Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иконография Богоматери




Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько главных типов композиции:

Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.

Богоматерь «Великая Панагия» — «Всесвятая» — изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен выручил Еммануил.

Богоматерь «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь — поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к её щеке.

Богоматерь «Одигитрия» — поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.

«Покров Божьей Матери» — изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает нужно всеми.

есть еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, более известные из которых — «Всех скорбящих радости», «Нечаянные радости», "Неупиваемая чаша" и др.

Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, «праздничные» сюжеты (основных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесновато связана с философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись главные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого способа в странах православного круга.

 

 

 

Искусство эпохи Античности: общая характеристика и мифология.

Античное искусство - характер античного искусства

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus - древний) - исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впервые получил распространение среди писателей-гуманистов Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние культуры Египта, Месопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для европейцев культура Древней Греции - древность особого рода. Это колыбель европейской цивилизации. Греческий, а затем и латинский язык, произведения искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и географией. В том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, которые не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели, несмотря на то, что содержание этих открытий уже давно принадлежит истории. Поэтому античную культуру мы называем классической (от лат. classicus - первоклассный, образцовый), отсюда стиль Классицизма, ориентирующийся на античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности, как нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ А. Лосев (Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 (первое изд. 1930). Историю античной культуры можно условно разделить на пять основных периодов: - «гомеровская Греция» (XI-VIII вв. до н. э.- см. минойское искусство); -период архаики (VII-VI вв. н. э. - см. архаика); - период классики (V - три четверти IV в. до н. э.) - эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.- см. эллинизма искусство); - культура Древнего Рима (I в. до н. э.- V в. н. э.). Характер античной культуры и античного искусства складывался стремительно. Если в Египте в течение нескольких тысячелетий мы наблюдаем, по сути дела, неизменный образ жизни и мышления человека, то Греция за несколько веков проделала огромный путь от архаики до того периода, который мы называем классическим. Этому процессу способствовали особые этнические и географические условия. Античное искусство возникло из трех основных потоков. Первый - искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская, или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа, развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура Киклад, искусство золотых и бронзовых изделий. Второй поток - еще более древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие острова. И, наконец, третий источник - культура дорийцев, племени индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию с севера и принесшего с собой искусство геометрического стиля (см. дорийский стиль). Этническую основу античной культуры составили три основных племени: ахейцы гомеровского времени, пришельцы-северяне дорийцы и вытесненные ими в Малую Азию ионийцы (см. ионийский стиль). Все эти разнообразные элементы соединились именно в Греции, положив начало развитию единой культуры, ставшей впоследствии основой европейского искусства, чему в немалой степени способствовали и уникальные географические факторы. Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные условия и неповторимый пейзаж. Это обстоятельство способствовало сохранности отдельных и еще очень слабых очагов цивилизации от истребительных войн и массового переселения народов, какое имело место, к примеру, в степных районах Азии. С другой стороны, небольшой полуостров с крайне удлиненной изрезанной береговой линией, с множеством заливов и проливов и близко расположенных островов значительно облегчал сообщение водным путем между населявшими его народами. Это обеспечивало необходимый информационный обмен, взаимообогащение культур и давало им импульс к развитию. Климат Греции умеренно мягок и природа плодоносна ровно настолько, чтобы давать человеку все необходимое для жизни, но не настолько, чтобы начисто лишать его необходимости трудиться. Культура Греции возникла на пересечении исторических путей Средиземноморья. В морях, окружающих Грецию, столько островов, что в ясные, солнечные дни какой-нибудь один из них все время на виду у мореплавателя. В греческом пейзаже нет ничего бескрайнего, как в египетских пустынях или азиатских степях. Человек не чувствовал себя здесь затерянным и слабым, все было размеренно и ясно. И потому мироощущению древнего грека и характеру его деятельности, не была свойственна гигантомания Востока, стремление перебороть природу, утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное пространство, возводя огромные стены, башни, пирамиды. Древний эллин чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность окружающего пространства приводила его к идее соразмерности сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже боги в его представлении были совсем как люди, им были свойственны все людские страсти и слабости. Все было осязаемо и близко Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял глину перст и разум мерил землю... Мир отвечал размерам человека, И человек был мерой всех вещей. М. Волошин «Человек - мера всех вещей»,- сказал древнегреческий философ Протагор (480-410 гг. до н. э.), И эта фраза на многие века стала девизом античной, а затем и европейской культуры. Главная особенность античного художественного стиля состоит в его антропоморфизме и мерности. Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления на планете Земля. Отсюда величие эллинского искусства, прежде всего - архитектуры и скульптуры как изображения или, точнее, преображения одухотворенного человеческого тела. Другая особенность искусства Древней Греции его рационализм. Г. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал, что «греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает чувственное в осмысленное». Все, что сначала вызывает удивление, должно быть затем проанализировано и рационально объяснено. Так, в частности, математическому доказательству у эллинов подлежали даже самые очевидные вещи. Если древние шумеры или египтяне никогда даже не задумывались над тем, что казалось им само собой разумеющимся, то для эллина, к примеру, доказательство равенства геометрических фигур способом наложения их друг на друга было совершенно неубедительным. Требовалось логическое обоснование. А так называемая «Делийская задача» по удвоению объема кубического алтаря или «квадратура круга» должны были быть решены только математическим путем. Эта особенность эллинского мышления, которую Вл. Соловьев остроумно назвал «религиозным материализмом», и обусловила небывалое развитие изобразительного искусства и прежде всего архитектуры. Греки создали образ отдельно стоящей опоры - колонны. В отличие от массивных стен и объемов гигантских сооружений Древнего Востока, сплошного «леса папирусовидных опор» египетских храмов, свободно стоящая опора - совершенно новая художественная идея, выражающая свободноосознанную силу. Такой образ мог появиться только в Греции. Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру. Колонна уподоблялась фигуре человека. Отсюда греческие атланты (атлант, греч. Atlantos от atlas – несущнй, - в древнегреческой мифологии один из титанов, осужденный вечно держать на своих плечах небесный свод в наказание за восстание против богов) и кариатиды (кариатида, греч. kariatidos, - девушка плененных греками племени карийцев (kaгia), населявших юго-западную часть Малой Азии, вероятно, лишь позднее стало ассоциироваться с kara - голова, фигурой, несущей тяжесть на голове, как символом вины), поддерживающие перекрытия, а также пропорции колонн вообще, размеры капителей и баз, рассчитываемые исходя из пропорций человеческого тела. Сущность древнегреческой архитектуры заключается в логичной, размеренной расчлененности формы, зрительно выражающей разделение функций ее отдельных частей. Впоследствии в классической архитектуре такой порядок ясно выраженных соотношений несущих и несомых частей получил название «ордер» (нем. order от лат. ordin - порядок, строй). Греческий ордер - это порядок связи несущих (колонна) и несомых (антаблемент: архитрав, фриз, карниз) частей здания. Каждая часть древнегреческого храма, вплоть до мельчайшей, имела свое значение, что выражалось как членениями формы (тектоникой), так и цветом. Все без исключения детали древнегреческих зданий не разделены на конструктивные и декоративные, как в архитектуре Египта или Крита, а соединяют то и другое, они не выражают, а изображают работу конструкции: опоры, сжатия, растяжения, расчленения, связывания, основания, завершения. Это зрительное преображение простой утилитарной конструкции, вероятно первоначально деревянной и лишь затем каменной, и создает удивительное ощущение тектоничности и пластичности. Древнегреческая архитектура впервые в истории искусства стала образным осмыслением работы конструкции, и все ее элементы являются в своей сущности художественным тропом (см. аллегоризм). Характерно, что даже противники теории происхождения древнегреческой архитектуры из первоначально деревянной конструкции, как, например, Виолле-ле-Дюк, считавший, что греки сразу же стали возводить свои храмы из камня, так или иначе признают неутилитарный и не конструктивный, а художественно-образный ее смысл. Именно в этом обстоятельстве следует видеть особое значение архитектуры Древней Греции, органично соединившей отдельные достижения предшествовавших культур. Греческая скульптура архитектонична, а архитектура изобразительна, скульптурна. Границы между архитектурой, скульптурой, росписью, вазописью, торевтикой, глиптикой были относительны и подвижны, точно так же, как между конструкцией и внешней формой. Все было целостно и находилось в счастливом равновесии. Но эта гармония возникла в результате длительного процесса художественного, образного осмысления первоначальных утилитарных конструкций.
 

 

 

 

Театры Древней Греции.

Театр Греции был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Греческий театр изначально возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом. История сохранила пьесы четырех великих драматургов древности, в числе которых Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан.

В отличие от современного театра, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий. Этим объясняется и огромное число произведений, созданных древнегреческими драматургами. По подсчетам современников Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана на каждого приходилось более 90 произведений.

Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.

Обычно театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а живущие в нём люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр так органичен: в нем проявляется возвышенный, героический, высокий и торжественный космологизм.

 

 

Древнегреческая архитектура и ордерная система.

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Термин, был введён теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

В классической ордерной системе, насчитывается пять ордеров - дорический, ионический, коринфский, возникшие в Древней Греции, а тосканский и композитный сформировались позднее, уже в Древнем Риме. Первым, появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом, получили распространение другие – ионический и коринфский ордера, начиная с Древней Греции и до самой Римской империи, где их применение приобрело блее повсеместный характер.

Теперь кратенько, по порядку:

ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР стоит несколько особняком в ряду других канонических ордеров, созданных на основе античных сооружений. По описанию Витрувия, тосканский ордер имел каменные колонны, перекрытые деревянными архитравами (смотрим картинку), что позволяло значительно увеличить интерколумнии (пролёт между рядом стоящими колоннами). При его формирования, были использованы элементы дорического ордера, в несколько упрощенном виде.
Тосканский ордер наиболее простой и обобщённый по своей структуре, именно по этому, с него и начинаем.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР является наиболее распространенным ордером древнегреческой архитектуры. Его название, также встречается у Витрувия. По сравнению с тосканским, дорический ордер более сложен декоративно.

Обратите внимание, что фриз обладает существенными особенностями. Он имеет ряд своеобразных элементов, в виде слегка выступающих прямоугольников. Этот элемент дорического фриза, называется триглифом. Триглифы, располагаются по осям колонн и промежутках между ними.
Фуст дорической колонны, оформлен двадцатью желобками – каннелюрами. В поперечном разрезе, каннелюры образуют вертикальные грани – рёбра каннелюр.
Капитель и база, не существенно отличаются от аналогичных элементов тосканского ордера.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР также сформировался в Греции, в ионийских колониях Малой Азии.
Здесь, фриз часто украшается скульптурным орнаментом или надписями, а архитрав, имеет более сложное троечастное деление. Основные элементы дорической капители, такие как абака и эхин, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней, как бы вытягивается и заворачивается в спирали – волюты (итал. voluta — завиток, спираль). Спираль волюты, состоит из концентрических витков, подходящих к центру, так называемому глазку в виде маленького, слегка выпуклого кружка. Волюты, расположены только с двух фронтальных сторон колонны, и соединены между собой по боковым сторонам, колоколообразными фигурами, расширяющимися от колонны к завиткам волют.

Фуст колонны оформлен каннелюрами, не схожими с каннлюрами дорической колонны: они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми дорожками. Сами каннелюры, более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность.

 

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР появился в архитектуре античной Греции, позднее других ордеров. В архитектуре использовался крайне редко, и в основном, появлялся в качестве дополнения к основным ордерам, при оформлении интерьеров.

В каноническом коринфском ордере, колонна имеет высоту, равную 20 модулям, т.е она становится ещё более стройной по отношению к остальным.

 

Структура архитрава такая же, как в ионическом ордере, с добавлением нового элемента в поддерживающей части карниза- полки с модулями в виде кронштейнов. В карнизе, кронштейны, располагаются непосредственно под слезниковой плитой, поддерживая её.

Для капители коринфского ордера, характерна скульптурность пластической разработки. Форма и размеры лепестков, самые разнообразные. Под абакой, расположен колокол остов капители, на котором строится все богатство художественной композиции растительного орнамента капители. Орнамент выражает бурно разрастающуюся поросль аканта. Лист аканта раскрывается наподобие папоротника, раскручиваясь, соединяются в волютообразные завитки, поддерживающие углы абаки.

Фуст колонны имеет 24 каннелюры, по форме схожие с ионическим ордером.

Кстати, изображение стилизованных акантовых листьев, является одним из самых распространённых орнаментальных мотивов как античной архитектуры, так и греческой и римской, в частности. Различают более острый по форме, греческий акант – «акант колючий» и с более округлой формой, характерный для римского зодчества – «акант мягкий».

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР вцелом, является модификацией коринфского и ионического ордеров. Основные пропорции те же, что и у коринфского ордера. Композитный ордер, является целиком произведением Римской архитектуры, и относится к позднему периоду её развития (в гречес­кой системе отсутствует). Витрувий, не упоминает его как отдельный ордер, и только в 16 в. итальянский архитектор Себастьяно Серлио, разрабатывает для него особые правила построения.
В композитном ордере, можно усмотреть, черты художественного упадка, проявляющегося в излишней сложности и нагромождении форм. Особенно, критика уместна по отношению к капители, представляющей собой синтез нижней части коринфской капители (с двумя рядами листьев), к которой добавлены ионические эйхин и волюты.

 

И все вместе) Общий вид разновидности ордеров

(слева направо: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный)

Итак, оценивая ордер с точки зрения его тектоники, выразительности и художественных качеств, нужно признать, что он, является одним из наиболее примечательных достижений мирового зодчества. Ордер был и остаётся, одним из основных элементов в работе над историческими стилями.

Трудно назвать конструктивно-пространственную систему, которая была бы столь эстетически осмыслена и выявлена в такой же мере, как стоечно-балочная конструкция в ордере. Диапазон композиционных возможностей ордера весьма разнообразен. В тех случаях, когда ордер не является чисто конструктивным элементом, он играет роль закономерной архитектурной декорации, обогащающей пластику здания или интерьера, в нашем случае.

Также, ордер, является прекрасным способом членения архитектурной формы, привносящей в любой объем, ясность и пропорциональность. Эти особенности, объясняют его неизменность на протяжении многих столетий.

 

 

Классицизм во Франции 17в. Никола Пуссен, Клод Лоррен.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных