Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система Объективного идеализма Гегеля.




Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, ”только в понятии истина обладает стихией своего существования”. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

Своеобразным введением в гегелевскую систему является ”Феноменология духа”, одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, ”мирового духа”, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, ”сознания” и ”предмета”, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

 

Диалектика Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне.реального ее применения как бесплодную схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преграды для познания. Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала. Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

40. Философия марксизма и основные этапы её развития.

Направление Философской мысли, связанной с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса, и развитая в работах В.И. Ленина, получила название марксизм. Это учение при своём возникновении связывалось с выражением интересов пролетариата, является методологией познания и преобразования мира на основе идеалов коммунизма характеризуется, как научное мировоззрение, которое: 1) отвергает религиозный взгляд на мир. 2) Признаёт материалистическое решение основного вопроса философии об отношении мышления к бытию. 3) Считает сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику – основой познания. Сфера мышления и сознания в этом учении понимается как результат процесса отражения объективных процессов мира.

Марксистская философия рассматривается как синтез диалектики и материализма. А также в неразрывном единстве с историческим реализмом.

К. Маркс – создатель учения, представляющего собой, систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Концептуальной основой учений Маркса было гегельянства, от которого он принял принцип диалектики. Материя трактуется Марксом как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи следующие атрибуты: всеобщность, субстанциональность, абсолютность. Следовательно, утверждает Маркс: “ Материя определяет сознание, она воздействует на чувства, отражается в сознании”

Законченную форму материализм получил в диалектическом материализме (ДМ) разработанном Ф. Энгельсом и впоследствии продолженном В. И. Лениным. ДМ заключается в объяснении объективного процесса развития материи независимо от человеческого познания.

Материя проходит 3 основных закона: 1) Закон перехода количества в качество; 2) Закон единства и борьбы противоположностей. 3) Закон отрицания.

Исходным пунктом для осмысления преобразования действительности (По Марксу) – выступает практика – как главный критерий истины.

Постулаты материализма: 1) мир – материален. 2) Мир объективен и не зависит от сознания. 3) мир познаваем. 4) Материя – первична – сознание – вторично.

Главные достижения Марксизма: 1) Благодаря Марксу и Энгельсу, произошло обоснование ДМ, главная цель, которой была направлена не на осмысление мира, а на его преобразование; 2) Абсолютная практика пантеизма; 3) Разработана проблема практики. 4) Выделение и объяснение природы как общественного сознания.

Слабые стороны: 1) Преувеличение роли экономики и политики и недооценка духовности. 2) Преувеличение роли общественного и игнорирование человека как личности. 3) Чрезмерный радикализм.

Основные этапы: 1) Классический Марксизм – М-зм Маркса и Энгельса. ХIXв

2) Гауский Марксизм: (XIX -ХХвв) Большевизм, Ленинизм, Социал - Демократизм.

3) Советский Союз – Марксизм – Ленинизм. Имел догматический характер. Приобрел характер идеологии, а не философии.

4) Западный. В основном франкфурская школа (Неомарксизм), приобрёл оттенки фрейдизма и социологизма.

41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).

Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистки ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.

Неомарксизм - течения общественной мысли, интерпретирующие учение К.Маркса в духе неогегельянства, феноменологии, неофрейдизма, структурализма и т.д.

Настоящим ядром «неомарксизма» - и в организационно-практическом и в идейно-практическом планах – явилась Франкфуртская школа, которая сложилась в конце 20 – начале 30-х годов на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Франкфуртская школа - немарксистская социально-философская и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами управления.

Франкфуртская школа сыграла очень большую – в некоторых отношениях решающую роль, в разработке и распространении «немарксистского» комплекса идей, чему способствовал отчетливо выраженный «институционный» характер школы, наличие институтов в качестве базы, журналов, ряда регулярно издаваемых «серий» теоретических работ, единство общей концепции и тд. «Неомарксисты» Франкфуртской школы имели едва ли не самые прочные позиции, позволившие им оказать более глубокое воздействие на социально-философскую и литературно-художественную жизнь Западной Германии, чем это удалось их коллегам в других странах. К идейным источникам Франкфуртской школы, повлиявшим на формирование ее теорий касающихся «неомарксизма», относится фрейдизм.

Идеологи Франкфуртской школы противопоставляют свою теорию подлинного марксизма - советскому марксизму-ленинизму. Первое, что предлагают сделать «неомарксисты» - это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма.

Неомарксисты утверждали, что нашли единственно эффективный –путь, между эгалитаризмом, потребительским западным обществом и реально существующим социализмом. Для этого, по их мнению, надо покончить с увеличением эталитаризма и больше заниматься морально-политическим просвещением масс в духе идей «неомарксизма». Третий путь неомарксистов, по существу сводится к своего рода моральной и культурной революции, которая упразднила бы разложившуюся идеалистическую систему либерализма и заменила бы ее новой культурно-идеологической надстройкой со здоровой жизнеутверждающей этикой. Такая революция дала бы, на их взгляд, западному обществу новое дыхание. Идеализм подобных соображений предполагал моральное обновление на базе системы производственных отношений, основанных на частной собственности.

Также неомарксисты предполагали, усилить миссионерскую роль католической церкви, для морального и духовного возрождения, в результате чего, должна возродиться сила раннего христианства и западно-европейские народы вновь поднимутся на духовную высоту. В том числе, одной из своих идей они выдвигали учение о «культурной борьбе» или «культурной войне».

 

 

42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.

Формирование неклассической философии обусловлено разработкой многих идей, которые возникли в результате ряда причин: 1) Прогресс естественных наук и техники. 2) Сформировалось оптимистическая вера в неограниченные возможности человека по переустройству мира. Новые возможности в технике привели к промышленному перевороту в Англии. 3) Глубокие изменения в традиционном восприятии человека, вызвали труды Дарвина, показавшие эволюцию всего жизненного мира, а также труды З. Фрейда, открывшего уровень бессознательного в человеке.

Великая роль марксисткой теории, которая способствовала развитию диалектико-марксистской картины общества и исторической картины общества и исторического прогресса, зависящего от экономических условий.

В XIX в. Помимо перечисленных, сформировалось множество философских направлений как продолжающих классические направления философии(неогегельянство, неокантианство, неотомизм), так и неклассической философии (позитивизм, феноменология, герминефтика, аналитическая философия, иррациональный валеонтаризм, экзестенциолизм)

Позитивизм – направление философии и науки которое исходит из позитивного, т.е. из данного фактического, устойчивого несомненного и ограничивает им своё исследование. Метафизические объяснения считает теоретически – неосуществимыми и практически - бесполезными.

Экзестенционализм – одно из ведущих направлений ХХ в. Название происходит от лат. – существование. Представители: Хайдер, Камю, Сартр. Экзестенционализм исходит из единичности человеческого существования, которое хорактерезуется комплексом отрицательных эмоций: страх, озабоченность, осознание конечности бытия. Различают 2 направления: 1) атеистическое. 2) религиозное.

Феноменология – это учение о финоминах, т.е. возникающих в сознании смыслов, предметов и событий. Феноменология противопоставляется экзестенционализму т.к. выявляет чистые сущности и логические принципы с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. Редукция – сведение высшего – сложного к низшему – простому.

Герминефтика – опирается на понимание, обнаружение смысла по средствам интерпритациитекста. Представители (Дильтей, Гадамер и др.)

Аналит. Философия – направление западной философии ХХв. В которой анализация звуковых средств и выражений рассматривается как истенный источник постановки философских проблем и как метод их решения.

Постмодернизм – направление пренципиально отказывается от универсальной философской теории. В этой философии противопостовляются высшие ценности и ценности жизни. Все высшие ценности – добро, благо, истина – отрицаются.

 

43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, религиозная.

Представители: Конт, Спенсер, Милль. Конт: философия Гегеля - умозрительная конструкция. Проблемы общего вопроса философии перестали существовать. Позитивизм: основатель Конт. Единственный источник истинного знания - конкретные науки. Отрицают познавательную ценность философского исследования. Отвергается умозрение как средство получения знаний. Главный принцип - феноменализм: научные теории и законы истолкованы как обобщение эмпирических фактов. Задачей науки является чистое описание фактов, а не объяснение их. Человеческий разум в своём движении проходит 3 этапа: 1) Этап вымысла (религия). 2) Этап метафизики - работа с абстрактными понятиями. 3) Этап положительного истинного научного знания. Позитивизм ликвидирует первые два этапа, метафизика - излишняя. Любая наука сама себе философия. Нужно прекратить разговоры о сущности => остаются только явления, которые даются нам в ощущениях - система объективного идеализма. Отрицание философии, различие, истинным является только научное познание. Конт попытался классифицировать частные науки: 1) Математика + теоретическая механика. 2) Теоретическая астрономия + небесная механика. 3) Физика. 4) Химия. 5) Биология. 6) Социология. (Классификация научного знания. Движение от простого к сложному). Следующий этап в становлении этого учения связан с Махом. Мах: признав вещи комплексами ощущений, Мах тем самым противопоставил своё учение материализму. Отвергал понятие причинности, необходимости субстанции как не данные в опыте; в соответствии с махистским принципом экономии мышления описание мира должно включать только нейтральные элементы опыта, реальны лишь эти элементы, а не функциональные связи. Различие физического и психического сводилось к различию функционального отношения, в котором рассматривались элементы: физическое исследование состоит в анализе взаимосвязи элементов, психологическое - в анализе человеческого организма к элементам. Понятие Мах рассматривал как символы, обозначающие комплексы ощущений, а науку как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственно наблюдениями.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных