Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава VIII. Наследственное право 1 страница




 

1. Римские понятия о наследстве и наследовании. Институты наследственного права

Римляне считали право наследования частью вещного права, ius quod ad res pertinet, так как считалось, что наследование было способом приобретения собственности, а именно acquisitio per universitatem, т.е. переход к наследнику всего имущества со всеми правами.

Задача наследственного права состоит в том, чтобы определить влияние смерти человека на его гражданские правоотношения. Признается общим правилом, что строго личные, индивидуальные правоотношения прекращаются со смертью этой личности. Те же права и обязанности, которые не изменяются от перехода к другому лицу, сохраняются после смерти субъекта их и переходят к наследнику. Таковы права и обязанности по имуществу.

Согласно основному началу римского наследственного права, наследник является преемником юридической личности наследодателя, он составляет как бы одно лицо с ним. Такой преемник называется heres - наследник, а переходящее имущество и право на него - hereditas [150].

Согласно римскому понятию о наследстве и наследовании, наследство не есть масса вещей, а целая, идеальная совокупность прав и обязанностей, в которых проявляется юридическая личность наследодателя, так что до перехода к наследнику (о таком наследстве говорят - hereditas jacens, т.е. лежачее наследство) - оно само считается как бы лицом и может приобретать имущество через рабов.

Право наследования, есть право, в силу которого одно лицо принимает на себя имущественные права и обязанности другого; как одно юридическое целое, т.е. юридическую личность его; такое преемство называется всеобщим - successio universalis или per universitatem. Впервые Юлиан прямо высказал, что наследство представляет личность умершего. Юстиниан своим законом о так называемом beneficium inventarii нарушил цельность всего начала.

Закон этот был принят в 531 г. от Р.Х. Он вводил важное новшество, перешедшее в современные кодексы и следующим образом обеспечивал совершенную защиту наследника при наследстве, чрезмерно обремененном долгами, если до 3 месяцев (со дня, когда он узнал о призвании к наследству) наследник составит опись всей наследственной массы (inventarium) в присутствии нотариуса (tabularius) и 3-х свидетельств, то за ним сохраняется quarta Falcidia, т.е. ¼ чистого, т.е. необремененного наследства; которая должна быть оставлена для наследника согласно lex Falcidia.

Общие начала германского наследственного права в отличие от римского

По римскому праву наследство не может, а по германскому оно может распасться на несколько масс и каждая масса может иметь особого наследника.

В Риме наследование совершалось или по завещанию или по закону. По германскому праву - кроме того - также по договору наследника с наследодателем.

В Риме наследник неподвластный может приобрести открывшееся наследство только по особому акту своей воли (подвластный вступает в наследство в момент смерти наследодателя). По германскому праву всякий наследник вступает в наследство со смертью наследодателя.

В Риме наследник отвечал за долги наследодателя даже своим имуществом (по закону Юстиниана наследник мог избежать этой неограниченной ответственности путем описи наследства - beneficium inventarii). В германском праве наследник отвечает только в размере наследственного актива:

В соответствии с Римским правом главным институтом наследственного права является наследование - hereditas. Оно состоит в прямом всеобщем имущественном преемстве после умершего. Прежние две формы наследования: а) гражданскую - hereditas и б) преторскую - bonorem possessio - Юстиниан соединил в одну.

Вторым институтом является successio singularis, т.е. право наследодателя выдать что-либо третьему лицу. Это распоряжение был обязан выполнять наследник. Этот институт также имел 2 формы: а) гражданскую - legatum и б) общенародную fideicommissum, но и они были объединены в одну.

Сенатским постановлением Требеллиана (в правление Нерона) был введен универсальный фидеикоммисс, служивший для всеобщего преемства. От наследования он отличался тем, что наследство переходило к наследнику не прямо, а через третье лицо.

Наконец, следует отметить институт дарений и др. приобретений на случай смерти - mortis causa donationes.

Римское право предусматривало следующие условия происхождения наследования:

наследование возможно только после умершего;

только после лица юридически способного иметь свое имущество;

только для лица, которое зачато, по крайней мере; во время открытия наследства;

только для лица, способного к наследованию.

Неспособными к наследованию были перегрины и юридические лица, кроме государства (императоры даровали городам, церквям и благотворительным обществам способность наследовать по завещанию).

Наследство должно быть открыто. Наследство оказывается открытым (hereditas delata), когда оно предлагается известному лицу так, что это лицо может приобрести его. По закону Юстиниана право на принятие наследства было признано за всяким наследником первого призванного к наследству; но только в течение года со дня получения первым призванным сведения о его призвании - это т. н. transmissio justinianea (первоначально трансмиссия совершенно не допускалась; до Юстиниана - только в некоторых случаях). Наследство может открыться по закону - hereditas ab intestate, или по завещанию - hereditas testamentaria. Наследование по завещанию устраняло законное наследование. Вообще у римлян действовало правило: наследство может быть открыто или только по завещанию или только по закону (nemo pro parte testatus pro parte intestatus decedere potest).

Окончательно происходит право наследования вследствие приобретения наследства. Наследники, находящиеся под отеческой или господской властью наследодателя, приобретают наследство в момент открытия его и притом необходимо. Прочие наследники приобретают наследство по особому свободному акту воли.

Римское право делало различие между гражданским и преторским наследованием. Гражданское наследование (hereditas) и преторское (bonorum possessio) отличались друг от друга в следующем: согласно гражданскому праву - а) наследниками могли быть только агнаты; б) для некоторых наследников наследование было необходимым; в) для приобретения наследства не было назначено срока и не требовалось заявления перед какой-либо властью г) наследник должен был выразить свою волю лично.

Согласно преторскому праву а) наследниками могли быть также супруги и когнаты; б) наследование всегда зависело от воли наследника; в) для приобретения был введен срок и заявление перед властью; г) наследник мог выразить свою волю через представителя. Наследник в соответствии с преторским правом был loco heredis. Собственность его на наследство была не гражданской, а бонитарной. Он имеет иски фиктивные - actiones utiles (si heres esset). Для защиты наследования он имел два иска: а) hereditatis petitio possessoria, (т.е. общий вещный иск, которым цивилизованный наследник добивается признания своего права наследования и выдачи наследства; с послеклассических времен этот иск получал bonorum possessor); б) interdictum quorum bonorum (т.е. предоставление преторскому наследнику - bonorum possessor права добиваться владения наследственными вещами от любого лица, владеющего ими в качестве наследника, в качестве просто владельца без особого правового основания, или от того, кто обманным способом избавлялся от владения. Оба эти иска представляли собой ускоренную судебную меру для временного начала преторского права брали верх и в праве Юстиниана находили только один порядок наследования).

Порядок наследования по закону (hereditas legitima).

Римские юристы выделяли обыкновенный и особенный порядок наследования по закону. Сначала рассмотрим обыкновенный порядок. По древнему праву наследниками могли быть только агнаты[151]. Кровное родство не давало права наследования.

Законы XII таблиц (табл. V) призывают к наследованию ab intestate исключительно агнатских родственников, разделенных на три разряда. Первый разряд - sui heredes, т.е. лица, которые были под властью умершего и которые стали personae sui iuris после его смерти. Это были члены его familia, т.е. дети, усыновленные, дети умерших сыновей. Sui heredes должны были наследовать имущество как подвластные, независимо от того, хотят они этого или нет, поэтому они были названы heredes sui et necessarii.

Ко второму разряду относились proximi adgnati, т.е. ближайшие агнатские родственники. Они становились наследниками в случае, если не было sui heredes. Агнаты ближайшей степени родства (братья, сестры и мать умершего, если она состояла в браке cum manu и таким образом юридически находилась на положении сестры умершего (loco soraris)) исключали тех, которые являлись более отдаленными агнатскими родственниками. В конечном результате, если было несколько агнатов той же самой степени родства, наследуемое имущество делилось per capita, т.е. каждому из них по равной доле. Если же наследуемое имущество необходимо было делить между близкими наследниками и более отдаленными, то это делалось поколенно, т.е. in stirpes. Proximi adgnati были sui heredes voluntarii, т.е. в отличие от sui heredes они имели возможность принимать или не принимать наследство.

К третьему разряду относились gentiles, т.е. родственники клана (gens). Они вступали в наследство, если не было ближайших агнатов.

Основными дефектами этой системы было то, что эмансипированные дети, кровные родственники и супруга были исключены из числа лиц, имеющих право на наследование, основывавшееся на условиях agnatio, т.е. рождения после смерти отца или оставления завещания. Поэтому неудивительно, что претор предпринимал шаги усовершенствовать систему. Поэтому ius gentilicium отпало еще в раннеклассический период.

Преторская система наследования по закону.

Посредством серии эдиктов претор постепенно развил новую систему наследование имущества после умершего, не оставившего завещания, которая окончательно заменила старый порядок наследования. Сущность ее отражена в сентенции “praetor heredem facere non potest”, т.е. претор не может создавать наследника, т.е. не может творить гражданское право, так как он не законодатель. Тем не менее, в числе эдиктов он обещал гарантировать нескольким группам bonorum possessio, т.е. владение наследственным имуществом, разрешенное претором в споре двух претендентов на наследство. Претор не отменил право агнатов, но, учитывая изменение общественных отношений, расширил ставший слишком узким круг лиц, призываемых гражданским правом, включая в него и других кровных родственников наследодателя, а также супруга.

Итак, заинтересованная сторона должна обратиться к претору и претор применяет bonorum possessio. Претор выяснял, принадлежал ли претендент к одной из групп, которым bonorum possessio было разрешено, и если это подтверждалось, обеспечивал interdictum quorum bonorum, т.е. предоставлял преторскому наследнику (bonorum possessor) право добиваться владения наследуемым имуществом от любого лица, владеющего им в качестве наследника или в качестве простого владельца без особого правового основания или от того, кто обманным путем избавился от владения (Гай, IV.144).

С помощью этого интердикта владение имуществом могло быть востребовано от всякого и, кроме того, всякий мог претендовать на владение, которое по истечении срока давности (usucapio) в один год делало владельца наследником.

Это показывает, что, хотя претор не мог делать никого наследником, он мог поставить его в положение наследника и конечный результат был, таким образом, тот же самый. Порядок и группы преторской системы наследования от умершего, не оставившего завещания следующие:

Дети (liberi).

Первой группой лиц, которые могли претендовать на владение были законные дети умершего мужа, независимые безотносительно от того, стали они sui iuris после его смерти или нет. Цель - эдикта дать право эмансипированным детям наследовать от их отца. Владение делилось на столько много равных частей, сколько было переживших и прежде умерших детей, которые оставались потомками по прямой линии. Каждый переживший ребенок получал одну долю и доля прежде умершего ребенка была разделена среди его детей. Это известно как representatio per stirpes, т.е. представлении по нисходящей степени родства.

Законные наследники (legitimi).

В случае, когда не было детей или они не подходили для bonorum possessio, второй группой были законные наследники согласно ius civile, т.е. sui heredes, proximi adgnati gentiles.

Proximi cognate.

Третьей группой, которая могла просить владение упомянутых родственников были ближайшие кровные родственники умершего. Кровное родство следует как по мужской, так и по женской линии в противоположность агнатскому родству, которое следовало только по мужской линии. В том, что касается кровного родства по женской линии, неважно, было ли потомство законным или незаконным. В этой группе каждая ближайшая степень родства исключала последующую: если живы братья или сестры, дядья и тетки не получают ничего. Очередь родственников могла дойти до шестой степени. Наследники каждой степени делят наследство поровну. Женщины в этой очереди наследовали наравне с мужчинами, дети наследовали после матери.

Определенные модификации были введены во II в. от Р.Х. для того, чтобы усовершенствовать право наследования матери и ребенка друг другу. Senatus consultum Orfitianum ( 178 г) признал законное право наследования после матери всем ее детям (законным и внебрачным), причем они получали преимущество перед ее братьями, сестрами и агнатами. Так senatus consultum Tertulianum ( 123 г) признал за матерью законное право наследовать своим законным и внебрачным детям, если в живых не было ни детей ни братьев наследодателя, а с его сестрами она делила наследство поровну.

Наконец, переживший супруг - жена после смертимужа или муж после смрти жены - вступал в права наследства.

Таким образом, cognatio, т.е. кровное родство получало право преторской защиты и его значение на закате республики стало возрастать. Преторская система оставалась основной для наследования имущества по закону вплоть до реформ Юстиниана.

Юстиниан о наследовании по закону.

Юстиниан включил в Новеллы 118 и 127 совершенно новый порядок наследования по закону, основанный на кровном родстве. Порядок и классы юстиниановой системы можно суммировать следующим образом:

1) родство гражданское и естественное уравнивались в правах наследования;

2) различие пола не влияло на право наследования;

3) родство по усыновлению также давало некоторые права по наследованию;

4) лица, имеющие право наследования, разделялись на пять кланов, причем ближайший класс наследников исключал последующий, ближайшая степень родства также исключала следующую. Сначала призывались лица первого класса, если таковых не было, то призывались лица следующего класса и т.д.

К первому классу принадлежали все нисходящие умершего - наследовал ближайший нисходящий (внук не наследовал деду, если жив отец внука).

Ко второму классу принадлежали полнородные[152] братья и сестры. В этой очереди, которая призывается к наследованию при отсутствии прямых нисходящих, ближайшую степень составляли родители умершего, а также его братья и сестры. Наследство делилось поровну между теми родственниками, кто еще оставался в живых, а дети умерших братьев и сестер получали их долю по праву представления. Если родители наследователя уже умерли, но были живы деды и бабки, они призывались к наследованию наряду с братьями и сестрами, причем наследство опять-таки делилось поровну между всеми. Наконец, в том случае, если в живых оставались только деды и бабки (т.е. уже умерли и родители, и братья с сестрами, и племянники), наследство делилось на две половины, одна из которых переходила к восходящим родственникам по материнской линии, а другая - к восходящим по отцовской линии.

К третьему классу относились неполнородные братья и сестры и, если их нет в живых, то дети их. При этом братья и сестры делили наследство поровну, а дети умерших получали их долю по праву представления.

К четвертому классу относились боковые родственники. И в данной очереди наследников каждая ближайшая степень исключает последующую, так что если были живы, например, двоюродные братья и сестры наследодателя, то не допускались к наследованию троюродные. В этой очереди не допускалось наследование по праву представления.

Пятый класс - это переживший супруг или супруга.

Если в одном классе оказывалось много наследников, то раздел наследства между ними производился тремя способами: а) successio in capita - поголовно, поровну между всеми; б) successio in stirpes - поколенно, при этом более отдаленные родственники, наследующие вместе с более близкими, получают все вместе такую долю наследства, какую получил бы их восходящий, например, племянники умершего, наследуя вместе с его братьями, получают все вместе столько, сколько получили бы их отец или мать; в) divisio in lineas - полинейно. Если наследуют только восходящие равно близкие, то наследство делится на две равные части: одна идет к восходящим по отцу, другая - к восходящим по матери. Поголовный раздел имеет место, когда наследуют равно близкие родственники. Поколенный - когда наследуют нисходящие разных степеней.

Наконец, по закону Юстиниана новеллы 53 и 117 устанавливали определенные льготы для т. н., "бедной вдовы" (uxor undotata), т.е. не обеспеченной приданным и другими ценностями. Ей полагалась 1/4 наследства, но не более 100 фунтов золота. Если у наследодателя было четверо или более детей, то бедная вдова получала ту же долю, что и каждый из них, т.е. поголовно (1/5 или менее), причем пользовалась своей долей на правах не собственности, а узуфрукта. При отсутствии каких бы то ни было наследников имущество становилось вымороченным (bona vacantia). С начала классического периода вымороченное имущество отходило в государственную казну, однако в некоторых случаях преимущественное право на него имели корпорации, к которым при жизни принадлежал наследодатель - военная часть, в которой он служил, церковь или монастырь, если он был священником или монахом и т.д.

3. Порядок наследования по завещанию (hereditas testamentaria). Понятие о распоряжении последней воли.

Завещание - это провозглашение последней воли[153]. Для того чтобы оно имело силу закона, оно должно быть введено в соответствии с определенными формальными требованиями.

В течение истории римского права были известны различные формы провозглашения воли. Наиболее ранняя форма завещания было так называемое testamentum calatis comitis, т.е. завещание, сделанное в специально созванном собрании. Завещатель выражал устно формальным образом свою последнюю волю на собрании. Собрание первоначально должно было гарантировать свое одобрение, но позже выполняло функцию свидетеля. Так как собрание в форме comitia calata созывалось лишь 2 раза в год, очевидно, что был необходим другой метод провозглашения последней воли. Такой формой завещания было testamentum in procinctu, т.е. завещание перед войском, изготовившимся к сражению. Солдат в устной форме излагал свою последнюю волю другим солдатам. В обоих случаях эти формы завещания имели публично-правовой характер и, по-видимому, совершались в том случае, если завещатель не имел законного наследника.

Неудобство этих форм было очевидным и уже со времени законов XII таблиц целями совершения завещания косвенно служила фиктивная продажа (mancipatio familiae), посредством которой завещатель фактически передавал доверенному лицу (familiae emptor) свое имущество с тем, чтобы тот взял на себя обязанность охранять его, а после смерти завещателя разделить его в качестве heredis loco, согласно последней воле завещателя, в то время как завещатель оставлял за собой пожизненное право распоряжаться этим имуществом.

Из mancipatio familiae развилась основная форма римского testamentum, применявшаяся в течение всего классического периода testamentum per aes et libram ( Гай, II.102).

По-видимому, первоначально mancipatio ограничивалось чистой формальностью, и familiae emptor становился всего лишь седьмым свидетелем, а наследником являлось лицо, назначенное завещателем. Центр тяжести совершения завещания сместился с передачи имущества на торжественное устное заявление завещателя (nuncupatio), в котором тот излагал свою последнюю волю. Соответственно эта устная форма testamentum per aes et libram называется testamentum per nuncupationem.

В классическую же эпоху преобладающей стала письменная форма завещания, т.е. testamentum per scripturam factum [154]. Эта форма давала завещателю возможность сохранить в тайне содержание testamentum (testamentum secretum). В этом случае устное заявление завещателя (nuncupatio), все еще являлось основой завещания, ограничивалось просто формулой, в которой завещатель перед свидетелями ссылался на документ, содержащий его последнюю волю, после чего свидетели скрепляли документ своими печатями (testamentum septem signis signatum) и подписями. Для юридической силы устного и письменного testamentum необходимо, чтобы весь акт проходил в постоянном присутствии всех его участников и без прерывания его другим периодическим действием. Эта форма завещания открывала путь преторскому волеизъявлению.

Претор, обещая bonorum possessio, признавал последнюю волю, чем документ, скрепленный семью свидетелями, и их печатями был предъявлен ему.

Наконец, объединив характерные элементы цивилизованного (testamentum unitas actus, т.е. постоянного присутствия всех участников завещания), преторского (7 свидетелей и их печати) и императорского права (подписи завещателя и свидетелей), в эпоху Домината была введена testamentum tripertitum, т.е. тройственная воля. Эта форма завещания стала господствующей во время Юстиниана.

В дополнение к этим нормальным формам завещания, существовало широкое различие специальных форм.

Кроме завещания (testamentum), другой формой распоряжения на случай смерти со времени Августа было codicillus ( письмо, записка). Однако не все распоряжения, которые могли быть сделаны в завещании, могли быть записаны в записку. Эта записка юридически признавалась составной частью завещания, если она им подтверждалась (codicillus testamento confirmatus).

В форме записки всякое распоряжение, которое могло быть сделано в завещании, исключая установление или лишение наследства, могло быть законным. Неподтвержденная завещанием записка (codicillus testamento confirmatus) могла содержать только фидейкоммиссы.

В послеклассическом праве стирались различия между запиской и завещанием и для записки требовалась определенная форма. При Юстиниане для эффективности письменного и устного добавления к завещанию необходимо было присутствие 5 свидетелей и unitas actus. Кодициальная клаузула, т.е. оговорка, согласно которой если завещание по какой-либо причине утратит силу, то она остается действительным, хотя бы как приписка, считается молча добавленной к написанному завещанию.

Итак, назначение прямого наследника или линии наследства возможно было только по завещанию. Существенные черты актов последней воли (testamenta и codicilli) заключались в том, что эти акты являются односторонними и самостоятельными (воля наследника здесь не нужна). Составивший акт может его изменять, завещание может быть изменено до смерти.

Testamenti factio ( совершение завещания). В отношении правоспособности участвовать любым способом в совершении завещания (testamenti factio) в том числе в качестве свидетеля - правовая наука различала два вида завещательной правоспособности:

а) Право совершать действительное завещание (testamenti factio activa, ius testamenti faciendi, которым обладали только совершеннолетние римские граждане (и латиняне), но согласно более позднему праву иностранцы, имея ius commercii, также обладали этой формой завещательной правоспособности. Женщины первоначально не обладали активной завещательной правоспособностью со времени Августа они такое право получили, правда, с ограничением, заключавшемся в том, что женщине позволялось делать завещательным распоряжение при участии доверенного лица, ставшего ее формальным опекуном (coemptio testamenti faciendi gratia), а при Адриане женщины уже обладали полной активной правоспособностью самостоятельно или при наличии опекуна.

Завещатель должен быть свободным лицом, имеющим здравый ум и зрелый возраст; он должен иметь физическую возможность выразить свою волю словом или письмом; завещатель должен быть самостоятельным в имущественном отношении.

В позднем праве имели место определенные исключения, касающиеся имущества, которое сын, находящийся под отцовской властью (filius familias miles) приобрел на военной службе (peculium castrense), т.е. жалованье или военная добыча. Со времени Августа он мог завещать его, а впоследствие и распоряжаться им inter vivos. Со времени Адриана он мог завещать его после почетного увольнения из армии; peculium castrense переходит к обладателю власти домовладыке только, если filias miles умер, не оставив завещания. В поздней Империи это правило распространялось и на имущество, которое filius familias приобрел во время службы на высоких светских и духовных постах. Такое имущество называлось peculium quasi castrense.

Завещатель должен обладать активной завещательной правоспособностью непрерывно от совершения завещания до самой смерти, иначе оно будет недействительным.

б) Другим видом являлось право быть назначенным наследником (пассивная завещательная правоспособность, т.е. testamentum factio passiva). В принципе любое лицо было способно получить это право, если только завещатель одновременно даровал ему свободу, чужой раб - только если ею обладал его господин. Пассивной завещательной правоспособности были лишены personae incertae, но постепенно ее стали получать postumi, т.е. дети, родившиеся после смерти отца или после совершения завещания; из числа юридических лиц ее всегда имел fiscus, а начиная с классической эпохи, также городские общины и благотворительные учреждения. Наследник должен иметь способность быть назначенным наследником (во время совершения завещания) и способность к приобретению завещанного (в момент приобретения наследства). Неспособны к назначению наследниками:

1) лица, которые вообще не допускались к наследованию;

2) postumi, т.е. рождающиеся после смерти завещателя или после совершения завещания. При Юстиниане postumi также могли быть назначаемы наследниками, если они зачаты, по крайней мере, в момент смерти завещателя (для легатов и фидеикоммиссов это условие не требовалось);

3) юридические лица (кроме церквей, благотворительных заведений и городских обществ);

4) лица недостойные - indigni, и развратные женщины.

Лицо, совершающее завещание, должно иметь при этом полное сознание и свободную волю;

2) завещание, совершëнное под влиянием угрозы, действительно, но лица, которые потерпели через это вред (законные наследники или наследники по прежнему завещанию), имеют право искать уничтожения договора посредством restitutio, т.е. восстановления или actio quod metus, т.е. иска против вымогательств любого рода. Если завещателя удержали посредством принуждения от совершения или перемены завещания, то лица, потерпевшие от этого вред, могли искать вознаграждения, требуя его от принудителя; если принудителями были законные наследники, то они теряли наследство в пользу казны;

3) всякий акт последней воли, совершенный под влиянием обмана, ничтожен, если будет доказано, что без обмана это распоряжение не было сделано.

Всякое распоряжение на случай смерти должно быть делом собственной воли завещателя. Воля завещателя должна быть выражена словом или письменно в произвольных выражениях. При устном завещании завещатель обязан был говорить сам; при письменном - обыкновенно писали особые писцы testamentarii. Объявление воли должно быть сделано с соблюдением установленных форм и полно в материальном отношении, т.е. должен быть определенно назначен наследник. В противном случае - оно ничтожно.

Завещание может быть условным. Но некоторые условия не допускаются при актах последней воли: в таком случае - они или сами уничтожаются или уничтожают сам акт.

I. Само условие уничтожается в следующих случаях:

если условие вставлено по ошибке;

если в завещании помещено резолютивное условие. По отношению к легату это допускается (т.е. лицо, получившее легат, теряет его при наступления условия), но при назначении наследника это не допускается. Однажды сделавшийся наследником остается таким навсегда;

уничтожаются условия невозможные. При относительной невозможности условия различают два случая: если условие невозможно при совершении завещания, то уничтожается условие, если же условие стало невозможным после, то теряет силу завещание;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных