Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава IV. Поздняя римская Империя. Период Домината




 

1. Общественные отношения и государственное устройство в эпоху поздней римской империи

На протяжении первых двух столетий Римской империи Принципат эволюционировал в сторону формирования императорской власти. Процесс этот осуществлялся по двум направлениям. Одно пыталось развивать традиции легитимной власти, утвержденные Августом. Это можно проследить на примере деятельности принцепсов Клавдия, Веспасиана, Траяна, Адриана, Марка Аврелия. Другое направление основывалось на принципах деспотизма и произвола. Это подтверждалось деятельностью Тиберия, Калигулы, Нерона, Домициана и др. Кризис императорской власти, особенно усилившийся после правления Северов, делал необходимым полную реорганизацию государства, и эта реорганизация была проведена Диоклетианом (284 - 305) и завершена Константином (306 - 337). В деятельности Диоклетиана две концепции императорской власти, упомянутые выше, как бы переплелись и нашли свое выражение в знаменитой формуле: imperator dominus et deus noster est, т.е. император - господин и бог наш. Однако династического характера императорская власть и после реформ Диоклетиана не приобрела. Теоретически императора по-прежнему избирал сенат, практически же преемника указывал либо сам предшествовавший император или его избирало войско. Стала формироваться новая политическая система, получившая название Доминат.

При Диоклетиане империя была разделена на западную и восточную части, при этом в западной части преобладала латиноязычная культура, а в восточной - грекоязычная. Диоклетиан избрал себе соправителя, и процесс разделения империи завершился созданием двух столиц (Рим и будущий Константинополь). В помощь себе оба императора, ставшие называться Августами, избрали двух цезарей, которые и считались их преемниками.

Установление императорской власти сопровождалось падением сената. Одновременно с падением сената происходило и падение старых республиканских магистратур. Все активнее государственное управление переходило в руки императорских чиновников, составлявших сложный бюрократический аппарат, в котором должности разделялись на придворные, гражданские и военные, возникла иерархическая система, и поэтому каждый чиновник имел соответствующий титул и ранг и получал определенную зарплату. Совет при императоре стал теперь называться консистория. В этом совете обсуждались все вопросы законодательства, управления и судебные дела, направленные по инстанции императору. Среди придворных чиновников наиболее важными были: заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора, председатель консистории, нечто вроде государственного канцлера и др. Следующими по рангу шли чиновники, заведовавшие управлением столицами и провинциями. Во главе каждой столицы стояли префекты города, в руках которых сосредотачивалась административная и судебная власть в столицах, ближайшими помощниками префектов были викарии.

На всей территории империи утверждалось новое административно-территориальное деление. Каждая часть империи делилась на префектуры. Во главе каждой префектуры стоял префект претория, каждая префектура делилась на диоцезы во главе с викариями, диоцезы же делились на провинции, которыми управляли главы или ректоры. Провинции были основными структурными подразделениями и правители являлись поэтому первой административной и судебной инстанцией. Каждый чиновник имел штат служащих и свою канцелярию. Провинции состояли из более мелких административных единиц - общин. Эти общины пользовались известной самостоятельностью, хотя под контролем правительства. Органами местного общинного самоуправления были сенат (декурионы) и выборные муниципальные магистраты. Декурионы отвечали своим имуществом за надлежащее выполнение общегосударственных повинностей (сбор налогов, доставления необходимого числа воинов, обеспечение порядка и т.д.) За все это декурионы несли ответственность на началах круговой поруки. Поэтому местная аристократия стала уклоняться от обязанностей декурионов. Чтобы привлечь их к этому, власти стали наделять декурионов всякими привилегиями, но когда и это не помогло, правительство стало принудительно организовывать сословие декурионов, причем против тех, кто выходил или уклонялся от выполнения этих обязанностей, применялись различные меры наказания.

Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществляли кураторы или защитники общин. Императоры надеялись, что эти чиновники станут защитниками интересов основной массы жителей общин против их более богатых, сильных и влиятельных соотечественников. Однако эти чиновники попадали нередко в зависимость от этих богатых и влиятельных членов общин и постепенно превращались в судей, занимающихся мелкими делами. Теряли свое значение и съезды провинциалов, которые вырабатывали коллективные просьбы и пытались их довести до сведения императоров, однако по мере укрепления бюрократической системы. Эти требования и жалобы все реже попадали к императору и при Юстиниане провинциальные съезды были отменены.

Со времени Константина влиятельное положение стала приобретать церковная организация. В ней утверждается иерархическая структура по образцу императорской. Во главе церковной организации стоял епископ, избираемый церковными общинами. В его руках сосредотачивалось церковное управление, заведование церковным имуществом, а также известная судебная власть над паствой по делам религии и церкви.

Перенесение центра государственной жизни из Рима в Константинополь, где особенно сказывалось восточное и эллинистическое влияние, способствовало ориентализации не только системы государственного управления, но и самого Римского права и, прежде всего гражданского.

В связи с реорганизацией государственного строя радикально менялась и социальная структура общества. Исчезло всадническое сословие, а сенаторское превратилось в общеимперскую бюрократическую знать. Это сословие стало наследственным. Его представители пользовались различными привилегиями, хотя и обязаны были нести всевозможные повинности в пользу императора.

Характерной тенденцией эпохи Домината становится политика закрепления соответствующих групп населения за тем или иным сословием. Эти сословия становятся наследственными, резко разграничиваются друг от друга, и каждое из сословий несло на себе ту или иную государственную повинность "тягло". Это было результатом упадка общественно-политической активности населения Римской империи и в этих условиях правительство вынуждено в интересах государства прибегать к принудительному закреплению тех или иных социальных групп населения за определенными сословиями, которые чаще всего были связаны с профессиональной деятельностью.

Экономический кризис III в. вызвал рост ростовщичества, чрезмерное повышение цен. В условиях уже сложившейся абсолютной императорской власти Диоклетиан видел возможность преодоления этого в установлении единых для всего государства цен и общей таксы на все товары и работы, поэтому в 301 г. был принят эдикт о ценах. Но эта мера не исправила положение, и вскоре этот эдикт был отменен. Государственный порядок все более расшатывался. Все управление империей оказалось в руках сплоченной всесильной бюрократии. При этом императорская власть, чтобы удержать империю от окончательного распада, все более опиралась на эту бюрократию и усиливала рычаги ее механизма. Это в свою очередь расширяло полновластие и бесконтрольность чиновников и приводило к коррупции, губительно сказывавшейся на всей общественно-политической и экономической жизни.

Для содержания пышного двора и огромной армии чиновников нужны были немалые средства, а войны, которые доставляли большую добычу, уже не велись. В то же время деньги и весьма значительные нужны были и для содержания многочисленного войска, необходимого для защиты от надвигающихся варварских полчищ. Источником для покрытия всех этих средств могли служить только налоги, но они ложились тяжелым бременем на население. Именно поэтому обнаружилась тенденция бегства людей от своих профессий, даже земледельцы покидали свои поля. Налоги не добирались, и правительство возлагало ответственность на декурионов, которые были связаны круговой порукой и должны нести государственное тягло.

Наследственной и принудительной становилась также профессия воина, которая должна была передаваться по наследству. Тот же процесс обнаруживался в ремесле и торговле. Все лица, занятые в этих отраслях, принудительным способом были объединены в наследственные корпорации, цехи, которые, будучи связаны круговой порукой, должны были выполнять свои профессиональные обязанности. Повсеместно в империи свободная организация труда заменялась принудительной. Почти все, неся государственные повинности, делались рабами государства.

В это время получил широкое распространение колонат. Колоны, возникшие еще в предыдущий период, являлись не просто арендаторами как раньше. Колон не мог уйти с занимаемого участка. Владелец участка мог требовать возвращения его назад также как бежавшего раба. С другой стороны, владелец не мог удалить колона с поля ни продавать его без участка или участок без него. Таким образом, колоны представляли собой зависимую категорию с землей и прикрепленную к ней. Хотя колонатная система сложилась на Востоке еще до возникновения империи, тем не менее, в Риме и Африке колонат имел независимое происхождение и его возникновение относится к эпохе империи. В эпоху Республики и Принципата понятие "колон" обозначало свободного мелкого арендатора. Эти арендаторы появились как следствие резкого сокращения количества рабов. Поэтому участники земли сдавались свободным арендаторам (колонам). Арендная плата вносилась обыкновенно в деньгах, но иногда была натуральной, а в эпоху Домината уплата арендной платы была связана еще и с обязанностью нести повинности в пользу владельца.

Первое время колон был юридически свободен и мог уйти с арендуемого участка. Однако ухудшающееся положение мелких арендаторов-колонов, вызванное тяжестью налогов, ставило их в зависимое положение от своих хозяев, так как приходилось прибегать к займам, как правило, у тех же землевладельцев, а погасить ссуды становилось невозможным. Таким образом, в большинстве своем масса налогов фактически оставалась на тех же участках из поколения в поколение. Так фактическая зависимость затем переросла в юридическую. Прежде всего, это было связано с реорганизацией прямого налогового обложения. Для установления прямого налога учитывалось количество и качество земли. Для этого периодически осуществлялась перепись земель, т. н. земельный кадастр. При составлении описи имений в них заносили все доходные статьи. Одной из таких доходных статей были и колоны. Это обстоятельство и придавало фактической зависимости колонов некий юридический оттенок.

В условиях общего экономического расстройства нередким был случай сманивания колонов, укрывательства беглых. Чтобы предотвратить подобные явления указом Константина в 332 г. предписывалось принудительно возвращать колонов назад. Вследствие этого колон фактически лишался своей прежней свободы и юридически прикреплялся к той земле, к которой он был приписан. В 357 г. был принят закон, запрещавший владельцу продавать землю без колона. Однако колоны, прикрепленные к земле, не стали рабами, ибо власть господина над рабом имела частноправовой характер, в силу чего господин мог по своему решению отпустить раба на волю. Отношения же между землевладельцем и колоном основывались на государственно-правовых принципах, согласно которым и колон и землевладелец несли известную государственную повинность. Вместе с тем дальнейшее законодательство, касавшееся колонов, уравнивало их положение с положением рабов, так как предоставляло землевладельцам известную дисциплинарную власть над колонами.

Таким образом, крупное землевладельческое хозяйство включало свободных, вольноотпущенников, рабов и колонов. Владелец такого хозяйства находился в непосредственной связи с двором и был свободен от юрисдикции местных властей. Такое положение, напоминавшее зародыш феодализма, в действительности было признаком разложения одряхлевшего государства. Ни всемогущество бюрократии, ни всеобщий контроль государства и принудительная организация народного хозяйства не могли спасти от этого разложения; напротив, окончательно убивая народную энергию и инициативу, все эти меры только ухудшали дело и ускоряли процесс гибели.

2. Падение Западной Римской империи

Диоклетиан отрекся от власти в 305 г., потому что, несмотря на блестящие внешние успехи, чувствовал себя усталым и неудовлетворенным. Вместе с ним отрекся и его соправитель на Западе Максимин. Вскоре умер находившийся под главенством Максимина цезарь Констанций Хлор. Правителями остались Галерий и Лициний на Востоке и сын Максимина Максценций и сын Констанция Константин - на западе. Между Константином и остальными правителями возникла война, в которой он использовал против них новое оружие - христианство. Константин, унаследовавший от родителей сочувствие к христианскому учению, первым из императоров открыто разорвал с язычеством и разрешил воинам-христианам изобразить на своих щитах первые буквы имени Христа; наконец, он сам выставил крест на своем знамени. Это привело к тому, что армия Константина сделалась средоточием нового учения и ее боеспособность возросла благодаря возникновению в ней религиозного воодушевления.

Война окончилась взятием Рима, и современники видели в этом успехе победу Христа над Юпитером. В 312 г. Константин и Лициний вместе издали Миланский эдикт, который разрешал всякому жителю империи следовать своему религиозному убеждению. Христианство было уравнено в правах с язычеством. Против этого выступил продолжатель политики Галерия цезарь Азии Максимин Деза. Сражавшиеся против него войска Лициния объединяли христиан и тех язычников, которые утратили веру в Греко-римских богов. Победил Лициний и остался правителем Востока, а Константин сделался правителем запада. Они пытались договориться между собой, и даже скрепили этот договор династическим браком: Лициний женился на сестре Константина. Однако единства между ними не получилось, и вскоре возникла война.

Победителем в этой войне был Константин. Эта победа способствовала восстановлению единовластия в Римской империи. При всей своей обходительности и христианском милосердии он был жестоким и решительным правителем в делах, касавшихся политики и государственной власти. Он подвергал казни своих политических противников и даже сына приказал убить за попытку устройства заговора с целью захвата власти. Константин отличался глубоким пониманием мировых отношений. После победы над Лицинием он не вернулся на запад, сознавая необходимость оставить Рим по двум причинам: в Риме были слишком сильны традиции Республики и Принципата, чтобы утвердить в нем новую самодержавную империю; второй причиной удаления Константина из Рима было то, что он резко порвал с Греко-римскими богами и едва ли мог бы себя хорошо чувствовать вблизи Капитолия.

Своей столицей Константин сделал Византий, древнегреческий город, контролировавший вход в Боспорский пролив. Византий был центром, где осуществлялось соприкосновение греческой образованности с богатым азиатским миром и с Иллирией и Фракией, которые поставляли империи лучших воинов. Отсюда Константин зорко следил за передвижениями варваров в Северной Европе и, выступив из Византия, нанес сокрушительное поражение готам и сарматам. В 330 г. Константин торжественно освятил новую столицу, переименовав Византий в Константинополь.

В административном управлении Константин в основе своей продолжал политику Диоклетиана. Однако в связи с переходом на сторону христиан нужно было легализовать взаимоотношения государства и христианской церкви. Константин не думал об искоренении язычества, однако предпочтение отдавал христианам при назначении на должности. Он запретил чиновникам из язычников совершать жертвоприношения богам от имени государства. Константин запретил культы, с которыми были связаны оргии и храмовая проституция, и закрыл посвященные им храмы. Были возвращены христианам конфискованные у них имения. Государство стало заботиться о построении и украшении христианских церквей. Государство признало церковную иерархию епископов и священников и установившиеся обычаи их избрания, их власть в церковных делах. Таким образом, государственная власть Римской империи способствовала укреплению единства христианской церкви. Империя не относилась безучастно и к спорам, возникавшим внутри церкви. Константин рассматривал христианскую церковь как влиятельную и могущественную корпорацию и старался поддерживать в ней единство. В особо необходимых случаях он собирал епископов и учителей церкви на соборы. Первый такой всемирский собор в Никее в 325 г. осудил ересь Ария, направленную против христианского учения Троицы и отрицавшую единосущность И. Христа и Бога, и Отца.

Император сам открыл этот собор и убеждал собравшихся прийти к единому мнению и принять решение, обязательное для всей христианской церкви. Константин называл себя всеобщим епископом. Действуя заодно с церковью, он подвергал гражданскому наказанию осужденных духовенством еретиков: конфисковывал их имущество и отправлял их в ссылку.

В 337 г. Константин умер, оставив 3-х сыновей. Они управляли империей не без раздоров. Средний - Констанций - пережил двух других. Он еще ревностнее, чем отец, боролся против язычников, но и церковь немало претерпела от его вмешательства в религиозные споры. Он стал на сторону Ария и начал преследовать тех епископов и священников, которые стояли на позициях Никейского собора. Особенно пострадал главный противник Ария Афанасий Александрийский.

После смерти Констанция императором стал его двоюродный брат Юлиан, при котором христианской церкви пришлось выдержать еще более тяжкое испытание. Юлиан был не чужд полководческого таланта и еще при Константине прославился победителем над вторгшимися в Галлию германскими племенами алеманов. Он был также патриотически-настроенным и хорошо образованным молодым человеком. По своим симпатиям он был более грек, чем римлянин. Юлиан много занимался философией и риторикой и поэтому с уважением относился к древнегреческой культуре и образованности. На христианство он смотрел как на чуждую силу, утверждение господства которой несло гибель древней культуре.

За то короткое время, что он был у власти (всего полтора года), он совершил все от него зависящее, чтобы разрушить дело Константина. Он возвратил язычеству его былое официальное значение, восстановил храмы богов, вытеснил христиан из государственного управления и школ. Однако Юлиан понимал, что нельзя просто вернуться к порядку диоклетиановой эпохи. И он, взяв за образец строгую иерархическую структуру христианства и его богословскую систему, решил реформировать язычество. В противоположность христианскому богословию он разработал догматику язычества, в основу которой была положена философия неоплатоников. Согласно этой философии, творцом мира являлся единый высший Бог, а все остальные божества были зависимыми от него духами. Было разработано и языческое нравственное учение, утверждавшее приоритет разума над чувственностью. Наконец, Юлиан сделал попытку устроить иерархию жрецов, распределив их по областям, подчинив их друг другу по образцу епископов и священников. Однако такие реформы были бы, возможно, уместны при Диоклетиане, теперь же они были запоздалыми, да, кроме того, навязаны обществу сверху.

Юлиан погиб на берегах Тигра в неудачном походе против персов в 363 г. и вся его политика восстановления язычества потерпела крушение. С гибелью Юлиана прекратилась династия Констанция Хлора. Войска выбрали императором Валентиниана I. Своим соправителем он сделал своего брата Валента, передав ему восточные области империи. Таким образом, диоклетианова идея разделения империи была вновь восстановлена. Это деление было вполне естественным, т.е. империя уже давно фактически была разделена на романизованный запад и эллинистический восток. В западной Римской империи господствующим был латинский язык и классическое римское право. В восточной части Римской империи преобладали греческий язык и греческая образованность. Теперь это деление на Западную и Восточную империю было официально закреплено.

Главное внимание императоров было обращено против варваров, натиск которых стал все более ощущаться. На востоке главными врагами были готы, с которыми Валент боролся до 375 г. Но в 375 г. он вынужден был принять на римскую службу целое племя вестготов, вытесненное из мест своего первоначального поселения начавшимся великим переселением народов. Тюркский союз племен гуннов двигался из Азии по южнорусским степям, преодолевая сопротивление всех встречных народностей. К гуннам по пути примыкали массы родственных иранским народам алан, сарматов, готов. Вестготы бежали перед нашествием и бросились к римским владениям. Валент принял их, следуя политике римских императоров со времени Проба, когда они не только вербовали воинственных варваров для армии, но и селили их вдоль границ целыми племенами. Но на этот раз поселение варваров в границах Римской империи привело к великому бедствию. Раздраженные притеснением римских чиновников, они восстали и при Адрианополе погубили римское войско вместе с самим императором в 378 г. Балканский полуостров подвергся страшному опустошению, но Константинополь вестготы взять не сумели. Прибывший на помощь полководец Валентина Феодосий подавил восстание и стал императором восточной части Римской империи.

Благодаря энергии и ловкости Феодосия в последние десятилетия IV в. империя успешно сдерживала натиск варваров, причем делала это с помощью тех же варваров, франков, готов, вандалов, которых императоры вынуждены были принять на римскую службу. Феодосий преследовал язычников и еретиков. По приказу его соправителя Грациана статуя победы была вынесена из сената. В этом язычники видели предзнаменование гибели Рима и требовали восстановления ее на старом месте. Им удалось на короткое время восстановить языческие культы, но вскоре после этого Феодосий все их низвергнул. Он стал на сторону Никейского собора и укреплял церковную иерархию. На востоке, и особенно в Константинополе, ариане имели преобладание. Феодосий использовал различные меры принуждения против них - заточение епископов, конфискация имущества, лишение гражданства. Главным поборником церкви, утвержденной Никейским собором, был миланский епископ Амвросий, который ставил выше всего ее имущество. Сам Феодосий признал его авторитет.

Несмотря на реформы Диоклетиана и его преемников, империя становилась все более неуправляемой. Чиновников было излишне много, но, тем не менее, власть была совершенно отделена от народа и обособлена. Процветали казнокрадство, взяточничество, вымогательство. Императоры даже учредили выборную должность "защитников" (defensores), которые должны были избавлять население провинций от вымогательства императорских чиновников.

В этой ситуации церковь становилась наиболее авторитетной организацией, которая защищала слабых, выступала с проповедью высоких нравственных идеалов. Церковь защищала своих верующих от произвольного притеснения со стороны судей и чиновников, обращалась к властям с просьбами о помиловании и снисхождении. Она стала заниматься благотворительной деятельностью, оказывала помощь нищим и больным, создавала детские приюты. Духовенство призывало к защите рабов от произвола их хозяев и на землях, принадлежавших церкви, старалась сделать положение работников более обеспеченным, чем во владениях частных лиц. Епископы, таким образом, постепенно укрепляли свой авторитет в городских общинах. Поэтому в империи рядом с государственной администрацией возникла церковная администрация, которая не ограничивалась только делами культа, но активно включалась во все вопросы суда, управления и жизни общества, причем, в отличие от государственной власти, она не была отделена от народа.

Феодосию удалось к концу своего правления снова объединить под своей властью всю империю. Но после его смерти в 395 г. она вновь была разделена на восточную и западную. Восток достался старшему сыну Феодосия Аркадию, запад - Гонорию. Но с этого времени и на протяжении всего V в. нападения варваров стали столь частыми, что завершились окончательным уничтожением западной Римской империи. Наиболее известны вторжения вестготского вождя Алариха, который в 410 г. взял и разграбил Рим, и короля вандалов Гейзериха, который также разграбил "вечный город" в 455 г. Но наиболее сильное разорение и опустошение Италия испытала от гуннов и их вождя Аттилы в середине V в. Он заслужил прозвище "бича Божьего", правда, римскому полководцу Аэцию вместе со своими союзниками, состоящими главным образом их германских наемников, удалось остановить войска Аттилы и в 451 г. нанести ему сокрушительное поражение. Это событие имело для западной Европы непреходящее значение, особенно в сравнении с теми последствиями, которые возникли в Восточной Европе в XIII в. после вторжения войск Чингисхана и хана Батыя. Жертвой этого нашествия стала Киевская Русь, оказавшаяся в течение более 250 лет под игом восточного варварства. Европа же благодаря разгрому войск Аттилы избежала этой участи. Восточная Римская империя меньше страдала от нашествия, хотя и ей пришлось принять в свои границы союз племен остготов. Западная же Римская империя к концу V в. оказалась совершенно расстроенной. В 476 г. предводитель германского племени херусков Одоакр сверг одного из последних номинальных императоров Ромула Августула и принял титул короля Италии. Этот год поэтому считается последним годом существования Западной Римской империи.

3. Гражданский процесс

Формулярный процесс оставался единственным нормальным гражданским процессом не только в конце Республики, но и в течение всего периода Принципата. С установлением империи рядом с этим процессом развивался т. н. экстраординарный процесс (cognitio extraordinaria), не знавший разделения на ius u iudicium.

Содержание экстраординарного процесса.

Экстраординарное гражданское судопроизводство начало развиваться в Риме со времени Принципата. Уже Август предоставлял защиту некоторым притязаниям, которые до тех пор не считались исковыми. Его преемники добавляли дальнейшие случаи. Решение дел принцепсы вначале предоставляли консулам, впоследствии специальным преторам и императорским чиновникам.

Наиболее важной чертой экстраординарного процесса была доминирующая роль государства и принцепса. Фактически это было императорское процессуальное право, поскольку решающим фактором здесь была, воля принцепса. Все производство вплоть до вынесения решения держал в руках государственный орган, уполномоченный принцепсом.

Этот процесс был неформальным, ускоренным, достаточно гибким. Новизна его проявилась во многих отношениях. При экстраординарном процессе истец предоставлял составленное в письменном виде заявление с изложением своего требования (libellus conventionis) в соответствующий суд и настаивал, чтобы суд вызвал ответчика. Судья обладал значительной свободой принятия решения, а стороны должны были подчиняться ведению им дела. Он имел право частично или полностью делегировать свои правомочия другому официальному судье более низкого ранга.

Вызов ответчика в суд имел вполне официальный характер. Ему суд официально вручал libellus conventionis, в соответствии с которым он обязан явиться в суд в определенное время и привести возражения истцу в свою защиту (libellus contradictionis). Неявка ответчика в суд допускала возможность заочного судопроизводства. Истцу дано было право в отсутствие ответчика доказывать справедливость своего требования.

Многочисленные юридические термины стали менять свой смысл. Так, actio приобретает значение материальной претензии, exceptio - значение любого высказывания в пользу ответчика. Теперь решение могло быть направлено не только на денежное исполнение; в зависимости от обстоятельств засчитывались и процессуальные расходы.

Теперь судебное решение можно было обжаловать (appellatio). Взыскание могло быть обращено и на отдельные вещи.

Важной чертой экстраординарного процесса было появление иерархии судов с императором как судом последней инстанции. В период Принципата экстраординарный и формулярный процессы взаимно воздействовали и дополняли друг друга. Однако с III в. от Р.Х. формулярное судопроизводство неудержимо приходило в упадок, а сами формулы были упразднены лишь в 342 г.

Особенно быстро экстраординарный процесс получил распространение в провинциях и, прежде всего императорских. Здесь императорские чиновники, имея неограниченные полномочия, широко использовали право административных решений при разработке самых различных дел. Административно-территориальная реформа, проведенная Диоклетианом, довершила дело вытеснения старого формулярного процесса. Исчезло различие между сенатскими и императорскими провинциями. Теперь всеми провинциями стали управлять императорские чиновники. В Риме судебная власть окончательно перешла от претора к префекту города.

Итак, замена формулярного процесса экстраординарным привела к радикальным изменениям тех принципов, на которых строился судебный процесс. Если раньше он основывался на соглашении сторон, то теперь весь процесс построен на началах власти. Приговор теперь являлся не мнением третейского судьи, а решением (декретом) властного лица. Вызов на суд теперь осуществлялся при участии представителя государственной власти. На приговор возможна апелляция по инстанциям. Император стал высшей судебной инстанцией. При экстраординарном процессе нарушался принцип публичности судопроизводства. Суд теперь, как правило, производился в закрытом помещении, куда доступ был ограничен. Теперь весь судебный процесс был письменным, судебное разбирательство заносилось в протокол. Процесс также перестал быть бесплатным: на покрытие канцелярских расходов тяжущиеся стороны должны были вносить судебные пошлины.

4. Уголовное право и уголовный суд

В области уголовного судопроизводства судебная деятельность сената вытеснялась уголовной юрисдикцией императорских чиновников. В императорский период появляются специальные суды для отдельных сословий: сенаторов, придворных, солдат, духовенства. Практика разбирательства уголовных дел императорского периода предусматривала не только умышленные преступления, но и неосторожные деяния. Расширилась также система преступлений, появились различные виды новых преступлений, например, оскорбление христианской религии.

Изменения возникли и в системе наказания. Так, была восстановлена исчезнувшая в конце республики смертная казнь, принимавшая специфические формы (сожжение, распятие на фурке и т.д.). Кроме смертной казни чаще всего использовались также каторжные работы, разные виды ссылки, заключение в тюрьму и даже телесные наказания. Изменились и принципы, на основе которых действовала карательная система. На смену идеям профилактики и обеспечения правопорядка, явилась идея отмщения (преступнику) и устрашения (других).

5. Источники Римского права. Кодификация Юстиниана

В эпоху империи законодательная власть сконцентрировалась в руках императора, поэтому его эдикты или решения приобретали характер закона. Со второй половины III в. юридическая литература бедна и количественно и качественно. Как правило, это были компилятивные работы. Некоторые из них сохранились. Так в 1821 г. в Ватиканской библиотеке были найдены компиляции из сочинений Папиниана, Павла и Ульпиана, из императорских эдиктов сохранились указы императора Диоклетиана. Эти фрагменты получили название Ватиканских фрагментов. К этому же времени (кон. IV - нач. V вв) относится сборник, содержащий Моисеев закон с выдержками из сочинения римских юристов и императорских указов. К концу V - начала VI вв. относится сборник практических советов и решений, составленный на основе высказываний Павла и других юристов. К концу V в. относится сборник под названием Римско-сирийской законной книги. В ней собраны императорские указы (по преимуществу восточных императоров) и некоторые сочинения классических юристов. В их сборнике отразилось влияние сирийского или греческого права. Оно имело распространение в Азии даже после издания кодекса Юстиниана. [15]

Однако, поскольку судьям трудно было разобраться в массе существующей юридической литературы, императоры стали издавать указы, направленные на систематизацию ее и облегчение пользования ею. Прежде всего, известны два указа Константина (321 и 327 гг.), нацеливавшие судей на необходимость использования сочинений Папиниана и Павла. В 426 г. был принят Феодосием II и Валентином III закон о цитировании (lex Allegatoria). Этот закон придавал юридическую силу сочинениям пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Кроме того, разрешалось принимать во внимание также сочинения тех юристов, на которых ссылаются эти пять перечисленных выше.

Трудности возникали в практике судей и в случаях использования императорских указов, которые также не были систематизированы, а между тем их число росло с каждым годом все больше. Древнейшая попытка такой систематизации была предпринята Папирием Юстом в правлении марка Аврелия. Этот сборник состоял из 20 книг, но он уже устарел ко времени правления императора Диоклетиана, поэтому неким Грегорианом был составлен новый сборник, получивший название Кодекс Грегориана. В нем были собраны и систематизированы указы императоров от 196 до 295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, книги делились на титулы, внутри которых установления были приведены в подлинном тексте и в хронологической последовательности. В нач. IV в. появился новый кодекс, получивший название Кодекс Гермогениана и состоявший из одной книги.

Все эти издания подготовили почву для появления официальных правительственных кодексов. Так, в 428 г. Феодосий II назначил комиссию из 8 человек, которая собрала вместе все постановления Константина и кодексы Грегориана и Гермогениана, что было необходимо для обучения юристов. Для практической деятельности предписывалось комиссии составить сборник императорских постановлений, вышедших после издания кодекса Гермогениана. Новые постановления, появившиеся после издания этого кодекса, назывались novellae leges. [16]

После распада Римской империи на Западную и Восточную и завоевания западной половины германскими племенами действие Римского права в Западной части Римской империи не прекратилось. Оно функционировало в среде римского населения, и даже германские короли заботились о создании сборников Римского права для судопроизводства. Так, в 506 г. появились т. н. lex romana Wisigothorum (извлечение из трех вышеназванных кодексов, из Институций Гая, высказываний Павла и т.д.). Этот сборник был предназначен для римских подданных Вестготского королевства и издан Аларихом II. Аналогичный сборник был издан в конце V в. Теодорихом для Остготского королевства. И, наконец, подобный же сборник был издан в нач. VI в. для Бургундского королевства королем Лундобадом.

Вся отмеченная выше юридическая литература свидетельствовала о наметившейся тенденции к кодификации Римского права, тем более, что этого требовали и изменившиеся общественно-политические отношения. Такая попытка была уже предпринята Феодосием II, но осталась до конца не осуществленной. Выполнение этого плана осуществлено Юстинианом и ближайшим его помощником юристом Трибонианом.

Юстиниан задумал пересмотреть все прежние кодексы, удалить из них все устаревшие, а все действующие объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан в 528 г. составил комиссию из 10 человек, среди которых находился и Трибониан. В 529 г. комиссия выпустила кодекс Юстиниана, заменивший три прежних кодекса. Такую же систематизацию Юстициан решил осуществить и в отношении древнего права, т.е. необходимо было всю имеющуюся огромную литературу пересмотреть, устранить разночтения, расположить в систематическом порядке. В 530 г. Юстиниан поручил Трибониану составить комиссию и осуществить этот план. Трибониан отобрал 15 юристов и к 533 г. вся титаническая работа была выполнена. Появился огромный свод, получивший название Дигесты. Для ученых целей под руководством Трибониана был составлен официальный элементарный курс гражданского права, получивший название Институции. Но пока составляли Дигесты и Институции, появились новые законодательства, что потребовало пересмотреть кодекс Юстиниана и в 534 г. он был опубликован в новой редакции. Выходившие после этого указы получили название новелл.

Все указанные части кодификации Юстиниана должны были составить единый корпус. Однако это произошло лишь в Средние века, когда возродилось учение Римского права (начиная с XII в) и весь свод Юстиниана стал называться Corpus Iuris Civilis.

Рассмотрим отдельно части, составляющие этот свод.

Институции. Источником для их создания послужили Институции Гая. Это было элементарное руководство для учебных целей. Оно состояло из 4-х книг, каждая из которых делилась на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных изданиях делится на параграфы.

Дигесты - это собрание цитат из сочинений юристов, расположенных в систематическом порядке. Всего цитируется 39 юристов и использовано до 2000 сочинений. Все это собрание разделено на 50 книг. Каждая из них делилась на титулы с особым заглавием. Внутри каждого титула цитаты располагаются в известном порядке. Каждая цитата начинается с указания автора и сочинения, из которого она взята. Дигесты представляют собой нечто вроде свода законов.

Кодекс - третья часть Корпуса Юстиниана - представляет собрание императорских постановлений. Оно состоит из 12 книг, каждая из которых делится на титулы с особым заглавием. Книга I содержит постановления, касающиеся церковного права, деятельности различных императорских чиновников; 2-8 книги касаются гражданского права; книга 9 - уголовного права; книги 10-12 содержат положения о государственном управлении. Внутри каждого титула расположены отдельные установления в хронологическом порядке. В каждом установлении отмечается имя издавшего его императора и имя того, кому оно было адресовано.

Новеллы составляют четвертую часть законодательства Юстиниана. Сборник содержал 168 новелл на греческом языке. Издание каждой из частей Кодекса началось с 1529 г. В 1583 появилось полное издание свода Юстиниана, выполненное Дионисием Готофрелом. В этом издании впервые встречается общее название Corpus Iuris Civilis.

Лучшим изданием свода гражданского права Юстиниана является трехтомник, включающий Институции, Кодекс и Новеллы:

Corpus Iuris Civilis. Vol.I. Institutiones. Ed. Krüger P. Berolini, 1905.

Corpus Iuris Civilis. Vol.2. Codex repetitae praelectionis. Ed. Krüger P. Berolini, 1905.

Corpus Iuris Civilis. Vol.3. Novellae Constitutiones. Ed. Schoell R., Kroll G. Berolini, 1954.

Наиболее важным памятником в кодификации Юстиниана являются Дигесты, сохранившие наибольший объем классических юридических текстов. Это был монументальный труд в 50 книгах.1-я книга посвящена общим вопросам права; 2-46 - частному праву; 49 - апелляциям, фискальному и военному праву; 50-я административному праву, юридическим дефинициям и правилам.

Единственной прекрасно сохранившейся рукописью Дигест является Litera Florentina (VI в). Фундаментальное издание Дигест осуществил Т. Моммзен: Digesta Iustiniani Augusti (Mommsen Th) Vol.1-2. Berolini 1866-1870.

Полное собрание Дигест в переводе на русский язык подготовлено и издано редакционной коллегией Центра изучения Римского права Института всеобщей истории РАН и юридического факультета МГУ под руководством д. юр. н. проф. Е.А. Суханова в 2001-2005 гг. [17]


Раздел II. Структура и содержание римского гражданского частного права

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных