ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКАМСоциальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий. В этом разделе тренинга отрабатываются базовые навыки – как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность. Критерием эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не является эффективным. Некоторые из приведенных здесь упражнений пересекаются с упражнениями тренинга уверенности в себе. При отработке упражнений‑диалогов вторым собеседником вначале выступает консультант; после нескольких пробных бесед участники выполняют упражнение в парах. Упражнение 1. «Начало беседы» «Каждому из вас приходится использовать этот навык хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и расстаться с собеседником так, что вы оба останетесь довольны». Шаги упражнения: 1. Поздоровайся с собеседником (часто для этого следует выбрать правильное место и время). 2. Поговори о чем‑нибудь нейтральном или интересном для собеседника, чтобы втянуть его в разговор. 3. Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м‑м, да‑да»). 4. Перейди к главной теме. Самым трудным для подростков является выполнение 2‑го и 3‑го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их. Примеры ситуаций: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпроситься у родителей на дискотеку; познакомиться с новым человеком; договориться с учителем и пропустить урок. Упражнение 2. «Волшебный щит» В качестве первого шага обучения навыку принятия критики можно провести маленькое упражнение. «Давайте надуемся, как автомобильные шины… надуваемся… надуваемся… до конца, чтоб появилось желание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается – атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику выставите перед собой волшебный щит – зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?» Упражнение 3. «Принятие критики» Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить. Шаги упражнения: 1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным. 2. Попроси разъяснения – «Что вы имеете в виду?». При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения. 3. Отметь реакцию партнера. 4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем – нет, и почему. При этом чувствовать себя надо свободно. «Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую‑то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким‑то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства. „Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому‑то, и, если я принимаю это, мне удается правильно понять критику. С чем‑то из сказанного я соглашаюсь, а с чем‑то – нет“. Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным. Упражнение 4. «Как сказать „нет“ Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подросткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться. «Бывают ситуации, в которых сказать „да“ значит сделать хуже себе, а сказать „нет“ – сделать хуже другим. Если мы говорим „нет“, то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, „послушать сердце“ этого человека. Другими словами, „нет“ надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: „Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело“. Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да». Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять». Шаги упражнения: 1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно. 2. Если что‑то неясно, попроси разъяснения – так же, как и в случае критического замечания. 3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко объясни, почему ты отказываешь. 4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать настойчивому собеседнику – повторять „нет“ в ответ на его попытки продолжить разговор». Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную тебе вещь.
* * *
Далее приводится основное содержание упражнений для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций). Упражнение 5. «Просьба о помощи» 1. Реши, в чем заключается проблема. 2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно. 3. Реши, хочешь ли ты помощи. 4. Подумай, кто может помочь тебе. 5. Оцени всех возможных помощников и выбери лучшего. 6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе. Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; просит одного из родителей помочь разобраться в личной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку. Упражнение 6. «Ведение переговоров» 1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях. 2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению. 3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме. 4. Внимательно выслушай его ответ. 5. Подумай, что в его мнении является позитивным. 6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон. Примеры ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору; договориться с соседкой, которая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграждении за работу. Упражнение 7. «Отстаивание своего мнения» 1. Подумай, что случилось, из‑за чего ты почувствовал себя недовольным. Ты чувствуешь моральное давление, тебя не замечают, с тобой плохо обращаются, дразнят? 2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший. 3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки. 4. Выслушай ответное мнение. 5. Последовательно отстаивай свое мнение разумным способом. Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа – это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользоваться твоей косметикой. Упражнение 8. «Преодоление обвинения» 1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил имущество и т. п. или он говорит на основании сплетен или ошибки? 2. Было ли обвинение высказано конструктивным способом или неконструктивным? 3. Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ: • отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника; • исправить его понимание проблемы; • объяснить свое поведение; • признать свою ошибку, извиниться, предложить возместить ущерб. Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку. Упражнение 9. «Выражение благодарности» 1. За что ты хочешь поблагодарить другого человека (за комплимент, помощь, подарок)? 2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответным подарком). 3. Выбери правильное время и место, чтобы выразить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходится откладывать до ближайшего праздника или дня рождения). 4. Вырази свою благодарность. Скажи собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу следует за поступком другого человека). Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; вы с другом собрались пойти выпить пива, а его бабушка в течение часа поила вас чаем и показывала семейный альбом; отец дал тебе добрый совет. Тренинг «Как быть с семьей» Задачи тренинга: осознание и принятие своего семейного опыта; полоролевая идентификация, выстраивание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнера; семья, взаимоотношения в ней, представление о своей будущей семье. В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на 3 этапа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|