Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ




Клинические проявления психопатий характери­зуются следующими особенностями. Лица, страдаю­щие этими заболеваниями, отличаются дисгармо­ничным складом личности, выраженность которой приводит к нарушениям социальной адаптации. Психо­патические проявления тотальны, т. е. проявляются во всех сферах деятельности, и стабильны.

Возможность адаптации в жизни при психопатиях зависит от двух предпосылок: выраженности дисгар­моничности личности и внешних факторов. Психопа­тическая личность может быть удовлетворительно


адаптирована в благоприятных для нее условиях (со­стояние компенсации) и дезадаптирована с яркой выраженностью свойственных ей психопатических про­явлений, в том числе и невротических, при неблаго­приятных условиях (декомпенсация).

Психопатии отличаются от других заболеваний, в том числе и от психических. Психопатии тесно инте­грированы с особенностями личности, ее установками, в то время как болезни, включая и психические, явля­ются чем-то чуждым для личности больного. Динами­ка психопатии имеет другие особенности по сравнению с динамикой болезней. При психопатии отсутствуют ремиссии. В лечении психопатии ведущее значение принадлежит коррекции личности и перестройке от­ношения личности к себе и окружающему. Оценка распространенности психопатий представляет труд­ность. Больные психопатией попадают под наблюдение врачей при декомпенсации их состояний или в случаях нарушения общественных законов.

Начало изучения психопатии было тесно связано с развитием судебной психиатрии. Впервые попытки отграничения психопатии от других психических расстройств были предприняты отечествен­ными психиатрами И. М. Балинским и О. М. Чечоттом. Ими в связи с проводившейся судебно-психиатрической экспертизой было отмечено, что некоторые лица в период совершения криминального действия формально не обнаруживали признаков душевного забо­левания. Однако этих лиц нельзя было также считать' душевно здоровыми. Их состояние определялось как психопатическое (как это было в экспертизе заключения проф. И. М. Балинского и О. М. Че-чотта по поводу дела Семеновой в 1884 г.). Однако этот термин отличался по своему содержанию от того, который применяется сейчас. И. М. Балинский и О. М. Чечотт использовали термины «психопатия», «психопатические состояния» как показатель общей психической неполноценности личности, у которой не наблюдается в данное время выраженных признаков душевного расстройства, и в то же время ее нельзя считать здоровой. По поводу судебно-психиатрического заключения И. М. Балинского и О. М. Чечотта было много споров. Термины «психопатия» и «психопатические со­стояния» в то время проникли на страницы газет и журналов, ко­торые много внимания уделяли освещению судебного разбиратель­ства дела Семеновой. В одЬой из таких статей Семенова имено­валась «психопаткой». Этот-термин стал нарицательным для лиц, отличающихся тяжелым характером.

В 1891—1893 гг. немецким психиатром Кохом были описаны личности, которые им были названы как личности с психопатиче­ской недостаточностью. В руководстве Э. Крепелина в систематике болезней специально была выделена группа психопатий с указанием их разновидностей. Были также отмечены их особенности'и принци­пиальные отличия от других заболеваний. В дальнейшем в оценке сущности и систематики психопатии наметились две тенденции.



В одном случае психопатии рассматривались как промежуточные состояния между отдельными психическими заболеваниями и со­стоянием психического здоровья, в другом — как заострение лич­ностных свойств. Указывалось, что промежуточные состояния не имеют признаков прогредиентности заболевания и в то же время обнаруживают ряд его существенных признаков, характеризующих личность больных. На основании такого подхода были выделены следующие варианты психопатии: шизоидная, эпилептоидная, цик­лоидная. Ориентация в определении психопатий на крайние прояв­ления отдельных психических свойств, встречающихся у некоторых лиц, обусловила появление чисто психологической классификации и выделение таких вариантов, как «враги общества», «интриганы», «мифоманы» (лгуны) и т. д. Рассмотрение психопатий с одних и других позиций осветило многообразие и особенности их проявлений. Однако такой подход к пониманию психопатий не способствовал продуктивному изучению причин их происхождения и приводил к одностороннему освещению особенностей их клиники.

Существенный вклад в изучение сущности и клини­ческой картины психопатий был сделан советским психиатром П. Б. Ганнушкиным. Им были сформули­рованы основные критерии психопатии, рассмотрены взаимоотношения типов конституций и вариантов пси­хопатий, даны обстоятельные клинические характери­стики психопатий. В клинических описаниях впервые особое внимание было обращено на динамику психо­патологических проявлений этого заболевания. Были выделены фазы, этапы динамики и т. д. Многообразие психопатологических проявлений психопатий, различие в их динамике, условиях возникновения дали основа­ние к дополнительному разделению психопатий, психо­патических состояний. Так, были выделены ядерные и краевые психопатии (О. В. Кербиков). Первые возни­кают в более раннем возрасте, чаще без видимых причин, отличаются более выраженными психическими нарушениями и приводят больных к стойкой дезадап-тации. Краевые психопатии, или патологическое раз­витие -личности, возникают в связи с действием не­благоприятных (эмоционально травмирующих) факто­ров. Патогенные факторы оказывают влияние как на особенности, так и на выраженность психопатологи­ческих проявлений психопатии. В последнее время были выделены так называемые акцентированные лич­ности (К. Леонгард). Эти личности занимают как бы промежуточное положение между психически здоро­выми людьми и психопатическими личностям-и. У них нет, если можно так определить, психопатического дефекта личности, но по своим особенностям они отли­чаются от обычных людей. Эти особенности (акцент)


не рассматриваются как проявление болезни, хотя имеют свои психические разновидности и в трудных для личности условиях могут быть причиной срыва адаптации, нарушения межличностных отношений. Общие психопатологические проявления психопатий связаны с дисгармоническими особенностями лично­сти. Последние определяют структуру этих рас­стройств.

При всем многообразии клинических проявлений психопатии, выражающихся в различных формах, все же можно выделить общие особенности. При психо­патии не отмечаются, как правило, расстройства вос­приятий в форме галлюцинаций. Однако возможны отдельные иллюзорные нарушения в условиях аффек­тивной напряженности. Возможно также нарушение ощущений в форме сенестопатии. Эти сенестопатии сходны с теми, которые могут встречаться при отдель­ных соматических заболеваниях. Психопатии не со­провождаются интеллектуальной патологией, как это имеет место при других психических заболеваниях в связи с органическим поражением ЦНС или шизо­френии. Вместе с тем лица с психопатией отличаются обычно несколько особым складом мышления в оценке собственного «Я», понимании своей роли в межлич­ностных отношениях. Имеется тенденция к односто­роннему отбору информации, т. е. той информации, которая отвечает установкам личности и имеет для нее особую эмоциональную значимость. В то же время другая информация, не отвечающая или противоре­чащая этим критериям, игнорируется и отвергается. В связи с этим самооценка и понимание сущности межличностных отношений, особенно когда затронуты собственные интересы, бывает далеко не объективной и ошибочной. На этом основании указывалось на относительную интеллектуальную недостаточность больных психопатией. Известно, что больные психо­патией не в состоянии полностью извлекать необходи­мого урока из своих ^ошибок. Проявляя известную несостоятельность в оценке явлений и событий, эмо­ционально значимых для них, в понимании абстракт­ных категорий они обнаруживают те же способности и возможности, что и психически здоровые люди.

Наиболее выраженные нарушения у психопатиче­ских личностей наблюдаются в эмоционально-волевых сферах. Эмоциональные реакции у одних отличаются



чрезмерной выраженностью, с бурными вспышками гнева и агрессивным поведением, у других — с пере­живанием чувства собственной неполноценности, постоянной тревогой, страхом. Это послужило осно­ванием считать психопатами тех лиц, от особенностей характера которых страдают окружающие или они сами. Эти аффективные проявления относятся к кате­гориям элементарных эмоций, они как бы доминируют в аффективной жизни больного. Это обстоятельство дало повод некоторым специалистам считать главным признаком психопатии недоразвитие высших эмоций и квалифицировать их как олиготимии. Волевые рас­стройства при психопатии выражаются в недостаточ­ности, а иногда и в полном отсутствии контроля за аффективными реакциями и поведением, определяе­мыми аффективными стимулами, снижением общих регулирующих и адаптационных механизмов личности. Среди многообразной симптоматики психопатии можно выделить психопатологические проявления, свойствен­ные тому или другому варианту психопатии, а также психические нарушения, наблюдаемые при неврозах: повышенная утомляемость, головные боли, расстрой­ства сна и др. Невротические симптомы постоянно сопровождают состояние декомпенсации и могут воз­никнуть под влиянием неблагоприятных факторов, а также в связи с особенностями динамики. Психопати­ческие свойства личности ведут часто к конфликту, конфликт вызывает психогенную реакцию, после нее течение психопатий утяжеляется («психопатический цикл») [Кербиков О. В., 1963]. Декомпенсирующими психопатическую личность факторами могут быть со­матические и инфекционные заболевания, интокси­кации, эмоциональные стрессы.

С момента выделения психопатий в отдельную клиническую группу постоянно предпринимаются по­пытки систематизировать их проявления. Предлагае­мые в различное время классификации психопатии строились преимущественно на основе клинического принципа с выделением для отдельных их форм ве­дущих психических расстройств. По характеру таких ведущих расстройств определялось и название формы.

Так, в действующей в настоящее время МКБ IX, подготовленной ВОЗ, выделяются следующие формы психопатий: возбудимая, параноидная, шизоидная,, психастеническая, истерическая, аффективная и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных