Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тренинг по телесно‑ориентированной терапии




Телесно‑ориентированная, или телесная, терапия является одним из основных направлений современной практической психологии. Ее называют также соматической психологией. Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Телесная терапия как наука основывается на исследованиях в области биологии, антропологии, нейропсихологии, психологии развития и др. В телесной терапии существует множество теорий и моделей взаимосвязи и взаимодействия системы «сознание – тело». Общим для этих теорий является убеждение о том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство, а также принцип лечения психики через изменения, производимые с телом.

Наиболее известными в настоящее время направлениями телесно‑ориентированной психотерапии являются психология тела В. Райха, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф.М. Александера, метод чувственного сознавания Ш. Селвер, структурная интеграция И. Рольф.

Телесная терапия включает модели развития личности, теории личности, гипотезы происхождения изменений и нарушений, а также многочисленные диагностические и терапевтические техники. В телесной терапии существует множество различных, иногда совершенно различающихся подходов. Разработано большое число разнообразных техник, которые используют взаимодействие с телом: прикосновения, движения, дыхание.

Чрезвычайно важен тот факт, что тело является фундаментальной ценностью человеческой жизни и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело – это изначальная данность в жизни родившегося ребенка. Развиваясь, именно свое тело он прежде всего вычленяет из реальности. Позже тело структурируется как основа личности и ее сознания и воспринимается как «Я». Именно телесно‑чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом, и в онтогенетическом аспекте.

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов. Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело запечатлевает маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия – от мышления и чувств, понимание – от поведения: чувствую одно, думаю другое, делаю третье.

Телесная терапия обращается к процессуальным глубинным взаимосвязям, представляющим собой психотелесные процессы, при этом уделяется одинаковое внимание и принимается равнозначная ценность как телесного, так и психического компонента, которые участвуют в образовании и жизнедеятельности индивидуума. Не существует иерархических взаимоотношений между умом и телом, между психикой и сомой. Они представляют функциональные и интерактивные аспекты целостности. Телесные терапевты утверждают, что направленная работа с телом является обязательным условием для установления психологического контакта.

Телесные техники расширяют активное, или направленное, воображение, которое охватывает не только образы, но и осознание клиентом телесных ощущений, изучение и переработку проявляемых в различных телесных состояниях потребностей, желаний и чувств. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков (Сергеева, 2000).

Понятие «образ тела» ввел П. Шилдер, определяя его как субъективное переживание человеком своего тела, то есть как психический пространственный образ, который складывается в межличностном взаимодействии (цит. по: Томэ, Кэхеле, 1996). Образ тела – это изменчивый психический конструкт. На протяжении жизни образ тела неоднократно перестраивается в контексте социального взаимодействия, поэтому для Шилдера образ тела – это, прежде всего, явление социальное. Формирование образа тела начинается на ранних этапах развития «Я» ребенка; конструирование образа тела тесно связано с нейрофизиологической схемой тела. Однако субъективно переживаемый образ тела, объединяющий в себе все богатство репрезентаций сознательных и бессознательных идей, включает в себя и такие репрезентации, которые конкурируют с функциями тела, закладывающимися физиологически, или даже игнорируют их. Таким образом, приемлемый образ тела для человека – это такой образ его телесного «Я», в котором репрезентации нейрофизио‑логически сформированной схемы тела адекватно соотносятся с полярными по отношению к ней инстинктивными побуждениями и сознательными идеями.

На конструирование позитивного образа тела пожилого человека оказывает влияние индивидуальный темп физиологических и психологических возрастных инволюционных процессов. Гетерохронность изменений пожилого человека в соматической организации и на уровне психических функций приводит, прежде всего, к разрушению сложившегося позитивного образа тела, что, в свою очередь, провоцирует дестабилизацию самооценки и, в конечном счете, затрудняет адаптацию человека к новому периоду его жизни – старости (Филозоп, 2002).

Феномен самонепринятия человеком внешних телесных изменений, приходящих с возрастом, формирует психологические установки, препятствующие адаптации человека к периоду поздней взрослости: «Сумерки жизни следует проводить в соответствии с программой ее зари», «Все то, что было у меня в молодости, не утрачено», «Я могу жить так же, как жил в 30 лет» и т. д. В конечном счете подобные ошибочные установки могут привести к двум типам неблагоприятного протекания процесса старения человека: «бегство от старости» и «досрочное примирение с фактом старости» (Филозоп, 2002).

Бегство от старости характеризуется как личностной регрессией, добровольной изоляцией, так и активным стремлением включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и состояние здоровья, то есть практически полным игнорированием пожилым человеком тех перемен, которые сопряжены с процессом старения.

Досрочное примирение с фактом старости, напротив, характеризуется гиперболизацией физических недомоганий, занятием пожилым человеком пассивной позиции в микро– и макро‑социальной среде, развитием ипохондрических идей и т. д.

Помочь стареющему человеку избежать нежелательных отношений со своим возрастом может своевременная психологическая перестройка, результатом которой будет появление новой жизненной перспективы, адекватно сочетающей в себе как ресурсы, так и ограничения своего существования в период ге‑ронтогенеза.

Применение телесной терапии в коррекционной работе с пожилыми людьми с целью облегчения процесса адаптации к старости может оказаться достаточно эффективным по ряду причин.

Телесная терапия предоставляет пожилому человеку возможность, несмотря на определенные изменения моторной сферы, быть равноправным участником группового взаимодействия, свободно выражать свои чувства, оставаться субъектом двигательной активности без угрозы понижения самооценки.

Включенность во взаимодействие с другими участниками группы помогает пожилому человеку ассимилировать в свой образ тела то, что является для него привлекательным в чужих телах, посредством механизма идентификации, а также обогащения тактильного, кинестетического и зрительного опыта. Если пожилой человек в рамках групповых занятий выступает инициатором взаимодействия с лицами своего возраста и более молодым тренером противоположного пола, его самовосприятие обретает четкие очертания, а реконструированный образ собственного тела становится более привлекательным.

Самопринятие своего тела напрямую связано с более позитивным образом «Я», а следовательно, и более адаптивными способами социальной интеграции.

Движения в телесной терапии представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально‑адаптивному поведению. Получение участниками позитивного опыта телесного взаимодействия в группе способствует развитию социальных навыков, позволяет преодолеть барьеры, возникающие при речевом общении.

Движения могут помочь пожилому человеку снять физическое напряжение, установить связь между чувствами и движениями, что высвобождает подавляемые эмоции и чувства и помогает исследовать скрытые конфликты, которые являются источниками психического напряжения.

Занятия в группе телесной терапии не только улучшают физическое и эмоциональное состояние стареющего человека, но и помогают ему сконцентрироваться на приятных воспоминаниях, менее болезненно проститься с тем, что безвозвратно осталось в прошлом, и по достоинству оценить все положительные аспекты своего возраста.

Таким образом, телесная терапия является перспективным направлением в психокоррекционной работе, имеющей целью разрешение психологических проблем, характерных для периода адаптации стареющего человека к своему возрасту. Это обусловлено прежде всего тем, что реконструирование позитивного образа тела и обогащение сенсорного опыта в процессе социального взаимодействия оказывают решающее влияние на формирование позитивного отношения к старости, что позволяет реорганизовать образ жизни так, чтобы получать от нее удовольствие и в период геронтогенеза.

Подробнее с теориями телесно‑ориентированой психотерапии можно знакомиться в работах (Бреннан, 1997; Брукс, 1997; Райх, 1997, 1999; Рудестам, 1998; Лоуэн, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000; Сергеева, 2000; Фельденкрайз, 1997, 2000; Якубанеце, 2000).

По структуре приведенный ниже тренинг аналогичен тренингу по ритмо‑двигательной терапии, рассмотренному в предыдущей главе, и, соответственно, включает работу со следующими проблемами: заземление (опоры); границы; контакты, коммуникация; сверхконтроль; агрессия; образ «Я»; общая работа с блоками; структурная интеграция.

Так же как и ритмо‑двигательной терапии, телесной терапии нельзя обучиться по книгам. Консультант должен сам пройти курс обучения телесной терапии.

 

РАБОТА С ОПОРАМИ (ЗАЗЕМЛЕНИЕ)

Упражнение 1. «Разминка»

Стоя закройте глаза, определите центр тяжести тела (в районе солнечного сплетения) и положите на него ладонь. Сделайте два‑три цикла глубокого дыхания с закрытыми глазами, почувствуйте свое тело и попытайтесь определить, какую его часть вы сейчас чувствуете лучше всего. Найдя эту часть, представьте себе, что вы издаете ею какой‑нибудь звук.

Вытяните руки перед собой, пальцы вперед, пальцы к себе, покрутите кистями, локтями, плечами, наклонитесь вперед, вбок, повращайте ногами в коленях, ногами по одной – бедром, ступней, коленом, бедром. Поднимите руки, вращайте тазом по кругу в одну сторону, потом – в другую. Потрясите кистями, руками в локтях, в плечах. Потрясите коленями. Потрясите головой и сделайте «бр‑ррррр». А теперь трясите всем, чем можете, сразу (и ушами тоже!).

Закройте глаза, прислушайтесь к своему телу. Постарайтесь не блокировать дыхание.

Откройте глаза. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Покачайтесь вперед‑назад‑вбок, определите, что вам легче и приятнее. Попробуйте покачаться по кругу; если вы ощутили напряжение в бедрах, это хорошо. Раскачивайтесь слева направо, удерживая равновесие в крайних положениях.

Разбейтесь на пары. «Поклюйте» партнера сложенными в горсть пальцами. Похлопайте по всему телу ладонями. Постучите кулаками по всему телу. Поменяйтесь ролями.

Упражнение 2. «Ходьба»

Во время ходьбы постарайтесь осознанно почувствовать, как ваши стопы прикасаются к земле при каждом шаге. Для этого ходите очень медленно, позволяя весу тела полностью переноситься попеременно на каждую из стоп. Расслабьте плечи и обращайте внимание на то, чтобы не сдерживать дыхание и не блокировать коленные суставы.

Ощущаете ли вы снижение центра тяжести своего тела? Ощущаете ли лучший контакт с землей? Ощущаете ли вы себя в безопасности, более расслабленным? Такая манера ходьбы может показаться вначале странной. Если это так, то вы должны осознать, что под давлением пресса современной жизни вы утратили естественную грацию своего тела.

Вначале ходите медленно, чтобы развить чувствительность в

ногах и стопах. Когда вы станете лучше чувствовать землю, можете изменять ритм шагов в зависимости от вашего настроения.

Ощущаете ли вы в результате этого упражнения лучший контакт со своим телом? Реже ли вы погружаетесь в свои мысли во время ходьбы? Чувствуете ли вы себя расслабленнее и свободнее?

Упражнение 3. «Танец хула»

Это упражнение похоже на основной шаг в традиционном гавайском танце хула.

Стопы параллельны на расстоянии около 30 см. Колени немного согнуты, ладони на коленях. Цель упражнения – выполнить колебательное движение тазом из стороны в сторону при помощи только ног и стоп. Верхняя часть тела должна быть расслаблена и неактивна.

Перенесите вес тела на передний отдел правой стопы, без напряжения выпрямите правое колено и позвольте тазу отклониться вправо. Перенесите вес тела на левую стопу, после чего снова согните правое и немного распрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Снова переместите вес на правую ногу и повторите движение, стараясь вызвать смещение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнение, перенося попеременно вес тела с одной стопы на другую около 5 раз.

Большинство людей может двигать тазом, скручивая верхнюю часть тела, но, так как это движение не соединяется с землей, оно выполняется без грации и не приносит никакого удовольствия.

 

РАБОТА С ГРАНИЦАМИ

Упражнение 2. «Нарушение пространства»

Это диагностическое упражнение, позволяющее определить, как человек ведет себя в ответ на внешнее воздействие. Клиент лежит на полу, развалившись, в удобной позе, и определяет «свое пространство». Вначале следует осмотреть положение тела клиента: наблюдается ли перекос и асимметрия, и если да – в какую сторону. После этого терапевт нарушает собственное пространство клиента с разной интенсивностью, наблюдая, что при этом делает клиент, что чувствует. Для этого надо начать понемногу сдвигать и складывать руки и ноги клиента, «складывая» их все плотнее. Клиент должен оценивать, как реагирует на это его тело, насколько каждая следующая поза (более компактная, чем предыдущая) для него менее удобна, чем предыдущая, и начать сопротивляться при появлении дискомфорта. Сложите руки клиента на груди, положите ему ногу на ногу и смещайте их до тех пор, пока клиент не начинает активно сопротивляться. Если окажется, что клиент уже давно испытывает дискомфорт и хотел сопротивляться, но терпел, это говорит о его приспосабливаемости.

То же упражнение можно проделать, когда клиент сидит на стуле или лежит на боку, – в этом случае терапевт «складывает» его в позу эмбриона, наблюдая, что клиент разрешает с собой делать, а что – нет.

Упражнение 3. «Внутреннее движение»

«Это парное упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. Мы попробуем представить себе границы своего личного пространства и показать, как мы их охраняем. Собственное представление о границах есть у головы и у всего тела целиком. Разбейтесь на пары и сядьте на пол лицом друг к другу. Чтобы определить оптимальное расстояние между вашими телами, один из вас будет медленно приближаться, а другой должен без слов попытаться его остановить – сделать отстраняющее движение, отодвинуться и т. п. Какие ощущения при этом испытывает каждый из участников в своем теле?

Теперь пары расходятся на расстояние около 10 метров. Один участник стоит, другой медленно приближается к нему до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп». Какие ощущения каждый из участников испытывает в своем теле? Где они локализуются?

Разойдитесь снова и повторите упражнение, но на этот раз тот участник, который стоит на месте, держит глаза закрытыми.

Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу чужого персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал ее? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше и почему?»

Упражнение 4. «Близость»

«Близость здесь понимается не как отсутствие дистанции между телами партнеров, но как созвучие, соприкосновение душ, „настрой на одну волну“. Часто общение без прикосновений гораздо ярче выявляет подобную близость.

Разбейтесь на пары. Сейчас вы будете по очереди выполнять роль ведущего и ведомого. Ведущий взаимодействует с партнером на некотором расстоянии от него, не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его «ауре». Ведомый, стоя на месте с закрытыми глазами, реагирует на эти «прикосновения» непроизвольно, так, как «просит его тело»: мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т. д.

Задача ведущего – попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого – отследить, чувствует ли он дистантные «прикосновения», выполняемые ведущим, и понаблюдать за собственными ощущениями в процессе выполнения упражнения».

 

РАБОТА С МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ (КОНТАКТЫ, КОММУНИКАЦИЯ)

Упражнение 1. «Визуальное чувствование»

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников. Через 2–3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение одной‑двух минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

Упражнение 2. «Движение – настроение»

«Пусть каждый из вас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3–4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос: каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас? После того как будет высказано несколько гипотез о состоянии одного из участников, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Упражнение 3. «Ощущение энергии другого человека»

«Разбейтесь на пары и сядьте на пятках или встаньте на колени лицом друг к другу. Потрите ладони, чтобы их разогреть их и возбудить в них энергию. Приблизьте свои ладони к ладоням партнера на несколько миллиметров или сантиметров, так чтобы ощутить тепло его рук. Теперь начните „танец“ руками: один партнер ведет, а другой сопровождает. Движения должны быть медленными. А теперь поднимитесь и продолжайте „танец“ стоя».

Лидер «танца» может возникнуть спонтанно, или участники выполняют роль ведущего и ведомого по очереди. После выполнения упражнения проводится обсуждение.

Упражнение 4. «Рисунок в четыре руки»

Группа делится на пары. Каждая пара сообща рисует картину, не договариваясь заранее о сюжете и не разговаривая друг с другом. Оба автора подписывают рисунок. По окончании работы проводится обсуждение. Кто взял на себя ведущую роль при рисовании? Кто уступил? Как был поделен лист бумаги? Была ли у каждого рисующего своя часть листа, на которой рисовал только он? Какова была реакция партнера, если он видел, что рисуют на его стороне? Как реагировал партнер, если нарисованное им подправлялось или дорисовывалось?

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных