ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подходы к изучению маскулинностиРеакция общества на движение феминизма включила в себя появление исследований мужской субъективности. За рубежом созданы научные организации по изучению мужчин и маскулинности. Американская Ассоциация по изучению мужчин (The American Men's Studies Association — AMSA) объединяет мужчин и женщин, занятых преподаванием, исследованиями и клинической практикой в сфере мужских исследований и работы с мужчинами. Появился термин по аналогии с женскими исследованиями - мужские исследования. Мужские исследования - предметная область знания, охватывающая все то, что касается мужчин, включая биологию мужского тела, мужское здоровье и т. п. Маскулинность - особая социальная идентичность, которая существует исключительно в определенном социуме и изменяется вместе с ним. В психологии мужчин исследованы последствия полоролевой социализации, которые приводят к психологическим стрессам, конфликтам и препятствуют целостной самореализации (Дж.М. О’Нейл, К. Соломон, К. Гиллиган, М.У. Стэйнкамп). Проблема феминизации мужчин, как и проблема предписываемых мужчинам стереотипов «мужского» поведения только становятся предметом гендерных изысканий (М. Бэррон, Р. Норрис, Дж. Коурани и др.). В современной науке существуют 4 главные парадигмы маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и постмодернистская. Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, - важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления. Вторые две парадигмы — конструктивистские: они считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы. В гендерологии, находящейся под влиянием феминизма и социального конструктивизма, биолого-эволюционная парадигма непопулярна. Ее считают редукционистской (сложные и разнообразные формы маскулинности сводятся к универсальному биологическому императиву), сексистской (гендерные свойства редуцируются к половым), антиисторической (гендерные свойства выглядят везде и всюду более или менее одинаковыми) и политически консервативной (она часто используется для идеологического обоснования и оправдания гендерного неравенства и мужского господства). Более популярна в гендерных исследованиях (особенно феминистских) психоаналитическая парадигма маскулинности. Подобно биоэволюционной теории, психоанализ является эссенциалистским - он постулирует универсальные мужские свойства, а также механизмы и стадии формирования мужского характера. Социально-психологическая теория. В социологии в 1960-х гг. важную роль сыграла теория Т. Парсонса и Р. Бейлза, рассмотревших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане. На макросоциальном (в рамках больших социальных систем) и на микросоциальном (в малых группах) уровне половые роли чаще всего взаимодополнительны: мужской стиль жизни является преимущественно «инструментальным», направленным на решение предметных задач, а женский — эмоционально-экспрессивным. Постструктуралистский анализ маскулинности обосновалдискурсивную природу любых социальных отношений, включая половые и сексуальные идентичности (М.Фуко). В свете этого подхода, маскулинность, как и сами гендерные свойства, не является чем-то самодовлеющим, она органически переплетается с расовыми, сексуальными, классовыми и национальными отношениями. При этом она заведомо условна, связана с определенным контекстом, конвенциональна и может разыгрываться и представляться по-разному (т.н. гендерный дисплей). Важный аспект этого подхода — комплексное (одновременно антропологическое, социально-психологическое и биомедицинское) изучение феномена «третьего пола» и гомосексуальности. Главное достижение этого подхода — деконструкция идеи единой, твердой, универсальной маскулинности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|