Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЭПИЛЕПСИИ




Клинические проявления эпилепсии весьма разно­образны, но среди них могут быть выделены три основные группы синдромов: пароксизмальные рас­стройства — кратковременные судорожные и бессудо­рожные приступы; эпилептические психозы (острые, затяжные и хронические); эпилептическое изменение личности — типичная Патология характера и интел­лекта.

Пароксизмальные расстройства. Среди пароксиз-мальных расстройств наиболее характерным является большой судорожный припадок, хотя известны формы (сравнительно редкие) эпилепсии без больших судо­рожных припадков.

Перед возникновением больших судорожных при­падков у половины больных за несколько дней или сутки (часы) могут наблюдаться предвестники: из­менение самочувствия, настроения.

Развернутый, генерализованный большой судорож­ный припадок у части больных начинается с ауры (от греч. аига — дуновение). Формы ауры могут быть разными, но у одного и того же больного она обычно ограничена одним или несколькими типами. Наиболее частые ее виды — сенсорный, психический, вегетатив­но-висцеральный (см. гл. 9).

Другим видом пароксизмалышх расстройств при эпилепсии являются малые припадки (реШ та1),


I

абсансы, состояния амбулаторного автоматизма (в том числе трансы), дисфории.

Эпилептические психозы. Эпилептические психозы могут возникать как продолжение, трансформация пароксизмальных судорожных (бессудорожных) синд­ромов, быть их эквивалентами или возникать незави­симо от них.

В клинической картине эпилептических психозов наиболее часто наблюдаются параноидный, параной­яльный (с бредом отношения, преследования, обычно обыденного содержания, ипохондрическим бредом), галлюцинаторно-параноидный, делириозный, депрес­сивный и кататонический синдромы. Эти синдромы сочетаются с аффектом тревоги, страха, обычно эмо­ционально насыщены.

По течению эпилептические психозы делятся на острые, подострые и хронические.

Эпилептические изменения личности. Отличитель­ными, характерными для эпилепсии признаками являются торпидность (инертность) психических про­цессов, сочетающаяся с их взрывчатостью, выражаю­щаяся в обстоятельном, нередко вязком мышлении (соответственно в речи, письме), в чрезмерной, дохо­дящей до абсурда аккуратности и педантичности. Круг интересов больного ограничен своей болезнью, своей личностью. К окружающим отношение деспо­тичное, с чрезвычайной требовательностью по мело­чам. Больным эпилепсией свойственны пустое иска­ние, стремление к «справедливости», ханжеская борьба за высокую «нравственность» и «мораль».

Больные эпилепсией крайне взрывчаты, они легко раздражаются, вспыльчивы, аффекты их торпидны, сочетаются с озлобленностью, жестокостью и могут проявляться выраженной агрессией. Больные долго помнят обиду и стремятся отомстить причинившему ее. В то же время по отношению к другим людям или в другое время к тем же они могут быть слащавы, елейно ласковы, подобострастны.

Больной М., 53 лет, инвалид II группы. Неоднократно стацио-нировался в психиатрическую клинику им. С. С. Корсакова. Предъ­являл жалобы на периодически возникающие судорожные припадки, слабость, вялость, головные боли.

Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать больного 72 лет здорова, по характеру добрая, покладистая. Отец погиб на войне. Младшая сестра больного 48 лет здорова.


Больной родился от первой беременности в срок. Роды были затяжные, с наложением акушерских щипцов. Раннее детство без особенностей. От сверстников в развитии не отставал, однако был несколько вялым, пассивным, часто наблюдалась рвота. Посещал дошкольные учреждения. Учился ровно по всем предметам. С то­варищами был общителен, дружелюбен. Из заболеваний в детском возрасте отмечаются детские инфекции, до 13 лет страдал ночным энурезом, во сне был беспокоен, часто просыпался. В дальнейшем эти явления исчезли. После окончания 8 классов работал токарем. К работе относился серьезно, замечаний и взысканий не имел. От службы в армии освобожден в 'связи с появлением судорожных припадков. Окончил вечерний техникум при заводе. С 21 года работал мастером. Всегда был старательным и добросовестным. Алкогольные напитки не употребляет, следуя рекомендациям вра­чей. В возрасте* 50 лет установлена II группа инвалидности по психическому заболеванию. Ле работает.

В 18 лет впервые возник большой судорожный припадок, когда, по рассказам сослуживцев, по дороге с работы внезапно упал, начались судороги во всем теле, сопровождавшиеся мочеис­пусканием и дефекацией. В дальнейшем припадки повторялись 1—2 раза в полгода,

В возрасте 22 лет припадки участились и стали ежемесячными. Лечился амбулаторно. Пароксизмы стали редкими (1—2 раза в год), но родные стали отмечать периодически возникающие расстройства сознания, во время которых больной на несколько секунд прерывал начатое действие, совершал бесцельные движения руками, а затем, как бы очнувшись, продолжал начатое. Подобные явления отмеча­лись 2—3 раза в неделю.

С 38 лет у больного появились головные боли. Стал медлителен. Перешел на работу в отдел кадров. Был старательным, требователь­ным к сотрудникам. Участились головные боли. Стал конфликтовать с женой и дочерью. На работе был медлителен, болезненно реаги­ровал на замечания в свой адрес, стали возникать конфликты с сослуживцами. В 50-летнем возрасте в связи с заметным снижением профессионального уровня и значительными изменениями личности установлена II группа инвалидности. Неоднократно лечился в раз­личных психиатрических больницах и психиатрической клинике им. С. С. Корсакова I МОЛГМИ. В настоящее время не работает, примерно 1 раз в неделю бывают пароксизмы по типу амбулаторного автоматизма.

Соматическое состояние: правильного телосложения, удовлетво­рительного питания. Кожные покровы обычной окраски, чистые, на локтях и лбу едва заметные рубцы от старых повреждений. Сер­дечно-сосудистая система, органы дыхания и пищеварения без пато­логии.

Неврологическое состояние: отмечается легкий птоз правого века, в остальном без очаговой неврологической симптоматики.

Психическое состояние: больной ориентирован в месте, собствен­ной личности, однако затрудняется назвать точную дату, хотя правильно называет месяц и год. Контактен. На вопросы отвечает развернуто, обстоятельно, не всегда по существу, самостоятельно переключается на описание своих расстройств. Речь больного замед­ленна, монотонна, весьма многословна, однако словарный запас ограничен. Он опрятен, поза несколько скованная.

Больной жалуется на периоды потери сознания и непроизволь­ные движения во время этого с полной амнезией в последующем,


головные боли, слабость. Галлюцинаторные и бредовые расстройст­ва отсутствуют. Все внимание больного сосредоточено на собствен­ном заболевании. В значительной степени изменена память. Наст­роение подвержено колебаниям. На фоне благодушия и благоже­лательности часто возникают приступы раздражительности. Конф­ликтует с персоналом и больными по поводу соблюдения режима. Злопамятен. Критического отношения к своему состоянию нет. Основной целью жизни считает заботу о собственном здоровье.

В клинических анализах крови и мочи патологических изме­нений не выявлено.

При электроэнцефалографическом исследовании установлены признаки очаговой билатеральной пароксизмальной активности, явления ареактивности и десинхронизации.

На рентгенограммах черепа патологических изменений нет.

Диагноз: эпилепсия с выраженными изменениями личности.

При прогредиентном развитии эпилепсии возникают и нарастают черты характерного для этого заболева­ния слабоумия. Патофизиологической сущностью эпилептического слабоумия является инертность нервных (психических) процессов. Клинически это слабоумие выражается прежде всего в патологии мышления, которое становится труднопереключаемым, малоподвижным, носит персеверативный характер (повторение одних и тех же мыслей, невозможность при этом отделить главное от второстепенного). Мышление становится детализированным, больные пу­таются в мелочах, застревая на деталях, и теряют основную нить беседы.

Речь больного в то же время многословна, полна ненужных уточнений. Больные употребляют часто одни и те же фразы, обороты («стоячие обороты»), одни и те же слова. Постепенно у них снижается память, при этом страдает больше оперативная кратковременная память, снижается сообразительность, особенно в мо­мент беседы. Запас знаний скуден. Стремления, жела­ния и мысли концентрируются вокруг собствен­ного «Я».

При оценке слабоумия больного эпилепсией надо учитывать и уровень интеллекта до болезни, а также то обстоятельство, что эпилепсия не всегда приводит к выраженной деменции.

Истории известны случаи, когда лица, страдающие эпилепсией, сохраняли высокие интеллектуальные спо­собности.

Течение эпилепсии хроническое, как правило, прог-редиентное, болезнь возникает чаще в детском или подростковом возрасте, постепенно учащаются парок-


сизмы и углубляются изменения личности. Однако наблюдаются случаи (в 5—10%), когда болезненный процесс приостанавливается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных