Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II шая самостоятельность в выполнении всех видов работ.




II К третьей группе относятся ученики, которые с трудом
I. усваивают программный материал и нуждаются в помощи учите-
I ля. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изу-
Щ чаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объясне-
i нии. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения мате-
Щ риала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесен-
В
1 43


ных ко второй группе. Значительно снижены у школьников дан­ной группы способности к обобщению.

Четвертую группу составляют ученики, которые овладе­вают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значи­тельно меньший объем знаний и умений, чем остальные школь­ники.

чВсе ученики выделенных групп нуждаются в дифференциро­ванном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и при­емов обучения. \

Принцип дифференцированного подхода отражен в примеча­ниях к программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по ряду предметов, в выделенных уровнях усвоения программно­го материала.

индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных осо­бенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обу­чения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащим­ся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются за­дачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников. (Оно про­водится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, днев­ники наблюдений, школьный журнал, личное дело), изучения письменных работ учащихся, бесед с учениками, педагогами, родителями, наблюдений за учащимися. На каждого ребенка, по­ступившего в специальную (коррекционную) школу VIII вида, заводится дневник наблюдений, где фиксируются все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведется в тече­ние нескольких лет, с его помощью бывает легко проследить дина­мику развития ребенка. В дневнике наблюдений ставятся коррекци-онные задачи, указываются способы их достижения и результаты.

Проиллюстрируем осуществление индивидуального подхода на конкретном примере.

Саша У., 11 лет, обучается в 4-м классе специальной (коррек­ционной) школы VIII вида. Помимо основного диагноза «умствен­ная отсталость легкой степени» имеет грубое недоразвитие про­странственного праксиса и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются все предметы, связанные с письмом, и, наоборот, значи­тельно успешнее он овладевает программным материалом по дру­гим дисциплинам. Индивидуальный подход к этому ученику пред­полагает прежде всего обучение его навыкам работы на компью­тере, что даст ему возможность не только работать устно, но и вы­полнять письменные работы.


Значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является ее специфической особенностью. Г. М. Дульнев в своих работах указывал, что разно­образие состава учащихся является свойственным для этой шко­лы явлением. Поэтому проблема индивидуального и дифференци­рованного подхода будет оставаться актуальной всегда.

В основе реализации принципа прочности в обучении лежат, преж­де всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психи­ческой жизни человека.

У школьников с нарушением интеллекта отмечаются значи­тельные нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь раз­ную степень выраженности. У большинства учащихся специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида снижен объем запоми­наемого материала, причем установлена зависимость между объ­емом запоминания и степенью абстрактности материала: чем аб­страктнее, отвлеченнее материал, тем хуже он запоминается. Точ­ность и прочность запоминания также снижены. При воспроиз­ведении они много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, часто случайных, ассоциа­циях. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамерен­ным (непроизвольным) запоминанием.

Исходя из этих особенностей учащихся специальной (коррек­ционной) школы Vni вида, формирование прочных знаний и умений приобретает особо важное значение.

Исследования Л.В.Занкова, Х.С.Замского, Г.В.Муратова, Ж. И.Шиф и других показали, что при обучении школьников с нарушением интеллекта приемам осмысленного запоминания — разделению текста на части, выделению основной мысли, опре­делению опорных слов и выражений, установлению смысловой связи между частями текста — можно добиться значительных ус­пехов. Следовательно, овладение учащимися рациональными при­емами запоминания — одно из важных условий прочного усвое­ния ими знаний и умений.

Повторение в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно вестись систематически и быть не концентричным (сосре­доточенным на одном уроке), а рассредоточенным, т.е. продол­жаться на ряде уроков. Так, известно, что школьники с наруше­нием интеллекта с трудом запоминают таблицу умножения и де­ления. Чтобы ее знание сохранилось на продолжительное время, необходимо ее регулярно повторять, возвращаясь к ней как на устном счете, так и при решении примеров. Учитель должен про­являть большую изобретательность, чтобы разнообразить повто­рение.

Для того чтобы знания и умения были прочно усвоены, детям с нарушением интеллекта необходимо большее количество уп-


 




ражнений и заданий для закрепления, чем их нормально развива­ющимся сверстникам.

Принцип прочности в обучении учитывается при составлении программ для специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начале каждого учебного года планируется повторение, ос­новными задачами которого являются восстановление и систе­матизация знаний и умений, полученных в предыдущие годы обучения. В конце каждой четверти и года также планируется по­вторение, цель которого — закрепить, обобщить и систематизи­ровать полученные знания и умения. Почти на каждом уроке в специальной (коррекционной) школе VIII вида присутствует этап повторения, на котором закрепляется материал, пройденный на предыдущих уроках.

Перейдем к характеристике специфических принципов обуче­ния.

Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глу­боко освещен в работах Т.А.Власовой, И.Г.Еременко, Н.Г.Мо­розовой, М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, В.Н.Синева и других. В основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации.

Принцип коррекционной направленности предполагает кор­рекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIII вила, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида помимо пред­метов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружаю­щим, социально-бытовая ориентировка и др.) со своим своеоб­разным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразователь­ной школе. На этих уроках решаются коррекшюнные задачи: рас­ширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются пред­ставления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мыш­ления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.

На каждом уроке общеобразовательного цикла решаются так­же и коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с со­держанием изучаемого учебного материала. При этом учитель осу­ществляет коррекцию целенаправленно. Задания постепенно ус­ложняются. Необходимо избегать формальной постановки коррек-ционных задач урока, важно представлять, как будет реализована поставленная задача, на каком материале.

Проиллюстрируем решение коррекционных задач на уроках математики.


В I классе при изучении чисел первого десятка могут решаться следующие задачи.

Для коррекции зрительного восприятия, например для эффективного запоминания образов печатной и письменной цифры, усвоения пространственного расположения составляющих ее элементов, предлагается использовать моделирование из па­лочек, из картонных или пластмассовых элементов, лепку цифры, изготовление цифры из проволоки.

Для закрепления счета в прямом и обратном порядке может быть использована таблица с числами, которые расположены вразброс.

 

     
     
     

Учащимся дается задание быстро показать и назвать числа по порядку (или в обратном порядке). При выполнении этого задания расширяется зрительное поле учащихся, развивается внимание.

При выполнении заданий, в которых требуется назвать число, соответствующее количеству прослушанных звуков, у школьников с нарушением интеллекта будет развиваться слуховое восприятие, произвольное внимание.

Коррекция мышления осуществляется при выполнении заданий на сравнение («Что общего в записи цифр 1 и 4? Чем они отличаются?»), на классификацию («Разделить числа 1; 2; 7; 4; 9; 5 на две группы»; «Записать примеры 2 + 3;4-2;1 + 1;5-Зв два столбика»).

Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный ха­рактер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллек­та обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра. швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитар­ки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к про­изводственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким об­разом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, кото­рая помогает им занять свое место в обществе.

Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготов­ки в специальной (коррекционной) школе VIII вида обеспечива­ется направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду.


 



 



Принцип опоры на сохранные анализаторы. Как указывалось выше, школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания и представления о предметах и явлениях окру­жающего мира, которые не могут служить прочной основой для усвоения других знаний, умений и навыков. Для того чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рас­смотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит.

Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения — это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

- теория обучения;

- теория воспитания;

- система управления специальной (коррекционной) шко­лой — школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народ­ное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функ­ционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внеш­ними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, нали­чие педагогических кадров и т.д.

К внутренним условиям относится сам учебный процесс с на­правлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных