ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Немецкая архитектураРешающая фаза развития новой архитектуры — между 1918 и 1930 годами — сформировалась прежде всего в Голландии и Германии; во Франции творчество Ле Корбюзье в то время еще стояло особняком. Зарождение современной архитектуры в Германии можно отнести к последнему десятилетию девятнадцатого века, к периоду «Югендстиля». Первым ее успехом следует считать организацию в 1907 году Веркбунда, где такие архитекторы, как Герман Мутезиус, Теодор Фишер, Фриц Шумахер, Анри ван де Вельде, Петер Беренс и Вальтер Гропиус, получили возможность сформулировать свои идеи. Гропиус в 1911—16 годах своей постройкой завода Фагус в Альфельде открыл новые пути в архитектуре (илл. 113, 114). Исход первой мировой войны полностью изменил как интеллектуальную, так и экономическую обстановку в Германии. Вместе с империей исчезла и глубоко укоренившаяся вера в устойчивость и неизменность сложившихся общественных отношений. Появившийся скептицизм в отношении изживших себя условностей дал неожиданный толчок небывалому расцвету нового. Мощный культурный подъем охватил все области искусства и прежде всего архитектуру. За небольшой отрезок времени, всего за семь лет (в переходный период между 1918 и 1923 годами усиливающаяся инфляция не способствовала архитектурной деятельности), свершился пустивший глубокие корни процесс становления новой архитектуры, во многом обязанный голландской группе «Стиль» и Ле Корбюзье. Центром немецкой архитектуры стал Берлин. В царившей здесь высокоинтеллектуальной атмосфере проходила деятельность Мис ван дер Роэ, Эриха Мендельсона, Гуго Херинга, Ганса Пёльцига, Макса и Бруно Таутов, Вальтера Гропиуса. Баухауз в Веймаре, возникший благодаря инициативе и энергии Гропиуса, как первая школа современного прикладного искусства, привлекал к себе молодых архитекторов со всех концов Европы. В 1927 году в Штутгарте в связи с выставкой Веркбунда возник поселок Вейсенгоф, представивший собой итог всего того, что было к этому времени достигнуто в области жилищного строительства и планировки населенных мест. Одновременно он обозначил завершение первой революционной фазы современной архитектуры (илл. 72, 149). Новая архитектура в двадцатые годы занимает ведущее положение во всех областях строительства. Жилищным строительством (в частности, для наименее обеспеченных слоев населения) занимались Эрнст Май во Франкфурте, Гропиус в Берлине и Карлсруэ, Бруно и Макс Тауты, Вагнер и Мис ван дер Роэ в Берлине {илл. 327, 4, 119, 178, 326). В школьном строительстве начинают применять новые типы школ — павильонные школы, разработанные Эрнстом Май во Франкфурте, и школы с классами, сгруппированными вокруг расположенного в центре актового или рекреационного зала, подобные школе, построенной Хеслером в Целле (илл. 328, 329). Мендельсон возводит большое число замечательных универмагов (илл. 217—219, 331). Ганс Мертенс фабрикой переработки отходов в Кёльне создает образец типичного промышленного сооружения (илл. 225). Рудольф Шварц и Ганс Швипперт строят церковь (Фронляйхнамскирхе) в Аахене (илл. 332) —пример строго замкнутого объема. Отто Бартнинг в церкви (Шталькирхе) в Кёльне применил стальной каркас, скрытый за прозрачной оболочкой из цветных витражей (илл. 333). Программными для современной архитектуры стали здания мастерских в Дессау, построенные Гропиусом, и два творения Мис ван дер Роэ — немецкий павильон на выставке в Барселоне и дом Тугендхата в Брюнне (илл. 118, 221, 133—136, 202, 322). Обилие разрешенных проблем, достижения ведущих архитекторов доказывают плодотворность этого непродолжительного периода, который, перешагнув начальный период, быстро пришел к зрелым формам. Дальнейшее развитие новой архитектуры в Германии стало невозможным. Нацизм, художественные представления которого сводились к монументальному псевдоклассицизму, душил любые порывы к новаторству. Гропиус, Мендельсон и Мис ван дер Роэ наряду со многими другими архитекторами эмигрировали. Баухауз был закрыт. Эклектизм фашистской Германии частично пощадил лишь промышленную архитектуру. Несмотря на неблагоприятные времена, были созданы некоторые рациональные и удовлетворительные с эстетической точки зрения здания фабрик и ангаров. С конструктивной стороны благодаря смелому применению сводов-оболочек они могут быть отнесены к новой архитектуре (илл. 242, 244). Вторая мировая война, в противоположность первой, оставила Германию безнадежно разрушенной. Восстановление сначала шло медленными темпами, решая лишь частные вопросы без единого генерального плана. {В дальнейшем речь идет только об архитектуре ФРГ и Западного Берлина. — Примечание издательства.) Даже возникшие вскоре серьезные стремления создать новый рациональный облик разрушенных городов часто терпели неудачу, ввиду отсутствия земельного закона. Большие возможности были упущены. Лишь в нескольких случаях, например в Ганновере, удалось согласовать зачастую противоречивые интересы. Там, где это возможно, например при строительстве новых поселков или городов, осуществляется планировка, отвечающая современным понятиям. Бернгард Рейхов создает близ Билефельда альпийский городок на 15 тысяч человек. Карл Зельг разработал премированный на конкурсе проект планировки городка в Гартвальде, близ Карлсруэ. Восстановление Берлина осуществляется по хорошо продуманному плану. Широкие скоростные транспортные магистрали соединяют разные районы города. На площади Эрнеста Рейтера создается застройка, не подчиненная направлению улиц; в квартале Ганза после длительных и трудных переговоров удалось привлечь владельцев земельных участков к осуществлению строительства жилого комплекса, свободно расположенного среди зеленых насаждений. Первые здания были построены по проектам, разработанным ведущими иностранными и немецкими архитекторами для берлинской выставки Интербау 1957 года (илл. 334). Носителями современной архитектуры в Германии являются главным образом архитекторы, умеющие сочетать свой собственный опыт с традициями, сложившимися до 1933 года. Сильные влияния, идущие из Швейцарии, скандинавских стран и особенно из США, ускорили ее развитие. Наиболее плодотворными были достижения в области школьного строительства, где получили признание архитекторы Гюнтер Вильгельм, Пауль Зейтц, Ф.-В. Кремер и Иоханнес Кран (илл. 337—339). В промышленном строительстве выделяется здание текстильной фабрики (илл. 342), построенное в Блумберге архитектором Эгоном Эйерманом, одним из видных представителей послевоенной немецкой архитектуры, находившимся под сильным влиянием Мис ван дер Роэ. Строгостью и простотой своей архитектуры он резко отличается от Ганса Шаруна, которому только теперь представилась возможность осуществить в крупных объектах свои полные фантазии пространственные представления. В своем проекте Берлинской филармонии (1957) Шарун помещает оркестр, окруженный рядами слушателей, в асимметрично сдвинутый по отношению к середине центр зала (илл. 336). Немецкая архитектура наших дней характеризуется широким распространением современных принципов формообразования. Надо признать, что такие образцовые решения, как Иллинойсский технологический институт в Чикаго или Левер Хауз в Нью-Йорке, еще не созданы; тем не менее немецкая архитектура находится на относительно высоком уровне. В то же время быстрота, с которой современная архитектура снова добилась признания, несет с собой и опасность слишком ревностного подражания модным формам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|