Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция издержек в экономической теории.




На каждой фирме ведется бухгалтерский учет, который регистрирует затраты, понесенные фирмой в процессе работы, такие, как выплата заработной платы, расходы на приобретение материалов, налоговые отчисления и т. д. Хотя эти затраты необходимо обязательно учитывать, рассматривать только недостаточно. Экономисты и квалифицированные менеджеры понимают, что существуют и подразумеваемые (неявные) затраты, которые никогда не учитываются в бухгалтерских книгах, но тем не менее должны приниматься во внимание при выработке управленческих решений.Чтобы понять это, необходимо осознать, что независимо от природы все затраты подразумевают своего рода жертву. Это означает следующие: чтобы получить нечто, всегда приходится чем – то жертвовать, т. е. нести затраты. Такие затраты не обязательно выражаются в прямых денежных потерях. Например, если к какому-то индивиду необходимо заступать на смену в то время, когда по телевидению будут транслировать футбольный матч с участием любимой команды, то для него выход на смену будет связан с потерей удовольствия от неувиденного спортивного шоу. Существуют и другие затраты, такие, как шум, загрязнение и перенаселенность больших городов, стрессы и неудовлетворенность работой. Независимо от того, насколько эти виды затрат влияют на эффективность производства, они должны учитываться предпринимателями наряду с денежными затратами.Рассмотрим основные виды затрат, которые рассчитываются и используются в предпринимательской деятельности. Сущест­вует два подхода к трактовке издержек, каждый из которых имеет свою область применения.Согласно первому из них, издержки определяются как ценностъ израсходованных ресурсов в фактических ценах их приоб­ретения. Эти издержки экономисты называют бухгалтерскими.Согласно второму подходу издержки определяются как цен­ность других благ, которые можно было бы получить при наи­более выгодном использовании тех же ресурсов. В этом случае говорят об альтернативных издержках (упущенной выгоде).Как видим, между этими видами издержек существуют фун­даментальные различия. Бухгалтерские издержки — это осуществленные фирмой затраты денежных средств на выплату заработной платы и жало­ванья, арендной платы, процентов за кредит, уплату коммуналь­ных услуг, приобретение сырья и т. д. Бухгалтерские издержки включают периодическое уменьшение стоимости активов, т.е. амортизационные отчисления, уценку и затраты, связанные с истощением активов.Однако при всей важности бухгалтерских издержек (издер­жек прошлых периодов) для экономической оценки деятельно­сти фирмы определяющее значение имеют издержки будущих периодов (альтернативные издержки). Они входят в круг наибо­лее важных, фундаментальных понятий экономической теории. Бухгалтерские издержки полезны главным образом как база для прогнозирования поведения фирмы, но с ними следует обра­щаться осторожно, поскольку изменения в ценах на ресурсь1) условиях их поставки, новые технологии и т. д. делают бухгалтерские издержки непригодными для использования в качеств индикаторов будущего. Альтернативные издержки (упущенная выгода) — это затраты, связанные с отказом от использования определенна возможностей и альтернатив для реализации намеченных целей.Существование альтернативных издержек связано с ограничен­ностью ресурсов. Если бы ресурсы были безграничны, то ни одно действие не осуществлялось бы за счет другого, т. е. альтерна­тивные издержки любого действия были бы равны нулю. Однако окружающий нас реальный мир — это мир ограниченных ресур­сов, поэтому в нем альтернативные издержки всегда положи­тельны. Ресурс, используемый для одной цели, не может быть одновременно использован для достижения другой.Предположим, что фирма решает вложить 100 тыс. долл. в здание вместо приобретения на ту же сумму государственных облигаций. Процент, который фирма могла бы получить по об­лигациям, — это нереализованная возможность и, следовательно, альтернативные затраты. Поэтому при анализе альтернативных затрат фирмы к явным затратам на здание в размере 100 тыс. долл. следует прибавить этот недополученный доход, получивший в экономической теории название неявных (вмененных) затрат.Альтернативные издержки фирмы плюс бухгалтерские из­держки называются экономическими издержками.Таким образом, бухгалтерские издержки фирмы меньше эко­номических издержек на величину неявных затрат. Различия же между явными и неявными издержками состоят в следующем. Явные издержки — это издержки, принимающие форму де­нежных платежей собственникам ресурсов, используемых в производстве. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых на соответствующих рынках факторов про­изводства (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.). Неявные (вмененные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме (например, земли, оборудования и предпринимательского та­ланта) и принимают форму потерянного дохода из-за их экс­плуатации самой фирмой. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.В принятии решений имеют значение только экономические издержки, поскольку они характеризуют упущенную выгоду. Их противоположностью являются невозвратные издержки. Невозвратные издержки — это необратимые постоянные затраты, которые несет фирма в процессе хозяйственной деятельности. Они постоянны в том смысле, что не изменяются с изменением фирмой объема производства, и невозвратны постольку, поскольку их нельзя вернуть, сократив или прекратив производство. Например, решение фирмы ввести вторую смену приведет к увеличению некоторых переменных затрат, таких как фонд заработной платы, затраты на материалы и электро­энергию, но не изменит затрат, которые были уже сделаны на приобретение земли, зданий, машин и других основных активов, используемых в производстве.Различные концепции издержек производства обусловливают и различные концепции прибыли. Прибыль — основной пока­затель успешного выполнения менеджерами своих координи­рующих функций (принятия решений и планирования). В итоге именно прибыль, а не потери обеспечивает основу для процве­тания фирмы и роста ее влияния на рынке. Выде­ляют по меньшей мере три вида прибыли: а) бухгалтерскую; б) экономическую: в) нормальную.Это связано с тем, что в экономической теории термин при­быль не совпадает с его трактовкой, данной в бухгалтерских расчетах. Поскольку и бухгалтеры, и экономисты определяют прибыль как разность между доходом и затратами, то очевидно, что различие между ними в трактовке прибыли состоит в разном определении ими затрат.Бухгалтеры рассчитывают прибыль как разницу между об­щей выручкой и денежными затратами на приобретенные ре­сурсы, учтенные в бухгалтерских книгах. Экономисты также учитывают бухгалтерские затраты, но добавляют к ним следующие подразумеваемые альтернативные затраты: а) заработную плату предпринимателя, которую он мог бы по­лучать, если бы работал по найму на кого-то другого;б) недополученную арендную плату или стоимость недвижимо­сти, а также стоимость полностью амортизированных акти­вов, принадлежащих фирме, которые могли бы быть получены путем сдачи в аренду или продажи указанного имущества другой фирме;в) минимальный доход владельцев капитальных вложений, ко­торый мог бы быть получен путем инвестирования денег в какое-либо другое предприятие при том же уровне риска. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ — это разница между доходом фирмы и явными издержками. Она превышает экономическую на величину нелепых издержек. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ представляет собой разницумежду бухгалтерской прибылью и величиной неявных издер­жек. Наличие экономической прибыли показывает, что на данной фирме имеет место эффективное использование ре­сурсов. Поэтому критерием успеха фирмы является не бух­галтерская, а экономическая прибыль. Экономическую при­быль можно также назвать избыточной или сверхприбылью, потому что она есть доход, остающийся сверх суммы, которая необходима для покрытия вмененных затрат. В том случае, когда экономические издержки фирмы превышают получен­ную фирмой выручку от реализации продукции, фирма полу­чает "отрицательную прибыль", которую называют убытками Фирмы.Таким образом, именно экономическая концепция прибыли лежит в основе принятия управленческих решений в бизнесе.Однако это не значит, что бухгалтерская концепция прибыли бесполезна. Расчет бухгалтерской прибыли и составление отчет­ности за определенный период необходимы целому ряду лиц:

а) держателям акций данной компании, которые хотят знать, в каком состоянии находятся их инвестиции;

б) сборщикам налогов (как федеральным, так и местным), кото­рые желают получить определенную долю прибылей, если таковая им причитается;

в) банкирам и другим финансистам, которым необходимо сле­дить за состоянием дел у фирм, в которые они инвестировали деньги;

г) руководителям фирмы, которым данные бухгалтерской от­четности требуются для принятия управленческих решений, а также для оценки ранее принятых решений. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ возникает тогда, когда общая вы­ручка фирмы равна экономическим издержкам, рассчитанным как издержки упущенных возможностей для всех примененных ресурсов. Нормальная прибыль равна неявным издержкам, вло­женным в дело, но не направленным в производство. Иначе го­воря, под нормальной прибылью понимается вознаграждение за выполнение предпринимательских функций. Нормальная прибыль — элемент внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой. Она позволяет удер­живать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных