ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Более точный выбор посадки
Высота седла. Сидя в седле, нога, опущенная пяткой на педаль в вертикальном положении шатунов, должна быть чуть согнутой. Угол между бедром и голенью составляет около 165...170° (см. рис. 2). Положение седла по горизонтали - Центровое. Обычно используют спринтеры, так как такое положение седла позволяет эффективнее использовать силу мышц. При этом отвес из центра коленного сустава, выдвинутого вперед в горизонтальном положении шатунов, проходит через ось педали. - Смещенное вперед (работа ног "под себя"). Используют гонщики с лидером для приближения к мотоциклисту в более разреженное пространство. Переход к посадке "под себя" путей сдвига по седлу вперед используется при подъеме в гору, при ускорении и финишировании, т.е. когда нужны большие усилия (си. рис. 2). - Смещенное назад (работа ног "от себя"). Применяют преследователи и шоссейники для большей непринужденности посадки и удобства педалирования в течение длительного времени. При посадке "от себя" отвес проходит на 1...5 см за осью педали (см.рис.З). Возможность сдвигаться по седлу позволяет велосипедисту в зависимости от условий езды либо прикладывать большие усилия (сдвиг вперед), либо при меньших усилиях ехать в непринужденной посадке (сдвиг назад). Положение стопы на педали (рис. 4). Продольная ось стопы либо параллельна плоскости шатуна, либо немного ближе пяткой к шатуну. Ось педали находится под основанием большого пальца (см. рис. 4) Этому положению соответствуют в среднем следующие расстояния L от носка велотуфли до прорези шипа (табл. 2). Рис. 4. Фиксация положения стопы па педали с помощью шипов: а - дюралюминиевого или пластмассового на заклепках; б - кожаного, прибитого гвоздями. Глубина прорези шипов 5...10мм, ширина прорези 3 мм.
Таблица 2 Положение прорези шипа
Размер туклипсов. При вставленных в педаль шипах и заcте-гнутых ремнях просвет между туклипсом и велотуфлей должен быть минимальным, но туклипс не должен сдавливать ногу. Назначение шипов, туклипсов и ремней станет ясным при рассмотрении техники педалирования. В настоящем разделе приведены лишь ориентиры подбора рациональной посадки; дальнейшее уточнение и улучшение ее - процесс творческий, зависящий от индивидуальных особенностей велосипедиста. Как птица узнается по полету, так и велосипедист - по характерным только ему посадке в манере педалирования. 3. Некоторые механические основы езды на велосипеде Самым привлекательным в велосипеде, как раз и отвечающем смыслу этого слова, является скорость, достигаемая только собственными мускульными усилиями человека. Повышение скорости езды на велосипеде зависит прежде всего от энергетических возможностей организма, сил сопротивления движению и от эффективности перевода "живой" энергии организма в движение. Энергетические возможности организма повышаются рациональной тренировкой. Силы сопротивления снижаются при улучшении обтекаемости, качества велосипеда и дорожного покрытия. Эффективность перевода энергии организма в движение наряду с рациональной посадкой повышается при оптимизации режима затраты усилий за счет подбора частоты циклов педалирования и распределения усилий в отдельном цикле. Иными словами - за счет рациональной техники педалирования. Соотношение сил при езде на велосипеде На рис. 5 с учетом соотношения численных значений показаны силы, определяющие скорость велосипедиста при равномерном движении по горизонтальному участку: Р1 и Р2 - перпендикулярные к шатунам составляющие прикладываемых усилий.
Усилия подтягивания при использовании шипов, ремней и туклипсов составляют в среднем 25...30 % от усилий нажима Р1; Рнц - сила натяжения цепи; Рвр - сила вращения колеса, продольная составляющая силы действия колеса на покрытие; Рдв - движущая сила, продольная составляющая реакции покрытия на заднее колесо; P сопр - обобщенная сил сопротивления движение, зависящая от характера движения;
Рсопр = -Рдв - Твел = Рвр + Твел = Рвозд + Ткач * Твел (величины векторные), где Рвозд - сила сопротивлении встречного потока воздуха; Ткач - сила трения качения; Твел - сила трения в велосипеде, приведенная к направлению движения. Исследования, проводимые в аэродинамической трубе и методом буксировки через динамометр, показывают, что основное сопротивление движению оказывает встречный поток воздуха, В низкой об-текаемой посадке при скорости около 40 км/ч, хорошем покрытии и исправном состоянии гоночного велосипеда общие затраты усилий распределяются оледующим образом: Pвозд ~ 90 % Р сопр, Ткач ~ 7% Рсопр и Твел~ 3% Рсопр. При этом около 70% силы сопротивления воздуха создается велосипедистом, а остальное - велосипедом. Ткач зависит от покрытия, типа шин и степени их накачки, 90 % потерь на трение в велосипеде приходится на цепную передачу и каретку, остальное - на втулки колес. В низкой посадке Рсопр при скорости 10, 40 и 60 км/ч составляют соответственно около 3, 23 и 45 Н. При переходе из посадки "на низ руля" в посадку "за верх руля" на скорости около 50 км/ч сила сопротивления возрастает о 26 до 60 Н. Используя приведенные данные, рассмотрим следующие характерные случаи движения на велооипеде о различными соотношениями сил сопротивления и оценим значения сил движения Рвр, Рвд и Р1 + Р2. а) Равномерное движение по горизонтальному участку со скоростью около 40 км/ч в низкой посадке. Рвр =Рдв ~ Рсопр ~ 23 Н, Рвозд ~ 21 Н Ткач ~ 2 Н, Твел ~ 1 Н Принимая отношение диаметров колеса (27 дюймов) и ведомой шестерни (например, с 15 зубьями и шагом 12,7 ми) приблизительно равным 10, для силы натяжения цепи получим Рнц~ 230 Н. Принимая отношение длины шатуна (например, 170 мм) и радиуса ведущей шестерни (например, с 50 зубьями) приблизительно равным 1,3, для суммарных усилий на шатунах получим Р1 + Р2 ~ 180 Н. б) Движение с ускорением 1 м/с2 при скорости около 40 км/ч Рвр = Рдв ~ 90Н, из них Рускорения ~ 70 Н и Рвозд ~ 20 Н. Рнц ~ 900 Н (при задней ведомой шестерне с 15 зубьями) Р1 + Р2 ~ 700 Н (при передней ведущей шестерне с 50 зубьями). в) Подъем в гору с крутизной 1:10 со скоростью 20 км/ч Рвр = Рдв~ 75 Н, из них Рскатывания~ 70 Н и Рвозд~ 5 Н Рнц ~ 670 Н (при задней ведомой шестерне с 19 зубьями) Р1 + Р2 ~ 510 Н (при передней ведущей шестерне с 50 зубьями). Приведенные оценки суммарных тангенциальных усилий Р1 + Р2 является некоторыми средними для реально прикладываемых сильно пульсирующих усилий. Например, при езде на дорожном велосипеде усилия в верхней и нижней "мертвых" точках падают практически до нуля. Использование шипов, туклипсов и ремней на гоночном велосипеде может повысить усилия обеих ног вблизи этих точек, однако неравномерность распределения усилий в цикле остается существенной (рис. 6). Поэтому, на самом деяе, рассмотренные случаи движения носят не строго равномерный или равномерно-ускоренный характер, а является пульсирующими. Наиболее наглядно это проявляется при разгоне с места, когда усилия нажима могут превышать 1000 Н, а вблизи "мертвых" точек практически отсутствуют. При этом велосипедист набирает скорость скачками. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|