Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ситуация постмодерна в философии.




Постмодернизм представляет собой совокупность общекультурных философских идей и тенденций, отражающих специфику переживания человеком западной цивилизации реалии конца 20 в.

Представители Делез, Деррида, Лиотар, Бодрийар. Это направление принципиально отказавшее от универсальной философской теории. В этой философии противопоставляются высшие ценности и ценности жизни. Все высшие ценности: добро, блага, истина, божественное отрицаются. Постмодернизму присуща критика идей, просвещения рациональности разума, отказ от онтологии, а также отказ от логической истинности текста и теоретизации, что позволит изменить культуру. Философия постмодерна – это философское отрицание, т.к. ее представители считают, что созданные высшие ценности жизни ради надуманных идеалов. Созидать можно только новые производные смысла, а задача фил. в их интерпритации, т.к. по мнению постмодернистов наступила «смерть философии» в ее традиционном пониманиии и что философии необходимо соединиться прежде всего с искусством, став при этом «искусством мышления». Также считают, что процесс художественного творчетства сводится к заимствованию и компиляции уже ранее созданного, т.е. сегодня художник не имеет дела с абсолютно «чистым» материалом. Предполагают утверждение, что человек как творческое начало, отсутствует. «Субъект умер» не только в науке, но и в искусстве и философии. Поэтому решение проблемы познания сводится к лозунгу «смерти эпистемологии». В культуре пост модерн привел к размытию границ между эстетическим и не эстетическим, прекрасным и безобразным, искусством и не искусством.

51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.

Украинский философ, поэт. Учился в Киевско-Могилянской акад. В 1745-50 гг. посетил Зап. Европу. С 1769 г. ведёт жизнь странствующего философа. Соч. С. при его жизни не публиковались и распространялись в кругу его друзей и почитателей в рукописных копиях. Его перу принадлежат: трактат по христ. этике («Начальная дверь ко христ. добронравию», - собственно, конспект лекций С. для харьковского «шляхетства»), неск. филос. диалогов («Наркисс», «Асхань», «Беседа, наречённая двое» и др.

Сковорода является творцом на украинском грунте оригинальной "кордоцентричной философии" сутью, которой есть то, что, рассматривая человека как "микрокосм", он разделяет его на "внутреннего" и "внешнего", ставя при этом "чистое сердце" в центр этой "истинной", "внутреннего" человека и, даже, отождествляя с ним: "Глубокое сердце в человеке, больше всех и человек есть, и кто познает его"; "... все внешние наши члены держат в сердце скрытую сущность свою, как пшеничная солома содержится в своем зерне"; "сердце наше есть точным человеком"; "сердце твое есть председатель внешности твоей"; "...истиной человеком есть сердце в человеке, а глубокое сердце, один лишь Богу познаваемое...". Эти мысли мы встретим в разных работах Сковороды на протяжении всего его творчества и это дает нам основание утверждать, что соединение "внутреннего" человека с сердцем не является для Сковороды чем-то случайным, наоборот, эта глубоко продуманная система его философских мыслей. Проблема сердца в работах украинского мыслителя неразделимо связанная с Богопознанием. Сердце у Сковороды - это точка, центр человеческой души, которое не существует нигде в мире, но вместе с тем оно есть везде, во всём человеческом существе. Не случайно, тема сердца у Сковороды связанная с темой пути (следование от периферии к центру).

Творчество Сковороды обусловленная его своеобразным символико-антитетическим стилем мышления. Сердце у Сковороды и есть одним из таких символов, который представляет собой не только центр человека, его корень и суть, а и выступает первоисточником знания. Учитывая многозначность символов, Сковорода считал, что символический образ есть планом, который преподает содержание целой книги и потому символы нельзя толковать в одному едином значении, так вот символическое познание обогащает и дополняет неточности эпистемологичного языка нашей когнитивного сознания.

Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и связав сердце с "внутренним" человеком Сковорода начинал развитие национальной символико-антропоцентричной "философии сердца".

52. Особливості укр. філ. Парадигми.

Основные доминанты укр. культуры:

Кордоцентризм – познание окружающего мира и человека в нем связано не только с мышлением, сколько с помощью сердца, т.е. эмоциями, чувствами, здравым смыслом. Антропоцентричность, т.е. осмысление сущности человека и обретения им счастья. Экзистенциальность – приволировало эмоциональное переживание жизни, восприятия общепризнанных ценностей шло через личный опыт. Главной целью было стремление достичь правды и смысла жизни. Толерантность, т.е. терпимость к другим традиционным идеям, учениям на основе чего стал возможен диалог.

В укр. философии выделяют 3 периода. 1. Философия периода Киевской Руси, нач. с 6 в. - времени появления первой памятной фил. мысли «слово о законе и благодате» Иллареона и заканч. в 14-15вв., когда происходило угасание самобытной укр. культуры после перехода укр. земель под власть Польск. и Литовск. гос-в. На этом этапе выдел-ся особенности:1)Преобладание проблем, связанных с сущностью и природой человека. 2)Неразрывная связь с религией и всей культуры в целом. 3)Перемещение фил-кой мысли с центра на запад с Киева на Галич. 2. период украинского барокко, нач. 17-18вв. - время нац-го культурного возрождения и борьба укр. народа за воссоздание собственной гос-ти. Особенности:1)Творческое переосмысление идей западно-европейского возрождения и реформаций. 2)центр. проблемой становится взаимоотношение человек-мир. 3)Характерно развитие таких разделов фил. знания как натурфил., метафизика, логика, диалектика, кот. в наибольшей степени соприкасались с барочной проблематикой.4)формирование профессиональной фил. – фил. курсы в Киево-Могилянской академии и фил. сис-ма Г.С.Сковороды.

3. Этап самобытной национальной фил. 19 в.-1-я треть 20ст. хар-ся:1)влиянием романтизма2)Постановкой новой фил. проблемы человек-нация. Формирование фил. нац. идеи. 3)Развитие профессионального фил. Знания (Потебня, Юркевич). 4)Преобладание художественно образного способа фил-я над научно теоретическим (Шевченко, Франко, Костомаров, Грушевский). Укр. фил. заметно отличалась от зап. - европейск., т.к. существовала не в виде целостных фил. - х систем, а в виде фил-ких идей, выраженных не в научных трудах, а с помощью языка, понятий, категорий, а в литературе - в поэзии, публицистике с пом-ю средств худож-ной выразительности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных