Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации 3 страница




Для того чтобы день рождения ребенка стал радостным событием, праздником, педагоги готовят его по заранее намеченному сценарию. За несколько предшествующих дней всей группе детей сообщается о том, что скоро будет праздник Кати К. и нужно для нее приготовить подарки. Детям предлагается самостоятельно придумать, что каждый из них подарит Кате. Внимание детей обращают на то, что таким сюрпризом может быть не только игрушка, купленная в магазине, но и сделанная своими руками, или детский рисунок, воздушный шарик. На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель обращает внимание детей на то, что изготовляемую поделку ребенок может в качестве подарка подарить будущему имениннику.

На втором году обучения надо закреплять у воспитанников имеющиеся представления о себе и формировать новые. На данном этапе обучения важным является роль делового общения ребенка со взрослым и сверстниками, осуществляемого в процессе овладения ребенком разнообразными предметными и предметно-игровыми действиями.

В процессе формирования предметно-орудийных и предметно-игровых действий, навыков самообслуживания у воспитанников формируют потребность в самостоятельности, поддерживают уверенность в своих силах. Педагоги подчеркивают роль самого ребенка в получении того или иного результата в ходе овладения практическими умениями.

Для закрепления у воспитанников знания имен сверстников и последующего их употребления в совместной деятельности проводятся следующие игры: «Угадай, кто на фотографии», «Назови свое имя», «Кого не стало?», «Позови», «Угадай по голосу», «Кому бросишь мяч?» и т. д.

Для закрепления зрительного образа «Я» воспитатели должны оформить уголок «Наша группа», в котором оставить окошки. В эти окошки надо вставить фотографии детей. Каждый понедельник с утра воспитатель организовывает работу с детьми: воспитанники рассматривают свои фотографии, называют имена детей, присутствующих и не пришедших по какой-либо причине в детский сад (в этом случае ставни у окошечка закрываются). Фотографии девочек можно вставить в красные окошечки, а фотографии мальчиков — в синие. Такой уголок размещается в раздевалке. К оформлению уголка привлекаются и родители дошкольников.

Важно на пятом году жизни учить детей фиксировать свои эмоциональные состояния и литературных персонажей. Детям предлагают отрывки из некоторых произведений: «Добрый доктор Айболит» и занятия на темы: «Прятки», «Вместе весело шагать по просторам», «Кукла заболела»; совместное рисование красками взрослого с детьми на темы: «Дождливая погода», «Грустное настроение», «Нарисуем солнечный денек (хорошее настроение)» и др.

В целях закрепления у детей личностно-делового взаимодействия с партнером проводятся следующие игры: «Хлопни раз, хлопни два», «Считалки», «День рождения», «Построим клетки для зверюшек», «Угадай по голосу», «Угадай, кого нет».

На третьем году обучения надо продолжать работу по формированию у детей представлений о своей семье. В связи с этим проводятся беседы с использованием фотоальбомов. Детей учат узнавать себя и своих родителей на фотографиях, говорить «Это мама», «Это моя мамочка», «Это папа» и т. п. Первоначальные представления детей о семье формируются также в процессе дидактических игр и упражнений.

Осознанное зрительное восприятие своей внешности у детей формируется при сопоставлении своего отражения в зеркале с изображением на фотографии. Ребенку сначала предлагается отыскать свою фотографию среди других, затем учитель-дефектолог подтверждает правильность выбора фотографии, описывает внешность ребенка перед зеркалом: «Да, верно, это ты, Даша. Посмотри на себя в зеркало, у тебя длинные волосы. И на фотографии длинные. Одинаково» и т. д. При этом педагог дает положительную оценку внешности ребенка: «Какие у тебя, Даша, красивые пушистые волосы!» Далее взрослый просит ребенка рассказать о себе: «Расскажи, Даша, какая ты. Смотри в зеркало и рассказывай». Педагог указательным жестом показывает на отдельные внешние признаки.

В этот период педагоги начинают формировать у детей индивидуальные интересы и предпочтения. Каждый ребенок в группе должен иметь свое любимое дело и знать о том, что оно у него любимое: «Я хочу играть в кубики», «Я буду прыгать», «Возьми, что нравится», «Возьми любимую игрушку», «Моя любимая сказка», «Мне нравится посуда» и др. Продолжается формирование потребности в совместных играх со сверстниками. Выбор сверстника и установление с ним личностно-делового взаимодействия осуществляется в различных играх, упражнениях: «Я хочу играть с тобой», «Выбери друга», «С кем будешь играть?», «Поищем друга», «Хлопни раз, хлопни два», «Мы друзья», «Позови, кто нравится», «Делай, как я», «Покатаем вместе куклу», «Угадай, кто это на фотографии», «Угадай, кого нет», «Лови — бросай» и т. д. Воспитатели проводят беседы с дошкольниками, читают и рассказывают о дружеских отношениях, о совместных играх детей.

В течение всего обучения продолжается работа по расширению у детей представлений о дне рождения. Представления о дне рождения связываются с представлениями о возрасте. Так, накануне дня рождения кого-нибудь из сверстников в помещении группы педагоги готовят специальный уголок «именинника», в котором остальные дети размещают подарки, сделанные своими руками. Также размещаются в уголке несколько фотографий ребенка (не более трех), на которых он изображен в разные возрастные периоды своей жизни.

Воспитатель, показывая фотографии ребенка детям, говорит: «На этом снимке Саше 1 годик; на другом — ему уже 3 года, он самостоятельно ходит, кушает. А вот на этой фотографии мы видим Сашу, какой он сейчас, он ходит уже в детский садик, и ему будет 6 лет». Такие специально организованные ситуации общения способствуют первоначальному становлению психологического времени личности — индивидуального переживания своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Формирование у ребенка ценностного отношения к его прошлому, настоящему, структурирование его прошлого позволяют ребенку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени.

Педагоги продолжают формировать у детей эмоциональную восприимчивость и средства выражения адекватных эмоций. Взрослые демонстрируют ребенку способы выражения как положительных, так и отрицательных эмоций. На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать веселого и грустного колобка, веселое солнышко и т. п. Необходимо активно использовать игры-драматизации, в которых дети могут выражать доступными средствами эмоции героев-персонажей: сердитый волк — хмурится, рычит; веселый колобок — улыбается, катится; грустный зайчик — плачет, не прыгает и т. д. Также целенаправленно надо обращать внимание детей на выражения лиц у персонажей на картинках.

В канун праздника 8 Марта воспитатели предлагают родителям принести фотографии, на которых видна забота матери о своем ребенке: мама держит его на руках, качает в коляске, держит за руку на прогулке, играет с ним на площадке и т. д. Эти фотографии можно поместить в альбомы детей. В беседах с детьми воспитатели должны называть различные действия, которые приходится выполнять мамам. Детей просят рассказать, как они заботятся о мамах, любят своих мам, обращается их внимание на способы проявления заботы, любви к своим мамам.

В процессе подготовки к празднику внимание дошкольников обращается на смысловую сторону разучиваемых стихотворений и песен. На занятиях по изобразительной деятельности детям предлагают изготовить подарки своим мамам, бабушкам, сестренкам. После проведения праздника «8 Марта» с дошкольниками проводится беседа по вопросам педагога: «Чей был праздник?», «Как называется этот праздник?», «Когда бывает Женский день?», «Что происходит в этот день?», «Кого вы поздравляли?», «Какие подарки дарили?», «Как вы помогаете, заботитесь о своих мамах?», «Что вы подарили мамам и бабушкам в праздничный день?», «Какие ласковые слова произносили, как их называли?», «Что сказала вам мама (бабушка, сестра), когда вы ее поздравили?», «Кого вы еще поздравляли?»

В качестве закрепления и обобщения представлений о семье у воспитанников можно провести спортивный праздник «Папа, мама и я — дружная семья». На праздник приглашаются родители детей. Для каждой семьи педагоги должны изготовить именные пригласительные билеты. На празднике каждая семья должна выполнить определенные задания. Так, в задании «Эстафета» члены семьи поочередно преодолевают какое-либо препятствие, а в завершение его втроем (папа, мама и ребенок) проходят все этапы вместе, держась за руки. В тех случаях, когда семья оказывается неполной, например из-за отсутствия папы, выполнение определенного действия в эстафете надо отменить. Также проводится конкурс, рассчитанный только на двух участников, например маму и ребенка. Особый интерес вызывают конкурсы, в которых соревнуются между собой родители и другие члены семьи (братья, сестры). Так, можно предложить конкурсы «Сильный папа», «Быстрая мама», «Угадай своего ребенка», «Чей брат быстрее?». По окончании спортивного праздника каждую семью надо отметить небольшим призом. Педагог-ведущий в ходе праздника неоднократно называет участвующие семьи по фамилии, перечисляет их имена, подчеркивает положительные взаимоотношения в каждой семье.

После этого праздника воспитатели проводят с детьми беседу. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки с изображением семьи, придумать имена каждому персонажу. У воспитанников закрепляются различные обращения к близким людям («мама», «моя родная», «любимая», «мамочка», «родной мой папочка», «бабуля» и др.), способы выражения любви, заботы к ним.

Отметим, что коррекционно-педагогическую работу по формированию первоначальных представлений о себе у детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо продолжать на последующих этапах обучения детей и в школьном возрасте. Так, детей нужно учить называть свои имя, фамилию, отчество, возраст, день рождения, адрес. Насыщать половозрастные представления ролевым содержанием и формировать ролевое поведение. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, обогащать средствами выражения собственных эмоций в повседневных жизненных ситуациях. Учить распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его. У детей необходимо формировать элементарную самооценку своих и чужих поступков и действий, воспитывать уважение к взрослым (родителям).

Различные формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками активизируются в повседневных жизненных ситуациях и на занятиях. Детям предлагают следующие игры-диалоги: «Кто сказал „Мяу“?», «Колобок», «Репка», «Как котенок забыл просить есть», «Теремок», а также драматизации знакомых сказок и литературных произведений: «Под грибом», «Яблоко», «Палочка-выручалочка», «Красная шапочка», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди».

В целях активизации коммуникативных способностей используются коллективные виды продуктивной деятельности: конструирование на темы «Зоопарк», «Построим улицу»; коллективная аппликация «Посадим птиц на ветки»; коллективные работы с использованием смешанных техник выполнения «Осень», «Осенняя природа», «Урожай» (сочетание разных природных материалов и различных изобразительных техник — обрывание, аппликация, рисование — в одной работе).

На шестом году жизни ребенка учат фиксировать свое эмоциональное состояние в вербальной форме. С этой целью проводятся игры и упражнения: «Слушаем музыку», «Угадай настроение мелодии» (грустная, веселая, нежная, бодрая), «Подбери иллюстрацию к мелодии», «Покажи, какую мелодию я играю», «Давай поиграем», «Во что ты любишь играть», «Выбери свою любимую игрушку», «Я хочу играть в...», «Я не хочу играть в...», «Моя любимая сказка», «Давай построим гараж», «Давай играть в больницу», «Я буду врач, а ты больной», «Я — продавец, а ты — покупатель».

В целях закрепления в активной речи детей называния своего имени, фамилии, адреса и дня рождения проводятся следующие игры, загадки и упражнения: «Угадай, кто позвал», «Придумай куклам имена», «Давайте познакомимся», «День рождения», визит в семью «Идем в гости», «Дом, в котором я живу», «Улица кукольного города» (с адресами), «Почтальон», «Когда я родился» (закончи фразу: «Когда я родился, птицы улетали в теплые края. Когда это было?», «Когда я родился, зацвели первые цветы. Когда это было?»).

При формировании ролевого поведения — «мальчик», «девочка», детям предлагают игры с ролевым содержанием: «Семья», «Я — мальчик», «Я — девочка», «Дочки-матери», «Что любят делать мальчики?», «Что умеют делать девочки?», «Кто сильнее?», «Сварим суп», «Построим скворечник», «Я умею пожалеть», «Я умею построить дом», «Труд на участке» (мальчики копают и носят воду, девочки сажают и поливают).

Важно при целенаправленной организации наблюдений детей за жизнью и деятельностью людей, связанных с сезонными изменениями, проводить беседы и составление рассказов на темы: «Осенняя погода», «Зимняя погода», «Осенняя одежда», «Зимняя одежда», «Осенняя и зимняя обувь», «Осенние заботы взрослых», «Зимние забавы детей», «Одежда для осени и зимы», «Заботы взрослых зимой» (наблюдение за трудом дворника), «Труд людей в городе и в деревне», «Спорт зимой», а также экскурсии в парк с целью наблюдения за деятельностью людей в парке.

Наряду с этим надо организовать трудовую деятельность детей и проводить с ними игры. Например: «Уборка детской площадки осенью», «Овощной магазин», «Урожай», «Сбор лесных даров», «Грибы съедобные и несъедобные», «Угадай, что я делаю» (мету дорожки, чищу снег, леплю снежную бабу), «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» (уважение к труду взрослых), «Поможем нашим поварам (маме) приготовить овощной салат». При этом надо помнить, что игровая или трудовая деятельность детей всегда завершается беседой: «Что дети делали? Во что играли?».

Четвертый год обучения посвящен закреплению и совершенствованию у детей умения выражать свои чувства и эмоции в вербальной форме, подчинять свои поступки самоконтролю и разрешать возникающие конфликтные ситуации позитивно.

Основными ориентирами обучения и воспитания являются предоставление ребенку максимально возможной автономии в выборе партнера по играм и в выборе предпочитаемой деятельности. Взрослый оказывает помощь в тех случаях, когда ребенок затрудняется в выборе способа общения с партнером, не может сам начать процесс взаимодействия или затрудняется в доведении предметного и игрового действия до логического завершения.

В процессе обучения воспитатель помогает ребенку осознать и зафиксировать свое эмоциональное состояние, вербализуя его. При этом у каждого конкретного ребенка необходимо определить преобладающий эмоциональный фон и на его основе расширять гамму эмоционального реагирования за счет включения разнообразных переживаний и чувств.

Во втором полугодии последнего года обучения в детском саду для детей с нарушением интеллекта акцент делается на закреплении адекватных способов эмоционального реагирования и переносе их в новые жизненные ситуации. Поведение детей в свободной деятельности и в процессе общения с людьми должно учитывать ситуацию общения и эмоциональное состояние другого человека. Подобные ситуации необходимо накапливать, фиксировать и обсуждать с детьми, предлагая их для анализа в виде проблемной задачи.

Детям необходимо объяснить, что эмоциональное состояние легко определяется по выражению глаз, рта, мимике лица, жестам, движению тела. Чтобы закрепить эти наблюдения, целесообразно зафиксировать их результаты в рисунках, схемах, символах, масках и прочее. Накопление этого опыта позволит детям более адекватно реагировать на ситуацию и подчинять свое поведение общепринятым этическим нормам.

В продуктивных видах деятельности необходимо отражать переживания детей в графике и цвете, подкреплять образно смысловую значимость воспроизводимого (лепки, рисунка, тонирования, постройки, аппликации) соответствующим характером музыки и ее ритма.

Работа по социальному воспитанию в последнем квартале обучения направлена на активизацию и совершенствование умений и навыков детей в осуществлении социально значимых видов взаимодействия в поведении и общении.

Педагогам важно обращать внимание на связь поведенческих реакций ребенка с его эмоционально-чувственным восприятием окружающих людей и явлений действительности. Помимо адекватных отношений к окружающему миру людей и явлений у ребенка постепенно формируется адекватное восприятие себя, своих возможностей и особенностей. Поэтому в описании видов детской деятельности усиливается акцент на формировании навыков здорового образа жизни, который реализуется на занятиях по разделу «Здоровье» таким образом, что социальное воспитание ребенка-дошкольника позволяет ему установить прочные и взаимообусловленные связи как между миром людей и миром предметов, так и с самим собой как связующим звеном в реально существующей социальной действительности.

Для формирования у детей умений определять эмоциональное состояние и переживания человека в повседневной жизни и в художественных, музыкальных произведениях предлагаются следующие игры и упражнения: «Угадай по фотографии», «Что случилось?» (узнавание эмоционального состояния персонажа по определенной ситуации, изображенной на картинке), «Какая помощь нужна?», «Почему плачет Сережа?», «Почему смеется Катя?», задания на сравнение изменения эмоционального состояния человека, одного и того же персонажа при изменении жизненных обстоятельств — «Наша Таня громко плачет», «Шарик улетел», «Сломался велосипед», «Кукла нашлась»; распознавание проявлений чувств, отраженных на лице, выраженных движениями тела, дыханием: «Море волнуется раз», «Волны гнева», «Волны страха», «Волны радости»; драматизации по сказкам С. Козлова «Необыкновенная весна», «Как Ослику приснился страшный сон», «Доверчивый ежик», по сказке В. Сутеева «Мышонок и карандаш», «Волк и козлята» (в обработке А. Н. Толстого), «Заюшкина избушка» (в обработке О. Капицы).

В целях обучения детей позитивному партнерству в повседневной жизни используются следующие игры и упражнения: «Передай колечко», «Испорченный телефон», «Накроем праздничный стол», «День рождения», «Новоселье у куклы», «Дружно соберемся на прогулку», «Наш красивый, чистый двор», «Соберемся во дворе, драчунам не быть в игре», «Листопад», а также драматизации по сказкам «Кот, Петух и Лиса» (в обработке М. Боголюбской), «Три поросенка» (английская сказка в обработке С. Михалкова), «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» К. Чуковского, «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке А. Серовой), «Гуси-лебеди» (в обработке М. Булатова). Для формирования позитивного партнерства используется выполнение поручений в процессе режимных моментов. Дежурство по столовой, дежурство по группе, дежурство в живом уголке, выполнение поручений во время прогулки — подмести листья, расчистить дорожки, посыпать их песком, убрать песочницу, помочь товарищу перенести песок на носилках, вскопать грядки, обрезать кустарники, убрать ветки, помочь младшим детям почистить обувь, одежду, успокоить плачущего малыша, отвести его в группу и т. д. Помочь маме помыть посуду, вымыть дома пол, вынести мусорное ведро, полить комнатные растения, вытереть пыль, украсить комнату, расстелить и застелить свою постель и т. д.

Важно организовывать для детей эмоционально окрашенную совместную деятельность в группе как в самостоятельной, так и в специально созданной досуговой деятельности с помощью игр-упражнений «Дождик», «Снег», «Салют», «Животные», совместных проектов «Построим улицу города», «Построим свой зоопарк», «Нарисуем свою книжку», коллективного рисования и аппликации на темы «Золотая осень», «Осенние дожди», «Осеннее настроение», «Птицы на ветках», «Погода осенью», «Богатый урожай», «Посадим огород», «Оденем куклу по-весеннему», «Весенние ручейки», «Готовимся к строительству дома, здания школы» (выбор места, разработка проекта, закупка материалов, план строительных работ, строительство по плану), «Весна-красна» (рисование коллективного панно), «Москва майская» (коллективная аппликация с использованием клеевых и смешанных техник), «Приведем наш двор в порядок», «Поможем малышам убрать в группе», «Нарисуем для малышей книжку», «Поможем малышам почистить обувь»; игр — «Ручеек», «Рукавички», «Третий лишний», «Прятки со считалками», «Бояре, а мы к вам пришли», «Вышибала», «Передай по кругу», «Спортивные командные игры».

При анализе детьми продуктивных видов деятельности их учат осуществлять оценку своих работ и работ сверстников. Для этого используются такие игры, упражнения и задания: «Выберем работы на выставку», «Музей» (по репродукциям художников и по собственным работам), просмотр детских рисунков, аппликаций, поделок в динамике — «Как я рисовал раньше и как рисую теперь» (сравнение работ детей в начале года и в конце, до прохождения темы и после), «Что изменилось?» (анализ цветовой гаммы работ, анализ правильности передачи формы предмета или его части).

Сравнение своей работы с образцом, соотнесение своего рисунка с поделкой, аппликацией, соотнесение своей постройки со схемой, оценка своей работы по предложенному картинному плану, схеме, состоящих из 2—3 пунктов. При этом детей обучают употреблять речевые обороты: «Мне нравится...», «Этот рисунок похож...», «Самый лучший...», «Самый аккуратный...», «Радостные краски», «Красивая работа», «Не похож на образец», «Очень похоже на схему», «Это всем понравится», «Приятно взять в руки».

Важно на седьмом году жизни формировать у детей умения позитивно разрешать межличностные конфликты. Детям предлагают игры в паре: «Две варежки», «Картинки-половинки», «Я — тебе, ты — мне», «Шофер и грузчик», «Танцевальная пара», «Пение дуэтом», а также игры в минигруппе — «Моя семья», «Бригада строителей», «Поездка на пароходике», «Мы идем в зоопарк», «Забавные животные», «Нарисуем картину».

Наряду с этим целесообразно предлагать детям и сюжетно-ролевые игры: «Не боимся мы врача», «Вежливый продавец», «В автобусе», «Поездка на экскурсию» и др.

Личностно-деловое общение формируется в различных видах деятельности — изо, труд в природе, ручной труд, конструирование, аппликация, музыкально-ритмическая деятельность, кукольный и теневой театр (распределение ролей для кукольного и теневого театра, выбор музыкальных инструментов для оркестра с учетом индивидуальных интересов детей; создание коллективных панно для украшения группы, изготовление поделок в качестве подарков).

Воспитание заинтересованного отношения и уважения к труду взрослых и его результатам происходит в процессе игр и занятий на темы: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Кто помогает людям», «Наш чистый двор», «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам», «Наш любимый детский сад».

Таким образом, вся система работы по социальному развитию детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта ориентирована на стимуляцию их коммуникативной и личностной активности, систематизацию и обобщение личного опыта детей в сфере человеческих взаимоотношений, воспитание положительных личностных качеств и расширение способов позитивного взаимодействия с окружающими людьми.

Глава 3

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К РАЗДЕЛУ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 

Характеристика раздела

и основных направлений работы

 

Физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей, которые связаны в первую очередь с тотальным недоразвитием коры головного мозга, а во-вторых, с нарушениями тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы. У детей часто отмечаются общая моторная неловкость, нарушения осанки, зрительно-двигательной и зрительно-слухо-двигательной координации, сколиозы и плоскостопие. Этап физического развития детей в раннем возрасте характеризуется низким уровнем развития локомоторных навыков, незавершенностью периода ползания, задержкой становления навыков прямостояния. Все это оказывает негативное влияние на становление двигательных навыков в дошкольный период.

В дошкольном возрасте детский организм развивается достаточно быстро, но развитие это происходит на фоне незавершенности формирования различных органов и систем. Поэтому занятия физической культурой должны содействовать своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы. Систематические занятия должны способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивая возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся физическим нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением, содействовать развитию нервной системы и органов чувств 1.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка на основе развития его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает существенное влияние на его чувства, мысли, нравственные качества. В физическом воспитании обучение движениям осуществляется под непосредственным руководством взрослого и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. При обучении взрослый передает ребенку социальный опыт целенаправленной деятельности, в содержание которой входит и опыт овладения движениями, содействующий их развитию и совершенствованию.

Социальный опыт включает в себя следующие составные компоненты: восприятие и представление образов движения; знания, необходимые для самостоятельной двигательной деятельности; способы деятельности; эмоционально-ценностное отношение людей к миру и друг к другу.

В соответствии с программой обучения и воспитания в разделе «Физическое воспитание и физическое развитие» выделяются направления работы по развитию основных движений: метание, построение, ходьба, бег, ползание, лазание, перелезание, прыжки, общеразвивающие упражнения (упражнения без предметов, упражнения с предметами, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, упражнения для развития равновесия); подвижные игры; плавание.

Основной формой обучения детей движениям являются занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В то же время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются как на занятиях учителя-дефектолога, так и на других занятиях (музыкальные, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок на свежем воздухе.

На занятиях по физическому воспитанию решаются как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Таким образом, в процессе физического воспитания и физического развития происходит не только становление двигательной сферы ребенка, а осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности, что в конечном итоге содействует формированию гармоничной, позитивно настроенной личности ребенка.

 

 

Основные методы и приемы работы

 

При обучении детей двигательным навыкам используется такой прием, как подводящие движения. Этот вид движений представляет собой облегченный вариант выполнения движения или изолированные компоненты двигательного навыка. Важно сначала научить детей выполнять эти элементы правильно и четко, а затем уже формировать устойчивый двигательный стереотип. Например, при обучении детей спрыгиванию с гимнастической скамейки сначала надо научить их двигаться в полуприседе, пружинить на месте, спрыгивать с гимнастической скамейки с поддержкой взрослого, а затем и самостоятельно. Чтобы ползать по-пластунски, дети сначала должны научиться принимать различные позы на четвереньках на месте и менять их по команде взрослого. От подводящих движений нужно отличать подготовительные упражнения, цель которых разогреть определенные группы мышц к выполнению того или иного движения.

Целесообразно выполнять такую методическую установку, как деление занятия на три равноценные части. Одинаковые по ценности для детского организма, а не по продолжительности. Подготовительная часть обеспечивает плавность и постепенность врабатывания детского организма в ситуацию повышенной двигательной нагрузки, основная — посвящается отработке формируемого двигательного навыка, а заключительная — создает позитивный эмоциональный выход из занятий, закрепляет усвоенное движение и создает условия для его оценки и переноса в новые двигательные комплексы. Пик двигательной нагрузки должен приходиться не на конец занятия, а на завершение первой трети занятия. При этом важно помнить о необходимости создания условий для поддержания высокой эмоциональной включенности детей как в освоение основных движений, так и в спортивные игры и задания.

Каждое занятие необходимо начинать с общеразвивающей разминки, включая в нее упражнения для каждой группы мышц — для мышц плечевого пояса, рук, ног, для крупных мышц туловища. В эту разминку необходимо также включать упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Общее количество упражнений для детей с нарушением интеллекта не должно превышать 6—8. Дети быстро истощаются и устают, поэтому одно и то же задание не целесообразно повторять более 3—4 раз. В основной части занятия обычно детям дошкольного возраста предлагаются динамические упражнения, связанные с перемещением в пространстве, несложные по характеру, с частой сменой напряжений и расслаблений мышц. Лучше всего подходят движения, основанные на работе крупных мышечных групп, — приседания, наклоны, повороты и т. п. Кроме того, нужно включать в занятия упражнения, направленные на развитие отдельных частей тела — кисти, стопы. Упражнения игрового характера, подражательные упражнения — обязательная часть занятия. Они способны поднять детям настроение, заинтересовать их, порадовать. Как правило, занятие начинается с хорошо знакомых и освоенных упражнений. Новые виды движений вводятся постепенно, не более одного-двух в занятие. Заканчивается занятие игрой, позволяющей закрепить полученные навыки. Дыхание во время занятий произвольное, акцентировать внимание на вдохе или выдохе надо лишь при выполнении специальных дыхательных упражнений. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал носом, а не ртом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных