Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации 17 страница




Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая, и у меня такая же».

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по называнию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат.

Задание 8 — «Покажи много, покажи один» — направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Проведение обследования: перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят его взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребенок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять «много» грибов.

Обучение: при неправильном выполнении задания педагог обучает: «Смотри и делай, как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?»

Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

Обследование развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.

В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т. е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности.

Задание 9 — «Покажи картинку» — направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы).

Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6), знакомых ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка; яблоко, огурец); второй — с изображением простых действий (4 картинки): девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, девочка рисует.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить и т. д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?».

Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» Если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует» — и просит ребенка повторить фразу.

При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих).

Задание 10 — «Спрячь игрушку» — направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи.

Оборудование: игрушки — игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.

После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик», «Скажи, куда спрятал зайку» и т. д.

Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее. Повторять задания не следует больше трех раз.

Оценка: фиксируются выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей.

В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова (например, машина), называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.

IV. Обследование деятельности

Задание 11 — «Поиграй» — направлено на выявление уровня сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых.

Оборудование: детская коляска, мячик, детская посуда, две куклы, грузовая машинка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случаях, если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Это твоя кукла Оля, а это моя — Катя. Мы будем их кормить. Смотри и делай, как я». Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем повезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

Оценка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий — неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Задание 12 — «Нарисуй» (клубок, дорожку) — направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.

Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

Проведение обследования: ребенку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются.

Обучение проводится. Если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок), и предлагает выполнить задание по показу.

Оценка действий ребенка: понимает ли ребенок речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом/фломастером; анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

Задание 13 — «Построй фигурку» — направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определенную фигурку.

Проведение обследования: педагог строит перед ребенком определенную фигурку — первую палочку кладет вертикально, вторую рядом слева, вверху — горизонтально, третью — рядом справа, внизу опять горизонтально, предлагает ребенку и затем просит построить такую же.

Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я».

Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения — по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.

Примечание: предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3—4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития. Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «–».

 

Таблица 1

 

Уровни сформированности основных линий развития

п/п

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

 

Социальное развитие

 

 

1.1

Представления о себе

 

 

1.2

Ближайшее окружение

 

 

1.3

Навык опрятности

 

 

1.4

Навык еды

 

 

1.5

Навык одевания

 

 

1.6

Навык умывания

 

 

Физическое развитие

 

 

2.1

Ходьба

 

 

2.2

Бег

 

 

2.3

Прыжки

 

 

2.4

Лазание, ползание

 

 

2.5

Метание

 

 

2.6

Равновесие

 

 

Познавательное развитие

 

 

3.1

Сенсорика

 

 

3.1.1

Форма

 

 

3.1.2

Величина

 

 

3.1.3

Цвет

 

 

3.1.4

Целостность восприятия

 

 

3.2

Наглядно-действенное мышление

 

 

3.3

Ориентировка на количественный признак

 

 

3.4

Представления об окружающем

 

 

3.5

Развитие речи

 

 

3.5.1

Понимание речи

 

 

3.5.2

Активная речь

 

 

Деятельность

 

 

4.1

Предметные действия

 

 

4.2

Игра

 

 

4.3

Рисунок

 

 

4.4

Конструирование

 

После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития.

 

Алгоритм составления индивидуальной

коррекционной программы

 

1. Провести анализ результатов обследования ребенка по заключениям различных специалистов.

2. Выделить основные направления работы с учетом полученных результатов обследования, акцентировав внимание на коррекции специфических особенностей в развитии каждого ребенка.

3. Определить содержание развивающей и коррекционно-воспитательной работы с ребенком по основным линиям развития:

3.1. Здоровье — общее самочувствие ребенка, соматическое здоровье, выполнение базовых культурно-гигиенических навыков, рекомендации по режиму и питанию.

3.2. Социальное развитие — способы общения (вербальные, невербальные), взаимодействие со сверстниками, способы присвоения общественного опыта (подражание, показ, образец, по речевой инструкции); представления о себе и о других.

3.3. Социально-эмоциональное развитие ребенка (позитивный настрой, самопринятие, психический тонус, настроение, контактность со взрослыми и сверстниками, способы общения, профилактика фобий и страхов).

3.4. Физическое развитие: развитие и коррекция основных движений и общих моторных навыков, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно-двигательной и зрительно-слуховой координации.

3.5. Познавательное развитие

а) сенсорное развитие:

• зрительное восприятие — развитие ориентировочной деятельности методом проб: ориентировка на форму, величину, цвет, целостность восприятия предметов и предметных изображений;

• слуховое восприятие — двигательная реакция на звуковой стимул, различать на слух способность разных звучаний двух музыкальных инструментов (дудочка и металлофон), голоса знакомых людей и бытовые шумы;

• тактильно-двигательное восприятие: различать предметы легкие — тяжелые, холодные — теплые, мокрые — сухие, гладкие — шершавые; дифференцировать два разных предмета на ощупь;

б) ознакомление с окружающим: вызывать у ребенка интерес к предметам, действию с ними, явлениям окружающей действительности — учить рассматривать, выделять существенные признаки предметов, овладевать функциональным назначением знакомых предметов;

в) формирование ориентировки на количество и счет. Восприятие количества через различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Выделение один — много, соотнесение количества и числа;

г) формирование предпосылок наглядно-действенного мышления. Учить действовать целенаправленно с предметами-орудиями, анализировать и решать практические проблемные задачи (используя метод проб). Выполнять орудийные действия: «Лови шарики», «Поймай рыбку из бассейна», «Достань камушки». Учить действовать молотком — забивать колышки, выбивать шарики. Формировать фиксирующую функцию речи;

д) развитие речи и коррекция коммуникативных возможностей ребенка, формирование предпосылок активной речи, развитие понимания обращенной речи, подготовка артикуляционного аппарата к усвоению языковых норм (массаж, артикуляционная гимнастика, постановка звуков);

е) развитие мелкой моторики и элементарных графических умений (начиная с ориентировки на след от карандаша, кисти, фломастера).

3.6. Формирование предметной и игровой деятельности

Завершение этапа манипулятивных действий с игрушкой. Формирование специфических манипуляций (трясти погремушку, сжимать резиновую пищалку). Развитие предметных (пересыпать ложкой, совочком, переливать чашкой, ведерком) и предметно-игровых действий (с куклой, машинкой, мячиком, сюжетными игрушками). Овладение определенными предметными навыками — закрывать коробку, закрывать и открывать крышки кастрюлек, нанизывать кольца на стержень, вкладывать шарики или силуэтные изображения в прорези доски, объемной игрушки и др. Формирование соотносящих действий с использованием различных игр и игрушек: «Посади елочки», «Поставь грибочки», «Собери бусы», «Построй паровозик», «Построй башенку».

Обыгрывание сюжетных игрушек: «Покатай зайку», «Покорми матрешек», «Угости мишку чаем», «Перевези кубики», «Уложи куклу спать», «Покачай куклу». Ряжение, игры «Нарядные детки», «День рождения у куклы», «Праздник». Знакомство с элементами кукольного театра. Драматизация эпизодов из сказок разными театрализованными средствами (би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, настольный театр).

3.7. Изобразительная деятельность и конструирование

Формировать интерес к изображениям, умение дифференцировать изображение и предмет. Воспитывать интерес к краскам и фломастерам, формировать умение действовать с ними.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Баряева Л. Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л. Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2002.

Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард. — М.: Просвещение, 1972.

Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей / О. П. Гаврилушкина. — М.: Просвещение, 1991.

Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников / С. И. Давыдова. — М., 1976.

Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993.

Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Гном и Д, 2001.

Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е. А. Екжанова. — СПб.: Сотис, 2002.

Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 25–34.

Екжанова Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — № 3. — С. 66—78.

Екжанова Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М., 2000.

Екжанова Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4. — С. 19—25.

Екжанова Е. А. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2-е изд. — 2005.

Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 3—14.

Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Владос, 2004.

Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2001.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2005.

Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных