ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II шая самостоятельность в выполнении всех видов работ.II К третьей группе относятся ученики, которые с трудом ных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. Четвертую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. чВсе ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения. \ Принцип дифференцированного подхода отражен в примечаниях к программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по ряду предметов, в выделенных уровнях усвоения программного материала. индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются задачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников. (Оно проводится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, дневники наблюдений, школьный журнал, личное дело), изучения письменных работ учащихся, бесед с учениками, педагогами, родителями, наблюдений за учащимися. На каждого ребенка, поступившего в специальную (коррекционную) школу VIII вида, заводится дневник наблюдений, где фиксируются все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведется в течение нескольких лет, с его помощью бывает легко проследить динамику развития ребенка. В дневнике наблюдений ставятся коррекци-онные задачи, указываются способы их достижения и результаты. Проиллюстрируем осуществление индивидуального подхода на конкретном примере. Саша У., 11 лет, обучается в 4-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Помимо основного диагноза «умственная отсталость легкой степени» имеет грубое недоразвитие пространственного праксиса и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются все предметы, связанные с письмом, и, наоборот, значительно успешнее он овладевает программным материалом по другим дисциплинам. Индивидуальный подход к этому ученику предполагает прежде всего обучение его навыкам работы на компьютере, что даст ему возможность не только работать устно, но и выполнять письменные работы. Значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является ее специфической особенностью. Г. М. Дульнев в своих работах указывал, что разнообразие состава учащихся является свойственным для этой школы явлением. Поэтому проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда. В основе реализации принципа прочности в обучении лежат, прежде всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека. У школьников с нарушением интеллекта отмечаются значительные нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь разную степень выраженности. У большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида снижен объем запоминаемого материала, причем установлена зависимость между объемом запоминания и степенью абстрактности материала: чем абстрактнее, отвлеченнее материал, тем хуже он запоминается. Точность и прочность запоминания также снижены. При воспроизведении они много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, часто случайных, ассоциациях. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Исходя из этих особенностей учащихся специальной (коррекционной) школы Vni вида, формирование прочных знаний и умений приобретает особо важное значение. Исследования Л.В.Занкова, Х.С.Замского, Г.В.Муратова, Ж. И.Шиф и других показали, что при обучении школьников с нарушением интеллекта приемам осмысленного запоминания — разделению текста на части, выделению основной мысли, определению опорных слов и выражений, установлению смысловой связи между частями текста — можно добиться значительных успехов. Следовательно, овладение учащимися рациональными приемами запоминания — одно из важных условий прочного усвоения ими знаний и умений. Повторение в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно вестись систематически и быть не концентричным (сосредоточенным на одном уроке), а рассредоточенным, т.е. продолжаться на ряде уроков. Так, известно, что школьники с нарушением интеллекта с трудом запоминают таблицу умножения и деления. Чтобы ее знание сохранилось на продолжительное время, необходимо ее регулярно повторять, возвращаясь к ней как на устном счете, так и при решении примеров. Учитель должен проявлять большую изобретательность, чтобы разнообразить повторение. Для того чтобы знания и умения были прочно усвоены, детям с нарушением интеллекта необходимо большее количество уп-
ражнений и заданий для закрепления, чем их нормально развивающимся сверстникам. Принцип прочности в обучении учитывается при составлении программ для специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начале каждого учебного года планируется повторение, основными задачами которого являются восстановление и систематизация знаний и умений, полученных в предыдущие годы обучения. В конце каждой четверти и года также планируется повторение, цель которого — закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания и умения. Почти на каждом уроке в специальной (коррекционной) школе VIII вида присутствует этап повторения, на котором закрепляется материал, пройденный на предыдущих уроках. Перейдем к характеристике специфических принципов обучения. Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глубоко освещен в работах Т.А.Власовой, И.Г.Еременко, Н.Г.Морозовой, М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, В.Н.Синева и других. В основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIII вила, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока. В специальной (коррекционной) школе VIII вида помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально-бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекшюнные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту. На каждом уроке общеобразовательного цикла решаются также и коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с содержанием изучаемого учебного материала. При этом учитель осуществляет коррекцию целенаправленно. Задания постепенно усложняются. Необходимо избегать формальной постановки коррек-ционных задач урока, важно представлять, как будет реализована поставленная задача, на каком материале. Проиллюстрируем решение коррекционных задач на уроках математики. В I классе при изучении чисел первого десятка могут решаться следующие задачи. Для коррекции зрительного восприятия, например для эффективного запоминания образов печатной и письменной цифры, усвоения пространственного расположения составляющих ее элементов, предлагается использовать моделирование из палочек, из картонных или пластмассовых элементов, лепку цифры, изготовление цифры из проволоки. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке может быть использована таблица с числами, которые расположены вразброс.
Учащимся дается задание быстро показать и назвать числа по порядку (или в обратном порядке). При выполнении этого задания расширяется зрительное поле учащихся, развивается внимание. При выполнении заданий, в которых требуется назвать число, соответствующее количеству прослушанных звуков, у школьников с нарушением интеллекта будет развиваться слуховое восприятие, произвольное внимание. Коррекция мышления осуществляется при выполнении заданий на сравнение («Что общего в записи цифр 1 и 4? Чем они отличаются?»), на классификацию («Разделить числа 1; 2; 7; 4; 9; 5 на две группы»; «Записать примеры 2 + 3;4-2;1 + 1;5-Зв два столбика»). Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра. швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким образом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе VIII вида обеспечивается направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду.
Принцип опоры на сохранные анализаторы. Как указывалось выше, школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые не могут служить прочной основой для усвоения других знаний, умений и навыков. Для того чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рассмотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития Процесс обучения — это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан вооружить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике. Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления: - теория обучения; - теория воспитания; - система управления специальной (коррекционной) школой — школоведение. Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере производства. Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под контролем учителя. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внешними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, наличие педагогических кадров и т.д. К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|