Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аудиторская проверка учета поступления материально-производственных запасов




С этой целью проверяются все операции, совершённые организацией в отношении производственных ценностей. Операции могут быть трёх видов – по возмездной передаче материальных ценностей, по передаче ценностей организации в порядке бартера (делового обмена) и операции по безвозмездной передаче производственных запасов (дарения и передаче ценности в уставный капитал предприятия в качестве взноса). При учёте поступления на предприятие МПЗ одновременно со счётом № 10, бухгалтером могут быть использованы счета 15 и 16. Основными источниками информации для аудитора здесь служат доверенности, приходные ордера, накладные, в том числе и накладные на отпуск материалов на сторону, акты об оприходовании материально-производственных ценностей, а также лимитно-заборные карты, служащие для документарного отражения отпуска материалов, постоянно применяемых в производственном процессе. Данная документация должна быть проверена аудитором с целью подтверждения учётных данных об оприходовании и движении производственных запасов и на предмет выявления несоответствия тваниям, установленным законодательством РФ. По общему правилу предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе единицы бухгалтерского учёта МПЗ. Главным условием здесь выступает обеспечение возможности формирования полной и достоверной информации о МПЗ, и установление системы надлежащего контроля над их поступлением и расходованием. Запасы отражаются в финансовой отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Материально-производственные запасы (МПЗ), наряду с основными средствами и нематериальными активами, играют важнейшую роль в хозяйственной деятельности каждого предприятия. С их помощью осуществляется большинство известных на сегодняшний день производственных процессов, и они же служат первостепенной основой для создания конечного продукта, реализуемого организациями. В качестве признаков, характеризующих актив, как МПЗ обычно указываются следующие:а) использование в производственном процессе для обеспечения функциональной деятельности организации.б) срок полезного использования (расходования) для объекта чаще всего не устанавливается свыше одного года.в) конечное назначение объекта может состоять в последующей его перепродаже.

Соответственно, к материально-производственным запасам можно отнести готовое сырьё, источники сырья, расходные и строительные материалы, офисные принадлежности и так далее.

Содержание программы любого аудита определяет тот комплекс задач, который предстоит разрешить аудитору в целях выражения независимого и объективного мнения о состоянии бухгалтерской отчётности и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. Применительно к аудит материально-производственных запасов такими задачами являются:- Проверка документации, оформляющей поступление МПЗ на предприятие.- Проверка документации, оформляющей движение и выбытие МПЗ.- Проверка сводного бухгалтерского учёта МПЗ.- Установление соответствия расходования МПЗ установленным нормативам.

Собственно, данные задачи, в конечном счете, и определяют конкретные стадии самой аудиторской проверки.

Приступая к работе, аудитору следует ознакомиться с тем, каким образом на предприятии организована учётная политика и как работает система внутриорганизационного контроля. Большое значение здесь имеют методы, применяемые предприятием в целях бухгалтерского учёта приобретаемых МПЗ, их движения, а также списания. На ошибки в учётной политике указывают такие факты, как, например, отсутствие формального положения о ежегодной инвентаризации, непроведение аналитического учёта движения МПЗ внутри предприятия, равно как и несистематичность сверок такого движения в бухгалтерской документации. Грубейшим случаем нарушения финансового контроля на предприятии выступает отсутствие в трудовых соглашениях складских работников положения о материальной ответственности.

При проведении проверки учёта МПЗ аудитором могут использоваться процедуры соответствующие аудиторским задачам на различных стадиях аудита. Во-первых, это инвентаризация, производимая с целью установления наличия МПЗ на предприятии. Инвентаризация может проводиться как по требованию аудитора бухгалтерскими работниками предприятия, так и самим аудитором по его усмотрению (по мере надобности) на любой стадии проверки. Во-вторых, процедура подтверждения. Подтверждение заключается в истребовании и изучении бухгалтерской документации, отражающей поступление, движение и остаток МПЗ на учётных счетах. В-третьих, аудитор часто прибегает к такой процедуре, как пересчёт, суть которого состоит в повторном расчёте численных показателей, содержащихся в первичной учётной документации. Так же, в самом общем виде информация о материально-производственных запасах организации может содержаться в регистрах бухгалтерского учёта - главной книге, журнале-ордере и разделе актива № 2 “Оборотные активы”. Наконец, в тех случаях, когда у аудитора возникают сомнения в правильности и своевременности учёта, производимого бухгалтерией предприятия, он может прибегнуть к инспектированию, состоящему в систематическом контроле за учётной деятельностью бухгалтерских работников. Также при помощи инспектирования могут быть проконтролированы своевременность и полнота отражения в регистрах бухгалтерского учёта поступления и убытия МПЗ и правильность их оценки.

Аудит материально-производственных запасов начинается с проверки бухгалтерского учёта поступления этих запасов на предприятие. С этой целью проверяются все операции, совершённые организацией в отношении производственных ценностей. Операции могут быть трёх видов – по возмездной передаче материальных ценностей, по передаче ценностей организации в порядке бартера (делового обмена) и операции по безвозмездной передаче производственных запасов (дарения и передаче ценности в уставный капитал предприятия в качестве взноса). При учёте поступления на предприятие МПЗ одновременно со счётом № 10, бухгалтером могут быть использованы счета 15 и 16. Основными источниками информации для аудитора здесь служат доверенности, приходные ордера, накладные, в том числе и накладные на отпуск материалов на сторону, акты об оприходовании материально-производственных ценностей, а также лимитно-заборные карты, служащие для документарного отражения отпуска материалов, постоянно применяемых в производственном процессе. Данная документация должна быть проверена аудитором с целью подтверждения учётных данных об оприходовании и движении производственных запасов и на предмет выявления несоответствия требованиям, установленным законодательством РФ.

По общему правилу предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе единицы бухгалтерского учёта МПЗ. Главным условием здесь выступает обеспечение возможности формирования полной и достоверной информации о МПЗ, и установление системы надлежащего контроля над их поступлением и расходованием. Запасы отражаются в финансовой отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Вслед за аудитом учёта поступлением МПЗ, происходит комплексная проверка аналитического учёта движения материальных средств внутри организации. Алгоритм действий аудитора при этом напрямую зависит от конкретного способа финансового учёта, применяемого организацией для отражения такого движения. Принято различать три метода аналитического учёта - карточный (документационный), бескарточный и сальдовый. На сегодняшний день карточный и сальдовый метод теряют свою актуальность, а на первое место выходит бескарточный учёт, смысл которого состоит в том, что отражение движения МПЗ происходит посредством компьютерных программ с последующим обобщением всей учётной информации в виде оборотных ведомостей. Задачей аудитора здесь выступает сверка информации, содержащейся в автоматизированных системах складского учёта с данными бухгалтерской документации. При применении карточного или сальдового метода возникает необходимость сопоставления данных приходных, расходных и сальдовых ведомостей, а также карт складского учёта в случае использования документационного метода. Сводный учёт МПЗ проверяется аудитором на основании данных главной книги, инвентаризационной документации, журнала-ордера и ведомостей по формам № 10, 10с, 11, и 14.

Учёт НДС производится по дебету счёта 19, субсчёт “Налог на добавленную стоимость по приобретённым материальным ресурсам” в корреспонденции счетов 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и 76 “Расчёты с разными дебиторами и кредиторами”. Списание НДС в полном размере производится на счёт 68. Производя проверку, аудитор должен руководствоваться положениями главы 21 НК РФ.

Выбытие объектов МПЗ производится с учётом их стоимости. Положение по бухгалтерскому учёту “Учёт материально-производственных запасов”, утверждённое Приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 года устанавливает 3 способа оценки выбывающих МПЗ - по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Первый способ характерен для оценки объектов так называемого специального предназначения – драгоценных и редкоземельных металлов, драгоценных и поделочных камней и так далее. Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе объектов путем деления общей себестоимости этой группы на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Способ ФИФО подразумевает оценку объектов МПЗ, производимую по фактической себестоимости последних по времени приобретений, при этом в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

В случаях обнаружения хищения, недостачи и тому подобных фактов утраты ценностей, аудитором должен быть проведён контроль правильности списания объектов МПЗ. Отражение списания недостач и хищений происходит по кредиту счёта 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” и дебету соответствующих счетов – 91, 73 и других. Когда недостача образуется в результате виновных действий работников предприятия, аудитор в обязательном порядке проверяет соблюдение при списании сумм недостачи требований трудового законодательства. В соответствии с ТК РФ списание с виновного лица ущерба в полном его размере возможно в случаях существования соглашения о полной материальной ответственности, недостачи ценностей, вверенных на основании договора,

умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, причинения ущерба в результате преступления или административного проступка, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну и причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Соответственно, наряду с первоначальной проводкой, должна быть также отражена и разница между фактической и рыночной стоимостью списываемого объекта МПЗ. Такое отражение производится по дебету счёта 73 в корреспонденции с кредитом счёта 98 “Доходы будущих периодов”, субсчёт 4 “Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоим остью по недостачам ценностей”.

62. Аудит учета списания МПЗ.

Вслед за аудитом учёта поступлением МПЗ, происходит комплексная проверка аналитического учёта движения материальных средств внутри организации. Алгоритм действий аудитора при этом напрямую зависит от конкретного способа финансового учёта, применяемого организацией для отражения такого движения. Принято различать три метода аналитического учёта - карточный (документационный), бескарточный и сальдовый. На сегодняшний день карточный и сальдовый метод теряют свою актуальность, а на первое место выходит бескарточный учёт, смысл которого состоит в том, что отражение движения МПЗ происходит посредством компьютерных программ с последующим обобщением всей учётной информации в виде оборотных ведомостей. Задачей аудитора здесь выступает сверка информации, содержащейся в автоматизированных системах складского учёта с данными бухгалтерской документации.

При применении карточного или сальдового метода возникает необходимость сопоставления данных приходных, расходных и сальдовых ведомостей, а также карт складского учёта в случае использования документационного метода. Сводный учёт МПЗ проверяется аудитором на основании данных главной книги, инвентаризационной документации, журнала-ордера и ведомостей по формам № 10, 10с, 11, и 14.

Учёт НДС производится по дебету счёта 19, субсчёт “Налог на добавленную стоимость по приобретённым материальным ресурсам” в корреспонденции счетов 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и 76 “Расчёты с разными дебиторами и кредиторами”. Списание НДС в полном размере производится на счёт 68. Производя проверку, аудитор должен руководствоваться положениями главы 21 НК РФ.

В организациях часто возникают ситуации, когда одинаковые материалы приобретаются по разным ценам, у разных поставщиков. Суммы расходов, включаемых в себестоимость МПЗ, также могут отличаться. Это приводит к тому, что фактическая себестоимость разных партий одинаковых материалов может быть различной. Часто при списании материалов в производство невозможно точно определить, из какой именно партии эти материалы, особенно при большой номенклатуре материалов. Поэтому организация должна выбрать и закрепить в учетной политике метод списания МПЗ в производство.

Пунктом 16 ПБУ 5/01 и пунктом 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, установлены следующие способы оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии:- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;- по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);- по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

Следует отметить, что в целях бухгалтерского учета организация может использовать различные методы списания для разных групп МПЗ.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных методов.

Метод списания материалов по себестоимости каждой единицы удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае, учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету. Кроме того, этот метод должен применяться для оценки следующих видов МПЗ:¨ Материалов, которые используются в особом порядке – драгоценных металлов, драгоценных камней, радиоактивных веществ и других подобных материалов;¨ Запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Пунктом 74 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ предложено два варианта списания материалов по цене каждой единицы:

1) В себестоимость единицы включаются все расходы, связанные с приобретением этих запасов. Этот способ применяется, когда есть возможность точно определить суммы расходов по приобретению, которые относятся к разным материалам.

2) Упрощенный способ, по которому в себестоимость единицы включается только стоимость запасов по договорным ценам, а транспортные и иные расходы, связанные с их приобретением, учитываются отдельно и списываются пропорционально стоимости материалов, списанных в производство, в договорных ценах. Этот способ применяется, когда невозможно точно установить, какая доля транспортно-заготовительных расходов относится к каждой конкретной партии приобретенных материалов.

Метод списания МПЗ по средней себестоимости заключается в следующем. По каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца).

Стоимость материалов, списанных в производство, определяется умножением их количества на среднюю себестоимость. Стоимость остатка на конец месяца определяется умножением количества материала на остатке на среднюю себестоимость. Таким образом, средняя себестоимость единицы материалов может изменяться от месяца к месяцу. Сальдо по счетам учета МПЗ отражается по средней себестоимости.

Метод ФИФО (от английского First In First Out) еще называют моделью конвейера. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.

В том случае, если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие - дороже, применение метода ФИФО приводит к следующим результатам:- Материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.- Остаток материалов на счете 10 «Материалы» отражается по более высоким ценам, соответственно, увеличивается налог на имущество.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться, а налог на имущество – снижаться. Есть два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО.

1) Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и так далее. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2) Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

Метод ЛИФО (от английского Last In First Out) называют также моделью бочки. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При этом способе, материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения.

В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ЛИФО приводит к следующим результатам:- Материалы списываются в производство по большей стоимости, соответственно, себестоимость продукции выше и прибыль ниже.- Остаток материалов на счете 10 «Материалы» отражается по более низким ценам, соответственно, уменьшается налог на имущество.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ЛИФО как прибыль, так и налог на имущество будут снижаться.Есть два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ЛИФО.

1) Сначала списываются материалы по стоимости последней приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается предыдущая и так далее. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2) Определяется остаток материалов на конец месяца по цене первых по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

Аудит выбытия МПЗ

производится с учётом их стоимости. Положение по бухгалтерскому учёту “Учёт материально-производственных запасов”, утверждённое Приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 года устанавливает 3 способа оценки выбывающих МПЗ - по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Первый способ характерен для оценки объектов так называемого специального предназначения – драгоценных и редкоземельных металлов, драгоценных и поделочных камней и так далее. Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе объектов путем деления общей себестоимости этой группы на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Способ ФИФО подразумевает оценку объектов МПЗ, производимую по фактической себестоимости последних по времени приобретений, при этом в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.В случаях обнаружения хищения, недостачи и тому подобных фактов утраты ценностей, аудитором должен быть проведён контроль правильности списания объектов МПЗ. Отражение списания недостач и хищений происходит по кредиту счёта 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” и дебету соответствующих счетов – 91, 73 и других. Когда недостача образуется в результате виновных действий работников предприятия, аудитор в обязательном порядке проверяет соблюдение при списании сумм недостачи требований трудового законодательства. В соответствии с ТК РФ списание с виновного лица ущерба в полном его размере возможно в случаях существования соглашения о полной материальной ответственности, недостачи ценностей, вверенных на основании договора, умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, причинения ущерба в результате преступления или административного проступка, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну и причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Соответственно, наряду с первоначальной проводкой, должна быть также отражена и разница между фактической и рыночной стоимостью списываемого объекта МПЗ. Такое отражение производится по дебету счёта 73 в корреспонденции с кредитом счёта 98 “Доходы будущих периодов”, субсчёт 4 “Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоим остью по недостачам ценностей”.

Первичными документами, подтверждающими продажу материалов и служащими основой для отражения в бухгалтерском учете, являются:

- накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) с приложением договора купли-продажи;- счет-фактура на проданные материалы;- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов. При перевозке материалов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная.

При продаже организацией материалов юридическим и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя).

Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При продаже материалов организация учитывает по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж следующие суммы, подлежащие оплате покупателем:

- стоимость отгруженных материалов по договорным ценам;- налог на добавленную стоимость.

При продаже материалов их стоимость списывается со счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

На этом же счете выявляется финансовый результат от продажи материалов. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Для целей бухгалтерского учета поступления от продажи материалов относятся к прочим доходам.Данная норма справедлива в тех случаях, когда продажа материалов не является для организации обычным видом деятельности, т.е. не носит систематического характера.

Расходы, связанные с продажей материалов, относятся к прочим расходам.Налоговые аспекты. Рыночная цена продаваемых материалов должна включать в себя сумму НДС, так как операция по продаже материалов подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.Сумма налога указывается в счете-фактуре, выписываемой организацией и регистрируемой в книге продаж. -В общем случае налоговая база при реализации материалов определяется как рыночная стоимость этих материалов без включения в нее суммы НДС.В случае если продаваемые материалы ранее были приняты к учету по первоначальной стоимости с учетом уплаченного НДС, то налоговая база определяется как разница между рыночной ценой реализуемых материалов с учетом НДС и стоимостью реализуемых материалов.Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с выручки от продажи материалов, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость») и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».Для целей налогового учета расходы, связанные с продажей материалов учитываются, т.е. могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Иными словами, организация вправе уменьшить доходы от реализации такого имущества на сумму расходов, непосредственно связанных с его продажей.

Применительно к материалам в состав этих расходов включаются цена их приобретения (создания) и расходы, связанные с их продажей.

Если цена приобретения (создания) материалов с учетом расходов, связанных с их реализацией, превышает выручку от реализации материалов, то разница между этими величинами признается убытком организации, учитываемым в целях налогообложения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных