Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы разработки открытой спецификации 3.2.1 (Общее описание содержания обучения ПО ЭВМ в высшей школе)




Настоящая открытая спецификация 3.2.1 (Общее описание содержания обучения ПО ЭВМ в высшей школе) служит для разработки и совершенствования моделей (учебных пособий, планов, программ, стандартов, технологий, форм, средств, методов, приемов и т.п.), открытых спецификаций, профилей по тематике обучения ПО ЭВМ (software) в высшей школе. Спецификация предназначена для описания содержания обучения, т.е. для описания как наиболее важных тем, так и принципов отбора содержания для изучения software. Данная спецификация создана на основе системы целей, описанных в спецификации 2.2.1 (общее описание системы целей обучения ПО ЭВМ в высшей школе) и в других спецификациях уровня 2 (целевого), она также удовлетворяет всем положениям спецификации 3.1.1 (общее описание фундаментальных принципов отбора содержания обучения информатике в высшей школе).

В частности данная спецификация должна затронуть общий и профессиональный блоки содержания обучения ПО ЭВМ (software) в высшей школе. Данная спецификация должна быть инвариантна по отношению к конкретным специальностям, поскольку она является общей. Следовательно, основное внимание в ней должно быть уделено общему блоку содержания. Более подробному описанию профессиональных блоков содержания должны быть посвящены отдельные спецификации для конкретных специальностей ГОС ВПО или для конкретных групп этих специальностей.

Как ранее указывалось в материалах спецификации 2.2.1 ПО ЭВМ принято делить на СПО, ППО и ИПО, а ППО - на ППО ОН и ППО СН.

 

Рисунок 3.3. Мнение обучаемых о распределении в процентах учебного материала при изучении software по СПО (СПО-Л-в ЛГОУ, СПО-Д-в др. вузах), по ППО (ППО-Л-в ЛГОУ, ППО-Д-в др. вузах), по ИПО (ИПО-Л-в ЛГОУ, ИПО-Д-в др. вузах) по годам с 1997 по 1999 и общие данные за этот период (на вертикальной и горизонтальной осях соответственно)

 

Рисунок 3.3 построен на основании данных нашего педагогического эксперимента (Таблица 2.4, Таблица 2.5, Приложение 3). Он показывает результаты опроса мнения обучаемых в ЛГОУ (СПО-Л, ППО-Л, ИПО-Л) и в некоторых других вузах (СПО-Д, ППО-Д, ИПО-Д) о процентах материала по СПО, ППО, ИПО соответственно при обучении software. В обоих случаях по годам растут показатели СПО и ИПО (причем первое превосходит второе) за счет снижения показателя ППО, хотя он остается ведущим. Налицо стремление будущих специалистов к повышению уровня своей информационной культуры и автономности. В ЛГОУ (на нашей экспериментальной площадке) эта тенденция выражена ярче, т.к. она является результатом обучения, т.е. она сознательная.

СПО содержат ОС, многофункциональные системные оболочки (например, Norton Commander, Диско-Командир, реализующие в основном функции файлового процессора), различные вспомогательные системные программные средства - различные утилиты (тестовые, антивирусные и другие), драйверы и т.п.

Среди ППО ОН наиболее популярны различные редакторы общего назначения (текстовые, графические, универсальные), табличные процессоры, СУБД, ППО для работы с мультимедиа (в т.ч. сетевое), другие ППП (системы распознавания текста, автоперевода и другие). Многие из этих средств содержатся в [83, 191] ППП Microsoft Office 2000 (Corporate edition) и [187] Microsoft Internet Explorer версии 4 и старше. Microsoft (MS) - крупнейшая корпорация-производитель ПО.

ППО СН содержат профессионально-ориентированные редакторы (например,MathCad[90, 352] CorelDraw, PhotoShop, PageMaker [24, 272]), САПР (например, AutoCad) и другие специализированные ППП (например, Statgraphics [369], Mathematics, 1С бухгалтерия [325], 1С склад и т.п.).

Среди ИПО можно выделить системы программирования общего назначения низкого и высокого уровня (в зависимости от используемого языка программирования), встроенные системы программирования (во многие средства СПО и ППО встроены сценарные языки программирования - диалекты [223, 246] Visual Basic, [316] Java и [85, 200] другие языки), авторское ИПО (в основном это [227, 259] инструментальные мультимедийные оболочки), [120, 121] CASE-системы (САПР для ПО) и другие програмные средства. Особой популярностью в настоящее время пользуются системы программирования, основанные на современных технологиях визуального, событийно-ориентированного, объектно-ориен­тированного программирования, а также связанные с ними CASE-системы (все это включает в себя, например, инструментальный пакет программ [267, 371] MS Visual Studio версии 6).

ППС имеют огромное значение в образовании современного специалиста. В ГОС ВПО почти для всех специальностей имеются требования владения НИТО и основами педагогической деятельности. В информационном обществе образование как вид передачи общественно-значимой информации имеет исключительно большое значение. ППС могут относиться к любому виду ПО. ППС может быть ППО ОН, если, это, например, мультимедийная энциклопедия истории России. ППС может быть ППО СН, если, это, например, учебный курс для бухгалтера. ППС может быть ИПО, если, это, например, САПР для ППС. ППС в принципе может быть даже СПО, если, это, например, учебная ОС, такое ПО имело уже место в 80 годы ХХ века, однако это вряд ли методологически правильно (см. стр. 87).

ПО ЭВМ в общем блоке содержания обучения информатике в высшей школе в настоящее время сформированным не является, поэтому мы дадим по этому поводу ряд рекомендаций. Согласно материалам спецификаций 2.1.1 и 2.2.1 должно отбираться с учетом фазы коммуникации и давать обучаемым необходимые умения и навыки работы с наиболее распространенным на рабочих местах и в быту в данное время ПО ЭВМ общего назначения (СПО, ППО ОН, ИПО), а также знания, обеспечивающие преемственность при возможном переходе к использованию другого ПО и целесообразную степень автономности специалиста при использовании ПО ЭВМ на рабочем месте и в быту.

Наиболее перспективными в настоящее время считаются ОС с поддержкой стандартного графического интерфейса. Из них наиболее распространенными в России и в мире являются ОС семейства MS Windows с ПО для работы в ЛВС и в ГВС Internet-Intranet (MS Internet Explorer)в качестве бесплатного приложения, а также различное ПО ЭВМ общего назначения (СПО, ППО ОН, ИПО) для Windows (например, DrWeb for Windows, Check It for Windows, MS Office, PROMT, Fine Reader и другие). В качестве ИПО удобно рассмотреть встроенные в современное ППО ОН системы программирования. Например, в ППП MS Office встроена система программирования Visual Basic for Applications (VBA). Система VBA основана на алгоритмических конструкциях изучаемого в средней школе языка Basic [89, 126, 357], но поддерживает самые современные технологии программирования. На базе знаний школьного языка Basic систему VBA освоить нетрудно, а в результате обучаемый получает возможность более эффективного применения MS Office для обработки профессиональной информации, существенно повышается степень автономности специалиста.

Для обеспечения преемственности при смене ПО целесообразно изучать ПО в рамках его классификации согласно объектно-ориентированной методологии информатики, изучаемой в рамках brainware. Так изучают, например, растения в ботанике, животных в зоологии. Классификация ПО тоже будет меняться (в этом особенность информатики - меняется все, даже структуры), но медленнее, чем конкретные программные средства.

ПО ЭВМ в профессиональном блоке содержания обучения информатике в высшей школе сформировано. Мы можем констатировать почти полное согласие материалов ГОС ВПО и спецификаций 2.1.1, 2.2.1. Содержание обучения ПО ЭВМ также должно отбираться с учетом фазы коммуникации и давать обучаемым необходимые умения и навыки работы с наиболее распространенным на рабочих местах в данное время ППО СН, необходимые умения и навыки для применения ППО ОН в профессиональных целях.

Сказанное относится к специальностям группы 2 (см. стр. 134). Изучение ППО СН происходит, как правило, в курсах, относящихся к общепредметному или общепрофессиональному циклу дисциплин. Это дисциплины, общие для нескольких специальностей, относящиеся к одному профессиональному направлению. Так, например, в курсе "Машинная графика" (специальность 170700, инженер) изучается САПР - в частности Auto Cad, в курсе "Математическое моделирование" (специальность 010100, математик) - Math Cad, в курсе "Техника и технология средств массовой информации" (специальность 021400, журналист) - Page Maker. Cпециальности группы 3 изучают ППО СН на факультативах.

Специальности группы 1 согласно ГОС ВПО в курсах, относящихся к общепредметному или общепрофессиональному циклу дисциплин, как правило, изучают все виды ПО общего назначения (СПО, ППО ОН, ИПО) с максимально возможной степенью подробности, достаточной для выполнения профессиональной работы в области ПО ЭВМ, т.е. работы в интересах других специалистов, которую последние выполнить не могут. По материалам современных вузовских учебников [112, 114, 119, 201] и ГОС ВПО [72, 73, 270, 271] здесь можно констатировать недостаточное внимание к системам программирования, базирующимся на современных технологиях программирования, к CASE-системам.

Умения и навыки для применения ППО ОН и ППО СН в профессиональных целях специалисты согласно ГОС ВПО должны получать в процессе изучения дисциплин предметного цикла и специальных дисциплин. ППО ОН и ППО СН входят, как правило, в эти дисциплины неявно, т.е. в виде отдельных тем или фрагментов тем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных