ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Потребительские свойства товаровСвойство товара – это его объективная особенность, т.е. то, что один товар отличает от другого. Свойства товаров, обуславливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления называют потребительскими. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы: назначение – функционального, социального, классификационного универсального; надежности – долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость; эргономические – гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические; эстетические; безопасности – химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная. Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду (при производстве, потреблении, хранении, транспортировании и утилизации). Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования. Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых или свойств с учетом различных видов опасностей. Требования, предъявляемые товарам. Все товары должны соответствовать определенным требования. Требования к товарам различны в виду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования. Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические. Текущие – это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства и регламентируются стандартами и техническими условиями. Перспективные – это требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства, эти требования со временем переходят в текущие. Общие – это требования к одному или преобладающему большинству товаров (прочность, надежность в эксплуатации, удобство пользования). Для всех товаров важнейшим является требование безвредности для организма человека. Специфические требования к товарам определяются условиями их эксплуатации. Все требования к товарам подразделяют на требования социального назначения, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, экономические, стандартизации и унификации. Качество товара. Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Качество – совокупность характеристик, объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности. Требования к качеству – выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объектам. Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечивается материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочими и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ. В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам, обуславливающим качество. Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении. Свойства продукции могут быть простыми (характеризуется одной особенностью) и сложными (включает комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности). Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции. Каждый показатель имеет наименование и значение. Наименование показателя служит качественной характеристикой товара. Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности). Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия определенным требованиям или для констатации результатов измерений.Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные и комплексные) или от назначения (базовые и определяющие). Классификация показателей качества и их значений представлена на рис.8.
Рис. 8. Классификация показателей качества Оценка качества. Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями. При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей чрезвычайно важно правильно выбрать из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей. Деятельность по оценке качества скидывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности: · выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей их определяющих; · определение действительных значений показателей качеств; · сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым. Градация качества, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющие тоже самое функциональное применение, но различные требования к качеству. Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. На рис. 9 приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества градации и классы качества. Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная – нестандартная или брак. К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным). Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Различают устранимый и неустранимый брак. Разновидностью брака с не устраненными значительными дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а к критическими к неликвидным. В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса. К первому классу относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, которые полежат реализации без каких-либо ограничений. Второй класс – товары, условно пригодные для использования. Принадлежность к нему определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту. Третий класс – опасные товары, непригодные для использованья по назначению. Эти товары не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизации с соблюдением определенных правил.
Рис. 9. Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|