ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).Представителями других философских направлений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния в философии науки и разработке проблем методологии научного познания с позиций постпозитивизма. Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению постпозитивизма следует отметить, что усилия неопозитивистов не были бесплодны для науки и философии. Они дали определенные положительные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для комплексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической а также от математико-логической формы к более общему логическому формообразованию открывает возможность, с одной стороны движение «восхождение», ко все более широкой формализации с другой стороны, нисхождение от более общих логических форм более конкретным языковым высказываниям. На пути «восхождения» возможно построение множества относительно обособленны или взаимосвязанных языковых, формально-логических, математико-логических систем: достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые, договориться, и родятся новые системы исчисления высказываний. Таким образом, неопозитивисты создали новые легко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновение в это знание математических методов и аппарата. Эти предпосылки были реализованы в структурализме. Структурализм — это течение на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыграла лингвистика. Введение лингвистических моделей в этнографию привело к превращению этой описательной науки в этнологию. 47.Экзистенциализм: содержание и направления. Экзистенциализм – одна из самых модных на Западе в середине ХХ в. философских школ. Ее наиболее крупные представители – М. Хайдеггер в Германии; Г. Марсель, А. Камю во Франции; Н. Аббаньяно в Италии. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э. Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений религиозного датского мыслителя. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Страх — важнейшее понятие философии экзистенциализма. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Под маской «друг для друга» люди действуют друг против друга. Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоциями: на все окружающее он реагирует не только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни, каково место человека в мире? Это очень важные вопросы? Но эти вопросы экзистенциалисты не решают научно. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации, например в ситуации борьбы, вины. Тогда мир оказывается «интимно близким». Наиболее надежным способом постижения мира признается интуиция, «экзистенциальное озарение». Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя. Свобода трактуется в экзистенциализме в духе полного индетерминизма, то есть вне всякой закономерности и причинной зависимости. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего. Она, таким образом, не связывает, а разрывает время человеческого бытия, образуя, по выражению Сартра, «дыру в бытии». По выражению Сартра, человек «осужден быть свободным». Сама свобода превращается в мучительную необходимость. Современный экзистенциализм как система мировоззрения вне зависимости от религиозной или атеистической ориентации отдельных его представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни. Все социальные, в том числе и нравственные, проблемы рассматриваются экзистенциалистами как индивидуальные, а вовлеченность в них — исключительно как личное и добровольное дело каждого. Вопрос о том, «быть или не быть самим собой», непременно встает перед каждым интеллектуально и нравственно развитым человеком, что свидетельствует о высоком уровне самосознания. Но как решается этот вопрос? Экзистенциалисты настаивают на необходимости сохранения личностной уникальности в ее первозданном состоянии, в ее нетронутости, в ее «неприобщенности» к социально-историческому контексту. Но ведь вне этого нет ни общества, ни личности с ее уникальностью: то и другое рассыпается в прах. Все содержание, весь смысл жизни, человек черпает именно в обществе. 48. Герменевтическая традиция в философии. Главным объединяющим началом сообщества учёных с точки зрения Куна, являются не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления, признание данным сообществом определённых фундаментных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщества учёных, Кун назвал парадигмой. Под парадигмой подразумевают признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Из этих моделей, по мнению Куна, возникают конкретные традиции того или иного направления в исследовании. Парадигмы имеют как познавательную, так и нормативную функции. Они дают учёным основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Парадигмы, по словам Куна, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем, принятых в тех или иных сообществах учёных. Более низким уровнем организации научного знания, по сравнению с парадигмой является научная теория. Каждая теория создаётся в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного её серьёзного переосмысления. Это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, т.е. какие то теории перенести из старых парадигм в новые. В контексте новых парадигм старые теории получают новое содержание, иную интерпретацию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|