Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аудиторская проверка соблюдения труд.законодательства и расчетов с работниками по оплате труда и прочим операциям.




Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным документам.

Основными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям являются:1) подтверждение достоверности начислений и выплат работникам по всем основаниям и их отражения в учете;2) проверка соблюдения норм действующего законодательства в части начислений и удержаний;3) оценка системы аналитического и синтетического учета;4) проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда.

При подтверждении достоверности производимых выплат аудитору прежде всего следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными законодательными актами —ГК РФ и ТК РФ. В соответствии с этими актами трудовые отношения могут быть оформлены трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.

Необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма № Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма № Т-5), предоставление работнику отпуска (форма № Т-6), увольнение с работы (форма № Т-8). На каждого работника заполняется личная карточка (форма № Т-2), а для учета научных работников заполняется учетная карточка научного работника (форма № Т-4).

При определении правильности оформления договоров гражданско-правового характера аудитор выборочно проверяет наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ.

Далее устанавливается соответствие данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту же дату следует:• проверить сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге по соответствующим статьям баланса;• сравнить данные форм № Т-49, № Т-51, № Т-53 и данные Главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;• выявить соответствие данных журнала-ордера № 10 и данных расчетно-платежной ведомости;• сверить суммы заработной платы, выданные работникам организации из кассы, путем сопоставления данных журнала-ордера № 1 и дебетовых оборотов Главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за каждый месяц;• определить соответствие данных счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» данным книги учета депонированной заработной платы.

На следующем этапе проверяется правильность начисления сумм, отраженных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по нескольким работникам. Предварительно необходимо выяснить, какие формы оплаты труда приняты в данной организации.

ТК РФ предусмотрены две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Для проверки повременной оплаты труда необходимо изучить табель учета использования рабочего времени, который служит основанием для начисления заработной платы, и установить, сколько часов (дней) отработал конкретный работник в данном месяце. Формы № Т-12 и № Т-13 обязательные для применения первичных документов.

Важно проверить также правильность применения тарифных ставок (окладов), которые должны быть утверждены руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания. При отсутствии штатного расписания начисление заработной платы должно основываться на приказе по организации, подписанном первым лицом.

Затем проводится сверка с суммами, отраженными в форме № Т-49 или № Т-51. К применению в крупных организациях рекомендуются формы № Т-51 и № Т-53. При применении расчетной ведомости (форма № Т-51) ведется лицевой счет (форма № Т-54), который служит для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. На основе данных лицевого счета составляют расчетные ведомости (форма № Т-51).

Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы согласно утвержденным нормам выработки и расценкам. Труд работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по таким договорам, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. В этом случае проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг). Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на счета учета затрат по этим видам работ.

Далее выборочно по нескольким сотрудникам устанавливается обоснованность и правильность начисления остальных выплат. Все выплаты, производимые организацией своим работникам, можно разделить на две группы: основные выплаты и дополнительные выплаты. Основные выплаты – собственно оплата труда, начисленная на основе сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных ТК РФ. Дополнительные выплаты – выплаты за фактически неотработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства организации (материальная помощь, премии).

Если при проверке расчетов по оплате труда обнаруживаются случаи начисления дополнительных выплат, то особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат.

Аудитор также изучает данные о задолженности перед персоналом организации, сумма которой показана по строке 622 бухгалтерского баланса (форма № 1). Для заполнения данного показателя необходимо проанализировать остаток на дату составления отчетности по счету 70. Кроме того, необходимо выяснить, раскрыта ли информация по строке 720 «Затраты на оплату труда» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Для этого нужно знать обороты по дебету счетов затрат в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Одним из этапов аудита расчетов с персоналом по оплате труда является определение правильности исчисления сумм удержаний из заработной платы сотрудников данной организации. После того как из заработной платы удержан налог на доходы физических лиц, производятся остальные виды удержаний. Сумма удержаний не должна превышать 50 % месячного дохода работника, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по тем, у которых общая сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом устанавливается наличие первичных документов, своевременность и правильность отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета.

Аудитор должен обратить внимание на правильность корреспонденции счетов при оформлении указанных операций, имея в виду, что для учета используются счета:28 «Брак в производстве» – отражается допущенный брак;68 «Расчеты по налогам и сборам» – отражается налог на доходы физических лиц;69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – отражается единый социальный налог;71 «Расчеты с подотчетными лицами» – отражаются своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчет;73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – отражаются причиненный организации материальный ущерб, погашение ссуд;76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражаются суммы по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц, а также суммы за товары, проданные в кредит.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям:• в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, неправильно используется План счетов;• нет документов, подтверждающих начисление и удержание сумм из заработной платы;• допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);• ненадлежащим образом ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т. п.).

окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Цель-выраж-е мнения о достовер-ти БО в части учета расч-в с перс-м по ОТ и соот-вия порядка вед-я б/у расч-в по ОТ зак-ву РФ. Ист-ки инф-ции: 1)Полож-е об у/п орг-ции; 2)труд. дог-ра, приказы о приеме на работу, переводе, увольнении и др. 3)личн. карт-ки, лиц. счет; 4)табель учета отработ-го t, год. табельные карт-ки; 5) маршрут. листы, наряды на сдельую работу; уч.листы труда выпол-х работ; акты на оприх-е приплода жив; акты на перевод жив. из гр.в гр, жур.учета надоя молока., наряды на сдельную работу; расчеты по з/п(ф. № 138-АПК) и др. 6)книга учета депонир-ной з/пл; 7)разработочные таблицы 8)ж-о №10, 10/1; 9)Гл. книга; 10) БО (ф.№1, ф.№4) Этапы А-та: 1э.: планир-ние А-та (ознакомл-е с орг-цией учета расч-в по ОТ, сост. плана и программы); 2э.: провед-е непоср-ного А-та; 3э.: сост-ние письмен. инф-ции рук-ву, разр-ка ауд. закл-ния, выдача рек-ций. Процедуры. При пр-ке расч-в с перс.по ОТ ауд-р долж уст-ть: какие формы и системы ОТ исп-ся в данной орг-ции (повременная, сдельная, аккордная); им-ся ли внутр.положение об ОТ раб-в и коллект.трудовой договор; списочный и сред­неспис-й состав раб-в, прин-ых на работу со дня за­числения; кто ведет учет расч-в с перс.по ОТ; какими норм. док-ми пользуется бух-р данного участка, кому он подчиняется, кто пр-ет кач-во его работы. Далее н. пр-ть соотв-е задолж-ти по ОТ (по сч.70 и 76) данным сводных вед-й № 58-АПК, 59-АПК, Гл.книги и БО о/ц. Можно провести тест-е. Необ-мо пр-ть: подлинность перв.док.,их соотв-е треб-м норм-х до­к.по начисл-ю и выплате з/п. При пр-ке таб.учета раб.врем., нарядов, ж учета надоя молока и др.перв.док-в по нач-ю ОТ необ-мо обр-ть вним-е на факты нач-я з/п на вымышленных лиц. Необ-мо также уст-ть, нет ли повторного нач-|я сумм по ранее опл-м перв.док. При пр-ке данного объекта следует обр-ть особое вним-е на расчеты по ОТ с раб., кот-е приняты на раб.по труд.согл., труд.дог-м. Пу­тем пересчетов и прослеживания следует опр-ть: нет ли в пер­в.док. и расч-плат.вед-х (лицевых счетах) арифм. ошибок; нач-ся ли з/п админ-упр.перс-у и ИТР соглас­но штатному расписанию и контрактам, закл-м с ними; прав-ть прим-я тарифных ставок, расценок, разрядов и др. параметров при нач-и з/п, им-ся ли факты включения в изд-ки пр-ва (обращения) расх. по ОТ раб-в, занятых в др.видах деят-ти (в обслуж-й и соц-культ. сферах) и др. При пр-ке необ-мо выяснить прав-ть удержа­ния из з/п НДФЛ, взно­сов в ПФ, алим-в, а также обосн-ть рас­ч.с депонентами. Пр-ке подв-ся выдача ср.раб.из кассы, |с р/с, в виде натуроплаты.Реком-ся сост-ть реестр всех выданных выплат сто­ронним раб. и пр-ть т.о. наличие для них труд.соглашений, труд.дог. или др.дог.гражд-прав.хар. След. этапом пр-ки явл. К-ль обосн-ти и прав-ти нач-ия премий, надбавок, доплат. Осн-ем для расчета пособий по врем.нетруд-ти явл-ся листок врем.нетруд-ти (больничный лист) из мед.учр. Особ.вн-я ауд-ра требует пр-ка: своевр-ти погашения сумм ранее выданных раб.вансов; прав-ти удержания из з/п задол-ти по подотчетным суммам и по возмещению мат.ущерба, а также за полученный заем и т.д. Практика ауд. проверок подтверждает, что зачастую данные анал.чета расч.с перс.по ОТ не соотв-ют записям по счету 70 (76 в части расчетов по исполнит.листам и депонир.зарплате). Поэто­му в специальной таблице (рабочем документе) необ-мо све­рить свод начислений и удержаний (ведомости № 58-АПК и 59-АПК) по оплате труда с данными записей по счету 70 в Гл.книге, а также с данными регистров БУ (журналы-ордера 8-АПК, 7-АПК и др.). При такой пр-ке необ-мо уст-ть причины выявл.откло­нений, дать реком.по их устранению, реком-ть орг.оптим.штат раб. Целес-но также провести анализ темпов роста произв-ти труда и его опл. с целью выяснения эк.обосн-ти увелич-я ср.з/п в орг.

67. Аудит учета с подотчетными лицами.

Аудит расчетов с подотчетными лицами включает следующие направления.

Проверка наличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах.

Проверка документального оформления авансовых отчетов. В ходе работы аудитор проверяет:оформление авансовых отчетов;оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);порядок передачи подотчетных сумм другому лицу;своевременность возврата подотчет ных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций.

Порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами регулируется Постановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»».При проверке авансовых отчетов по форме следует протестировать следующее:соответствие типовой форме № АО-1 «Авансовый отчет»;наличие номера и даты составления;указание подотчетного лица;указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;указание назначения аванса;наличие подписей;заполнение обратной стороны авансового отчета.

Методика документальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.Вместе с тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, с данными, отраженными в авансовом отчете.

Детальная проверка отдельных расчетных операций с подотчетными лицами. Аудитор должен обратить внимание на учет поступления материально-производственных запасов через подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, представительских расходов.

При поступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц к авансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы (товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименования приобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечает производственный характер произведенных расходов.В процессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежат командировочные расходы. При проверке командировочных расходов необходимо проконтролировать наличие документов, подтверждающих командировочные расходы: приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме № Т-9 и командировочного удостоверения по форме № Т-10. Данные документы должны составляться по установленным Постановлением Госкомстата от 05.01.04 г. № 1 унифицированным формам. Аудитор должен обратить внимание на наличие подписей и печатей в командировочном удостоверении.

Важным внутренним первичным документом является служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-10а. Этот документ применяется для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также для отчета о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, а затем передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9. Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (форма № Т-10) и авансовым отчетом.Особую важность имеет форма № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении» с точки зрения определения источника финансирования расходов на командировку и признания данных расходов как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Проверяется наличие оправдательных документов, подтверждающих командировочные расходы (счет, счет-фактура гостиницы, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру об оплате услуг гостиницы; железнодорожные, автобусные или авиабилеты, талоны об оплате постельных принадлежностей, талоны об оплате стоянки автомобилей, талоны об оплате права въезда на территорию города и др.).

Пример. Аудитор установил, что сумма командировочных расходов за отчетный год составляет 50 000 рублей. Эта сумма была обоснована авансовыми отчетами по форме № АО-1, приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а и командировочными удостоверениями по форме № Т-10, а также прочими документами, подтверждающими произведенные расходы на проезд, проживание.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» командировочные расходы должны быть обоснованы следующими документами:приказом (распоряжением) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а;командировочным удостоверением по форме № Т-10;служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении по форме № Т-10а.

 

По прибытии из командировки отчет о выполнении служебного задания согласовывается с руководителем структурного подразделения организации и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.Служебное задание и отчет о его выполнении обосновывает производственный (служебный) характер командировки. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.Бухгалтеру следует обратить внимание на оформление служебного задания и отчета о его выполнении в качестве приложения к авансовому отчету. Отсутствие служебного задания может являться основанием для того, чтобы признать командировочные расходы в сумме 50 000 руб. экономически неоправданными для целей налогового учета.Отдельной проверке подвергаются операции по приобретению горюче-смазочных материалов через подотчетных лиц. По данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельного топлива и смазочных масел устанавливается производственный характер расходов на обслуживание автотранспорта, принадлежащего организации. Прямое отнесение стоимости приобретенных горюче-смазочных материалов на счета расходов в учете должно подтверждаться актами о расходе и путевыми листами автотранспорта.Обращается внимание на правомерность и оформление представительских расходов. Представительские расходы могут быть признаны оправданными, если имеются в наличии: приказ руководителя о представительских расходах, отчет о представительских расходах, перечень участников мероприятия, программа мероприятия, авансовый отчет с прилагаемыми документами (товарным чеком, кассовым чеком, закупочным актом и др.). Представительские расходы должны быть обоснованы сметой затрат с учетом нормативного значения, принимаемого для целей бухгалтерского и налогового учета. При этом к представительским расходам можно отнести следующие затраты:по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Проверка расчетов наличными денежными средствами. При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Аудитору следует контролировать не только лимит суммы платежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, но также и платежные условия договоров. Сумму платежа, кроме того, подтверждают кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовым отчетам подотчетных лиц.

Проверка организации синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами. Проверка аналитического учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется по подотчетным лицам. При этом сверяются записи в ведомости аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в разрезе подотчетных лиц и в оборотной ведомости или журнале-ордере.

Устанавливается наличие суммы сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по данным Главной книги. Сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на начало и конец месяца и обороты по счету в аналитическом и синтетическом учете сверяются с данными, указанными в Главной книге.

ВРО охват-ют р/сч. с ПОЛ, с персон-ом по ОТ и проч.опер-ям. Эти р/с. произв-ся в осн-ом налич. ДС и связаны с оплатой расх-ов орг-ции. Целью а.пров-ки внут.р/сч. яв-ся форм-ие мнения о дост-ти БО в части пок-лей, отраж-их обяз-ва по ВРО, и о соот-ии прим-ой методики учета и н/о дейст.нормат. док-там. Задачи а. ВРО: 1.Оц-ка сост-ия учета и эфф-ти внут.к-ля операций по внут. р/сч.; 2. Пров-ка дост-ти уч. и отч. д-ных о расчетах с персоналом по ОТ; 3. Пров-ка прав-ти начис-ия платежей в гос.внебюдж-ые фонды соц.страх-ия и обесп-ия; 4. Пров-ка дост-сти уч. и отч. д-ных по расчетам с ПОЛ; 5. Пров-ка дост-ти уч.и отч. д-ных о расчетах с персоналом по проч.операциям; 6. Общий вывод по рез-там проверки ВРО. Источ-ки пров-ки:1)БО; 2)Регистры синт.и анал.учета по сч.учета внут.р/сч. зав-т от формы учета, прим-ой в орг-ции. При ж.-о. форме это ж.-о. N 7, 8, 10, при комп.формах - машинограммы ДО и КО по счетам 69,70, 71,73.3).Перв-док-ты по 70сч.(приказы о приеме на работу и переводе на др. работу, о предост-ии отпуска; труд. дог-ры; штат.расписание; личн.карт-ки; табель учета испол-ия раб.времени; расч.-плат.вед-ть; расч.вед-ть; плат.вед-ть; лицевой счет; исполнительные листы; налог.карточки по учету доходов и НДФЛ); по 71сч.(аванс.отчет; команд.удост-ие; журналы учета работников, прибыв. и выбыв-их в команд-ки; инвентар.опись по сч. 71); по 73 сч.(поручения–обязат-ва за товары, прод-ые в кредит; дог-ры займа; приказы о возмещ-ии мат.ущерба;реш-ия суда;исполн.листы;плат.пор-ия; ПКО),а т/же по сч. 76 и 79. При пров-ке ВРО а-р д.провести след. процедуры: Баланс (соот.строка и графа) => Гл.книга(сальдо по сч.70,71,73,76,79 на н.и к.г.)=> Регистры син.и анал.учета (сальдо по 70,71,73,76,79сч. на н.и к.г.) =>первич.док-ты по 70,71,73,76,79.При р/сч. с перс-лом по ОТ необ-мо установить идентичность д-ных о кол-ве отраб. времени путем сверки д-ных табеля учета испол-ния раб.времени, расч. вед-ти и лиц.счета,проверить прав-ть арифм.подсчета начис.з/пл.Проверяя прав-ть и обосн-ть начис-ия премий, а-р сопост-ет инфо положения о премир-ии, приказов, расч.вед-тей и лиц.счетов. А-р проверяет удерж-ия из оплаты. Особ.вним-ия требует пров-ка прав-ти удержания НДФЛ и страх.взносов на ОПС. Пров-ка р/сч. сПОЛ пров-ся сплош.сп-бом. Пров-ка обосн-ти выдачи авансов под отчет закл-ся в устан-ии собл-ния треб-ий Порядка вед-ия КО в РФ в части выдачи авансов под отчет на хоз.-операц.нужды. При этом а-р устан-ет, соотв-ют ли приказу рук-ля круг лиц, получ-их под отчет авансы, а т/же размеры и сроки предост.авансов. Пров-ка докумен.обосн-ти исп-ия подотч.∑ осущ-ся путем устан-ия наличия и прав-ти оформ-ия док-ов, подтвер-щих расход-ие подотч. ∑, и их послед.отраж-ия.Приступая к пров-ке р/сч. с перс-лом по пр.опер-ям, а-р выясняет, какие из видов р/сч. имеются в орг-ции: р/сч. за товары, прод-ые в кредит (с/сч.73-1); р/сч.по предостав.займам (с/сч. 73-2); р/сч.по возмещению матер.ущерба (с/сч. 73-3).

 

68.Аудит формирования и использования резервов, создаваемых в организации.

Cреди различного рода резервов, создаваемых в организациях, особое место занимают финансовые резервы, в числе которых выделяют:

уставные резервы (резервный капитал или резервные фонды);резервы предстоящих расходов;оценочные резервы.

Ориентация отечественного учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предопределила необходимость значительных изменений в процессах формирования финансовой информации российских организаций. Этими обстоятельствами, прежде всего, была вызвана необходимость пересмотра действовавшего с 1992 г. Плана счетов. В новом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, для учета резервов предназначены пять счетов:

для учета уставных резервов:счет 82 «Резервный капитал»;для учета резервов предстоящих расходов:счет 96 «Резервы предстоящих расходов»;для учета оценочных резервов:счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»;счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

РК учит.на пассив.сч.82.РК использ.для погаш.непредвид.р-дов орг-ии:-на выплату див.акц.-держ. привилегир.акц.при отсутст.приб.на эти цели;-для покр.убыт.орг.за отчет.год;-для погаш.обл.АО;-для др.целей.Отчисл.в РК пр-ся за счет приб.,ост.в распоряж.орг.,что отраж.бух.записью:Дт84Кт82.Для ОАО и ЗАО,ООО предусм.обязат.отчисл.в резерв.кап.из приб.на суммудо 15% от размера УК.Но мног.орг.самост.оговар.размер отчисл.в РК при составл.устава орг.П/э,чтобы не возникло спорн.?? С орг.контроля по дан.эл.,в УП целесообр.зафиксир.след.полож.:1)РК созд.за счет приб.в размерах,предусм.в учред.д-тах;2)РК созд.за счет приб.в размере не более15%УК,а т/же за счет др.ист-в.Кроме того,орг.д.соблюд.нижн.ур.размера РК,предусм.зак-вом.Ист.образовРК,кроме приб.м.б. т/же эмис.д-ход(разница м/у продаж.и номин.ст-ю размещ.акций),учит.на сч.83 «ДК».При провед.А н.обрат.вним.на:обоснов-ть созд.РК и целев.расход.ср-в этого ист-ка;прав-ть орг-ии аналит.и синт.уч.РК;соотв-е дан.аналит.и синт.уч.(вед-ть№68-АПК,ж-о№12-АПК),а т/же Гл.кн. и отч.о движ.кап-ла(ф№4) по сч.82 «РК».

Задачи ревизии фондов и резервов следующие:- проверить обоснованность, правильность,, законность, формирование прибыли, фондов резервов. а так же их использование; определить влияние фондов на финансовый результат, проверить размеры фондов, сроки, порядок их формирования и использования;- проверить правильность начисления налогов на прибыль и отчисления во внебюджетные фонды;- проверить правильность и своевременность отражения информации на бухгалтерских счетах.

Источники ревизии:- первичные документы;- главная книга;- журналы-ордера;- финансовые отчеты о прибылях и убытках;- записи на бухгалтерских счетах.

69. Аудиторская проверка правильности калькулирования и операций по формированию затрат,включаемых в себестоиомсть готовой продукции.

Аудит готовой продукции и товаров, работ и услуг (счета 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и т.п.) — это краткая характеристика методики количественного учета готовой продукции; проверка первичных документов, используемых при учете готовой продукции, организации бухгалтерского учета готовой продукции, правильности стоимостной оценки готовой продукции, правильности отражения в учете отгрузки готовой продукции), расходов на продажу, товаров отгруженных. Аудиторская проверка правильности и достоверности отнесения текущих затрат на производство и реализацию товаров, продукции, выполненных работ или услуг имеет большое значение, так как полная себестоимость является одним из основных оценочных показателей, определяющих эффективность работы хозяйствующего субъекта. Изменение количественной характеристики данного обобщающего показателя оказывает прямое влияние на величину финансовых результатов, размер налоговых платежей, дивидендов, социальных выплат, формирования фондов развития организаций и т.д.В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организаций. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.Проверка состава затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о составе производственных затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции, согласованность фактических показателей себестоимости продукции с нормативными и плановыми.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат.Основные принципы формирования этого состава определены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 и Налоговым кодексом, которые определили издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования.Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;сумма расходов может быть определена;имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).

Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.В себестоимость продукции включаются следующие затраты:

1) затраты на подготовку производства, а именно:

расходы на поиск, разведку, подготовку к использованию природных ресурсов, их охрану и воспроизводство – в добывающих отраслях промышленности;

расходы на освоение производства новых видов продукции, введение в действие новых производственных участков и технологических линий, создание новых цехов и иных производственных подразделений – в перерабатывающих отраслях промышленности;2) расходы, непосредственно связанные с производством продукции, вытекающие из особенностей технологических процессов, организации и управления производством, в том числе:на приобретение сырья, материалов и иных материально-производственных запасов;по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению персонала;по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии;3) затраты, связанные с совершенствованием технологии, организации и управления производства, производимые в ходе производственного цикла, в том числе расходы, связанные с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (за исключением капитальных вложений);4) расходы, обусловленные требованиями улучшения условий труда и техники безопасности, повышения квалификации работников производства;5) затраты, связанные с реализацией продукции (в том числе, на ее рекламу, упаковку и транспортировку);

6) суммы недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации и других проверках в тех случаях:когда конкретные виновники недостачи или порчи не установлены, или во взыскании которых отказано судом;если сумма недостачи находится в пределах норм естественной убыли;если потери от брака относятся к продукции прошлых лет, а выявлены в отчетном году, независимо от времени их возникновения.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Для признания в целях налогообложения прибыли расходы должны быть:Экономически оправданны;Документально подтверждены;Произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (см. ст. 252 НК РФ).Таким образом, документальное подтверждение расходов является обязательным условием признания расходов в целях налогообложения. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).Расходы, не учитываемые в целях налогообложения, приведены в статье 270 НК РФ.

Ц елью аудитор.проверки з-т на пр-во и калькулир-с/ст. прод.явл.устан.соотв.примен.пор.уч.и НО указ.опер.норматив.д-там РФ.Н.знать, что в БУ с/ст. прод.опред.как сов-ть р-дов по обычн.видам д-ти, понес.в связи с пр-м и реализ-пр-ции в отчет-пер-де. С/ст. же, как эл. учета для целей НО, явл.вел., уменьш. НБ. Это расхождение не только терминолог., но и колич-е, т.к в с/ст., исчисл.в целях НО, вкл.р-ды по обычным видам д-ти с уч.устан.норм (лимитов) и огран.З-ты на пр-во пр-ции вкл-ся в с/ст. того отчетного пер., к к-му они относятся, независ.от вр.оплаты -.ли послед. Принцип времен.опред-ти фактов хоз.д-ти означает, что для прав.формир.с/ст.имеет знач.факт потребл.тмц (работ, услуг), а не их оплата.В соотв.с п.1 ст.9 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ все хоз.опер., провод.орг.,.формл.оправдат.д-тами. Принцип документир.з-т опред.задачу а-ра – подтв.нал.оправдат.д-тов для обоснов.з-т, а т/е провер.прав-ть отраж.этих опер. в бухучете.Калькулир-е(К)-это опр-ие себ/ти ед-цы отд.видов или всей прод.Кальк.позв-ет опр.ск.треб-ся затрат орг-ии д/произ.кажд.вида прод,Р,У. Кальк.дает возмож-ть оц-ть кажд.составл-ую с/ст. прод.на любом ур-не произв-го проц-са.Т.обр.провер.прав-ти калькулир.с/ст.прод.яв-ся важн. при А.затрат. К.быв-ет нормат планов,отчетная. Состав расх.д/ кажд. отрасли различен и опр-ся отраслев.инструкц-ми.По стат. затр. опр-ся:сырье,матер,топл.и энерг,з/пл.раб-их,отчисл.на соцс-трах, на экспл.оборуд,цехов.расх, общезаводск,прочие произв, внепроизв.расх.При пров.прав-ти калькулир.с/ст прод.А-р устан-ет: -прав-ть классиф.затр.на произв. прод,-учет и списан.по статьям К –опр-ие потерь от брака –опр-ие НЗП –соответс-ие ан.и синт.уч.по сч.затр,записям в Гл.кн и ББ.При пров.состава затр.н.учит-ть классиф.затр.в завис.от способа вкл.в с/ст,от места и вр.возникнов Они подразд-ся на прям.и косв.Такое подразд.влияет на орг-ю синт.и ан.уч.затр.Прям.затр.относ.на осн.перв.док-тов на сч.20,23.А-р д.получ.док-ва прямого вкл.затр.по соотв.статье в с/ст.отд.видов.продКосвен-предвар.собир-ся на сч.25,26,затем вкл.в виде комплексной статьи расх.в с/ст.Пров.косв.расх-осущ.д/опр.прав-ти их распред.на с/ст отд.видов прод.Орг-ии м.прим-ть разл.спос.распред-я ОХР.Косв.расх.м.по разному участ-ть в формир.с/ст полной произв.и сокращен-ой.При формир.полн.произв.с/ст ОХР п/е отч.пер-да спис.в Дт20,23,44 и др.При сокращен-ОХР спис.в Дт90.Выбранный способ формир-я с/ст закреп-ся в УП. А-ру н.получ.док-ва соблюден.орг-ей выбран.спос,т.к.это подтвержд.что статья «Упр.расх»(ф2) достоверна. При пров.ОПР и ОХР пров-ют орг-ю ан.уч.этих расх.по номенклатуре статей,разр-х орг-ей самост-но.К расх.д/н/обл.относ-ся:представит-ие,на рекл,по переподг. кадров,по страх, использ. лег.а/м д/служ.При пров.нормир-х расх.А-р пров. прав-ть примен.норм д/расч.Н н П и посмотреть соотв.ли эти затр.содержанию расх,учит-х д/н/обл.П/е пров.А-р обобщ.рез-ты и сост.отчет,в котор.указ.выявл. наруш-я,свои выводы со ссылками на норм.док-ты,дает оцен.влияния наруш.на достоверн.показ-ей БО.

70. Аудит валютных операций.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Выполняя процедуру проверки операций по валютным счетам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы: Порядок осуществления валютных операций соответствует положениям нормативных актов? Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли производится в соответствии с требованиями законодательства? Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов? Учет операций по валютному счету соответствует положениям нормативных актов? Бухгалтерский и налоговый учет курсовых разниц соответствует положениям нормативных актов? Корреспонденция счетов по поступлению и перечислению валютных средств соответствует требованиям законодательства? Данные аналитического и синтетического учета по счету 52 "Валютный счет" соответствуют данным главной книги и баланса?

В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица-резиденты могут иметь следующие валютные счета: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки;специальный транзитный валютный счет для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке Российской Федерации и ее обратной продаже;текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешению Центрального банка Российской Федерации организации, имеющие представительства за границей.

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на: соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала; проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление валютных операций; наличие разрешений и лицензий Центрального банка Российской Федерации, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций; осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение; на правильность пересчета иностранной валюты в рубли; учет операций денежных средств в валюте на счете 52 "Валютный счет", к которому открываются субсчета "Транзитные валютные счета", "Текущие валютные счета", "Специальные транзитные счета", "Валютные счета за рубежом".

Проверка операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка Российской Федерации, то эта лицензия не является основанием для зачисления на него валютной выручки. Поэтому в Центральном банке Российской Федерации должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке. При проверке полноты зачисления валютной выручки организаций-экспортеров, являющихся резидентами, на их валютном счете в уполномоченных банках необходимо установить: не зачисляла ли организация валютную выручку за счет удовлетворения рекламаций иностранного партнера с требованием об уплате штрафа или возмещения убытков, т.е. зачета взаимных требований, оформляя это актом, соглашением, протоколом; не допускался ли взаимозачет при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов; не производились ли платежи из выручки, подлежащей переводу в Российскую Федерацию и поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей. Полученная выручка может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских или иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с той внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка. Для проверки полноты зачисления выручки сравнивают сумму поступившей в течение года валютной выручки со стоимостью экспортированного товара. При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли. По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности осуществления безналичных расчетов.

К вал.операциям отн-ся: приобрет-е и отчуж-е вал.ценностей на зак-х основ-ях, а также исп-е вал.ценностей в кач-ве средства платежа; ввоз и вывоз с там.территории РФ вал.ценностей.Особен-ю вал.операции явл-ся исп-е сч 57 «Переводы в пути».Ведение сч связано с тем, что продажа валюты м/т длиться 2 раб.дня. На этом сч отр-ся средства, сдаваемые в кассу банка, но еще не зачисленные на вал.сч., остаток вал., выданной на команд-е расх.При проверке опер-й с нал.валютой.Особенностью проверки явл-ся то, что определенные вал.опер-и подпадают под Перечень регулируемых операций, а все остальные – нерегулир-е. Согл. Приказа МФ РФ от02.08.04 №64н «Об установлении размеров выплат суточных при зарубежных командировках» в б/у уст-ся нормы выплаты суточных, по найму жилья. Учит-ся продол-ть ком-ки, проезд и суточные оплачив-ся по нормам для страны въезда(если несколько стран). Все расх-ы должны быть документ-но подтв-ы.

71. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. При этом предприятия по общему согласию могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение на незначительную сумму. Для учета расчетов с поставщиками и заказчиками используется счет 60 с аналогичным названием.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.

В отличие от предыдущего новым Планом счетов 2001 г. не предусмотрены специальные синтетические позиции для учета расчетов по авансам выданным и авансам полученным. Теперь авансы, выданные торговым контрагентам, должны учитываться на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а авансы, полученные от них, - на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В аналитическом учете по этим счетам расчеты по авансам подлежат обособлению, для чего могут применяться разные способы, в том числе открытие отдельных субсчетов.

В основе выделения синтетических позиций для учета расчетов с торговыми контрагентами лежат принятые в хозяйственной практике формы и виды расчетов. Авансирование не является ни формой, ни видом расчетов. Кроме того, аванс может быть перечислен не только по торговым, но и по любым иным видам расчетов. Поэтому признано целесообразным рассредоточить авансы по синтетическим счетам, заведенным для конкретных форм и видов расчетов, и не использовать для их учета отдельные синтетические позиции. Такой подход соответствует традиционному порядку, по которому авансовые платежи в бюджет отражаются на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", авансы по заработной плате - на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Вместе с тем исключение из Плана счетов специальных синтетических счетов для учета расчетов по авансам не должно рассматриваться как некое ослабление внимания к контролю за состоянием данного объекта учета. С точки зрения финансовой дисциплины представляется чрезвычайно важным вести постоянное наблюдение за поступающими и перечисленными авансами, своевременно погашать эти суммы, не допускать "зависания" их в балансе. Значение информации о полученных и выданных авансах для бухгалтерской отчетности не снижается. Она по-прежнему представляет ценность для анализа платежеспособности организации и ликвидации ее баланса. В связи с этим такая информация должна обособленно раскрываться в бухгалтерской отчетности (если не в бухгалтерском балансе, то в пояснительной записке к нему).

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, являются ничтожными.

Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее: - имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию;- обоснованность получения авансов;- уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);- правильность ведения аналитического учета по счету 60, правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;- соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;- осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);- полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;- правильность установления цен на материальные ценности: соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);- предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;- правильность отражения операций при оплате векселями;- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами; несоответствие качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;- наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту. Необходимо уточнить, как ведется учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

Цель Ата -формир-е мнения о достоверностиБОпо разделу «Расчеты с поставщ и подрядчиками» и устан-е соот-вия применяемых Мек учета и н/о операций действующ-му закон-вуРФ Инф.базой при а.пров-ке расч.с постав-ми и подрядч-ми яв-ся сч-ф, ТТН, акты на выпол-ие работ и услуг, выписки банка, отчеты кассира, акты приемки ТМЦ, претензионные док-ты, бух.справки- ф.№88АПК, ж.о. – ф.№ 1-,2-,3-,4-,6-,8-,10-,11-,15-,16-АПК, вед-ти № 29-,30-,31-,33-,34-,35-,36-АПК, Главная книга, годовая БО(ф.1,ф.5).Проверка по счетам (60,76) р/тов с пост. и подр. д/на осущ-яться согласно программе по след. напр-ям: 1) нал-ие и прав-сть офор-я док-тов; опр-щих права и обяз-сти сторон по поставке ТМЦ(р,у);2) прав-сть по оплате сумм за получ-ные ТМЦ (р/ты, услуги);3) прав-сть оценки получ-х и отгруж-х ТМЦ (р/т, услуг) при бартер. сделках;4) достов-сть, реальность и прав-сть учета р/тов с пост. и подр. с исп-нием векселей;5) полнота оприх-я получ-х ценностей или учета вып-ных р/т и услуг.При проерке Ар должен обратить внимание в 1 очередь на=>??:имеются ли дог-ры по проведенным операциям,правильность их оформления,при наличии здолженности.

Далее устан-ют тождество инф-ции б-са и учет-х регистров.

БАЛАНС

Актив // Пассив

Проч дебит / пост и подр

/Векселя к упл

¯

Главн книга

Сальдо счета

дт / кт

¯

Акты инвентариз кассы

ДЗ / КЗ

Ес при вып-ии проц-ры сверки учет-х и отч-х дан-х выявл-ся несоответс-е, то А-р устан их сущест-ть и причины образ-я. Установив тождество учет и отч-х д-х ау-р оцен реал-ть сальдо расч-в с пост и подр. С этой целью пров-ся докум обосн-ть числящихся обяз-в, дан-е и номерах и датах догов-в и первич-х док-в, сущ ли указ-е в регистре, договоры и первич д-нты, соотв-т ли дан-е по первич док-м и учет регистрам. Особое внимание н/мо обратить на отражение операций на счетах при расетах с использованием векселей.В них обычно много ошбок,влияющих на с/с и фин рез. При проверке расч с подрядчиками н/мо установить обеспечены ли объекты строительства источн-ми финанс-ния. Ист инф:дог-ры,проектно-сметная документация,акты выпол-х работ,сч-фактуры.Особое внимание Ару н/мо обратить на то,что часто предварит оплату ошибочно отражают на счете66 «Расч по краткосроч кр и займам» или скрытый товар списывают на сч76.По задолж-и н/мо выявить соблюдение срока исков.давноти.В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на сч91.

72. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся организации за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Этот счет широко используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В настоящее время, поскольку большинство предприятий и организаций перешли на этот метод ведения бухгалтерского учета, рекомендуется применять счет 62. Учет расчетов ведется по субсчетам: 62-1 “Расчеты в порядке инкассо” 62-2 “Расчеты плановыми платежами” 62-3 “Векселя полученные” и др. На субсчете 62-1 “Расчеты в порядке инкассо” учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. На субсчете 62-2 “Расчеты плановыми платежами” ведут расчеты с покупателями при установлении длительных хозяйственных связей, если такие расчеты носят постоянный характер. На субсчете 62-3 “Векселя полученные” учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями. Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью инвентаризируют расчеты.

Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают кредиторы дебиторам. Выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью организация-дебитор возвращает организации-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели являются одногородними, составляется акт взаимовыверки расчетов.

В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов. По актам взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов, устанавливаются виновные лица.

По акту инвентаризации необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также просроченную. Необходимо выяснить является ли эта задолженность реальной.

Проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет иногда вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия злоупотреблений

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками может применяется журнально-ордерная форма учета – журнал-ордер № 11.

Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения такой задолженности, правильности отражения в учете операций по расчетам с подрядчиками, поставщиками, дебиторами и кредиторами, а также мероприятий по устранению причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Источниками информации при такой проверке служат: учетная политика организации, материалы инвентаризации расчетов, первичные документы, журналы регистрации счетов-фактур, доверенностей, регистры аналитического и синтетического учета, акты взаимных расчетов и другие документы.Необходимо оценить качество системы внутреннего контроля и учета таких расчетов на предприятии, для этого тестируют систему контроля по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Тест включает в себя ряд вопросов: имеются ли договоры на все поставки и услуги, как часто производят сверку учета расчетов, какой процент поставщиков, подрядчиков, дебиторов и кредиторов охватывают такие сверки, кому выписывают доверенности, имеются ли случаи недостач, непредставления отчетов за выданные доверенности, все ли счета-фактуры регистрируются, своевременно ли предъявляются претензии и как они удовлетворяются, применяются ли штрафные санкции за невыполнение условий договоров, производится ли сверка цен по документам и цен указанных в договорах. Программа проверки включает в себя проверку:1) договоров – юридическая оценка с позиций соответствия законодательству, в том числе налоговому;2) инвентаризация расчетов (выявляют реальность задолженности, обоснованность сумм недостач, сумм задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности, лиц, виновных в пропуске этих сроков).

При проверке расчетов с подрядчиками аудитор должен установить, обеспечены ли объекты источником финансирования, имеется ли проектно-сметная документации на объекты, соответствуют ли объемы выполненных работ, указанные в актах сдачи, фактическим объемам.

Наиболее часто встречающиеся нарушения:1) неопределение ТМЦ;2) несоответствие данных счетов поставщиков данным учета проверяемого субъекта;3) неверная корреспонденция счетов;4) неправильное отражение НДС;

5) уничтожение подлинных документов;6) подделка и фальсификация в документах;7) составление нереальных обязательств и задолженностей в целях неверных кассовых выплат;8) отражение нереальной дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета.

Цель Ата - формирование мнения о достоверности БО по разделу «Расчеты с пок и зказч» и установление соответствия применяемых Методик учета и н/о операций действующему законодательству РФ

Информационная база:дог-ры,гарантийные письма,журнал регистрации дог-ров и гарантийных писем,платежн поруч,платеж требования,аккредитивы,чеки, вексель,акты инвентризации расчетов,данные синт и аналит учета,регистры бух учета,ГлКнига,БО

Проверка по сч62 р/тов с пок и зак д/на осущ-яться согласно программе по=> напр-ям: 1)нал-ие и прав-сть офор-я док-тов; опр-щих права и обяз-сти сторон по поставке ТМЦ(р,у);2)прав-сть учета полуенных от пок и зак сумм за проданные ТМЦ (р,у);3) прав-сть оц-ки отгруж-х ТМЦ (р,у)при бартер. сделках;4) достов-сть, реальность и прав-сть учета р/тов с пок и зак с исп-нием векселей. Пр-ка закон-ти,полноты и прав-ти отраж-я зач-в с покуп и закаказч пров-ся по схеме: Догов®Перв док®регистры по сч62.Записи по дт 62 свер-ся с запис по кт сч-в 90,91,62,68,76, записи по кт 62 свер-ся с кор сч 50,51,52,57,60,63,67.Ау-р устанав: учтены ли усл-я пере-хода права собст-ти, обусл-е з-ном или догов при отраж в учете расч-в за отгруж или реализ-е т-ры. Ес з-ном или догов-м купли-продажи не предусм особый п-к перехода права собст-ти на товар, то по общ правилу ПС переходит от поставщика к пок-лю в м-нт отгрузки т-ра и отраж дт62кт90 независ от того какой п-к учета вр принят для целей н\обл. Сопост-е дат отгрузки по первич д-нту и регистру сч 62 контр-ля своевр-ть отраж-я опер. Ес догов-м предусм особый п-к перехода ПС на товар, то ПС на отгруж цен-ти м прох не в м-нт отгруз, а в м-нт оплаты. В эт сл-е ау-р контролир-т, чтобы зад-ть пок-лей за отгруж и реализ т-ры б отраж той же записью, но на м-нт оплаты. Это важ при расч-х в усл ед-х, т к в завис от даты отраж-я опер опр-ся курс вал, а т/же курс и сумм-е разницы. Ес при расч-х с покуп-ми исп у. е.,то контрол-ся прав-ть отраж-я суммовых разниц, кот в соотв с ПБУ 9/99 учитыв в составе вр на сч90/1.При пров-ке докум обосн-ти опер устан соотв-е формир-я цены т-ра усл-м догов, а т/же прав-ть сумм ндс др эл-в счетов, предъяв-х к покуп-лю.

Полнота и своевр-ть оплаты сч-в покуп-ми уст-ся путем взаим сверки дан-х корресп-х сч-в 50,51,52,57,60, 66,67,68. Ау-р выясн своевр-ть и полноту отраж-я получ-х аван-в на сч 62/1 и ндс по ним,обоснов-ть зачета авансов и восст-е ндс. При расч-х с покуп векс-ми обр вн-е на собл-е треб-ий ПС о вед-ии оплаты кот-х не наступил дисконтиров-м в банках,по кот ДС не поступ в срок.При проверке расч с покуп и зак м/о прим-ть, кроме приемов факт-го и док-го контроля, аналит-ие процедуры, логический, нормативный и научный анализ, проведение устн или пис тест-я должностных лиц о/ц и 3-х лиц

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных