Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ




Упражнение 1. «Эмоция по кругу»

Участники по очереди «передают» друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует несколько вариантов упражнения.

• Один участник настраивается на передачу эмоции, второй – на ее прием. После передачи эмоции они обмениваются впечатлениями. После этого второй участник настраивается на передачу своей эмоции и передает ее третьему, и т. д.

• Этот вариант напоминает детскую игру «Испорченный телефон». Один участник настраивается на передачу эмоции, все остальные – на прием. Первый участник передает свою эмоцию второму, второй передает то, что он принял, третьему, и т. д. Обсуждение происходит, когда эмоция обошла весь круг.

Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда участники:

• сидят в кругу с открытыми глазами;

• сидят в кругу с закрытыми глазами;

• лежат «звездой» головами внутрь круга;

• участники лежат «звездой» (головы во внешнем круге).

Упражнение 2. «Психологический жест»

«Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, парим в облаках, уходим в себя, пьянеем от счастья?

Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения нашей души. Душевные или психологические жесты являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять‑таки наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т. д.), мы можем добраться до чувств, которые прячутся за ними».

Психологический жест «Закрытие»

«Я буду давать команды для изменений позы, а вы, выполняя их, прислушивайтесь к своим ощущениям, ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас. Слегка наклоните голову вперед. Немного согните колено правой ноги. Скрестите руки. Поднимите скрещенные руки к подбородку. Поднимите голову, выдвиньте подбородок вперед. Поверните ладони от себя. Немного наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны.

Произнесите вслух или про себя фразу «Я хочу остаться один». Прочувствуйте свое желание закрыться, отгородиться от внешнего мира. Сделайте жест, соответствующий вашему представлению о «закрытии» во фразе «Я хочу остаться один». Что вы при этом чувствуете? Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что‑то еще?

Расслабьтесь, встаньте прямо и еще раз примите позу и сделайте жест, соответствующие вашему представлению о закрытости. Побудьте наедине с собой».

Психологический жест «Раскрытие»

При необходимости отработайте с группой движения и позы, соответствующие стандартному представлению об открытости. После этого снова предложите им импровизировать.

«Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги».

Таким же образом можно отрабатывать самые разные психологические жесты.

Упражнение 3. «Круги ощущений»

«Мы можем условно разделить свое восприятие на три зоны: внешний мир и его воздействие на нас; внутренний мир тела; мир мыслей.

Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Сначала один из вас будет говорить, а второй – слушать; его задача – помочь партнеру не отклониться от заданной темы. Когда первый участник выскажет все свои ощущения от одной из частей осознания, поменяйтесь ролями. После этого обсудите следующую часть.

Сначала поделитесь осознанием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах прели, доносящийся через форточку; ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), слышу…» и т. д. Перечислите все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в вашем сознании здесь и сейчас. Нужно избегать оценок и интерпретаций – только фиксировать воздействия.

Теперь обратите внимание на внутренние ощущения тела: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (в этом случае позу следует изменить), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т. д.

Следующая часть осознания включает в себя мысли, не относящиеся к текущему моменту. Это воспоминания, планы, фантазии, тревоги и т. д.

Пройдя по всем трем зонам, расслабьтесь и попробуйте не управлять своим вниманием. Отметьте, как ваше сознание переключается с одной зоны на другую.

После того как вы научитесь идентифицировать каждую зону, можно пробовать произвольно переводить свое сознание из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью».

Упражнение можно усложнить музыкальным сопровождением с меняющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание, препятствует или помогает концентрации и переключению внимания.

Тренинг «Работа с психосоматическими проблемами»

К психосоматическим болезням в узком смысле этого слова первоначально относили семь заболеваний («holy seven»): бронхиальную астму, язвенный колит, эссенциальную гипертонию, нейродермит, ревматоидный артрит, язву двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз. Позже этот список расширился – к психосоматическим расстройствам относят многие другие заболевания. В основе их возникновения лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность, личностные предпосылки влияют на «выбор органа» при психосоматических заболеваниях.

Существует тенденция к учащению психосоматических заболеваний в старости (Любан‑Плоцца и др., 2000). У пожилых людей наблюдается учащение дерматозов, хронического гастрита, спастического колита, запоров, часто встречаются психосоматические боли в области головы и верхнего отдела позвоночника. Мужчины часто страдают от функциональных сердечных заболеваний. Это происходит по разным причинам. С одной стороны, в старости увеличивается психическая нагрузка с одновременным снижением способности компенсировать внутренний стресс повышением продуктивности и другими формами защиты. С другой – пожилые люди чаще всего уже имеют обусловленную износом организма ту или иную соматическую патологию, через которую может проявляться и психическая проблематика. Вследствие этого пожилые люди более склонны к тому, чтобы вместо невротических симптомов или функциональных синдромов манифестировать психосоматические заболевания.

Кроме того, рост частоты психосоматических заболеваний, особенно у мужчин, часто вызывают эмоциональные реакции на окончание профессиональной деятельности. Это особенно относится к людям, которые отождествляют себя с работой и имеют сильное профессиональное «Я» или же компенсируют фрустрации и депрессивные реакции с помощью социального успеха и работы. Достаточно частые случаи смерти через 1–2 года после выхода на пенсию могут иметь в основе психосоматические причины.

Следующий распространенный источник психосоматических болезней – это неудовлетворенность пожилого человека прожитой жизнью. Многим старикам слишком больно обращаться к своему прошлому, поскольку это вызывает мысли о том, что они не управляли своей жизнью, не сумели полностью реализовать свои способности. Поэтому они избегают диалога с прожитой жизнью, вытесняют приносящие боль чувства и мысли. Это проявляется в форме отчаяния, апатии или же бесцельной суетливости (Ермолаева, 2002).

Важнейшим источником психосоматозов являются также трудности пожилых людей в осознании и проявлении чувства гнева. Понятно, что объективных и субъективных причин для появления гнева у пожилого человека достаточно много. Гнев может быть направлен на близких людей, врачей, соседей или переноситься на общество в целом, правительство и т. д. Однако гнев является наименее социально одобряемой реакцией. Поэтому часть пожилых людей прибегают к ретрофлексиигнева: делают с собой то, что хотели бы сделать другим, – прибегают к саморазрушению. Другие дефлексируютгнев – никак не выражают это чувство, даже забывают о нем, но в какой‑то момент вдруг выражают его столь резко, что вызывают удивление у окружающих. Некоторые пожилые люди проецируютсвой гнев на других, представляя, что все остальные гневаются на них, а не они сами. Все эти способы защиты от осознания чувства гнева могут привести к возникновению психосоматических заболеваний. К примеру, многие авторы отмечают, что гипертония и ревматическая патология у пожилых людей часто обусловлены направленной вовнутрь агрессией.

Поскольку соматизация психологического конфликта связана с работой механизма психологической защиты, с вытеснением из сознания, подавлением истинных, психологических по своей природе, причин заболевания, то клиенты не просто не понимают психогенную природу своей болезни, но и вынуждены бессознательно сохранять симптом (феномен условной желательности болезни). С учетом типичных личностных изменений психологическая коррекция неосознаваемой душевной причины телесного страдания у пожилых людей требует от консультанта (психотерапевта или психолога) особого подхода, модификации традиционной психотерапевтической помощи.

В данном тренинге представлены техники, которые используются вне зависимости от конкретного психосоматического заболевания и направлены на определение причин болезни, прояснение ее смысла и выявление ее вторичных выгод.

Существует пять основных областей причин и смыслов болезни. Любая болезнь:

• «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;

• предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих;

• «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации;

• предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения;

• «убирает» необходимость соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к человеку окружающие и он сам. Чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод болезни, необходимо решить две основные задачи:

• определение потребностей, которые удовлетворяются благодаря болезни;

• поиск путей удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).

Приведенные ниже техники взяты из следующих основных источников: (Ковалев, 1999; Саймонтон, Саймонтон, 1996; Кинг, Цитренбаум, 1998; Фанч, 1997а, б; Радченко, 2001).

Техника 1. «Определение вторичных выгод болезни»

Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болезней (их – преимуществ – может оказаться и больше).

Преимущества моей болезни:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

Просмотрите составленный вами список и подумайте, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила вам болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д. Затем попытайтесь определить те правила и представления (убеждения, фиксированные идеи), которые мешают вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.

Техника 2. «Список того, что я терплю»

Каждый участник группы молча решает, с каким психосоматическим симптомом он будет сегодня работать.

Участникам раздаются листы бумаги и авторучки или карандаши. Предлагается написать все то, что приходится терпеть в жизни, – дождь (или солнце) за окном, прохладное (или жаркое) помещение, не тот цвет носков, маленький (или высокий) рост партнера по браку, отсутствие денег, собственную лень, мужа‑алкоголика, плохое правительство, пожары в Африке и Сибири, перхоть в волосах и т. д. Ограничений нет. Участники предупреждаются, что все написанное остается у них и их список не будут читать.

Когда списки составлены, участникам предлагается на этом же или на втором листе бумаги разделить все написанное на 2 части, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю, но не хочу терпеть, потому что… Рекомендуется при разделении списка проговаривать про

себя фразу из заголовка и завершать ее обоснованием для каждого из пунктов.

После завершения этого этапа работы группе предлагается продолжить работу со вторым списком. Его также предлагается разделить на 2 части:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю, как изменить. 2.2. Это я терплю, не хочу терпеть, но не знаю, что делать.

Работа заканчивается анализом содержания последнего из списков. Участникам предлагается ответить на вопросы:

«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть и не знаете, как изменить?»

«Почему вы выбрали именно это заболевание – от кого вы этому научились?»

После этого каждому из желающих дается пять минут на то, чтобы с помощью других членов группы и любых подручных предметов создать скульптуру своей болезни.

Техника 3. «Выявление главных преимуществ болезни»

Несмотря на очевидный факт существования целого букета причин заболевания, среди них всегда присутствует некое Главное Преимущество, являющееся причиной и болезни, и Преимуществ‑Следствий. При этом Главное Преимущество выступает своеобразным ядром вторичных выгод болезни, и зачастую переопределение одного только его приводит к исчезновению связанных с ним Преимуществ‑Следствий.

Попробуйте определить свое собственное Главное Преимущество, чтобы проработать в первую очередь именно его. На самом деле вам нужно определить не одно, а два Главных Преимущества:

1. возникновения болезни и

2. ее сохранения.

Часто случается так, что болезнь возникает в силу какой‑то одной вторичной выгоды (например, уход от ответственности). Но, возникнув и укоренившись, она сохраняется уже ради какого‑то другого преимущества (например, удерживание внимания близких). Попробуйте разобраться и с тем, и с другим.

Оцените вероятности преимуществ возникновения и сохранения болезни по десятибалльным шкалам, от 1 – «маловероятно» до 10 – «весьма вероятно».

Преимущества, которые ваше бессознательное оценит как наиболее вероятные причины возникновения и сохранения болезни (по отдельности), скорее всего и окажутся теми самыми Главными Преимуществами, с которыми вам следует разобраться в первую очередь.

Техника 4. «История вашей болезни»

Чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, следует вспомнить события, которые происходили с вами непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего этот период жизни был очень трудным, и для того, чтобы преодолеть эти трудности, вам чего‑то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо еще чего‑нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» как‑то преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?

Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас возникала периодически повторяющаяся «острая» болезнь или происходило обострение хронического заболевания.

Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению следующей таблицы. Ответы должны быть достаточно пространными.

Случаи возвращения или обострения болезни (укажите даты периодов)

1. Что предшествовало возникновению этого случая болезни? Что вас к нему подвело или привело? Что оказалось «последней соломинкой»?

2. Что вы делали во время этой болезни? Как лечились? Как отдыхали? От чего отходили и к чему стремились?

3. Чему вы научились во время этой болезни? Что для себя определили? Какие выводы сделали?

4. В чем была ценность того, чему вы научились? В чем заключалась ценность полученного опыта и сделанных выводов?

Данная техника предоставляет две возможности.

Во‑первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из периодически повторяющихся циклов. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в вашей жизни, не давая вам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это именно следствие такой петли – незавершенного цикла или неосвоенных навыков.

Во‑вторых, пункты 3 и 4 этой таблицы предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему вы научились там и тогда (или чему вы должны были научиться), и определили, в чем заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по‑видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.

Техника 5. «Определение смыслов и выгод болезни»

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы о вашей болезни, как бы «разворачивающие» ее психологические аспекты в плоскость «смысл и потребности».

Что болезнь значит для вас?

Что для вас означает избавиться от болезни?

Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?

Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?

Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?

Чего болезнь помогает вам избежать?

Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?

Какие чувства помогает вам выразить болезнь?

Каким вы были до того, как появилась болезнь?

Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?

Как все изменилось после того, как появилась болезнь?

Что произойдет, когда не будет болезни?

После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?

У кого еще когда‑нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Техника 6. «Разгрузка болезни»

Разгрузка заключается в использовании списка специальных ключевых слов для прояснения какой‑то запутанной или затуманенной области. В общем смысле это может быть и «Работа», и «Семья», и «Женщины», и многое другое. В данном случае такой общей темой для вас является «Причины болезни».

Список «ключей разгрузки» – это великолепный способ проведения диалога с самим собой или с кем‑то другим. Он позволяет либо просто прояснить тему, либо выявить то, что нуждается в дополнительном прояснении или проработке.

Список ключей разгрузки: Известно; Мысли; Идеи; Мнения; Чувства; Реакции; Решения; Неразрешимо; Попытки; Интересно; Загадочно; Скрыто; Удивительно; Положительно; Отрицательно; Полезно; Постоянно; Меняется; Многообещающе; Любопытно; Желательно; Навязано; Сдерживается; Не существует; Осталось без ответа; Неправильно понято.

Осуществляя работу по технике разгрузки, вы должны составить серию вопросов на основании каждого из этих ключей и ответить на них. Так, для вашего случая (разгрузки темы «Причины болезни») эти вопросы могут выглядеть следующим образом.

Что мне известноо причинах моей болезни?

Какие мыслиу меня есть по этому поводу?

Какие идеиимеются на этот счет?

Какие мнениясуществуют по поводу причин моей болезни? Какие чувствавызывает у меня вопрос об этих причинах? Какие реакциивозникают при вопросах на этот счет? Какие решенияя имею по поводу причин моей болезни? Что неразрешимов этом вопросе?

Какие попыткия делал, чтобы обнаружить причины моей болезни?

Что интереснов причинах моей болезни?

Что загадочнодля меня в этих причинах?

Что скрытоот меня и других в причинах моей болезни?

Что удивительнов этих причинах?

Что в них положительно?

Что отрицательно?

Что полезно?

Что постоянно?

Что меняется?

Что многообещающе?

Что любопытно?

Что желательно?

Что навязано?

Что сдерживаетсяв причинах моей болезни? Что не существуетв этих причинах?

Что осталось без ответав вопросе о причинах моей болезни? Что неверно понятов этом вопросе?

Техника 7. «Разблокирование выздоровления»

Разблокирование – это также использование в диалоге специального списка ключей для высвобождения какого‑то положительного направления развития вашей личности. Эти ключи дают вам возможность составить список содержательных вопросов, которые способны разблокировать скрытые в подсознании ответы.

Эту работу необходимо начинать с чего‑то обязательно положительного: намерения, способности или области жизни, в которой вы достигли успеха. Это положительное направление должно быть (хотя бы расплывчато) определено или названо и нести «причиняющий» смысл, т. е. вы должны в нем быть причиной, а не следствием. Именно поэтому мы используем слово «выздоровление», а не «болезнь».

Ключи в списке разблокирования – это в основном те факторы, которые могут мешать вам достигнуть положительного результата в выздоровлении.

Список ключей разблокирования: Сдерживать; Препятствия; Ресурсы; Попытки; Неудачи; Последствия; Оценки; Внутренние запреты; Неудержимое; Навязчивое; Ошибки; Беспокойство; Мешать; Игнорировать; Неправильно понимать; Изменяться; Подавлять; Скрывать; Забывать; Возражать; Не хватает; Достигать; Учиться; Убеждения.

Чтобы использовать технику разблокирования, вам не важен порядок ключей. Важен вопрос, который составляется по каждому ключу. Конкретная формулировка не важна – она зависит от вашего подхода к теме. Она может быть прямой, косвенной, опосредованной и т. п. Например, ключ «Неправильно понимать» может быть переведен в вопрос, как минимум, четырьмя способами:

Может быть, я неправильно понимаю что‑то,что касается выздоровления?

Может быть, я неправильно понимаю себяв отношении выздоровления?

Может быть, кто‑то неправильно понимает меняв связи с выздоровлением?

Может быть, я неправильно понимаю, что такоевыздоровление?

Задавать эти вопросы (себе и другим) следует как в прошедшем, так и в настоящем времени, оставаясь, однако, в основном заинтересованным в «настоящем‑для‑будущего». Учтите, что тема может проясниться в любой момент, после чего дальнейшая ее проработка окажется просто ненужной, и вы можете прекратить задавать вопросы. Если же тема не прояснилась, вернитесь обратно и продолжайте «идти по списку».

Формулировка разблокирующих вопросов зависит от того, над чем вы работаете и какой подход кажется вам самым подходящим. Ниже приводятся примеры вопросов для выздоровления с каждым ключом, которые могут дать вам представление о формулировках.

Может быть, я как‑то сдерживаюсвое выздоровление?

Есть ли какие‑то препятствияк моему выздоровлению?

Какие ресурсыу меня есть для выздоровления?

Какие попыткия делаю для выздоровления?

Бывали ли у меня какие‑то неудачис выздоровлением?

Какие могут быть последствиямоего выздоровления?

Делает ли кто‑то какие‑то оценкинасчет моего выздоровления?

Есть ли у меня какие‑то внутренние запреты,связанные с выздоровлением?

Есть ли у меня неудержимыежелания в отношении выздоровления?

Может быть, у меня есть навязчивыемысли насчет моего выздоровления?

Делаю ли я какие‑то ошибкив отношении своего выздоровления?

Может, меня что‑то беспокоитпо поводу моего выздоровления?

Мешаетли мне (кто‑то или что‑то) что‑то делать для моего выздоровления?

Игнорируюли я что‑то в моем выздоровлении?

Может быть, я и (или) другие неправильно понимаемчто‑то о моем выздоровлении?

Изменилосьли что‑то в вопросе моего выздоровления?

Подавляюли я что‑то в отношении своего выздоровления?

Может быть, кто‑то что‑то скрываетнасчет моего выздоровления?

Не забылли я что‑то про мое выздоровление? Возражаюли я против чего‑то в своем выздоровлении? Может быть, мне чего‑то не хватаетв связи с моим выздоровлением?

Достигнули я чего‑то в том, что касается моего выздоровления? Какие урокия извлекаю из процесса своего выздоровления? Есть ли у меня какие‑то убеждениянасчет моего выздоровления?

Техника 8. «Изменение образа жизни»

Ответьте на приведенные ниже вопросы:

Что значит для меня моя жизнь сейчас?

Что она могла бы значить?

Что моя жизнь значит для других сейчас?

Что она могла бы значить для других?

Что является для меня действительно важным?

(Укажите пять вещей, явлений и т. д., которые вы цените больше всего в жизни.)

Каковы приоритеты моих ценностей (проранжируйте их в порядке важности или значимости)?

Насколько отображает мой нынешний образ жизни те ценности, которые для меня важны?

Какие три действия я могу совершить, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?

Что еще я для этого сделаю?

Какие обязательства придают моей жизни смысл? Какие переживания придают моей жизни смысл? Какие достижения придают моей жизни смысл? Что заставляет мое сердце петь?

Что служит для меня неизменным источником радости? Что позволяет мне ощутить себя по‑настоящему счастливым?

Что просто доставляет мне регулярное удовольствие? Насколько сейчас мой образ жизни вмещает и включает: то, что придает моей жизни смысл? то, что заставляет мое сердце петь? то, что служит для меня источником радости? то, что позволяет мне ощутить себя по‑настоящему счастливым?

то, что регулярно доставляет мне удовольствие?

Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что придает моей жизни смысл?

Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что заставляет мое сердце петь?

Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что делает меня по‑настоящему счастливым?

Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что служит для меня неизменным источником радости?

Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что регулярно доставляет мне удовольствие?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных