Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Географическое положение Месопотамии




Египет в древности называли даром Нила. Назвать же Месопотамию даром Евфрата и Тигра было бы не совсем правильно, хотя в значительной части она была обязана своим экономическим благосостоянием и культурным расцветом несомненно этим двум рекам. Немаловажен и тот факт, что именно те области, где развивались древнейшие цивилизации человечества, геологически сравнительно молоды. Они возникли в период, когда прошлое других областей уже исчислялось тысячелетиями. Эти области не прелыщали человека до тех пор, пока он не достиг ступени производителя пищи, а находился лишь на стадии ее собирательства.

В настоящее время Тигр и Евфрат перед впадением в Персидский залив сливаются, образуя общее русло Шатт эль-Араб (см. карту № 1).

Евфрат и Тигр — жизненные артерии страны

Евфрат, который шумеры называли Буранун, а аккадцы Пуратту, берет свое начало на Армянском нагорье; его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются.

Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат) также берет свое начало в горах Армении на высоте около 2000 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом Тигр был бурливее и в два раза полноводнее. Длина Тигра 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались негостеприимные болота и топи, называвшиеся вавилонянами "Горькой рекой". Через эту область Евфрат нес свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был "Нижним морем" в отличие от "Верхнего", как они называли Средиземное море.

У обеих рек мало притоков. В Евфрат вливаются лишь Балих и Хабур слева и небольшая река Сагур (совр. Саджур) справа. В Тигр вливаются с востока Верхний и Нижний Заб и Дияла (по-ассирийски Турнату). Притоки Керхе и Карун в древности вливались по всей вероятности в Персидский залив самостоятельно и назывались Укну и Улай.

Центр развития общества Двуречья и его культуры находился в долине Евфрата и Тигра. Эта область напоминала продолговатую чашу, нижний конец которой был открыт в сторону Персидского залива, тогда как остальная часть была окаймлена горами, пустыней и степью. На востоке высятся горы Загра (Загроса), которые отделяют Двуречье от Иранского нагорья, на севере — Армянские горы, на западе простирается сирийско-аравийская пустыня. Месопотамия, конечно, не была замкнутым миром. В литературе образно говорят о странах "Благодатного полумесяца" (Fertile Crescent); западный рог этого полумесяца охватывает Палестину, Финикию и Сирию, его среднюю часть составляет именно северная Месопотамия, а восточный рог направлен к вавилонской области при устье Евфрата и Тигра. Население соседних областей, неплодородных и негостеприимных, смотрело на Двуречье, как на страну благоденствия и изобилия, и предпринимало на нее набеги, которые порой венчались успехом. С другой стороны, и правители Двуречья старались расширить свою территорию и захватить в первую очередь то, чего в Двуречье не было — дерево, камень и металл. Кроме того, развивались и торговые связи, превратившие Двуречье в один из важнейших перекрестков Древнего Востока.

Городские поселения

Общественная, экономическая и культурная жизнь сосредотачивалась главным образом в городах, расположенных вдоль обеих рек (см. карту № 2). На среднем течении Евфрата, недалеко от нынешней иракско-сирийской границы, находился знаменитый город Мари (совр. Телль-Харири), который в дохаммурапиевский период играл важную роль в истории Двуречья. Далее по течению реки был город Тутул (Дулдули, совр. Хит), где добывался асфальт, использовавшийся уже в древние времена для скрепления камней при возведении стен. Затем можно привести Палукат (совр. Феллуджа), расположенный уже на аллювиальной равнине. В тех местах, где расстояние между Евфратом и Тигром составляет всего 30 км, находился важный вавилонский город Сиппар (совр. Абу-Хабба). Столицу Вавилон Евфрат делил на две части (при Навуходоносоре II /604—561 гг. до н. э./ они были соединены каменным мостом). Город Шуруппак (совр. Фара), которому отводилась важная роль в вавилонской легенде о потопе, также был расположен на Евфрате, русло которого в настоящее время находится довольно далеко от развалин древнего города. Также далеко от Езфрата лежат и развалины города Урука (совр. Варка), где обнаружены важные памятники времен доисторического заселения, и города Ура (совр. Телль--Мукайар), который, согласно Библии, был родиной Авраама (Ур халдейский); Ур прославили и богатые археологические находки, особенно в обнаруженных там царских гробницах. В самом нижнем течении Евфрата находился город Эриду (совр. Абу-Шахрейн), где жил — согласно вавилонской легенде — первый человек по имени Адапа.

Вдоль Тигра, где условия для жизни были не столь благоприятны, находилось сравнительно мало крупных поселений. В первую очередь можно назвать известную резиденцию ассирийских правителей Ниневию (совр. Куюнджик). При устье Верхнего Ji6a находилась другая ассирийская резиденция и крепость Кальку (совр. Нимруд). Равно и Ашшур (совр. Каль'ат-Шеркат), также одна из резиденций ассирийских царей на крутом берегу Тигра, служил вместе с тем и крепостью. Последним городом на Тигре, заслуживающим упоминания, был Упи (Опис, греческая Селевкия, совр. Телль-Омар, юго-восточнее Багдада), расположенный как раз в том месте, где Евфрат наиболее приближается к Тигру.

Ряд городов Двуречья был расположен и вдали от обеих рек, в первую очередь на юге Шумера. Из них особенно важным была Ларса (совр. Сенкере), известный центр культа бога Солнца, и соперничавший с ней Исин (совр. Бахрият), резиденция влиятельной династии дохаммурапиевского периода. Другой соперничавшей парой были шумерские города Лагаш (совр. Телло) и Умма (совр. Джоха). Из крупных центров этой области заслуживает еще упоминания Дер (совр. Бедре), к востоку от Тигра, который был цитаделью, отражавшей набеги варварских племен с востока и севера. В средней Вавилонии назовем Куту (совр. Телль-Ибрагим), центр культа бога смерти Нергала, а также расположенные неподалеку друг от друга города Киш и Хурсаг-Калама (совр. Телль-Охеймир и Ингхара). Южнее Вавилона, там, где ныне находится Бирс-Нимруд, мы найдем развалины Борсиппы; остатки ее зиккурата, относящегося к первой половине I тысячелетия до н. э., ранее считали "Вавилонской башней". Еще южнее находился город Дилъбат (ныне Дулаим), известный своим развитым сельским хозяйством. На восток отсюда, между Евфратом и Тигром находился древний шумерский религиозный и культурный центр Ниппур (совр. Нуффар), а недалеко от него — один из древнейших шумерских городов Пузриш-Даган (совр. Дрехем), известный по множеству найденных там табличек эпохи III династии Ура, содержащих хозяйственные отчеты.

Из ассирийских городов, не расположенных на берегах Тигра, мы можем в первую очередь назвать Арба-илу (совр. Эрбиль). Он был известен по культу богини Иштар, а позже — по победе Александра Македонского над персами. Неподалеку от Ниневии Саргон II построил свою резиденцию и крепость Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад). Весьма оживленными городами уже на границе ассирийской области были Аррапха и Нузу недалеко от современного известного иракского нефтяного центра Киркука. Новые археологические раскопки на Телль-Асмаре показали, что важное значение имел город Эшнунна, где были найдены древнейшие из известных до сего времени законов на аккадском языке. Могущество этого города было подорвано лишь Хаммурапи.

Ирригационные сооружения

Основанию и росту поселений на территории, отдаленной от главных водных артерий, способствовала густая сеть каналов. На их сооружение и поддержание в порядке затрачивался огромный труд. По ним отводилась речная вода, которой было слишком много во время весеннего разлива, но из-за недостатка которой летом страдали поля, отдаленные от рек. Большое внимание уделялось также строительству и укреплению дамб и различных ирригационных сооружений (плотин, колодцев, оросительных сооружений, подобных египетским шадуфам и т. п.). О важности каналов говорит и тот факт, что вавилонские правители называли годы своего правления по строительству каналов. Названия давно уже исчезнувших каналов, расположение которых мы не можем установить даже приблизительно, дошли до нас в клинописных документах. Еще и теперь бывает, что новый канал строят на месте его древнего предшественника — например, канал Хандие, начинающийся у Феллуджи, идет вдоль правого берега Евфрата так же, как это было в древней Месопотамии. Наиболее густой была сеть каналов на юге страны. Город Лагаш был соединен каналом прямо с морем. Сооружение каналов в гористой Ассирии требовало значительно больших затрат. Некоторые из этих каналов играли роль водопроводов, снабжающих ассирийские города питьевой водой. По сей день поражают остатки большого канала, проходящего в Негубу даже через туннель в скалах, который был построен по распоряжению ассирийского правителя Асархаддона.

Итак, вода была основой благосостояния с того времени, как люди начали оседать в Двуречье. Потребовалось много времени и труда, чтобы этот дар природы служил общему благу. Вода и все, что с ней связано, были жизненно важны для всех живших здесь людей, так как без воды вся область превратилась бы в пустыню и болота. Но дело было не только в том, чтобы обеспечить себя водой; во время весенних разливов приходилось бороться с ее излишком, а также с болотами и топями, особенно на юге Двуречья. Таким образом, необходимо было заботиться, с одной стороны, о том, чтобы разлившиеся реки оставляли на земле плодородный слой ила, но при этом не смывали с полей верхний слой почвы, а с другой — принять меры к осушению болот там, где земля могла быть использована для земледелия.

Ирригационные работы, сооружение каналов, возведение дамб и плотин, а также их обслуживание, поддержание и усовершенствование — все это было не под силу одному человеку или даже одной семье. Здесь необходимо было сотрудничество более крупной группы, желавшей с успехом вести хозяйство на земле, на которой она поселилась. Это приводило к созданию объединений из ряда семей — общин. В древнейшей истории Двуречья они играли важную роль и оставленный ими след заметен и в то время, когда облик общества Двуречья уже принимает классовый характер. Община Двуречья, корни которой уходят в родовое общество при первобытнообщинном строе, представляет собой совокупность поселенцев, часто уже не связанных кровными узами, которых объединяла необходимость совместного труда в производственном процессе и общая заинтересованность в его успехе.

В период, когда рост производства зависел главным образом от усовершенствования системы орошения, создавался организационный аппарат, сосредотачивавший в своих руках заботу о правильном использовании этой системы и решавший вопросы ее необходимости и целесообразности. Этот аппарат возглавлялся лицами, которые, сосредоточив в своих руках большое количество средств производства и накопив определенные знания, образовали ведущий слой. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью.

Наибольшую пользу ирригационная сеть приносила тогда, когда она охватывала обширную область. Как только одна из областей начинала присваивать воду исключительно для себя и препятствовала соседям пользоваться ею, начинались трения и вооруженные столкновения. Эти конфликты приводили к возникновению более крупных государственных объединений, которые в результате новых военных столкновений сливались в еще более крупное образование, охватывающее уже обширную территорию долины Евфрата и Тигра. Появляется первое деспотическое государство Двуречья, в котором экономические и производственные отношения, а также отношения собственности находят свое отражение в классовой структуре общества, главой которого становится правитель-деспот. Время общинного строя близится к закату, общинные должности замещаются уже по воле деспота. Община превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы.

Общественно-экономическое развитие отразилось и на развитии культуры: экономические потребности вызвали необходимость ведения хозяйственной отчетности при помощи записей. Первоначально знаками, напоминающими рисунки, а позже клинописью на глиняных табличках фиксировались самые разнообразные данные, как например, списки работников с указанием размеров их кормления или наемной платы, записи о жертвоприношениях, податях или различных общественных повинностях, а также первые договоры купли-продажи. Экономические нужды, прежде всего в сельском хозяйстве, привели, таким образом, к изобретению клинописи, крупнейшего вклада общества Двуречья в мировую культуру. Эти же потребности и привели к созданию точных мер и весов, введению календаря и к зарождению астрономии. Так в этих краях медленно и с трудом рождалась одна из древнейших культур человеческого общества.

Отрицательные стороны природных условий Двуречья

С одной стороны, в Двуречье был избыток плодородной земли, которая благодаря труду человека и благоприятным природным условиям давала богатый урожай. С другой стороны, здесь нехватало важнейшего сырья — дерева, камня и металла. Рощи финиковых пальм не давали подходящего строительного материала. Поэтому строительный лес приходилось привозить из отдаленных областей, как и камень, металлы и драгоценные камни. Не всегда можно было приобрести это сырье мирным путем в порядке обмена или купли. Нередко из-за него совершались грабительские набеги или военные походы.

В заключение еще раз вернемся к воде, стихии, которая была основой благосостояния всей страны. Вода, не укрощенная человеческой силой, превращалась в жестокого врага. Наводнения, особенно в то время, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива на материк и уровень Евфрата и Тигра высоко поднимался, — принимали такие размеры, что приводили к крупным катастрофам. Воспоминания об одном особенно сильном наводнении так глубоко врезались в память тех, кто его пережил, что предание о нем переходило из поколения в поколение, а позже было увековечено в литературной форме в легенде о потопе — части знаменитого эпоса о древнем богатыре Гильгамеше. Это сказание Двуречья на тысячу лет старше известной библейской легенды.

Однако археологические раскопки до сих пор не подтвердили того факта, что такая крупная катастрофа постигла всю Вавилонию. До настоящего времени лишь в одном месте, в Уре, найден слой, образованный сильными наносами, перекрывшими нижний слой более древнего заселения, относящийся ко времени до наводнения. Это свидетельствует скорее о том, что хотя наводнения в Вавилонии могли быть весьма крупными, они едва ли превышали размеры местной катастрофы. В последнее время дается совершенно иное объяснение происхождения этого "потопного" слоя в Уре. Его считают так наз. эоловым образованием, возникшим в результате деятельности ветров и не имеющим ничего общего с потопом.

Архитектура

Городское строительство развивалось весьма бурно начиная с шумерских времен. Города по периметру окружались массивной стеной, но застраивались хаотично. Жилые дома были прямоугольными одно-двухэтажными, обязательно с внутренним двориком. Шумеры уже использовали такие архитектурные элементы как арка, купол, пилястры, фриз и др. Основными строительными материалами служили камень и сырцовый кирпич. Применение необожженного кирпича обусловило то, что большинство построек дошло до нас в сильно разрушенном виде. Наиболее значимыми постройками были культовые здания и дворцы. Для украшения фасадов и внутренних интерьеров применялись барельефы, монументальная скульптура, росписи. Особенно полно представлены материалы по архитектурным сооружениям Персеполя.

-------------------------------------
Культовые здания строились в каждом крупном городе, как правило, в центре и посвящались богу покровителю города. Храм строился в виде горы, как места обитания бога, поэтому основным типом храма в Месопотамии был зиккурат – многоступенчатая пирамида с зданием храма наверху. Храмы обычно возводились на возвышенностях. Для создания оптического эффекта устремленности вверх нижние ступени зиккурата окрашивались в тёмные цвета, а верхние в светлые цвета. Ступени зиккурата и территория вокруг него украшалась зелёными насаждениями.

-------------------------
Зиккураты.

ыл в Месопотамии и свой тип храма - зиккурат. В отличие от пирамиды, зиккурат представлял собой постепенно сужающуюся кверху "пирамидку" квадратных параллелепипедов. Старейшим зиккуратам более 3000 лет, хотя большая их часть строилась в первом тысячелетии до Нашей эры. Удивительно, но некоторые из них сохранились. Правда, в отличие от Пирамид, находятся зиккураты в не очень-то туристических Ираке и Иране.

Зиккурат Чога-Зембиль - старейший из уцелевших (1250 лет до Н.Э.), расположен в Иране. Как часто бывает, это остаток относительно небольшого Эламского царства, глубокой окраины Месопотамского мира, за пределами собственно Двуречья: Крупнейший зиккурат располагался в Вавилоне, и его высота, по некоторым оценкам, достигала 250 метров - именно главный вавилонских храм и послужил легендой о Вавилонской башне.


. Дворцы правителей Месопотамских государств начиная с шумеров и заканчивая персами представляли из себя сочетание парадных покоев и крепости. Они были весьма обширны и хорошо укреплены, строились как правило на открытом возвышенном месте, на специально созданной ровной террасе. Предназначались не только для царя и его семьи, но и для многочисленной свиты и прислуги. Состояли из множества обширных помещений предназначенных для административных нужд, для бытовых занятий и увеселений. Наиболее хорошо сохранились и изучены дворец Нимрода, Дворец Ашурбанипала, Дворец Навуходоносора и дворцы Дария и Ксеркса в Персеполе.

Дворец Нимрода
. Дворец Ашурбанипала в Нинивее
.Дворец Навуходоносора в Вавилоне

Барельефы
Скульптурные изображения или орнамент, выступающие на плоской поверхности менее чем на половину изображенного предмета. Употреблялись для украшения значимых построек повсеместно и были достаточно разнообразны, выбивались на массивных каменных плитах или изготовлялись из глины, часто раскрашивались, дополнялись надписями. Излюбленными сюжетами барельефов были сцены войны и охоты, царских приемов. Примером барельефов могут служить и цилиндрические печати и стелы, устанавливаемые в честь каких-то значимых событий. Барельефы являются ценным Обычно внушительные каменные изваяния в виде мифических существ или животных украшали порталы царских дворцов.

капитель с быками
крылатые быки
львиные ворота

Росписи – росписи, как элемент интерьера сохранились большей частью во внутренних интерьерах дворцов и представляют собой раскрашенные выпуклые и плоские изразцы, образующие цельную монументальную красочную картину, таковы, например, росписи внутренних помещений вавилонского дворца и ворот богини Иштар. Основными героями росписей являются животные и мифические существа.


Мелкая пластика
Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины со стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к V-IV тыс. до н. э.
С середины IV тыс. до н. э. появляется гончарный круг, стены зданий украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В к. IV-нач.III тыс. до н.э. получает развитие круглая скульптура, складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа, расцветает искусство глиптики
Мелкая скульптурная пластика создавалась как отдельными предметами, так и в качестве элементов украшения различных изделий (посуды, мебели, оружия и т.д.). Изготовлялись небольшие скульптуры из самых разнообразных материалов металлопластикой,

 

 

Высокий Ренеанс в Италии. Леонардо да Винчи.

В трудные для Италии времена наступает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения — так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал, таким образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Леонардо да Винчи (1452—1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его «Благовещение» по детализации еще обнаруживает тесные связи с Кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса. От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов» и «Св. Иероним». Вероятно, в середине 80-х годов была создана в старинной технике темперы и «Мадонна Литта», в образе которой нашел выражение тип леонардовской женской красоты: тяжелые полуопущенные веки и едва уловимая улыбка придают лицу мадонны особую одухотворенность. Укрепление и украшение миланской крепости (Castello Sforzesсо), оформление постоянных празднеств и многочисленных свадеб, научные занятия отрывали Леонардо от искусства. При всем этом миланский период, длившийся с 1482 по 1499 г., был одним из самых плодотворных в творчестве мастера, открывшим собой начало его художественной зрелости. Именно с этого времени Леонардо становится ведущим художником Италии: в архитектуре он занят проектированием идеального города, в скульптуре — созданием конного монумента, в живописи — написанием большого алтарного образа. И каждое из созданных им творений было открытием в искусстве. Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»). Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса, интересная еще и тем, что в ней в полной мере выразились особенности леонардовской манеры письма. Создав в изображении мадонны с младенцами Христом и Иоанном и ангелом образ обобщенный, собирательный, идеально прекрасный при сохранении всех черт жизненной убедительности, Леонардо как бы подвел итог всем исканиям эпохи Кватроченто и обратил взор в будущее. Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495—1498). Христос в последний раз встречается за ужином со своими учениками, чтобы объявить им о предательстве одного из них. «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня». Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на слова учителя. Эта реакция различна, но в картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдержанного внутреннего движения. Художник много раз менял композицию, но не изменил главному принципу: в основу композиции положен точный математический расчет. За длинным столом, параллельно линии холста сидят тринадцать человек: двое — в профиль к зрителю по бокам стола, а одиннадцать—лицом. Замком композиции является фигура Христа, помещенная в центре, на фоне дверного проема, за которым открывается пейзаж; глаза Христа опущены, на лице покорность высшей воле, печаль, сознание неизбежности ожидающей его судьбы. Остальные двенадцать человек разбиты на четыре группы по три человека в каждой. Все лица освещены, за исключением лица Иуды, обращенного в профиль к зрителю и спиной к источнику света, что отвечало замыслу Леонардо: выделить его среди остальных учеников, сделать почти физически ощутимой его черную, предательскую суть. В отличие от многих работ Кватроченто в росписи Леонардо нет никаких иллюзионистических приемов, позволяющих реальному пространству переходить в изображаемое. Но расположенная вдоль стены трапезной роспись подчинила себе весь интерьер. И это леонардовское умение подчинить себе пространство в большой степени проложило путь Рафаэлю и Микеланджело. Судьба стенописи Леонардо трагична: он сам споспешествовал быстрому ее осыпанию, делая опыты смешения темперы и масла, экспериментируя над красками и грунтом. С 1499 г. начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция и, наконец, родной город художника — Флоренция, где он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которому создает картину маслом в Милане (куда возвратился в 1506 г.). Недолгое время Леонардо пробыл на службе у Цезаря Борджиа, а весной 1503 г. вернулся во Флоренцию, где получил от Пьетро Содерини, теперь пожизненного гонфалоньера, заказ на роспись стены нового зала палаццо Синьории (противоположную стену должен был расписывать Микеланджело). Леонардо исполнил картон на тему битвы миланцев и флорентийцев при Ангиари — момент ожесточенной схватки за знамя, Микеланджело — битву при Кашине — момент, когда по сигналу тревоги солдаты выходят из пруда. Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы, ставший одной из самых знаменитых картин в мире. Портрет Моны Лизы Джоконды — это решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. При всем бесспорном физиономическом сходстве портреты Кватроченто отличались если не внешней, то внутренней скованностью. Величавость Моне Лизе сообщает уже одно сопоставление ее сильно выдвинутой к краю холста подчеркнуто объемной фигуры с видимым как бы издалека ландшафтом со скалами и ручьями, тающим, манящим, неуловимым и потому при всей реальности мотива фантастичным. Эта же неуловимость есть и в самом облике Джоконды, в ее лице, в котором ощущается волевое начало, напряженная интеллектуальная жизнь, в ее взгляде, умном и проницательном, как бы неотрывно следящим за зрителем, в ее еле заметной, завораживающей улыбке. Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Леонардо известен также как разносторонний ученый. Его научные открытия, например, его изыскания в области летательных аппаратов представляют интерес и в наш век космонавтики. Тысячи страниц рукописей Леонардо, охватывая буквально все области знания, свидетельствуют об универсальности его гения.

 

 

 


 

 

 

Искусство Месопотамии:дорога процессий, дворцы Навухудонасора и Висячие сады Семирамиды.

дворцы Навухудонасора:

Руины Вавилона привлекли внимание археологов еще в 1850 году, их обследованием занимались А. Г. Лэйярд, О. Рассам, Дж. Смит и другие ученые, а с 1899 года здесь начались систематические археологические раскопки, и город переживает свое третье рождение.

Сами жители считали свой город центром Вселенной, что видно из дошедшей до нас картографической схемы. Древние путешествен ники и купцы, подъезжая к Вавилону с севера по реке Евфрат, прежде всего поражались его огромным стенам, которые окружали город снаружи. Своей толщиной они не уступали стенам Дур-Шаррукина, и потому на них были выстроены казармы для солдат гарнизона, охранявшего город.

Навуходоносор II очень много строил в Вавилоне. Превратив столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: «Я окружил Вавилон с Востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами».

Двести пятьдесят башен защищали город, имевший около 60 миль в окружности. Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный царский дворец. Один из дворцов был цитаделью, а другой — местом пребывания царей.

Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены с «Воротами Иштар», между «Дорогой процессий» и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение.

Это был Южный дворец, руины которого под холмом Каср отрыл Роберт Кольдевей. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода «крепостью в крепости».

Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока. Отсюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг пер вого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго — для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца.

С южной стороны третьего двора размещался вытянутый поперек, самый большой по площади (52х17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнаментами и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон, ученые назвали его «Залом для царских приемов» (Тронным залом).

Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг чет вертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров.

Прежний дворец Навуходоносора II тоже был выстроен с необычайным великолепием, но он состоял всего из трех палат, разделенных стеною. В этом дворце, точно сдавленном крепостными стенами, Навуходоносор II и его семья должны были чувствовать себя, как в темнице, поэтому царь и выстроил себе новый дворец — более приветливый и весь утопающий в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях.

Набережную перед дворцом тоже выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу. Многочисленные грузовые и пассажирские суда, сновавшие взад и вперед по Евфрату, на далеком расстоянии обходили царскую пристань и плыли дальше по своим делам.

В северо-восточной части дворца, на многоэтажной башне, фундамент которой обнаружили во время археологических раскопок, были сооружены знаменитые «Висячие сады».

Во время господства в Вавилоне персов дворец Навуходоносора II приходит в запустение: в нем лишь изредка останавливались персидские цари, совершая инспекторские поездки по своей огромной империи. Но пройдет совсем немного времени, и дворец Навуходоносора II вновь обретет былую славу. В IV веке до нашей эры он сделался резиденцией «завоевателя мира» Александра Македонского. Тронный зал дворца стал последним местом пребывания на земле великого полководца, проведшего 16 лет в беспрерывных боях и сражениях и не проигравшего ни одного из них.

В настоящее время ученые реконструировали дворец Навуходоносора II. Анфилада многочисленных комнат, бесконечные лестницы, и кажется, что из этого лабиринта нет выхода — перед глазами только стены комнат, выложенные современным кирпичом светложелтого цвета.

А от настоящего дворца остался только базальтовый лев, некогда стороживший покои Навуходоносора II. Всепожирающее время пощадило древнюю скульптуру и разрушило ее лишь отчасти. Поднятая на каменный пьедестал фигура льва неизменно привлекает внимание туристов, ведь ему более 2500 лет. Но он как будто и сейчас готов нести свою нелегкую службу.

Висячие сады Семирамиды.

Висячие сады Вавилона моложе пирамид. Они строились в те времена, когда уже существовала "Одиссея" и возводились греческие города. И в то же время сады куда ближе к египетскому древнему миру, нежели к миру греческому. Сады знаменуют собой закат ассиро-вавилонской державы, современницы древнего Египта, соперницы его. И если пирамиды пережили всех и живы сегодня, то висячие сады оказались недолговечными и пропали вместе с Вавилоном - величественным, но не прочным гигантом из глины.

Вавилон уже катился к закату. Он перестал быть столицей великой державы и был превращён персидскими завоевателями в центр одной из сатрапий, когда туда вошли войска Александра Македонского - человека, хотя и не построившего ни одного из чудес света, но повлиявшего в той или иной мере на судьбы многих великих памятников прошлого, на их создание или гибель.

В 331 году до нашей эры жители Вавилона отправили македонцу послов с приглашением войти в Вавилон с миром. Александр был поражён богатством и величием хотя и пришедшего в упадок, но ещё крупнейшего города мира и задержался там. В Вавилоне Александра встретили как освободителя. А впереди лежал весь мир, который следовало покорить.

Не прошло и десяти лет, как круг замкнулся. Владыка Востока Александр, усталый, измученный нечеловеческим напряжением восьми последних лет, но полный планов и замыслов возвратился в Вавилон. Он готов был уже к завоеванию Египта и походу на Запад, чтобы подчинить себе Карфаген, Италию и Испанию и дойти до предела тогдашнего мира - Геркулесовых столпов. Но в разгар приготовлений к походу занемог. Несколько дней Александр боролся с болезнью, совещался с полководцами, готовил к походу флот. В городе было жарко и пыльно. Летнее солнце сквозь марево наклоняло рыжие стены многоэтажных домов. Днём затихали шумные базары, оглушенные невиданным потоком товаров - дешёвых рабов и драгоценностей, привезенных воинами с индийских границ, - легко доставшейся, легко уходящей добычей. Жара и пыль проникали даже сквозь толстые стены дворца, и Александр задыхался - за все эти годы он так и не смог привыкнуть к жаре своих восточных владений. Он боялся умереть не потому, что трепетал перед смертью - к ней, чужой да и своей, он присмотрелся в боях. Но смерть, понятная и даже допустимая десять лет назад, сейчас была немыслима для него, живого бога. Александр не хотел умирать здесь, в пыльной духоте чужого города, так далеко от тенистых дубрав Македонии, не завершив своей судьбы. Ведь если мир столь послушно ложился к ногам его коней, то, значит, вторая половина мира должна присоединиться к первой. Он не мог умереть, не увидев и не покорив Запада.

И когда владыке стало совсем худо, он вспомнил о том единственном месте в Вавилоне, где ему должно полегчать, потому что именно там он уловил, вспомнил - а вспомнив, удивился - аромат македонского, напоённого светлым солнцем, журчанием ручейка и запахом трав леса. Александр, ещё великий, ещё живой, в последней остановке на пути в бессмертие, приказал перенести себя в висячие сады...

Навуходоносор, создавший эти сады, руководствовался благородной причудой деспота, ибо у деспотов тоже бывают причуды благородные - для кого-то, но никогда для всех. Навуходоносор любил свою молодую жену - мидийскую принцессу, тосковавшую в пыльном и лишённом зелени Вавилоне по свежему воздуху и шелесту деревьев. Царь вавилонский не перенёс столицу к зелёным холмам Мидии, а сделал то, что недоступно прочим смертным. Он перенес сюда, в центр жаркой долины, иллюзию тех холмов.

На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Вавилон доказал всему свету, что может создать первый в мире монумент в честь любви. И имя царицы сказочным образом смешалось в памяти потомков с именем иной, ассирийской правительницы, а сады стали известны как сады Семирамиды - может, это была ревность человеческой памяти, для которой великое деяние должно быть связано с великим именем. Царица Тамара никогда не жила в замке, названном её именем, и никогда, будучи женщиной благочестивой, любящей своего второго мужа и детей, не помышляла о том, чтобы скидывать со скал незадачливых любовников. Но трагедия должна быть освящена великим именем: иначе ей недостаёт драматизма.

Сады, созданные строителями Вавилона, были четырёхъярусными. Своды ярусов опирались на колонны высотой двадцать пять метров. Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листьями свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой.

Ещё шло строительство, ещё дымили кирпичные заводы, где обжигались широкие плоские кирпичи, ещё брели с низовьев Евфрата бесконечные караваны повозок с плодородным речным илом, а с севера уже прибыли семена редких трав и кустов, саженцы деревьев. Зимой, когда стало прохладнее, на тяжёлых повозках, запряженных быками, начали прибывать в город большие деревья, тщательно завернутые во влажную рогожу.

Навуходоносор доказал свою любовь. Над стометровыми стенами Вавилона, настолько широкими, что на них могли разъехаться две колесницы, поднималась зелёная шапка деревьев сада. С верхнего яруса, нежась в тенистой прохладе, слушая журчание водяных струй - день и ночь рабы качали воду из Евфрата на много километров вокруг царица видела лишь зелёную землю своей державы.

Со смертью Александра Македонского мгновенно рассыпалась его империя, растащенная на куски спесивыми полководцами. И Вавилону не пришлось вновь стать столицей мира. Он захирел, жизнь постепенно ушла из него. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора, кирпичи спешно построенных садов оказались недостаточно обожжёнными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и лестницы. Правда, деревья и экзотические цветы погибли куда раньше: некому было день и ночь качать воду из Евфрата.

Сегодня гиды в Вавилоне показывают на один из глиняных бурых холмов, напичканный, как и все холмы Вавилона, обломками кирпичей и осколками изразцов, как на остатки садов Семирамиды.

 

Искусство Византии. Влияние на русское искусство.

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно соединены утонченная декоративность, рвение к пышноватой зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубочайшая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуютстрогие нормы и каноны, а краса материального мира рассматривается только как блик неземной, божественной красы. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тин античного храма был переосмыслен в согласовании с новыми религиозными требованиями. Сейчас он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эру, а местом собрания верующих для роли в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому основное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Снаружи строения, дворцовые и культовые, получали постоянно совсем простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а время от времени (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям необыкновенную фактуру. Кирпич, время от времени в сочетании с камнем, был главным строительным материалом, определявшим внешний вид многих византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые частенько сводились в группы по два-три окна, часто разделявшихся колон-ками и объединенных наружна аркой над ними. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на больших колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады частенько обхватывали фасад на всем его протяжении.

Происхождение византийского церковного строения следует находить в античности: римские базилики, служившие в старом Риме судебными и торговыми зданиями, стали употребляться как церкви, а потом стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики различаются простотой плана: к основному прямоугольному размеру с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой). которой предшествует поперечный нефтрансепт. Частенько к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие умеренно нагрузку арок на капители колонн.

Внутри кроме главенствующего, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). позже наибольшее распространение получил тип крестово- купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расползались четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Время от времени базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

основным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632—537 гг. Зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена правителя Юстиниана. Огромный купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции строения и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством сферических треугольников — парусов. Малые купола расположены по углам, ниже центрального купола. Боковые апсиды ограничены аркадами, колонны которых были выполнены из порфира и малахита. Низ стенок облицован мраморами, а верх — мозаиками. Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Капители колонн украшены качественной резьбой по мрамору. Высота строения с куполом 55 м. Храм в плане имеет размеры приблизительно 80х72 м. В него ведет девять дверей, на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа, благословляющего верующих, и надпись - «Мир — Вам. Я—свет мира».

Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Заместо креста сейчас на нем полумесяц, символ языческих богинь Гекаты и Дианы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных