Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Болезнь Альцгеймера. Клинические проявления данного заболевания име­ют много общего с болезнью Пика




Клинические проявления данного заболевания име­ют много общего с болезнью Пика. Для него также ти­пичны прогрессирующая амнезия и тотальное слабо­умие. Вместе с тем имеется определенное отличие. При болезни Альцгеймера в инициальном периоде часто


наблюдаются слезливо-раздражительные депрессии, параллельно с этими расстройствами отмечается быст­ро нарастающее ухудшение памяти, близкое к прогрес­сирующей амнезии, и вскоре после появления первых признаков болезни развивается дезориентировка в пространстве. Особенностью болезни Альцгеймера является то, что больные довольно долго сохраняют общее формальное критическое отношение к своему состоянию (в отличие от страдающих болезнью Пика). С развитием болезни прогрессирует слабоумие. Пове­дение таких больных становится совершенно нелепым, они утрачивают все бытовые навыки, движения их часто совершенно бессмысленны.

У больных с болезнью Альцгеймера рано проявля­ются речевые расстройства, афазии, эпилептиформные припадки, спастические контрактуры- и т. д.

Психические расстройства как при одном, так и другом заболеваниях могут включать бредовую и гал­люцинаторную симптоматику, а также эпизоды рас­строенного сознания. По мере развития атрофического процесса в головном мозге к нарастающим психичес­ким и неврологическим расстройствам присоединяются и трофические. Продолжительность заболеваний варь­ирует в пределах от нескольких месяцев до 10 лет. Прогноз этих заболеваний неблагоприятный.

Диагностика психических заболеваний в связи с выраженными атрофическими процессами в головном мозге больших трудностей не представляет. Она осно­вывается на появлении прогрессирующих амнестичес-ких расстройств и тотального слабоумия при отсутст^ вии указаний на органическое поражение ЦНС, про-грессировании указанных расстройств и последующем возникновении неврологической симптоматики (афати-ческие расстройства, апраксия и т. д.). Однако имею­щиеся отдельные наблюдения указывают, что некото­рые опухоли головного мозга (например, в лобных до­лях) могут давать сходную с атрофическими заболева­ниями клиническую картину психических расстройств.

Среди психозов старческого возраста выделяются старческое слабоумие и старческие психозы в собст­венном смысле.

Старческое слабоумие

При старческом слабоумии, как видно из названия, ведущее значение принадлежит тотальному слабоумию


в сочетании с особыми мнестическими и эмоциональ­ными нарушениями. Болезнь начинается, как правило, незаметно. Постепенно меняется психический облик больного, формируются бредовые идеи ограбления, обнищания и разорения. Типичны прогрессирующая амнезия и конфабуляция. Ярко выступают нарушения памяти, прежде всего на текущие события, затем мне-стические расстройства распространяются на более ранние периоды жизни больного. Образовавшиеся пробелы памяти больные заполняют ложными воспо­минаниями — псевдореминисценциями и конфабуля-циями. Обильные конфабуляции у отдельных больных могут создавать впечатление бредовой продукции. Однако они отличаются нестойкостью и отсутствием определенной тематики. Эмоциональные проявления больных резко суживаются и изменяются, наблюдает­ся либо благодушие, либо угрюмо-раздражительное настроение. Отмечаются диссонанс между нарушенной возможностью понимания ситуации и достаточной сохранностью привычных форм поведения и навыков, невозможность правильной оценки ситуации и обста­новки в целом. В поведении отмечается пассивность и инертность (больные не могут ничем заняться) или су­етливость (собирают вещи, пытаются куда-то уйти). Утрачивается критика и способность адекватного по­нимания окружающего, текущих событий, отсутствует понимание болезненности своего состояния. Нередко поведение больных определяется расторможенностью инстинктов — повышенным аппетитом и сексуаль­ностью. Сексуальная расторможенность проявляется в идеях ревности, в попытках развращающих сексуаль­ных действий в отношении малолетних. От проявлений старческого слабоумия следует отличать состояния, определяемые понятием «снижение уровня личности», выражающиеся общим снижением темпа течения пси­хических процессов, значительной трудностью в ус­воении нового, ухудшением уровня суждения, критики, обеднением эмоциональной жизни.

Больная П. К. Л., 72 лет. В детстве перенесла полиомиелит с остаточными явлениями в виде гипотрофии мышц правой голени. Болела малярией. После окончания института поступила в аспиран­туру, защитила кандидатскую диссертацию. Все последующее время занималась научной работой. К ведению домашнего хозяйства, практическим делам интереса никакого не проявляла. Трижды была замужем. Имела одну внематочную беременность. Перенесла опера­цию экстирпации матки и яичников.


Примерно в возрасте 64 лет стали беспокоить головные боли, боли в области сердца, высокое артериальное давление. Постепенно стали заостряться некоторые черты характера, появилась скупость, а затем отрывочные идеи ущерба. Стала ухудшаться память, забы­вала текущие события, спрашивала об одном и том же по нескольку раз. Дома все прятала, затем обвиняла в воровстве родственников мужа. В последние годы стала плохо ориентироваться в городе, несколько раз терялась, не могла найти дорогу домой. Нарастали безразличие в отношении к окружающим, эгоизм. Дома из-за мело­чей устраивала скандалы, требовала к себе внимания. После смерти мужа стала совершенно беспомощной, не могла обслуживать себя, домой никого не пускала, боялась ограбления. Высказывала идеи отношения и ущерба по отношению к падчерице. В дальнейшем ста­ли нарастать расстройства памяти, была тревожной, суетливой, кон-фабулировала. Была госпитализирована в больницу.

Психическое состояние: при поступлении не могла назвать ме­сяца, числа, времени года. Считает, что находится в больнице им. С. П. Боткина. Несколько лучше ориентирована в собственной личности, назвала после длительного раздумья свой год рождения. Жалуется на расстройство желудка, поносы после употребления в пищу капусты; считает, что из-за этого расстройства сорвалась ее поездка в компании удивительных, приятнейших людей по пригла­шению члена правительства. Высказывает опасения, что пропадет ее узелок с нарядным платьем, которое специально сшито для по­ездки. Высказывает идеи ущерба по отношению к родственникам мужа. Дату смерти мужа назвать не может: то говорит, что он умер в прошлом году, то 20 лет назад. Предлагает свои услуги персоналу по уходу за другими больными.

В отделении у больной преобладает благодушное настроение. Внушаема, аспонтанна. Постоянно носит с собой узелок с тапочками, прячет у себя на груди в нижнем белье множество различных сверт­ков с кусочками хлеба, остатками пищи и т. д. Часто высказывает отрывочные нестойкие идеи ущерба, при этом плачет, требует свои ботинки, пальто, «бесценные книги». Наблюдаются эпизоды суетли­вого беспокойства со сборами в дорогу, которые сопровождаются тревогой, слезливостью, конфабуляцией. Подчас высказывает опа­сения, что мужа убили. Выясняет у врачей, когда предстоит поездка на пароходе по предложению члена правительства.

Бредовые и галлюцинаторные состояния. Психичес­кие нарушения в виде бредовых и галлюцинаторных состояний при старческих психозах встречаются так же часто, как и слабоумие. Такая форма старческого психоза наблюдается чаще в начале заболевания при отсутствии выраженного у больных слабоумия. Могут при этом встречаться эмоциональные нарушения в ви­де депрессивных состояний. Больные высказывают бредовые идеи преследования, виновности, обнищания и ипохондрические. Бредовые переживания связаны с конкретной ситуацией. В бредовых высказываниях фи­гурируют отдельные факты реальных обстоятельств. У больных также обнаруживается и галлюцинаторная симптоматика. Наиболее частыми являются зритель-


ные и тактильные галлюцинации. По своему содержа­нию они связаны с бредовыми идеями. Эпизодически могут возникать состояния расстроенного сознания с обильными конфабуляциями в последующем.

Отмечена возможность волнообразного течения бредовых психозов в пожилом возрасте. Эти состояния могут повторяться по нескольку раз. Между ними имеются различной продолжительности светлые про­межутки.

Дифференциальная диагностика психозов старчес­кого возраста проводится в двух направлениях: отгра­ничения, как и при предстарческих психозах, от других психических заболеваний (МДП, шизофрения, органи­ческие и другие психозы), которые могут быть у лиц старческого возраста, и от пресенильных психозов. При отграничении от психозов первой группы следует учитывать диагностические характеристики этих пси­хозов, которые были отмечены уже ранее. При отличии старческого слабоумия от атрофических психозов сле­дует учитывать следующее: особенности клинической картины старческого слабоумия, отсутствие невроло­гической симптоматики и возраст больных при начале болезни. Старческие функциональные психозы, помимо различия в сроках начала заболевания, отличаются эпизодичностью и известной измененностью сознания на период существования бредовых расстройств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных