Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ




 

Семейное психологическое консультирование – весьма эффективное направление в работе с пожилыми людьми. Наиболее востребованным является консультирование семей, в которых совместно проживают представители разных возрастов. В последнее время возможности удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного общения все более суживаются в связи с высокой занятостью трудоспособного населения, а также развивающимся процессом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от старшего.

Семейное консультирование – это модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейном консультировании психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи («идентифицируемого клиента»). Семейное консультирование реализует не интра‑, а интерперсональный подход к решению проблем, и задача консультанта состоит в том, чтобы с помощью соответствующих воздействий изменить семейную систему в целом.

Общение с членами семьи помогает консультанту воссоздать жизненный путь пожилого человека, что является необходимой процедурой возрастно‑психологического консультирования. При этом собираются следующие сведения:

• Анкетные данные и основные сведения о семье.

• Особенности прохождения основных этапов жизни: успешность обучения в школе, в среднем (высшем) учебном заведении, этапы профессионального роста, случаи перемены мест работы.

• Особенности личности, эмоциональных переживаний, типичные психические состояния.

• Характер межличностных отношений с членами семьи, друзьями, коллегами. Эти данные потом сличаются со сведениями, получаемыми от самого клиента. Консультант не должен показать пожилому человеку, что он располагает данными о нем, полученными от других людей.

• Сведения о состоянии здоровья к моменту обследования, перенесенных заболеваниях, травмах и операциях, случаях госпитализации, психических и психосоматических заболеваний, постановке на учет у психиатра и психоневролога, а также о существующих в данный момент или имевшихся в прошлом хронических, частых, тяжких переживаниях. Эти данные необходимо дополнить сведениями, полученными у лечащего врача клиента. К сведениям, полученным у врача, следует относиться как к сугубо конфиденциальным, их не следует обсуждать даже с клиентом.

В целом вопросы, касающиеся здоровья, желательно задавать в обобщенной форме («Как вы себя чувствуете сегодня?») – клиент вправе рассказать консультанту о своем здоровье ровно столько, сколько считает нужным. Так, некоторые пожилые люди из гордости стремятся скрыть свои тяжелые болезни, другие, напротив, движимые ипохондрической фиксацией, готовы преувеличить тяжесть и объем своих недугов. Последним надо дать время высказаться (возможность обсудить с консультантом свои телесные ощущения подчас бывает первым подводом для обращения к нему). В общении с пожилыми людьми, характеризующимися ипохондрической фиксацией, нельзя показывать неверие в тяжесть их недугов: это сразу повлечет потерю контакта с ними (Кочюнас, 1999). Консультант должен внимательно выслушать жалобы и в дальнейшей беседе подчеркнуть, что он понимает страдания клиента, но полагается на его внутреннюю силу и способность преодолеть недуги.

Семейное консультирование при работе с пожилыми людьми основывается на знании объективных и субъективных детерминант развертывания процесса старения человека в семье. К первым относятся конкретные условия его жизни в семье, его участие в системе жизнеобеспечения семьи, участие в воспитании внуков; ко вторым – психологический уклад и климат в семье, способы общения между ее членами, характер взаимоотношений пожилого человека с близкими. Консультанту важно выявить роль пожилого человека в семье, установки и ожидания по отношению к нему других членов семьи, стиль и стереотипы общения с ним (уважительное отношение, снисходительное, грубое; опека, руководство им, формальное или неформальное проявление подчинения по отношению к нему). В настоящее время характерные типы таких стилей, установок и стереотипов отношения к пожилым людям в семье экспериментально не выявлены. Поэтому конструктивные семейные отношения в ходе консультирования могут быть построены при активном участии самих членов семьи на основе конкретного анализа психологического климата и уклада семьи и специфической стратегии адаптации к старости ее пожилых членов.

В проведении семейного консультирования выделяют 4 этапа:

1. диагностический (семейный диагноз);

2. ликвидация семейного конфликта;

3. реконструктивный;

4. поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально‑личностных свойств членов семьи. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает консультирование на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в ее стереоскопическом характере. Это означает, что информацию о происходящем, полученную от одного из членов семьи на односторонних встречах, следует сопоставить с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у консультанта на основании расспроса и наблюдения за поведением всех участников консультирования.

На втором этапе в ходе односторонних встреч консультанта с клиентом и членами его семьи осуществляется выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с консультантом. Консультант помогает каждому из участников конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейного консультирования, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. Чаще всего применяются приемы, используемые в групповой психотерапии:

• эффективное использование молчания;

• умение слушать;

• обучение с помощью вопросов;

• повторение (резюмирование);

• суммарное повторение;

• уточнение (прояснение) и отражение эмоций;

• конфронтация;

• проигрывание ролей;

• создание «живых скульптур»;

• анализ видеозаписей.

Теоретической основой семейного консультирования является принцип системности формирования семейных отношений, взаимосвязи отдельных личностей и межличностных отношений. Согласно этому принципу стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Семейное консультирование является методом разрушения такого цикла, когда он становится патологическим, и создания конструктивных альтернатив семейного взаимодействия.

Для описания семейной системы можно выделить шесть информативных параметров:

1. особенности взаимоотношений членов семьи;

2. гласные и негласные правила жизни в семье;

3. семейные мифы;

4. семейные границы;

5. стабилизаторы семейной системы;

6. история семьи.

Все вышеперечисленные параметры семейной системы подразумевают некую историю становления семьи. Иначе говоря, для успешной работы с семьей необходимо знать не только сегодняшнее положение дел, которое описывается этими параметрами, но и то, каким образом в семье сформировалось это состояние.

Подробно о различных теориях семейной терапии можно прочесть в работах: Бендлер и др., 1999; Варга, 2001; Витакер, 1998; Витакер, Бамберри, 1997; Кратохвил, 1991; Маданес, 1999; Минухин, Фишман, 1998; Мягер, Мишина, 1979; Пезешкиан, 1993; Пэпп, 1998; Ричардсон, 1994; Саймон, 1996; Сатир, 1992, 1999; Фримен, 2001; Хейли, 1995; 1998; Черников, 1997; Шер‑ман, Фредман, 1997; Эйдемиллер, Юстицкий, 1989.

 

ТЕХНИКИ

 

Техника 1. «Циркулярное интервью»

Это основная и широко используемая техника. Консультант по очереди задает членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на консультанта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно.

В беседе с семьей с помощью круговых вопросов необходимо затронуть следующие темы:

С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?

Как семья видит свою актуальную проблему?

Какова ситуация в семье в настоящее время?

Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие способы решений применяла?

Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств.

Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?

Какие существуют ключевые, пусковые ситуации?

Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?

Какие положительные стороны есть у проблемы?

Вопросы о психологических ресурсах каждого.

Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.

Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?

Разумеется, весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Обычно его можно пройти за две‑три встречи. После этого системная гипотеза становится достоверной. Конкретная формулировка вопросов в круговой форме определяется индивидуальным мастерством и творческим потенциалом консультанта, его способностью строить контакт с семьей.

Техника 2. «Положительное переформулирование»

Эта техника подачи обратной связи семье применяется после того, как консультант утвердился в своей гипотезе о состоянии проблемы в данный момент работы с семьей.

Консультант рассказывает семье о том, как он воспринял и понял содержание семейной дисфункции. Рассказ строится по определенным правилам:

1. Устранение тревоги по поводу происходящего. Для этого подходит прием нормализации: содержание семейной дисфункции рассматривается в более широком социокультурном, возрастном, статистическом аспекте. В случае дисфункции, связанной с определенной стадией жизненного цикла семьи, полезно сообщить клиентам о закономерности и повсеместной распространенности происходящего. Это сообщение снимает с членов семьи чувство вины и представление об уникальности их проблемы. Нормализация в системном подходе выполняет ту же функцию, что и сообщение диагноза в медицине: она дает людям определенность и надежду, связанную с тем, что профессионалы уже имели дело с подобными проблемами и знают, как к ним подступиться.

2. Фокусировка на положительной стороне дисфункции. Любая психологическая, в т. ч. семейная, дисфункция имеет положительную сторону – как минимум, стабилизирует существующее положение дел. Положительно переформулировать можно не только текущий симптом, но и любые прошлые события.

3. Включение в текст обратной связи противоречия, парадокса. Это необходимо для того, чтобы парадокс консультанта мог нейтрализовать парадокс реальной семейной ситуации. Положительно переформулировать можно любой симптом в семейной системе, потому что он обеспечивает гомеостаз системы и в этом смысле имеет положительное значение для семьи.

Техника 3. «Предписание»

Эта техника заключается в назначении каждому из членов семьи определенного поведения. Консультант просит членов семьи выполнять определенные задания, в основном – конкретные действия. Предписания могут быть прямыми и парадоксальными.

Нередко парадоксальные предписания практически невозможно выполнить. В этих случаях цель предписания – дать семье возможность подумать и обсудить с консультантом на приеме, почему данное предписание невыполнимо для этой семьи. Например, семье, в которой спутаны семейные роли и нарушены границы подсистем, рекомендуется в течение недели жить так: никто не имеет своего спального места; каждый вечер дети ложатся, где хотят, а родители – где найдут себе место. Это предписание доводит до абсурда хаотические, неструктурированные привычки этой семьи и вызывает протест у ее членов. На следующей встрече обсуждаются чувства, испытанные за время выполнения невыполнимой задачи, и предлагаются более конструктивные варианты устройства жизни, распределения ответственности и т. п.

Прямые предписания, как правило, не вызывают протеста, они на первый взгляд просты для исполнения. Например, семье, в которой не произошло распределения ролей и функций, в которой основная тема – борьба за власть и контроль, эффективно предложить предписание действий по времени: в понедельник, среду и пятницу все решает старший член семьи, а остальные подчиняются; во вторник, четверг и субботу все решает кто‑то другой из членов семьи; в воскресенье предлагается спорить и ругаться, как обычно. Опыт применения нового ритуала и обсуждение этого опыта обеспечивают терапевтический эффект.

Техника 4. «Контрконцепция»

Центральным понятием позитивной семейной терапии является «концепция». Здесь это понятие употребляется, например, в таких сочетаниях, как Я‑концепция или «концепция другого».

Концепции – это когнитивные и эмоциональные структуры, задающие человеку схему интерпретации отношений к себе, к другим людям, к окружению.

Семье принадлежит особая роль во всем, что касается концепций. В семейном коллективе типичные концепции передаются из поколения в поколение, во взаимодействии членов семьи формируются новые концепции, которые затем усваиваются в повседневном общении.

Каждый человек обладает типичными формами поведения, происхождение которых может быть прослежено до одной из семейных концепций. Например, семейная концепция времени может выражаться в требованиях ложиться спать вовремя, вставать в предписанное время, есть вместе с семьей в определенные часы, быть пунктуальным, возвращаться к определенному времени, выполнять в срок свои обещания, испытывать неудобство, если есть опасность опоздать, переживать, когда опаздывают другие, и т. д.

Одним из эффективных способов разрешения неблагоприятной семейной ситуации является контрконцепция. Консультант предлагает клиенту контрконцепцию его поведения и отношений. Форма, в которую облекается контрконцепция, зависит от обстоятельств. Это могут быть поэтически образные истории, предоставляющие информацию со множеством отступлений; «мораль» истории, где кратко резюмируется концепция; поговорка или пословица, пригодная в качестве рецепта; парадоксальная контрконцепция, которая доводит проблемы клиента до абсурда и тем самым позволяет осознать их.

Техника 5. «Парадоксальные предписания»

Психотерапевтические парадоксы являются структурированной разновидностью парадоксальных сообщений. Их применение особенно показано для семей с неконгруэнтной системой коммуникаций. Парадоксальные вмешательства можно использовать в тех случаях, когда симптоматическое поведение клиентов исполняет в семье определенную роль и заранее понятно, что вся семья или хотя бы один из ее членов не будет выполнять прямые инструкции.

Парадоксальные сообщения только выглядят противоречивыми. Они содержат двойное послание семье: одно послание указывает на то, что им было бы неплохо измениться, а второе – на то, что это будет не так уж хорошо. При этом оба послания передаются одновременно.

Парадоксальные сообщения используются для того, чтобы давать определение кажущемуся противоречивым поведению членов семьи по отношению друг к другу. Парадоксальные сообщения основаны на противодействии, поскольку есть надежда на то, что члены семьи начнут противодействовать той части сообщения, что удерживает их от изменения.

При разработке системного парадокса консультант соединяет симптом с выполняемой им в системе функцией и предписывает симптому функцию, а функции – симптом. Перечисляются последствия ликвидации симптома, и консультант рекомендует семье продолжать разрешать свою проблему через симптом.

В разработке системного парадокса выделяют три главных этапа:

Переопределение – симптом переопределяется как выполняющий позитивную функцию. В тех случаях, когда совершается насилие, инцест или незаконные деяния, положительно определяется мотивация, стоящая за такими поступками.

Предписание. Определенные положительно, как служащие один другому, предписываются и симптом, и функция. Предписание должно быть кратким, сжатым и неприемлемым для семьи. Чтобы выглядеть убедительным, консультант должен представить веские доводы в пользу такого предписания и говорить очень убежденно.

Сдерживание. Если консультант хочет быть последовательным на двух вышеописанных этапах, то ему следует сдерживать семью каждый раз, когда в ней будут проявляться признаки изменения, до тех пор, пока он не почувствует, что семья к этому действительно готова. Очень важно не ошибиться с определением этого момента.

Техника 6. «Реверсирование на основе согласия и противодействия»

Реверсирование – это вмешательство, в ходе которого консультант указывает одному из членов семьи изменить на противоположную свою позицию или поведение по отношению к какому‑то критическому вопросу в надежде на то, что это породит парадоксальную реакцию другого члена семьи.

Реверсирование основано одновременно и на противодействии, и на согласии. Оно требует осознанного содействия того члена семьи, который постоянно получает инструкции от консультанта, и противодействия другого члена семьи.

Если некоторые из членов семьи отказываются принимать участие в консультировании, то присутствующим членам семьи можно дать указания, как коренным образом изменить данную ситуацию путем изменения своего поведения дома на полностью противоположное. Когда в терапии участвуют все члены семьи, те из них, кто является объектом данного реверсирования, не должны присутствовать на сессии, поскольку успех зависит от того, насколько удается застать врасплох этих людей, и от их стихийной реакции на неожиданное изменение в позиции других.

Реверсирование планируется и проводится в три этапа: Побуждение. Эффективность реверсирования зависит от умения терапевта побудить члена семьи к тому, чтобы он изменил на противоположную свою позицию в отношении отравляющего ему жизнь вопроса.

Поддержка. После того как удалось добиться начального содействия изменению данного человека, консультанту предстоит обеспечить ему постоянную поддержку перед лицом могучей системы, которая неуклонно стремится противодействовать любому движению в противоположном направлении. Чаще всего семья начинает еще сильнее стремится восстановить старый порядок. Консультанту следует предвидеть такую реакцию. Возможно возвращение к парадоксальному вмешательству, объясняя отказ от дальнейших действий тем, что это служит интересам других.

Пересмотр отношений. Если человеку удалось изменить свою позицию на обратную и сохранить ее на какое‑то время, необходимо выработать новые отношения, основанные на этой позиции.

Консультант должен быть готов как к отрицательным, так и к положительным реакциям и помогать своему клиенту оговаривать взаимоотношения на различных условиях.

Результатом парадоксальных вмешательств являются устойчивые позитивные изменения отношений между членами семьи.

Техника 7. «Семейные роли»

Цель этой техники – осознание и обсуждение ролевой структуры своей семьи, вклада каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли‑обязанности), типичных вариантов поведения, в том числе в ситуации конфликта (роли‑взаимодействия).

Методика очень наглядна, информативна и может служить основой для обсуждения семейной ситуации и различий в ее восприятии членами семьи. Анкета обычно не вызывает сопротивления, легко встраивается в обсуждение многих семейных тем, привнося в дискуссию атмосферу юмора и шуток.

Каждому из участников предлагается заполнить анкету: вписать имена членов семьи и отметить количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:

*** – его (ее) постоянная роль;

** – он (она) делает это довольно часто;

* – иногда это относится к нему (к ней).

Некоторые из этих ролей не свойственны данной семье и никогда не исполняются ни одним из ее членов. В этом случае следует оставить графу пустой. В каждой семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке; каждый из участников может вписать их в пустые строчки.

Техника 8. «Прояснение коммуникаций»

Техника особенно эффективна в ситуации острого семейного кризиса, когда клиенты испытывают сильные и противоречивые чувства по отношению друг к другу. Она позволяет организовать конструктивное выражение этих эмоций и добиться более глубокого принятия клиентами друг друга.

В недостижимом идеале для выполнения этой техники требуется несколько консультантов – по одному на каждого из участников; на практике желательно присутствие как минимум двух консультантов разного пола. Консультант‑мужчина, как правило, дублирует женщин, в то время как женщина‑консультант озвучивает мужчин. Таким образом удается избежать мужеско‑женской коалиции. Для эффективной работы у консультантов должны быть «чистые» коммуникации и проанализированные трудности взаимодействия друг с другом. При определенной тренировке эту технику может провести и один специалист.

По сути, техника прояснения коммуникаций является развитием психодраматической техники дублирования. Клиентов просят обсудить одну из семейных тем. По мере того как диалог между ними становится все более и более эмоционально насыщенным, возникает удобный момент для перехода к прояснению коммуникаций. При этом консультанты пересаживаются, располагаясь чуть сзади и сбоку каждый от своего клиента. Далее консультанты, как и при дублировании в психодраме, стараются подключиться к эмоциональному состоянию своих клиентов, озвучить их переживания от первого лица и помочь выразить себя более полно, не прибегая к защитным маневрам. Время от времени следует останавливать клиентов и просить их оценить, насколько верно консультанты отражают их сообщения друг другу.

«Перевод» должен соответствовать внутреннему состоянию клиента настолько, что у того может создаться впечатление, что консультант выражает его чувства лучше его самого. Сообщения участников становятся более ясными, проявляются скрытые ранее эмоции, и семья переходит к реальному живому диалогу, все глубже продвигаясь в понимании себя и друг друга.

Одновременно происходит научение членов семьи через моделирование процесса открытого общения. Консультанты трансформируют критические Ты‑высказывания в Я‑высказывания, что позволяет управлять переговорным процессом, сдерживают поток обвинений и взаимных нападок, обучая клиентов более конструктивному взаимодействию.

Техника 9. «Незаконченные предложения»

Эта техника может использоваться самостоятельно или служить хорошим разогревом для дальнейших переговоров. Она помогает видоизменить характер коммуникаций членов семьи, а именно:

• стимулировать диалог дистанцированных членов семьи;

• обеспечить равный вклад в разговор, сдерживая многословных и поощряя молчаливых участников;

• структурировать общение между членами семьи и сделать его более безопасным для них.

Участники тренинга обучаются использовать формулировки в виде Я‑высказываний, осознавать баланс выражения негативных и позитивных чувств, обозначают направление изменений.

Озвучивание позитивных характеристик особенно важно в ситуации семейного конфликта, когда члены семьи обмениваются в основном негативными подкреплениями, провоцируя нарастание ссоры.

Помимо изменения процессуальных характеристик общения, данная техника позволяет исследовать основное содержание взаимных претензий.

Выбираются два члена семьи, отношения между которыми предполагается исследовать. Их просят расположиться напротив друг друга и поочередно заканчивать следующий ряд незавершенных предложений:

«Мне нравится, что ты…»

«Я расстраиваюсь, когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Я благодарен тебе за…»

«Мы могли бы по‑другому…»

Оптимальным в такой работе является завершение пяти предложений. Желательно, чтобы каждый из членов семьи поработал в паре со всеми остальными. Ограничением в использовании этой техники может быть только возраст самых младших членов семьи, если они принимают участие в тренинге. Обычно упражнение не занимает более двадцати минут и, как правило, не встречает сильного сопротивления – наоборот, может стимулировать шутки и смех. Все присутствующие могут наглядно убедиться, с какой скоростью вылетают негативные чувства и в каких муках рождается признание достоинств друг друга. Если в тренинге участвуют подростки, они часто говорят, что они впервые услышали о себе что‑то хорошее.

Техника 10. «Семейные правила»

Упражнение 1. «Свод законов семьи»

Участники составляют список правил, действующих в их семье. Консультант играет роль секретаря, который записывает каждое из семейных правил, и председателя собрания, который следит за тем, чтобы обсуждение носило конструктивный характер: не допускать споров о том, хорошим или плохим является каждое из существующих в семье правил, обсуждения того, кем и насколько они выполняются, и т. д. Задача участников на данном этапе – с помощью консультанта составить максимально полный перечень семейных концепций и их конкретных проявлений.

Легче всего выявить правила, связанные с тем, как распоряжаться деньгами, с выполнением домашних обязанностей и нарушениями правил. Составление списка следует начать с этих открытых правил.

При выполнении этого упражнения участники могут узнать много нового о себе – например, то, что не каждый член семьи знает некоторые семейные правила, что каждый из них по‑разному понимает многие из этих правил и что именно это часто является причиной конфликтов. Для многих семей просто сидеть и выяснять эти правила – это нечто новое и познавательное. После составления «свода законов» причины недопонимания и проблем в семье могут стать более очевидными.

Упражнение 2. «Поправки к своду законов»

После того как все семейные правила записаны и участники прояснили все недоразумения по поводу этих правил, нужно решить, какие правила являются точным отражением семейных ценностей на сегодняшний день, а какие уже неактуальны.

«Поскольку правила принадлежат вам и вашей семье, у вас есть право менять и совершенствовать их или полностью отбросить. Обсудите, какие семейные правила помогают взаимодействию между вами, а какие – мешают. Чего вы хотите достигнуть с помощью этих правил? Насколько эффективно вы этого достигаете? Хорошие правила помогают семье; плохие правила ее ограничивают.

Правила могут быть устаревшими, несправедливыми, неясными или неподходящими, и их можно изменить. Давайте исследуем, как можно изменить правила.

Обратите внимание на то, каков процесс изменения правил в вашей семье. Кому позволено просить об изменении? Кто принимает решение? В юридической системе можно обжаловать решение. Можно ли обжаловать решение в вашей семье?

Давайте пойдем дальше в наших исследованиях. Обсудите, как создаются правила в вашей семье? Их создает один человек? Это самый старший, самый тактичный, самый ограниченный, самый влиятельный человек? Вы берете эти правила из книг? У соседей? Из семей, в которых выросли ваши родители? Откуда берутся эти правила?

До этого момента мы обсуждали довольно очевидные правила, которые легко обнаружить. Однако есть и другой набор правил, они часто являются скрытыми, и их трудно уловить. Это влиятельная и незримая сила, она управляет жизнью всех членов семьи».

Упражнение 3. «Выявление скрытых правил»

Некоторые из правил, регулирующих взаимодействия в семье, являются неосознанными, скрытыми. Для их выявления и обсуждения необходима помощь консультанта. Ниже приводится пример такой беседы с семьей. Необходимо дать каждому из участников возможность высказаться по каждому из затронутых вопросов.

«Что вы можете рассказать в своей семье о том, что вы думаете, чувствуете, видите, слышите; о вкусах и запахах, которые вы ощущаете? Можете ли вы комментировать только то, что должно быть, или также и то, что есть на самом деле?

(Вопросы о свободе мнений в семье можно разделить на 4 подгруппы.)

1. Что вы можете сказать о том, что вы видите и слышите?

Вы только что видели, как два члена вашей семьи сильно поссорились. Можете ли вы выразить свой страх, беспокойство, гнев, агрессию?

Можете ли вы выразить свое одиночество, нежность, вашу потребность в утешении?

2. Кому вы можете это сказать?

Вы ребенок, и вы только что услышали, как ваш отец выругался. Существует семейное правило, запрещающее ругаться. Можете ли вы указать ему на это?

3. Как вы можете прокомментировать тот факт, что вы не согласны с чьим‑нибудь поведением или не одобряете его?

Если пятнадцатилетний сын (или внук) напивается, можете ли вы прямо об этом сказать?

4. Можете ли вы свободно попросить объяснения, если вы не понимаете кого‑нибудь из членов семьи?

Если между словами и тоном голоса вашего собеседника есть противоречие, можете ли вы прокомментировать это?

Каждый день члены семьи видят и слышат разные вещи. Некоторые из них приносят удовольствие. Другие вызывают замешательство и даже боль, третьи могут вызвать чувство стыда. Если членам семьи не позволено признавать и комментировать то, что они замечают, и выражать чувства, которые это вызывает у них, тогда эти чувства подавляются и начинают подтачивать семейное благополучие.

Считаете ли вы, что есть такие темы, которые никогда не должны подниматься в семье? Как можно вести себя так, как будто этих фактов семейной жизни не существует?

Семейные запреты против обсуждения того, что есть и что было, создают плодородную почву для конфликтов. Предположим, что существует такое неписаное семейное правило, согласно которому члены семьи могут говорить только то, что правильно, хорошо, значимо, уместно. В этом случае значительную часть действительности нельзя комментировать. Никто не бывает постоянно хорошим, уместным, значимым и т. д.

Когда правила запрещают комментировать многие вещи о себе и других членах семьи и когда вы не можете комментировать то, что есть на самом деле, то что тогда происходит? Некоторые люди лгут, некоторые начинают ненавидеть, а некоторые становятся чужими в своей семье. Самое худшее состоит в том, что у них появляется низкая самооценка, которая выражается в беспомощности, враждебности, глупости и одиночестве».

Техника 11. «Семейное кукольное интервью»

В этой технике члены семьи и консультант разговаривают друг с другом не непосредственно, а разыгрывая кукольный спектакль. Каждый из участников может пользоваться одной или несколькими куклами, соответствующими различным ситуациям и семейным ролям. Техника дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, – все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых, как правило, вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у консультанта вопрос семье: «Зачем вы сюда пришли?»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Adler A. Superiority and social interest: a collection of later writings // Ed. by H.L. Ansbacher. N.Y.: Viking, 1964.

Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.

Balint M. The doctor, his patient and the illness. New York: International Universities Press, 1957.

Baltes P.B. & Baltes M.M. Psychological perspectives on successful aging. In P.B. Baltes & M.M. Baltes (Eds.). Successful aging. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.

Baltes P.B. & KlieglR. Further testing of limits of cognitive plasticity: Negative age differences in a mnemonic skill are robust. Developmental Psychology, 1992, 28, 121–125.

Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F. & Emery G. Cognitive therapy of depression. N.Y.: Guilford Press, 1979.

Beck J. Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford, 1995

Berkovitz I. H., & Sugar M. (1975). Adolescent psychotherapy, group psychotherapy, family psychotherapy. In M. Sugar (Ed.), The adolescent in group and family therapy (pp. 3–23). New York: Brunner/ Mazel.

Birren J.E., Woods A.M. & Williams M. V. Behavioral slowing with age: Causes, organization, and consequences. In L.W. Poon (Ed.) Aging in the 1980s. Washington, DC: American Psychological Association, 1980.

BlocherD.H. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.

Boom J. The concept developmental stage. Nijmegen: Universiteitschruk‑kerij Nijmegen, 1992.

Briggs‑Myers I., McCaulley M.H. Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator. Consulting Psychologists Press,1985.

Bromley D.B. The psychology of human ageing. Harmondsworth, 1966

Buhler C. Maturation and motivation. // Personality, 1951, 1 (2), pp. 184–211.

Burnside I.M., Ebersole P. & Monea H.E. (Eds.) Psychological caring throughout the life span. New York: McGraw‑Hill. 1979.

Butler R. The life reviewed: an interpretation of reminiscence in the aged // Psychiatry. 1963. Vol. 26. PP. 65–76.

Coleman J.C. Abnormal Psychology in Modern Life // Glenview, Ill.: Scott Foresman and Co, 1 972.

Dant Т., Carley M., Gearing B, Johnson M. Final report of care for elderly people at home; a research and development project in collaboration with Gloucester Health Authority. Milton Keynes: Open University Press, 1990.

DSM‑III: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition), American Psychiatric Association, 1980.

DSM‑III‑R: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition – Revised), American Psychiatric Association, 1987.

DSM‑IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Fourth Edition), American Psychiatric Association, 1994.

Eisenberg D., Delaney S. The Counseling Process. Chicago: Rand McNally, 1977.

Ellis A., Dryden W. The practice of rational‑emotive therapy. New York: Springer, 1987

Ellis A., Grieger R. (Eds.) Handbook of rational‑emotive therapy. New York: Springer, 1977

Erikson E.N. The life cycle completed. New York: Norton, 1982.

Erikson E.H. Childhood and Society. New‑York: Norton, 1950.

Farrell M.P., Rosenberg S.D. Men at mid‑life. Boston: Auburn Hause,1981.

Fenichel O. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New‑York: Norton,

1945.

Firman J., «I» and Self, Re‑visioning Psycho‑synthesis, Psychosynthesis

Palo Alto, California, 1991.

Fromm E. Man for Himself. New‑York, Farrar and Rinehart, 1947.

Fromm E. The Art of Loving. New‑York: Harper, 1956.

Gelso C.J., Carter J.A. The relationship in counseling and psychotherapy: components, consequences and theoretical antecedents // The Counseling Psychologist, 1985. Vol. 13. P. 155–243.

George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall, 1990.

GesellA. Child Development. New‑York: Harper, 1949.

Harris P. Psychobiogaphy: Fingerprints of a Lifetime // Older people and Their Needs. A Multidissciplinary Perspective / Ed. G. Corley. L.: Whurr Pub ‑

lishers Ltd, 2001. P. 123–133.

HavighurstR. Developmental Tasks and Education. N. Y.: D.Mckay Company, 1972.

HavighurstR. History of developmental psychology: Socialization and personality development through lifespan. In: Baltes P.B. & Schaie (Eds.) Lifespan developmental psychology: Personality and socialization. N. Y.: Academic press., 1973. – P. 3–24.

Holland J.L. Making vocational choices: A theory of careers. Englewood

Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973.

HughesB. Older People and Community Care. Critical theory and practice. L.: Open University Press, 2000. P. 162.

Karpman S. Fairy Tales and Script Drama Analysis, Transactional Analysis

Bulletin, vol. 7 no. 26, 1968.

Kennedy E. On Becoming Counselor: A Basic Guide for Non‑Professional Counselors. N. Y.: The Seabury Press, 1977.

Kernberg O. Severe personality disorders. New York, 1986.

Knapp M.L. Nonverbal communication in human interaction (2nd ed.).

New York: Holt, Rinehart and Winston, 1978.

Knapp M.L. The field of nonverbal communication: an overview // In: C. Stewart, B. Kendall (Eds.) On Speech Communication: Anthology of Contemporary Writings and Messages. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1972.

Kohlberg L. Essays on moral development: Vol. 1. The philosophy of moral development. New York, Harper & Row, 1981.

Kohlberg L. Essays on moral development: Vol. 2. The psychology of moral development. New York, Harper & Row, 1984.

Lazarus R.S., Averill J.R. Emotions and cognition. Anxiety. Ed. by Ch. D. Spielberger. N. Y., London, 1972, vol. 2, p. 6–290.

Lazarus A. Casebook of multimodal therapy. New York: Guilford, 1995.

Levinson D. A conception of adult development // American psycholo‑

gist.1986. N. 41.P. 3–13.

Levinson D. The seasons of a man's life. New York: Knopf, 1978.

Levinson D. The seasons of women's life: Implications for women and men. Am. Psych. Ass., Boston, 1990.

Liebmann M. Art Therapy for Groups: A Handbook of Themes, Games and Exercises / Cambridge, MA: Brooklyn Books, 1986.

Marcia J. Development and validation of ego‑identity status // Journal of persolality and social psychology. 1966. N. 3. P. 551–558.

Marcia J. The status of statuses: Research review / In: In Marcia, Walter – man, et al Ego identity; A handbook for psychological research. N. Y.: Sprin‑ger‑Verlag, 1993.

Maslow A.H. Toward a psychology of being (second ed.). Princeton. NJ:

Van Nostrad Reinhold, 1968.

MorenoZ.T. Psychodrama. Beacon, N. Y.: Beacon House, 1964. Murray M.A. Explorations in personality. N. Y.: Oxford University Press,

1938.

Myers R.A., Layton W.C., Morgan H.H. The Counseling Psychologist. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968.

Naparstek B.R. Staying well with guided imagery. N. Y., Warner Bros.,1994.

Naumburg M. Dynamically Oriented Art Therapy: Its Principles and Prac – tices. Ndew York: Grune and Stratton, 1966.

Neugarten B.L. Age groups in American society and the rise of young‑old. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1974, 415,

187–198.

Orlick T.G., McCaffrey N. Feeling great. Ottawa, 1995.

Peck R.C. Psychological developments in the second half of life. In B.L. Neugarten. Middle age and aging. Chicago: University of Chicago Press, 1968.

Peplau L.N., Perlman D. (Eds.) Loneliness: a sourcebook of current theory. N. Y.: John Wiley & Sons, 1982.

Perlman D., Peplau L.N. Towards a Social Psychology of Loneliness. In R.Gilmour & S.Duck (Eds.), Personal Relationships. London: Acad. Press,1981.

Roe A. Early determinants of vocational choice // J. Counsel. Psych.,1957, 4.

Rogers C. Client‑Centered Therapy. Boston: Houghton Miffin, 1951. Rosensweig S. An Outline of Frustration Theory. Chapter 11, in Hunt J. McV. (ed.) Personality and the Behavior Disorders. New‑York: Ronald, 1944. Rowan J. Subpersonalities, The People Inside Us, Routledge, London and New York, 1990.

Santrock J. W. Life‑span development. Madison, Wisconsin, 1995. Schiff A., Schiff Passivity. TAJ. 1 (1), 1971.

Seligman M.E.P. What you can change. N. Y.: Fawcett Columbine, 1993. Spiegel D. Therapeutic support groups. In B. Moyers (Eds.) Healing and

the mind. N. Y.: Doubleaday, 1993, 157–175.

Steiner C.M. Emotional literacy training: the application of transactional analysis to the study of emotions // Trans. Anal. J., 1996. V. 26. P. 31–39.

Steiner C.M. Scripts People Live: Transactional Analysis of Life Scripts. New York, Grove Press, 1990.

Stern D.N. The first relationship: infant and mother. Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1977.

Storr A. The Art of Psychotherapy. N. Y.: Methuen, 1980.

Taibi K., Hedges C. The Miniscript // Transactional Analysis Journal. 1974.

V. 4. P. 67–82.

Thompson A.S. Notes on career development inventory – adult form. As quoted in: R. P.Johnson & H. С Riker (1981). Retirement maturity: A valuable concept for preretirement counselors. Personnel and Guidance Journal.

1977. 59.

Vaillant G. The climb to maturity: how the best and brightest came of age // Psychology Today? 1977, September, p. 34.

Ware N, Steckler N Choosing a sciene major: The experience of women and men. Women's Studies Quarterly, 11, 1983.

Yalom I. Existential Psychotherapy. N. Y.: Basic Books, 1980.

Yalom I.D. The theory and practice of group psychotherapy. N. Y.: Basic

Books, 1985.

Zarit S.H., Zarit J.M. Mental disorders in older adults. N. Y. London: The

Guilford Press, 1998.

Zeiss A.M., Steffen A. Behavioral and cognitive treatments: Social learning in older adults. In S.H.Zarit & B.G. Knight (Eds.) A guide to psychotherapy and aging. N.Y.: American Psychological Association, 1996, 35–60.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга,

1999.

Абулъханова‑Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. Аверин А.В. Психология детей и подростков. СПб.: Изд‑во Михайлова В.А., 1998.

Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект,

1997.

Айви А., Айви М., Саймэн‑Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. М.: Психотерапевтический колледж, 1999.

Айзенк Г., Вилъсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: Коги‑то‑Центр, 2000.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: НФ «Класс», 1999.

Алиева М.А., Гришанович T.B., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Троши‑хина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологичес – кого содействия социальной адаптации. СПб.: Речь, 2001.

Алъперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.

М.: Приор, 1998.

Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Метод. рекомендации. М.: 1980.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические тексты. М.: Педагогика,

1980.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.

Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб.:

1998.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Анциферова Л.И. Психология личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. Под ред. Анцыферо ‑

вой Л.И. М.: 1981.

Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 3. С. 99–

105.

Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. // Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 6. С. 60–71.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, Прогресс‑Академия, 1992.

Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1998.

Ассаджиоли Р. Динамическая психология и психосинтез // Психосинтез. Теория и практика, М.: Киев, REFL‑book – Ваклер, 1994.

Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Петровой. М.: Изд‑во ЭКСМО‑Пресс, 2002.

Бадхен А.А., Каган В.Е. (ред.). Психосинтез и другие интегративные техники. М.: Смысл, 1997.

Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

Баскаков В. Танатотерапия – искусство жизни и смерти // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. Баскаков В.Ю. (ред. – сост.). М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Баскаков В. Телесно‑ориентированная психотерапия и спихотехни‑ка: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов / Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Философское общество СССР, 1993.

Бассет Л. Только без паники! СПб.: Питер‑Пресс, 1997.

Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Ко‑гито‑Центр, 2000.

Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.

Бендлер Р., Гриндер В., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 1999.

Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. Т. 1, 2. СПб.: Белый кролик, 1993.

Березкина‑Орлова В. Актерские телесно‑ориентированные психотехники // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной пси хотерапии и психотехнике / Баскаков В.Ю. (ред. – сост.). М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Березкина‑Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно‑ориентированная психотехника актера (методические рекомендации к проведению тре – нинга) // Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. М.: Смысл, 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. «Университетская книга»– АСТ. М., 1998.

Берне Р. Развитие Я‑концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем / Систем – ные исследования. М.: Наука, 1973.

Бибринг Э. Психоанализ и динамическая психотерапия // Психоаналитический вестник. 1999. Т. 8. № 2. С. 13–29.

Биксон Т.К., Перло Л.Н., Рук К.С., ГудчайлдсЖ.Р. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989.

Блонский П.П. Педология. М.: 1934.

Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995.

Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. К.:

София, 1997.

Бретт Д. Жила‑была девочка, похожая на тебя. М.: НФ «Класс»,

1996.

Брукс Ч. Чувственное сознавание. М.: Либрис, 1997.

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев – Москва: «Ника‑Центр» – Алетейа, 1999.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно‑психологи‑ческое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.:

Изд. МГУ, 1990.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.

Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст // Психолого‑педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИРАО, 1997.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок (сост.), Мн.: Харвест,

1999.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Изд‑во

«Ось‑89», 1999.

Верховски А. Диалоги дыхания: Паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер, 1999. № 1. С. 20–28.

Вилъсон Дж. Т. Поведенческая терапия // Журнал практической пси – хологии и психоанализа, 2000. № 3.

Винникотт Д.В. Разговор с родителем. М.: НФ «Класс», 1995.

Витакер К. Бамберри В. Танцы с семьей. М.: НФ «Класс», 1997.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: НФ

«Класс», 1998.

Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб.: Питер‑Пресс, 1996а.

Виткин Дж. 14 мифов о женщине. СПб.: Питер‑Пресс, 1996б.

Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л.Я. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. http://www.loop‑back.ru/psytech/practpsy

Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999.

Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов‑на‑Дону,

Феникс., 1998.

Гизе Ф. Психоанализ и психотехника. Л.: Современник, 1926. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / Пер. с англ. Деряевой О.В., под ред. Шипициной Л. М.: Исаева Д. Н.

СПб.: ИСПиП, 1998.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988.

Гиршон А. Кинесфера: пространство движения, 2000а. http://www.chat.ru/~bodywork/dance4.htm.

Гиршон А. Танцевальная импровизация: за пределами терапии? 2000б. http://www.aha.m/~ipd/zajpredelami.htm.

ГлуханюкН.С., Гершкович Т.Б. Механизмы формирования толерантности к старению в условиях современной России. Екатеринбург: УрГУ,

2002.

Гордон Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

Грабенко Т., Зинкевич‑Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. Зинкевич‑Евстигнеева (ред.).

СПб.: Речь, 2004.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет,

1997.

Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2003.

Гроф С, ХэлифаксД. Человек перед лицом смерти. М.: Изд‑во Трансперсонального института, 1996.

Гулдинг М, Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика / Пер. с англ. Сариной В.М. М.: НФ «Класс», 1997.

Гуревич П.С. (ред.). Жизнь после смерти. М.: Сов. писатель, 1990.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.

Гуткина Н.И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Ж. практ. психологии и психоанализа. 2001. № 1–2

Давыдовский И.В. Что значит стареть. М.: Знание, 1967.

Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально‑психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения 1998.

№ 2.

Джайнотт X. Родители и дети // Сер. «Знание». Пед. ф‑т. 1986. № 4. Джеймс М, Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл.

Л.А. Петровской. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс‑Уни‑верс», 1993.

Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976.

Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые ис – следования в психологии. 1989. № 1. С. 37–42.

Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002.

Ефименко В.Л. Депрессии в пожилом возрасте. Л.: Медицина, 1975.

Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т. 1986. Т. 2. С. 5–234.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1988.

Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально‑психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1989.

Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1979. № 1.

Зейгарник Б.В. Клиническая беседа // Айламазян A.M. Метод беседы в психологии. М.: 1999.

Зелинский С.М. Родитель и ребенок на первой консультации // Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Европейский дом, 2002.

Зинкевич‑Евстигнеева Т.Д. (ред.). Тренинг по сказкотерапии. СПб.:

Речь, 2004.

Зинкевич‑Евстигнеева Т.Д. Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 1998.

Иванов В.А. Проблема структуризации рабочего опыта (к пониманию механизмов старения) // Психология зрелости и старения, 1999.

№ 6.

Изард К.Г. Психология эмоций / Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлы‑баевой, СПб.: Питер, 1999.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.

Йоуменс Т. Практика психосинтеза. Сан‑Хосе, 1989.

Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

Кайгородова Л.С. Инновационные технологии в социальной работе с пожилыми людьми. 1999, http://home.novoch.ru/~azazel/texts/sbornikps/invgeront.html.

Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 38–42.

Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

Карсаевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека // Соотношение биологического и социального в человеке. Ломов

Б.Ф. (отв. ред.). М.: 1975. С. 747–756.

Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 8–12.

Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978.

Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.

Кемпер И. Легко ли не стареть? М.: Прогресс‑Яхтсмен, 1996.

Кинг М, Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: НФ

«Класс», 1998.

Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вулъф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Пер. с нем. (Гуманистическая психиатрия), М.: Алетейа, 1999.

Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.–Л.: Прогресс – Уч. центр «Антарес», 1991.

Кларк М, Гэллатин Б. Одиночество в старости // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 453–485.

Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение,

1988.

Ковалев С.В. Исцеление с помощью НЛП. Нейро‑лингвистическое программирование психосоматических исцелений. М.: КСП+, 1999.

Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999. № 2. С. 80–96.

Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: МПСИ, 2000.

Кон И.С. Психология старшеклассника М.: Просвещение, 1980.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1994.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические

труды. М.: МПСИ, 1999.

Копытин А.И. (ред.). Практикум по арт‑терапии. СПб.: Питер, 2000. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.:

Союз, 2002.

Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка. М.: 1997.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003.

Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.

Краснова О.В. Социально‑психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. 1997. № 3.

Краснова О.В. Воспоминания старых людей: рассказ историй, биография и терапия «лайф‑ревью» // Психология зрелости и старения.

2002. № 1.

Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 68–84.

Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2.

С. 96–106.

Кратохвил С. Психотерапия семейно‑сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: НО Научный фонд «Первая Исследовательская лаборатория им. Акад. В.А. Мельникова», 2000.

Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл,

2003.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд‑во УРАО, 1998.

Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей / Пер. с нем. С. С. Панкова. СПб.: БСК, 1998.

Куттер П. Современный психоанализ. СПб: БСК, 1997.

Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. Мн., Попурри, 1999.

Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.: Мирт, 1997.

Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер, 2002

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1999.

Лазарус А. Мультимодальная психотерапия // Зейг Д.К., Мьюни‑он В.М. Психотерапия – что это? М.: НФ «Класс», 2000.

Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии.

М.: НФ «Класс», 2000.

Лебедева Л.Д. Практика арт‑терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика,

1971.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Выща школа, 1989. Леонтmев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд‑во МГУ, 1981. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд‑во МГУ, 1971. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,

1975.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Педагогика, 1991.

Либин А. Стиль – это человек? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

Лидерс А.Г. Возрастно‑психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.

С. 13–22.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia,

2003.

Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.

Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 73–77.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж: Ин‑т практической психологии – МОДЭК, 1997.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. М.: Просвещение‑Владос,

1994.

Лисицкая Т.С. Ритм. Пластика. М.: ФиС, 1988.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1985.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.

М.: Эксмо‑Пресс, 1999.

Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Прогресс, 1994. Лоуэн А. Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. СПб.:

Речь, 2000.

Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

Лоуэн А. Психология тела. Телесно‑ориентированный биоэнергетический психоанализ. М.: Независимая ассоциация психологов‑практиков, 1997.

Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ», 1996.

Лоуэн А. Язык тела. СПб. – Ростов‑на‑Дону: Академический проект‑

Феникс, 1998.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных