ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Языковой экстремизм1. Прочитайте высказывание: «И пропаганда, и даже написанный на заборе лозунг «Уничтожить (кого-либо)!» - это идеи, облечённые в слова. Идеи распространяются через книги, брошюры, магнитофонные записи, компакт-диски, радио, телевидение, Интернет. И через действия - публичные призывы к реализации этих идей в форме проповедей или речей, заявлений или публикаций в средствах массовой информации или иным образом»[3]. Напишите, какие статьи ФЗ-№114 «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривают ответственность и противодействие пропаганде экстремистских воззрений: _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Прочитайте цитату: «Информация квалифицируется как возбуждающая национальную, расовую, религиозную или социальную вражду в том случае, если прямо способствует формированию в сознании читателя (слушателя) негативного образа человека на основе его принадлежности к специальной группе, под которой понимается нация, раса, а также языковая, социальная и религиозная группы»[4]. Приведите примеры подобных высказываний (используйте материалы СМИ, интернет): не забудьте указать название материала, его выходные данные, либо ссылку на сайт. 1)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3. На достижение подобного эффекта (см.выше) прямо направлены высказывания, содержащие: 1) перенос негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю группу; 2) приписывание всем представителям группы стремления следовать древним обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой; 3) утверждение о природном превосходстве одной группы и неполноценности или порочности других; 4) приписывание враждебных действий и опасных намерений одной группы по отношению к другой; 5) возложение вины и ответственности за деяния определённых представителей на всю группу; 6) утверждение об изначальной враждебности определённой группы по отношению к другой; 7) утверждения о полярной противоположности и несовместимости интересов одной группы с интересами других; 8) утверждение о наличии тайных планов, заговоров одной группы против другой; 9) объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определённых групп[5]. В примерах описанных выше, найдите высказываний с данным контекстом и укажите их номера: 1)________________________________________________________________________________________ 2) _______________________________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________________________________ 4. Трудность для юристов (а также экспертов-лингвистов) при назначении судебной лингвистической экспертизы в отношении текстов СМИ по уголовным делам, связанным с экстремизмом (ст. 282 УК РФ), представляют формулировки вопросов. Наиболее удачными являются определения Е.И. Галяшиной [6]: 1. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо национальной, конфессиональной или иной социальной группы? 2. Имеются ли в представленном тексте высказывания враждебного, агрессивного либо уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или иной социальной группы? 3. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу? 4. Имеются ли в представленном тексте высказывания побудительного характера, содержащие побуждения к насильственным действиям против лиц определённой национальности, расы, религии и/или иной социальной принадлежности? 5. Имеются ли в представленном тексте высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации, расы или иной социальной группы по отношению к другой? 6. Имеются ли в представленном тексте высказывания об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной национальной, религиозной, этнической или иной социальной группы по отношению к другой? 7. Имеются ли в представленном тексте высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической, конфессиональной или иной социальной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, этнической или иной социальной группы? 8. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической или иной социальной группы? 9. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие негативные уничижительные оценки личности как представителя определённой национальности, этноса, расы или иной социальной группы? Примените данные вопросы к примерам, описанным в задании №2. Отметьте, на какие вопросы вы получили удовлетворительные ответы и подтвердите их цитатами: 1)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 5. Прочитайте высказывание: «Одним из главных компонентов экстремизма является призыв. Призыв - это наиболее радикальная и открытая форма словесного воздействия на поведение человека. С лингвистической точки зрения явным прямым призывом является глагол в форме повелительного наклонения (иди, бери, не позволяй и т.п.) или эквивалентных данному наклонению форм (Поборемся! Избавим! Дадим отпор! Пошли!). Обязательным компонентом призыва является образ адресата речи - того, кто должен выполнить действия. Адресат речи может быть заявлен открыто, в виде обращения (Молодые люди! Граждане!). Однако чаще авторы экстремистской литературы ограничиваются личными местоимениями (ты должен, нам необходимо) или вовсе отказываются от открытого словесного указания на адресата речи. В этом случае под адресатом речи подразумевается любой потенциальный читатель. Призыв может быть явным, открытым, но сформулированным не прямо, а косвенно, без личных местоимений: «необходимо спасать Россию, нужно избавлять от иноверцев!» [7]. В примерах из задания №2, найдите прямые призывы и дайте их характеристику (зачем, как используется): 1)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 6. Прочитайте высказывание: «Не меньшей призывной силой обладают конструкции со скрытой командой, так фраза «Надеюсь, Вы сегодня обязательно придёте на наш семинар?» является вопросом, но в нём скрыто утверждение-команда, сосредоточенное в слове «обязательно». Нередко прямые призывы сочетаются в предложении с косвенными. См., например, предложение: «Вступайте в нашу организацию для свержения ненавистного режима!». В данном случае призыв к вступлению в партию будет прямым, а призыв к свержению режима - косвенным. При скрытым призыве текст подстрекает к определённым действиям, программирует поведение адресата речи, нередко при этом манипулирует сознанием». В примерах из задания №2, найдите конструкции со скрытой командой, косвенные и/или скрытые призывы и дайте их характеристику (зачем и как используется): 1)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 7. Как вы думаете, являются ли ксенофобские прозвища и клички (типа чурка, армяшка, жид и т.д.) оскорблениями? Ответ обоснуйте. __________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ [1] Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: учеб.пособие / В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 320 с. [2] Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013.-351 с. [3] Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013.-351 с. [4] Грачев М.А. Лингвокриминалистика. – Н.Н.: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2009. – 280 с. [5] Осадчий М. Правовой самоконтроль оратора. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. [6] Галяшина Е.И. Лингвистика VS экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам/Под ред. М.В. Горбаневского. –М., 2006. [7] Грачев М.А. Лингвокриминалистика. – Н.Н.: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2009. – 280 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|