ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы работы с родителями.Коллективная работа ● Дискуссии ●Консультации Индивидуальная работа ● Консультации по запросам ● Открытые и совместные занятия ● Домашние задания ● Использование ИКТ Диагностика Направленное психологическое и педагогическое обследование детей с умственной отсталостью чаще всего затруднено в связи с тем, что они не удерживаются в ситуации обследования, не следуют инструкциям. Поэтому, особенно в начале диагностики, надо стараться более детально присматриваться к тем особенностям ребенка, которые можно увидеть, не вступая в прямой контакт. На этом этапе важнее всего уметь наблюдать и делать из этих наблюдений выводы. Наблюдение позволяет получить достаточно объективную информацию о том, каковы особенности взаимодействия ребенка с окружающим миром, что он любит и умеет делать спонтанно. На основании анализа данных наблюдения мы сможем выработать гипотезы, касающиеся того, как мы видим ребенка и как мы будем устраивать дальнейшую работу с ним. Условия наблюдения: · помещение – среда должна быть организована таким образом, чтобы можно было предоставить ребенку максимальную возможность контакта с различными предметами, чтобы ему было чем заняться, было из чего выбрать; · наличие средств для фиксации данных наблюдения – бланк на планшете или тетрадь, диктофон. Важно не опираться на субъективные впечатления и по возможности пытаться сделать процесс наблюдения как можно более объективным, поскольку многое забывается, и, кроме того, расхождение во мнениях неизбежны; · желательно наличие второго наблюдателя – например, один из специалистов пытается контактировать с ребенком, предлагает ему разные предметы и виды деятельности и т.д., другой в это время фиксирует параметры поведения. Структурировать полученную путем наблюдения информацию помогает формализованный протокол, куда заносятся отдельные параметры поведения. Отметим, что диагностические занятия должны продолжаться до тех пор, пока мы не получим максимально полное представление о спонтанном поведении ребенка, о его реакции на различные раздражители, об имеющихся формах контакта с окружающим и т.д. Ценные сведения о различных сферах жизни ребенка могут дать его родители. Необходимо фиксировать, на что они обращают внимание, рассказывая о своем сыне или дочери, какие проблемы выдвигают на первый план. Следует достаточно критично относиться к родительской оценке степени сформированности тех или иных навыков. Это не значит, что специалист должен проявлять недоверие, однако соотносить то, что говорят родители, со своими наблюдениями необходимо, и, если появляются противоречия в оценках, надо искать их причину. Содержание: Умственное развитие · Развитие психофизических функций - Ориентировка в пространстве, плоскости и времени. · Схема своего тела · Определение правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине», предлоги НА, В, ПОД, ЗА, НАД. · Определение направления местонахождения предметов по отношению к себе «Что где находится?». (количество предметов 2-6). · Передвижение в заданном направлении. «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «найди предмет». · Расположение предметов на плоскости в указанном направлении (вверху, внизу, слева, справа). · Разрезные картинки, пазлы. · Времена года (определение по картинкам, словесному описанию, стишкам). Д./И. «Продолжай». - Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных. · Упражнения на формирование умения идти по указанию взрослого по направлению к предмету. · Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словесному обозначению. · Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь. Игры «Чудесный мешочек», «Узнай предмет», «Что изменилось» и т.д. · Д/И «Чей это домик?» (учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; находить правильное решение путём проб). · Игра «Холодно – тепло – горячо». - Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков письма. · Упр. на регуляцию мышечного тонуса рук. · Упр. на развитие кинестетической основы движений рук. · Упр. на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений. - Развитие артикуляционной моторики. · Упр. по формированию кинестетической основы артикуляторных движений.: - Определение положения губ. - Определение положения кончика языка (поднят – опущен). - Различение узкого и широкого кончика языка. · Упр. по развитию статики артикуляторных движений. · Упр. по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений. · Развитие познавательных процессов - Развитие наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени) различного материала. · «Что изменилось?». · Составление узоров из фигур, чередующихся по форме, цвету, величине; «парадов» из изображений предметов. · Нахождение и выделение в тексте (наборе значков) заданной буквы, цифры, формы. · Таблицы с изображением предметов с недостающими деталями. · Классификация предметов по форме, цвету, величине. · Выкладывание изображений из геометрических фигур и счётных палочек. - Развитие памяти (зрительной, слуховой) · Игра «Что изменилось?». · Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова». · «Кто позвал тебя, узнай» (умение узнавать по голосу своего сверстника) · Развивающая игра на обучение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию. · Узнать предмет в рисунке. · Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». - Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). · Д/И «Четвёртый лишний» · Назови одним словом. · Что лишнее? · Продолжи ряд. · Картинки с изображением нелепых ситуаций. «Что не правильно?». · Дорисовывание геометрических фигур до изображения «На что это похоже». · Серии картинок, связанных одним сюжетом. Бытовая ориентировка и социальная адаптация · Расширение представлений об окружающей действительности - Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира. · Практические действия с предметами. · Развивающие игры по теме «Фрукты». · Развивающие игры по теме «Овощи». · Развивающие игры. Вещи вокруг нас. · Развивающая игра на обучение классифицировать и объединять объекты в пары «Найди пару». · Развивающая игра «Дары природы». · Лото «Мир вокруг нас». - Формирование социально-правильного поведения. · Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.
Заключение Коррекционно-развивающее обучение, как показали исследования, - это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности школьника, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности аномального ребенка это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью. Имея развивающую направленность, программа дает возможность формирования конструктивного взаимодействия со сверстниками, развивается речь, ребята лучше умеют выразить свои мысли, развиваются навыки самообслуживания. По окончании курса ребята смогут лучше общаться с другими детьми, смогут чувствовать своё тело и научатся расслабляться, научатся выделять существенное, ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Используемая литература 1. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург: КАРО, 2005 г. 2. Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2008г. 3. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006г. 4. Янушка Елена. Игры с аутичным ребенком. Серия «Особый ребёнок». – Москва: Теревинф, 2004г.
6.Личностный результат 7.Условия реализации адаптированной образовательной программы обучающихся Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: -реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика; -наличие оборудования, учебных пособий, методик соответствующих типологии отклоняющего развитие детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности; -учет особенностей развития каждого ребенка; -предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; -создание условий по охране и укреплению здоровья детей; -формирование мотивационной готовности к обучению; -развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь); -развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия; -совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы; -коррекция детско-родительских отношений; Кадровое обеспечение программы: - учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогических основ коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР; - учитель – логопед; - педагог-психолог; - воспитатели. Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться. с ОВЗ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|