Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аудит кассовых операций.




Приступая к проверке аудитор должен установить наличие в кассе денежных средств, отраженных в учете, а также полноту отражения в учете фактически наличествующих в кассе денежных средств. Аудитор проверяет правильность оформления первичных кассовых документов, кассовой книги, журналов регистраций, приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей. Если учет автоматизирован, то аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечением эксперта, защищающего программы от несанкционированного доступа кассира и других лиц с целью изменения нумерации документов при проверке кассовых операций особое внимание уделяется уделению полноты, своевременности и правильного оприходования денежной наличности.Проверяя расходование наличных денег аудитор должен обратить внимание на документальную обоснованность выдачи денег.Устанавливается так же целевое использование средств, полученных из банка по чеку.Соблюдается лимит остатка кассы. Необходимо удостовериться в порядке выдачи денег по доверенности выдавать наличные деньги из кассы можно только лицу, который указан в расходно-кассовом ордере. Если деньги выдаются по доверенности, то необходимо обратить внимание на срок его действия и на заполнение всех обязательных его реквизитов. Аудитор устанавливает факты оплаты сотрудникам произведенных хозяйственных расходов без оформления авансовых отчетов, а также повторной оплаты по ранее оформленным документам, присвоение денежных сумм по подложным документам. Исследуется правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 корреспондирующих счетов, подсчета оборотов и их остатков. Для этого сверяются данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц периода по датам. Расхождение означает наличие ошибок (преднамеренных, непреднамеренных). Ошибки преднамеренные требуют получение письменных объяснений и оперативного информирования руководителя предприятия. Все обнаруженные аудитором ошибки регистрируются в рабочих документах. Аудитор должен выяснить, установлен ли лимит расчета наличными деньгами между юридическими лицами. Аудитор обязан выяснить применяются контрольно-кассовая техника при наличных расчетах. Проверяется правильность отражения в бухгалтерской отчетности кассовых операций.

Цель аудита кассовых операций – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в анализируемом периоде, нормативным документам.

Основными задачами аудита кассовых операций являются:1) проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;2) правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций, контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;3) своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

При аудите кассовых операций последовательно проверяются: правильность документального оформления кассовых операций; сохранность наличных денежных средств в кассе; соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе; правильность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов с населением; полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение данных фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета; правильность списания денег в расход и отражение данных фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета; организация хранения свободных денежных средств в кассах организации.

При проверке сохранности наличных денежных средств в кассе аудитор устанавливает: проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проверке соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе организации запрашивается расчет на установление организации лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Далее согласно представленному расчету выборочно проводится проверка соблюдения установленного банком лимита остатка наличных денежных средств.

Проводится также проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами (Указание Банка России № 1050-У).

При анализе кассовых операций особое внимание уделяется выявлению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и прочих доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т. п. Возврат неиспользованных авансов определяется по приходным кассовым ордерам.

Проверяя расход наличных денежных средств из кассы, аудитор обращает внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т. е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, оказание материальной помощи, командировки, выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

Если организация ведет расчеты с физическими лицами с применением ККТ, то выясняют, вся ли ККТ прошла регистрацию в государственной налоговой инспекции, о чем будут свидетельствовать карточки регистрации ККТ. Журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ должны вестись по форме № КМ-5. Они должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем, главным бухгалтером организации и представителем налогового органа.

При проверке хранения свободных денежных средств в кассах организации устанавливается соответствие Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, согласно которому:

• касса организации находится в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег; • обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при их доставке из учреждения банка и сдаче в банк; • все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

 

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита денежных средств: • отсутствие первичных кассовых документов или их оформление с нарушением установленных требований; • выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов; • несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами; • арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;• неполное оприходование денежной выручки, связанное с тем, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на «размен».• отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или их оформление ненадлежащим образом; • отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций; • перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям; • несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;• некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

65. Методика аудиторской проверки операций по расчететным счетам, открытым организациями в учреждениях банка.

Первым делом аудитор устанавливает сколько (количество) счетов открыто в банках, выясняет номера и банки в которых они открыты. Затем определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, т.е. аудитор должен выяснить заключен ли договор. Проверка документального оформления включает в себя анализ следующих документов:1)выписки банка с приложением к ним расчетных платежных документов;2)проверяются первичные документы прилагаемые к банковским расчетным документам.3)Аудитор проверяет правильность оформления документов проводит арифметическую проверку и проверку на законность совершаемых операций. Аудитор должен уделить особое внимание операциям по бесспорному списанию банком средств со счета. Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст. 76 НК РФ для обеспечения решения о взыскании налога и сбора. При этом указанное ограничение не распространяется на платежи очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Для подтверждения достоверности бух. отчетности необходимо проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета к выпискам банка.

Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Выполняя процедуру проверки операций по расчетным счетам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы: Формы безналичных расчетов и условия их применения в организации соответствуют положениям нормативных актов? Оформление и порядок расчетов платежными поручениями соответствует положениям нормативных актов? Оформление и порядок расчетов платежными требованиями соответствует положениям нормативных актов? Оформление и порядок осуществления расчетов по инкассо соответствует положениям нормативных актов? Оформление и порядок расчетов чеками соответствует положениям нормативных актов? Оформление и порядок расчетов аккредитивами соответствует положениям нормативных актов? Учет операций по расчетному счету соответствует требованиям Инструкции по применению Плана счетов? Суммовые разницы (положительные и отрицательные) отражаются в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с положениями нормативных актов? Корреспонденция счетов по поступлению и выдаче денежных средств соответствует требованиям законодательства? Данные аналитического и синтетического учета по счету 51 "Расчетный счет" соответствуют данным главной книги и баланса?

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры: проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации; проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции; арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке; проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет: порядок ведения учетных регистров; ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр; своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка; тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.

Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 "Касса".

Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 "Расчетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Издержки обращения"), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др., на себестоимость продукции (работ, услуг), что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.

Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить: приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 50 "Касса".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных