Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бытие как исходная философская категория.




Категория бытие занимает центральное место в фил-ких учениях. Она служит для обозначения всего того, что существует, иначе она охватывает как материальное, так и духовное без исключения. Первыми ф-ми концепциями о бытие были учения Парменида, Платона, Аристотеля. Но, не смотря на различие их взглядов, все эти философы разграничивали бытие и небытие. Новые концепции бытия формулировались в 17-18вв. в период развития науки, техники, естествознания. Бытие здесь рассм. как физич. реальность, противостоящая человеку. Бытие отождествлялось с природой, а сама природа трактовалась как сложный механизм. Характерным для учения этого периода явл. признание существования субстанции как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия. Такой подход исключал из бытия духовный мир человека, его сознание и деятельность. Представители немецкой класич. фил. показали ограниченность рассм-ния бытия в не опыта человека. Они стали его рассм-ть преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант, Гегель акцентировали внимание на новом уровне бытия, а именно – на объективно-идеальном бытие, сущность кот. раскрывается через различные формы деятельности человека. Т.об. бытие представляет собой единство объективной и субъективной реальности. С проблемой бытия тесно связана проблема субстанции. Утверждение субстанционального подхода к бытию связывают с Аристотелем, Парменидом, Платона. Наиб. развитие этот подход получил в средневековой холастике (Фома Аквинский), где в качестве высшего воплощения бытия рассм-ся Бог. В истории философии вопрос о субстанции как основе реально существующего мира решался неоднозначно. Большинство философов признавали единую основу мира: или материю или сознание. Эта точка зрения монистическая. Монизм подразделяется на материализм и идеализм (Платон, Гегель). Некоторые философы признавали не менее двух основ мира. Например, Кант исходил из равноправия мира вещей в себе и мира вещей для нас, Лейбниц – множество монад. Тем не менее, все подходы дополняют друг друга и раскрывают многообразия феноменов бытия. Основное положение категории бытия обуславливается двумя обстоятельствами:1)во-первых, способностью охватить в себе весь окружающий человека мир, как некоторую целостность, что извечно есть, существует, бытействует;2)свойством, кот. явл-ся для философии простейшим способом мыслимости абсолюта, поскольку из содержащегося в категории бытия представление о реальности вытекает идея о том, что этот мир существует не как бесформенная масса, а как нечто единое взаимосвязанное. Существует два наиболее важных подхода к бытию – это субстанциональный и субъективистский. Таким образом, постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

55.Основні форми буття.

Бытие – исходная фил. категория обозначающая реальность, существующая объективно. К основным формам бытия относится: 1) бытие вещей, процессов и состояний природы;2) бытие произведенных человеком вещей («второй природы); 3) бытие человека в мире вещей;4) собственно человеческое бытие;5) бытие индивидуализированного духовного;6) бытие объектевизированного духовного. Пространство, время, движение, материя находятся в постоянном единстве, они же явл-ся всеобщими формами бытия.

Субъектом всякого бытия явл-ся сущее (абсол. Первоначало). Оно не зависит от реальности внешнего мира, а также от мышления, а наоборот придает миру его реальность, а мышление его предметность. Способом сущ-ния сущего явл-ся движение. Быть - значит быть в движении, изменении. Формы сущ-ния сущего явл-ся пространство и время. Как видим, здесь все взаимосвязано. Что касается материи то это философская категория, которая трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и сущ-ая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи атрибуты: субстанциональность, всеобщность, абсолютность, несотворимость, неуничтожимость. Важнейший признак бытия - его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики людей. Это означает, что бытие не просто существует вне нашего сознания. Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию, определяет его развитие, сознание же вторично, является отражением бытия. Поэтому понятия бытия и материи часто употребляются в одном и том же смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя обуславливает объективную реальность окружающего нас мира, порождает в своем постоянном движении, развитии бесконечное многообразие форм бытия - конкретных предметов, процессов и явлений.

«Чистого» бытия, т.е. бытия, существующего до материи и вне ее, нет. Попытки отрыва бытия от материи неизбежно приводят к идеализму, когда на место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В применении к развитию общества понятие бытия вообще выступает как понятие общественного бытия, первичного по отношению к общественному сознанию и определяющего его содержание (Общественное бытие и общественное сознание).

56. Категория «материя» и ее атрибуты.

Материя – философская категория, трактуется как объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Мир по природе материален. Многообразие явлений, а природе представляет собой различные формы движения материи. Материя – единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Все состоит из материи и ею порождено. Атом, организм, живая клетка, человек, -- суть разнообразных видов материи. Материя вечна и бесконечна. Она не исчезает и не создается вновь. Материя меняет только свои формы. Еще др.-гр. философы признавали материю как основу действительности, но при этом отождествляли материю с отдельными ее видами (огонь, вода).

Впервые понятие материя создали атомисты Демокрит и Пекур. Декарт выступал против атомистической теории и не отстаивал идею непрерывности материи. Он отрицал неделимость атомов и считал, что материя делима до бесконечности.

Французские материалисты не соглашались с Декартом и с Ньютоном, который понимал материю как нечто пассивное и инертное, а рассматривали материю в единстве с движением. Несмотря на различия мнений, главным было то, что материя рассматривалась как существующая независимо от человеческого сознания.

Материя обладает рядом свойств, где главным является движение. Материя существует в пространстве и времени, которые абсолютны. Каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственной временной структурой.

Материя первична как первичен объект отражения по отношению к его отображению, как модель первична по отношению к ее копии. Материя – это познаваемая объективная реальность.

Материи присуще такие атрибуты:

- субстанциональность

всеобщность

абсолютность

несотворимость

неуничтожимость.

Это действительное бытие всех форм.

Материальный способ познания мира имеет основные постулаты:

Мир материален

Мир объективен

Мир познаваем

Материя первична

Cознание вторично

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных