. И. Платонова. Суть метода состоит в использовании с лечебной целью повышен­ной внушаемости человека, по его желанию специаль­но введенного в состояние гипноза. Физиологическое объяснение явлений гипноза было дано исследования­ми И. П. Павлова, показавшего, что в данном случае речь идет о «парциальном» сне, при котором сохра­няется изолированная активность «сторожевого пунк­та», обеспечивающего раппорт с врачом, на фоне глу­бокого общего торможения коры большого мозга. Гип­нотерапия неприменима у лиц, находящихся в пси­хотическом состоянии. Показания к гипнотерапии касаются широкого круга пограничных психических расстройств, психосоматических заболеваний (брон­хиальная астма, начальная стадия гипертонической болезни, экзема, стенокардия и др.), алгического и агриппнического синдромов, алкоголизма и наркома­нии. Перед началом психотерапии больному обязатель­но объясняют сущность методики, добиваются его серьезного отношения к лечению и определяют сте­пень его внушаемости. Для проведения терапии тре­буются специально оборудованное помещение и опре­деленные условия (звукоизоляция, неяркий свет, удобное' кресло или кушетка для больного, ковер на полу). Сеанс внушения состоит из 3 этапов: 1) погру­жение больного в состояние гипнотического сна,

2) гипнотический сон и внушение в этом состоянии,

3) выведение из состояния гипнотического сна. Для более быстрого погружения больного в состояние гип­нотического сна, кроме словесного, используют другие воздействия: звук метронома, шум дождя или морско­го прибоя, поглаживания и прикосновения к коже больного (пассы), предлагают больному фиксировать взором блестящий предмет и т. д. Вначале добиваются


успокоения больного, состояния расслабленности, за­тем внушают сонливость, сопровождающуюся прият­ными ощущениями в теле. В последующих сеансах боль­ше затрагивается тема волнующих больного пережи­ваний, дается им правильная оценка, внушается уве­ренность в благоприятном исходе болезни. Выход из состояния гипнотического сна происходит по команде врача^ который руководит пробуждением.

Стадии гипнотического сна: I — дремотное состоя­ние; больной в состоянии противостоять внушению; II — гипотаксия, пассивная подчиняемость внушению; больному может быть внушена обездвиженность, но ориентировка в окружающем сохраняется; III — сом­намбулизм, полная подчиняемость врачу, после про­буждения — полная амнезия всего происходившего. С лечебной целью используют I и II стадии гипноза. Нежелательными последствиями и осложнениями гип­ноза могут быть ощущение слабости, разбитости, вя­лости, редко — обмороки, судорожные припадки (при истерии), привыкание к гипнозу. Иногда наблюдаются потеря раппорта и переход гипнотического сна в фи­зиологический. В этих случаях, физиологический сон сразу не прерывают, а лишь спустя полчаса будят больного тем же методом, что и всегда во время сеан­сов гипноза. Курс лечения 10—15 сеансов гипноза.

Аутогенная тренировка использует не только эффект внушения, но главным образом самовнушение. Смысл ее авторы метода полагают в произвольной регуляции волевым усилием больного нарушенных вегетативных и соматических функций организма. По­казаниями являются различные заболевания, при ко­торых выражены функциональные расстройства: брон­хиальная астма, начальная стадия гипертонической болезни и эндартериита, болезнь Рейно и др. Чаще всего аутогенная тренировка проводится по методике Шульца, заключающейся в освоении пациентом 6 уп­ражнений: 1) быстрое и полное расслабление мышц тела; вызывание ощущения тепла в руках и ногах с помощью произвольного влияния на тонус перифери­ческих сосудов; 3) произвольная регуляция ритма сердечной деятельности; 4) воздействие на ритм и глу­бину дыхания; 5) волевое воздействие на тонус сосу­дов брюшной полости и вызывание ощущения тепла; 6) вызывание чувства прохлады в области головы произвольным влиянием на сосуды. Все это достига-


ется многократным мысленным повторением специаль­но подобранных словесных формул. Полный курс упражнений требует большой тренировки и длится 12 нед. Каждое упражнение проводится ло 5—10 мин и более 3 раза в сутки в течение 2 нед. Постоянный контроль и руководство аутогенной тренировкой осу­ществляет врач, который составляет формулировки для самовнушения больного.

Рациональная психотерапия, внушение в состоянии бодрствования и гипнотического сна, аутогенная тре­нировка могут быть индивидуальными или иметь ха­рактер групповой психотерапии. Последняя методика предпочтительна при такой патологии, как алкоголизм. При удачном формировании групп степень внушаемо­сти пациентов повышается.

Аналитическая психотерапия (психоанализ) основывается на идеологических позициях фрейдизма и неофрейдизма. Цель метода — выявление лежащих в основе заболевания скрытых комплексов, находя­щихся в сфере бессознательного, и доведение их до сознания больного. В процессе длительных бесед с больным раскрывается символический смысл его ою-ворок и описок, значение содержания его сновидений. Наблюдающееся в некоторых случаях улучшение со­стояния больных можно объяснить длительным (порой многолетним) непосредственным общением врача с больным. В нашей стране метод психоанализа широкого распространения не получил.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных