Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Победившие одиночество




В популярной литературе наибольшую известность получили смелые эксперименты французского геолога Мишеля Сиффра. 16 июля 1962 г. он спустился в пропасть Скарассон, где на глубине более 100 м у края подземного ледника провел долгие 63 дня. Одноместная палатка, постоянный холод, оптические обманы и галлюцинации, никакой связи с поверхностью - тысячи трудностей стояли на пути отважного спелеонавта, решившегося на "плавание вне времени". "Пещерные" сутки оказались длиннее земных: выйдя на поверхность 17 сентября, Сиффр был уверен, что в этот день было только 20 августа...

Опыт Сиффра вызвал цепную реакцию: за 35 лет проведено более 20 подобных экспериментов (табл. 7). Кроме того, имеются неподтвержденные данные, что в 70-е гг. четырехмесячный эксперимент провела француженка Эммануэла Шамеруа, а двухлетний - югослав Милутин Велькович.

Эксперименты преследовали различные цели. Чаще всего это были медицинские наблюдения над поведением человеческого организма, раздельно проводившиеся над мужчинами (Сиффр, Беркеши, Биценто, Мерете, Чижмарь, Монтальбини) и над женщинами (Вильяме, Бробекер, Ле-Гуэн), а также - над "тандемами" мужчина - мужчина (Шабер - Энгландер) и мужчина - женщина (Сенни - Лорез) в не связанных между собой пещерах. Милутин Велькович занимался исследованиями пещеры, вел дневник (более 2000 страниц!), ухаживал за десятком кур, утками, щенком и кошкой. Женщины, кроме медицинских наблюдений, занимались вязанием, ткали гобелены (Лорез), слушали музыку (Бробекер). Некоторые эксперименты не имели научных целей: Боб Пенмен решил побить рекорд Сиффра, просидев в пещере на один (!) день дольше его (по принятым правилам рекордный космический полет должен превышать предыдущий на 10%...); Дэвид Лафферти ушел в пещеру в целях рекламы, получив от ее хозяина, виконта Уайтмута, 650 фунтов стерлингов; за 127 суток он сжег 1438 свечей, потребил 454 л воды и 680 кг продуктов, прочитал 200 книг...

Таблица 7. Продолжительные одиночные пребывания под землей      
Год проведения Продолжительность, сутки Фамилия и имя спелеолога Страна
    Сиффр Мишель Франция
    Пенмен Боб ""
    Вильяме Дороти Австралия
    Уикмен Джофф Англия
1964*   Лорез Жозиан Франция
1964*   Сенни Антуан ""
    Беркеши Ласло Венгрия
    Биценто Жерар Франция
    Фийс Поль ""
1966*   Мерете Жан-Пьер ""
    Гийо Анри ""
1966*   Лафферти Дэвид Англия
1966*   Шабер Жак Франция
1966*   Энгландер Филипп ""
    ? Англия
1969*   Бробекер Элен Франция
1969-70   Велькович Милутин Югославия
1972*   Сиффр Мишель Франция
    Чижмарь Юрий СССР
1987*   Монтальбини Мауро Италия
1988*   Ле-Гуэн Вероника Франция
1989*   Фоллини Стефания Италия

 

* Эксперименты, проведенные под эгидой НАСА

Большинство одиночных экспериментов было хорошо подготовлено: выбиралась относительно безопасная пещера; оборудовалась спускоподъемными устройствами и односторонней (только из-под земли) связью; устанавливалась жилая палатка и сооружался склад для продуктов и воды, а также "шлюз" для бесконтактной передачи на поверхность анализов.

В отдельных случаях (М. Велькович) вход в пещеру замуровывался. На поверхности "в режиме ожидания" жила вспомогательная группа, фиксирующая время и содержание телефонных звонков. Научное обеспечение экспериментов зависело от поставленных задач.

Но не надо думать, что одиночное пребывание под землей - приятное dolce far niente... Вот как пишет в своем дневнике Мишель Сиффр: "...весь комплекс исследования самочувствия одиночки во враждебной среде пещер я осуществлял на себе. Самописцы на поверхности вычерчивали кривые моих сновидений, регистрировали работу желез, температуру тела, сердечный ритм, мозговые импульсы. Диетологи программировали набор питательных веществ, которые я должен был потребить. Исследовалась работа моего кишечника и мочевого пузыря. Эндокринологи охотились за моими гормонами (не поручусь, что при этом они не замеряли прирост бороды...). Никогда еще подобный шквал наблюдений не обрушивался на одного пациента. А в промежутках между этими наблюдениями я "езжу" на велоэргометре (2-5 км); измеряю температуру и барометрическое давление внутри палатки, мышечную силу правой и левой руки; стреляю в цель из пневматического ружья; дважды считаю от 1 до 25 по пальцам правой руки, последовательно дотрагиваясь большим пальцем до остальных; складываю 51 цифру, взятые наугад; вспоминаю 10 телефонных номеров; нанизываю на вязальную спицу разноцветные бусинки, чередуя определенным образом их цвета. И все это - без часов, без телевизора. Все, что не записано сразу в дневник, просто не существует, безвозвратно канет в мире вечной ночи... "

Что же дали эти удивительные эксперименты? Прежде всего, они еще раз подтвердили великолепную приспособляемость человека к самым необычным условиям. Но сколько странностей при этом было выявлено! У одних спелеонавтов (А. Сени, Ж. Лорез) сформировался 48-часовой ритм, у других (М. Сиффр) он составил 23,5 часа; оказалось, что периоды сновидений прямо пропорциональны информации, получаемой во время бодрствования; Ж. Лорез после "теста бдительности" мгновенно проваливалась в глубокий сон без стадии засыпания; П. Мерете не смог выносить звуки капели, бившей по его палатке (пришлось передать ему высотный гермошлем). У всех спелеологов отмечались нарушения цветовосприятия (индивидуально - для всего спектра от ярко-красного до индиго), у большинства развивалась близорукость; сенсорный голод порождал головокружение и зрительные галлюцинации, иногда сопровождающиеся сердечной аритмией; отсутствие временных ориентиров влекло сбои памяти (не всегда удавалось вспомнить, что делалось в предыдущем цикле бодрствования)...

Несмотря на это, большинство спелеонавтов вышло на поверхность без существенных физиологических и психических отклонений. Милутин Велькович после годичного пребывания в пещере Самар сохранил полный контроль над собой. Накануне выхода врачи, наблюдавшие за ним, обратили внимание на его кашель и порекомендовали бросить курить. Вскоре жители деревни увидели в воде ручья, вытекающего из пещеры, десятки пачек сигарет... Мишель Сиффр, напротив, покинул пещеру Миднайт в состоянии тяжелой депрессии, которую преодолел только через три года. "Мое самочувствие, наверно, никогда уже не будет таким, как прежде",- с горечью писал он /24/. Встречи со Временем не проходят бесследно для человека. Недаром ни один философ до сих пор не дал его исчерпывающего определения.

На этом можно было бы закончить рассказ об одиночных "сидениях" в пещерах. Но, оказывается, в Тибете и сегодня существует суровый обряд: монаха замуровывают в пещеру на 3 года, 3 месяца и 3 дня, лишь раз в сутки передавая ему через узкий канал подсоленный чай и дзамбу. Ламаисты считают, что это самый эффективный путь установления волевого контроля над подсознанием, овладения скрытыми в человеческом организме физическими и психическими возможностями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных