ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 13 РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫРеактивные психозы — это выраженные психогенно обусловленные, преимущественно психотического характера расстройства, возникающие в связи с действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых. Эти психические расстройства возникают в связи с тяжелым эмоциональным стрессом. Содержание психи- ческой травмы отражается в клинической картине психических расстройств (триада Ясперса). По миновании психической травмы они обычно проходят. Триада Ясперса, однако, не имеет универсального значения. Имеются наблюдения, когда психические расстройства после тяжелых эмоциональных травм возникают спустя некоторое время (отставленные реакции) и долго не проходят после завершения действия эмоциональной травмы. В зависимости от клинических проявлений реактивные состояния подразделяется на острые и затяжные. Острые реактивные состояния (аффективно-шоковые реакции) Аффективно-шоковые реакции проявляются в виде возбуждения или заторможенности вплоть до ступора. Реакции с возбуждением протекают на фоне суженного сознания. Поведение больных в этот период хаотично, беспорядочно. Их поступки бывают бессмысленны, а иногда и во вред им. Так, например, во время пожара лица, охваченные таким хаотическим возбуждением, могут выброситься из окна и погибнуть, хотя непосредственной угрозы для жизни могло и не быть. После выхода из такого состояния больные плохо помнят о происшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости и апатии. При аффективно-шоковых реакциях с заторможенностью может наступить частичная или полная обездвиженность (состояние ступора). Лица в таких состояниях испытывают трудности в выполнении действий. В условиях угрожающей опасности человек испытывает особую тяжесть в ногах, его движения замедленны. Он не в состоянии четко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Иногда в таких ситуациях наступает как бы состояние оцепенения (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной заторможенности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку. Аффективно-шоковые состояния, как уже отмечалось, возникают в условиях, угрожающих жизни, и проходят, когда эти обстоятельства исчезают. Больные с таким состоянием, как правило, не наблюдаются в больничных условиях. Ступорозные состояния могут возникать у лиц при угрозе уголовного наказания. Эти состояния отличаются длительным течением, так как они, как правило, зависят от разрешения судебной ситуации. К этой же группе психических расстройств, возникающих в связи с судебной ситуацией, могут быть отнесены и другие острые психотические проявления, квалифицируемые как истерические. Они отличаются своеобразным нарушением сознания. Возникая в условиях судебно-психиатрической ситуации, эти расстройства производят впечатление симулятивного поведения, названного синдромом Ганзера (по имени автора, впервые описавшего его) и псевдодеменцией. У больных с синдромом Ганзера наблюдается измененное сознание. Они не ориентируются во времени и месте, не узнают окружающих, ответы на вопросы отличаются нелепостью. Картины псевдодеменции похожи на состояние больных с синдромом Ганзера. Больные также бывают дезориентированы в месте и времени. Но у этих больных не наблюдается грубого расстройства сознания. У некоторых из них проявления псевдодеменции могут дополняться особым поведением и высказываниями, свойственными детям. Больные проявляют детскую манеру разговора, к окружающим обращаются «дяденька», «тетенька», играют в детские игры и т. д. Эти реакции, получившие название пуэрильных, также проходят после окончания действия вызвавших их психогенных вредностей. Другую группу составляют затяжные психогенные реакции. Затяжные реактивные состояния Затяжные психогенные реакции часто возникают после, обстоятельств, случаев, имеющих для больного особую значимость (угроза дальнейшему благополучию, смерть близких и т. д.). Наиболее типичными формами таких реакций являются реактивная депрессия и реактивный параноид. Реактивная депрессия. При этом состоянии настроение у больного подавленное. Он постоянно думает о причине, вызвавшей его. Если это была смерть близкого человека, то его мысли постоянно заняты им. Нередко возникают идеи самообвинения. Больные укоряют себя в том, что они были невнимательны и порой несправедливы к нему, или обвиняют себя, что не все сделали для предотвращения смерти близкого человека. Нарушается сон, снижается работоспособность. Наблюдаются и соматовегетативные нарушения у больных, ухудшается аппетит, снижается масса тела, бывают запоры, повышается артериальное давление. Больной В., 60 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Образование 4 класса, по специальности — слесарь. Был женат, жена умерла. Имеет двух взрослых детей, взаимоотношения с ними плохие. Дети имеют свои семьи. Больной попеременно живет в семье то одного, то другого сына. Жены сыновей, по его словам, плохо к нему относятся. Не успеет пожить в семье одного из сыновей, как 'ему говорят, чтобы он возвращался в семью другого сына. Больной не видел выхода из создавшейся ситуации. Появились суицидальные мысли, совершена суицидальная попытка, по поводу чего находился в Институте им. Склифо-совского. Там настроение было снижено, суицидальные мысли носили упорный характер, был переведен в психиатрическую клинику им. С. С. Корсакова. При поступлении сознание ясное, ориентирован в месте и времени правильно. Во время беседы с врачом говорит тихим голосом, на глазах слезы, тяжело переживает создавшуюся семейную ситуацию, не видит выхода из создавшейся обстановки, настроение снижено, но суицидальные мысли не проявляются, ищет помощи и сочувствия. В первые три дня, находясь в отделении, «слышал голоса угрожающего характера о том, что его хотят убить, слышал голос сына, который «приказал убираться из квартиры». Понимает болезненный характер этих проявлений. Реактивный параноид. Характеризуется ложными суждениями и заключениями по поводу отношения к больному лица или групп лиц, связанных с создавшейся неблагоприятной обстановкой. Эти ошибочные оценки могут иметь форму как сверхценных, так и бредовых идей. В первом случае они доступны коррекции, не в полной мере захватывают мысли и установки больного. Его оценка травмирующей ситуации хотя и содержит элементы особого преувеличения и надуманности, но базируется на реальных фактах. Во втором случае больной недоступен корригирующему воздействию, его мысли и поступки подчинены бредовым идеям. Для оценки травмирующих событий привлекаются также и неадекватные посылки. Реактивные параноиды при утрате психотравмирующей ситуацией актуальной значимости теряют свою выраженность и, как правило, проходят. Больная Н., 27 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Беременность и роды у матери протекали нормально. Раннее развитие без особенностей. Ходить и говорить начала в срок. Дошкольные учреждения не посещала, воспиты- валась дома бабушкой. По характеру была доброй, общительной, веселой. Любила шумные, подвижные игры. Имела много подруг. Из детских инфекций перенесла корь, скарлатину. Течение заболеваний было неосложненным. В школу пошла 7 лет. Учиться нравилось, с удовольствием слушала объяснения учителя, так как было приятно каждый день узнавать что-то новое. Свободное время любила проводить с подругами, оставалась общительной, активной. Увлекалась чтением книг. В младших классах любила сказки, приключения, в старших больше нравились книги про любовь, «про жизнь». Школу окончила в возрасте 17 лет. В том же году поступила в институт иностранных языков. Учеба в институте нравилась. Легко находила общий язык с однокурсниками. Оставалась активной, деятельной, занималась общественной работой, свободное время проводила со своей группой: вместе ходили в кино, театр, устраивали вечеринки. Встречалась с молодыми людьми, но серьезных отношений ни с кем не было, «ждала настоящего человека». После окончания института (больной было 22 года) устроилась работать в среднюю школу преподавательницей английского языка. Работа нравилась, приятно было передавать знания детям. Проработала в школе около года, когда у одной из учительниц «пропал» кошелек с достаточно большой суммой денег. Подозрение пало на молодую преподавательницу, так как она одна в тот день на какое-то время задержалась в учительской, когда все остальные учителя пошли в классы. Больная, по ее словам, «сильно разнервничалась», расплакалась и, бросив все вещи, убежала домой. На следующий день шла на работу с мыслью подать заявление об уходе. Когда пришла в школу, то выяснилось, что кошелек нашелся (он просто завалился за стол). Перед больной все извинились, убеждали ее, что никто «всерьез на нее не подумал». Она немного успокоилась, попыталась заняться своими делами, но не могла сосредоточиться, так как в голове постоянно «крутилась» мысль: «Приняли за воровку». Сославшись на головную боль, она отпросилась, но мысленно постоянно возвращалась к эпизоду с кошельком. Вспоминала разговор с директором при устройстве на работу, как он ей говорил: «Трудно Вам будет». Стало ясно, что она с самого начала пришлась всем не по душе, а хорошее отношение было лишь только видимым. На следующий день пошла в школу, по ее словам, «как на каторгу». Заметила, как при ее появлении все притихли и посмотрели на нее. Уроки в тот день прошли как в тумане. На следующий день в школу не нужно было идти, так как начались каникулы. Думала, что забудет о своих переживаниях, но с утра почувствовала резкую слабость, «душа была полна горечи от незаслуженной обиды». С трудом заставила себя встать, умыться, в течение дня бесцельно бродила по квартире. Ничем не могла заставить себя заняться, совершенно пропал аппетит. Чтобы убить время, легла пораньше спать, но всю ночь ворочалась, не сомкнув глаз. На утро чувствовала себя совершенно разбитой. Поняла, что перенервничала и переутомилась и нужны какие-то лекарства, чтобы успокоиться. Решила обратиться за советом к школьной подруге, окончившей медицинский институт, и та порекомендовала ей обратиться к психиатру. Психическое состояние: подробно рассказала о якобы особой обстановке на работе. Говорит, что она пришлась там не к* двору. Всячески дает понять, что многие ее качества (высокая принципиальность, строгое следование методическим принципам педагогики в работе с учениками и др.) не понравились директору школы и некоторым учителям. Вместе с тем в результате подробного обсуж- дения правомерности такой оценки сложившейся обстановки в школе соглашается, что, возможно, она и не права («слишком остро приняла случай с пропажей кошелька к сердцу»). В период пребывания в стационаре получала транквилизаторы, малые дозы нейролептиков, проводились психотерапевтические беседы. Состояние улучшилось. Критически относилась к прежним болезненным идеям. После выписки из клиники приступила к прежней работе. К реактивным параноидам относится и индуцированный параноид (бред). Бред также формируется под влиянием психогенных воздействий. Но такие воздействия исходят от другого лица. Человек, страдающий бредовыми идеями, как бы навязывает свои болезненные идеи, взгляды другому. Это бывает, как правило, при тесном общении с ним, причем активный носитель бредовых идей (источник) занимает доминирующее, лидирующее положение по отношению к партнеру с индуцированным бредом. Бредовые идеи касаются чаще всего преследования, сутяжничества и т. д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|