Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса. Во второй главе были раскрыты три основные формы образовательно-воспитательного процесса: массовые, групповые и индивидуальные




Во второй главе были раскрыты три основные формы образовательно-воспитательного процесса: массовые, групповые и индивидуальные, дана характеристика каждой конкретной формы.

Форма работы — это мероприятие, которое направлено на достижение каких-либо целей и конкретных задач (К. Ю. Бабанский, 1977; П.И.Пидкасистый, 1996; С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцени-на, 2000; Ю.А.Конаржевский, 1997; Н.Е.Щуркова, 1991; и др.).

От способа организации воспитательного мероприятия зависит результат мероприятия и характер взаимоотношений между воспитанниками, воспитателем и воспитуемым.

Многие авторы предлагают делить формы на общие (универсальные) и специальные (по отдельным направлениям). Каждое мероприятие имеет свою конкретную цель, вытекающую из общей задачи воспитания (Т.А.Ильина, О.А.Журавлева, 1997; В.А.Караковский, 1998; Г.М.Дульнев, 1981; И.Г.Еременко, 1985; В.Ф.Мачихина, 1986).

Классный час. Классный час — одна из самых распространенных форм воспитательной работы в условиях коррекционного воспитания. И если общеобразовательные школы (массовые) постепенно отходят от этой формы, то в специальных коррекционных она довольно продуктивна, поскольку при ее использовании создаются условия для общения учеников, налаживания взаимоотношений между воспитанниками, реализации единых требований к учащимся, совместной с учащимися выработки критериев нравственного поведения, включения их в коллективные формы деятельности.

Одна из форм классного часа — этическая беседа. Через беседу воспитатель помогает ученику с нарушениями интеллектуального развития разобраться в создавшихся ситуациях, адаптироваться в коллективе, осознать нравственную составляющую его поступков.

Классный час проводится еженедельно, в специально отведенный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) — 20 — 25 минут, в средней и старшей — 35 — 45 минут. От урока его отличает свободная форма общения. В условиях специального обучения и воспитания классные часы должны иметь конкретную тематику нравственного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, результаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д.

Классные часы в школе готовит учитель, в интернате эту обязанность можно возложить на воспитателя. Перед проведением классного часа учителю (воспитателю) необходимо:

- определить тему;

- выбрать форму проведения;

- учесть возможности воспитанников;

- определить цели и задачи;

- составить план проведения классного часа;

- распределить задания между учащимися;

- учесть опыт воспитанников, их индивидуально-психологические особенности.

Главное требование в проведении классного часа — участие всех воспитанников.

Содержание этических бесед может быть различным, проводить их можно как индуктивным, так и дедуктивным путями.

Индуктивный путь проведения беседы предполагает подведение учащихся к общим выводам и умозаключениям на конкретном примере этического характера. Дедуктивный путь — это косвенное воздействие на воспитанника, когда дается оценка не его поступка, действий группы детей, их позиции, культуры поведения. Такие беседы можно проводить с учащимися начиная с 4—5-х классов.

Приведем примерную тематику классных часов по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5 — 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема 1. Деятельность человека как выражение собственного утверждения.

Тема 2. Взаимоотношения в мире.

Тема 3. Общение с природой, ценности природы.

Тема 4. Забота человека о сохранении природы.

Тема 5. Красота природы, ее отражение в искусстве, литературе, кино.

Тема 6. Экология. Участие школьников в решении экологических проблем.

Тема 7. Доброта и милосердие.

Тема 8. Злость и ненависть — враги человека.

Тема 9. Мой любимый писатель, поэт (литературный концерт).

Тема 10. Я живу потому, что есть красота, которую надо беречь.

Классный час — одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собраний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, своих возможностей в их реализации. На групповом собрании воспитатель может подводить результаты учебной, трудовой деятельности, обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправления, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адекватного действия», посещении выставок.

Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготовки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и культурно-просветительного характера.

Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объектом. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое главное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, раскрыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обязательно подводятся итоги.

Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определенным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спортивные.

Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре — самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют полученные знания, усваивают правила общественного поведения, формы взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций.

Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся будет интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры.

В игре виден успех или неудача. Многие учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида отказываются играть, так как боятся проиграть. Но воспитатель должен убедить учащихся в том, что более важен сам процесс игры, чем то, кем ты оказался — победителем или побежденным.

Последние годы широкое применение нашли игры-путешествия, игры-считалки, проводящиеся на перемене с учащимися младших классов, малоподвижные и спортивные игры, игры на свежем воздухе. Выбор игры определяется материальными условиями, готовностью детей играть, интеллектуальными возможностями.

Конкурсы. Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в различные соревнования.

Конкурсы проводятся как личное или командное соревнование. Задача воспитателя — составить такую программу, при реализации которой можно выявить возможности воспитанников. Конкурс может быть музыкальный, фольклорный, танцевальный, развлекательный и т. п. Умственно отсталых детей трудно включить в конкурсную программу. Задача воспитателя построить мероприятие таким образом, чтобы каждый участник (слабый и сильный) проявил себя в той или иной форме единоборства.

Примерная программа проведения экологического конкурса в 5-м классе-группе {ведущий — учитель биологии)

Цель. Учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира, защищать природу, участвовать в ее создании.

Тема. «Красная книга». 10 заповедей природы: создай; позаботься; наберись терпения; разговаривай с деревьями; защити; будь милосерден и благодарен; останови другого; выручай; изучи; береги.

1-й этап. Выступление ведущего — учителя биологии. К каждому понятию он предлагает подобрать соответственно существительное. Просит высказать свое отношение к природе.

2-й этап. Чтение стихов о природе (определяется лучший чтец).

3-й этап. Ведущий вывешивает плакат, на котором написан следующий текст: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней (Л.Н.Толстой)».

Предлагает ответить на следующие вопросы, отгадать загадки.

• Что значит быть с природой?

• О чем с ней можно говорить?

• Почему надо беречь муравейники?

• Каких зверей называют «шатунами»? (Медведя, выгнанного из берлоги зимой.)

• Сколько ног у паука? (Восемь.)

4-й этап. «Грибы». Ведущий предлагает детям отгадать загадки.

• Я привыкла нравиться, кто съест меня — отравится. (Поганка.)

• Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички.)

• Я виден издалека. Шапка вся в горошек, ты меня не рви, зверям сохрани. (Мухомор.)

Лист красивый, весь резной, В яркой зелени ветвей Много-много желудей. (Дуб.)

Ее называют плакучая... Белое платье, зеленые косы, Семя летучее. (Береза.)

Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель.)

За каждый правильный ответ начисляются 2 очка. Общая сумма балов не должна превышать 18 очков.

Конкурс заканчивается рассказом ведущего о тайнах и загадках природы, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Во время выступления ведущего комиссия определяет победителей конкурса.

Читательская конференция. В условиях коррекционно-развивающего обучения уроки-конференции должны иметь четкие цели и задачи. Проводятся читательские конференции, посвященные неделе детской книги или предметного характера, например «Золотые руки» (8 —9-й классы). Конференция длится 35 — 50 минут, а для учащихся 7 —9-х классов — до 1 часа.

Тема конференции определяется с учетом психофизических особенностей конкретной группы воспитанников. Участниками конференции могут быть и воспитатели, они помогают учащимся делать обобщения, приучают их логически мыслить, делать выводы.

Конференция завершается выполнением задания. Например, на конференции «Твой учебный день» (5 —6-й классы) можно предложить воспитанникам расписать свой день по времени, рассказать, что они делали в обозначенное на часах время или какой момент из режима дня больше всего нравится и почему.

Кроме указанных форм работы с учащимися могут быть использованы: вечера, праздники, экскурсии, дискотеки (старшие школьники).

В воспитательной работе с детьми коррекционной школы VIII вида следует выделить три направления: трудовое, физическое и эстетическое воспитание.

В процессе реализации этих направлений решаются очень важные задачи социализации воспитанников, привития им этических норм и эстетических потребностей, укрепления их здоровья, формирования санитарно-гигиенических умений и навыков. Эти направления воспитательной работы предполагают использование указанных выше форм. Ниже представлено содержание воспитательной работы по возрастам.

Содержание воспитательной работы по возрастам

Физическое воспитание

7— 10 лет

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Охрана здоровья 1. Формирование санитарно-гигиени-

и физическое развитие ческих умений и навыков.

2. Гигиеническое условие силы и красоты тела.

3. Предметы гигиенической помощи.

4. Физические упражнения и их влияние на здоровье человека.

11—13 лет

Охрана и укрепление 1. Гигиена как условие сохранения

здоровья, физическое здоровья.

развитие 2. Физическая культура — обязательный учебный предмет.

3. Использование физических упражнений для развития

двигательных качеств.

4. Погода и занятия физической культурой в различные

времена года.

5. Игры и игровая деятельность школьников.

6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни.

14—16 лет

Закаливание организма, 1. Использование различных средств

охрана здоровья, закаливания,

физическое совершенство- 2. Профилактика заболеваний,

вание 3. Мужские привычки, копирование взрослых; польза, вред.

4. Женское поведение, его положительные и отрицательные

моменты.

5. Использование видов спортивных

занятий с целью физического совершенствования.

Трудовое воспитание и обучение

7—10 лет

Диагностика трудовых 1. Формирование бытовых умений и

умений, ручной труд навыков.

2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания.

3. Труд как вид отдыха.

4. Труд как помощь другому человеку.

5. Умственный труд, культура умственного труда (4-й класс).

1113 лет

Трудовое обучение 1. Кем ты хочешь быть?

и воспитание 2. В труде счастье человека.

3. Физический труд. Основы профессионального труда.

4. Отношение людей к труду.

5. Трудовые нормы жизни:

а) помощь взрослых;

б) результаты труда.

6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных,

интеллектуальных запросов человека.

14—16 лет

Трудовая деятельность 1. Трудовое воспитание как средство

как средство развития жизнедеятельности,

профессиональной зрелости 2. Профессиональное образование.

3. Выбор профессии с учетом возможностей человека.

4. Трудовая деятельность человека. Законы трудовой чести.

Эстетическое воспитание (формирование и развитие умений видеть красивое)

7— 10 лет

Человек и окружающий мир 1. Один день природы.

2. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.

3. Волшебные краски на листе бумаги и в природе.

4. Готовимся к Новому году.

5. Выставка цветов.

6. Добрая музыка.

11 —13 лет

Человек и окружающий 1. Взаимоотношения в природе.

мир. Реальность и жизнь 2. Общение с природой, ценности природы.

3. Музыка (веселая, грустная) и чувства.

4. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе,

кино, музыке.

5. Экологические проблемы. Участие школьников в

экологической жизни.

14—16 лет

«Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает.

Н.Г.Чернышевский 2. Природа — береги ее.

3. Умей слушать, видеть и создавать.

4. Мои любимые песни, музыка.

5. Король вальса (И. Штраус).

6. Великий живописец (Левитан).

Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитательному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать педагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника.

Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспитания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка.

Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмоциональных проявлений; второй — на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы щадим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, помогает созданию блока приятных условий для развития охранительного торможения.

К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести:

- частую сменяемость воспитателей;

- завышенные требования к детям;

- резкую и частую смену распорядка дня;

- перевод ученика из одной группы в другую;

- болезненное состояние у ученика — временного или постоянного характера;

- грубое отношение воспитателя к воспитанникам;

- непонимание воспитанниками требований воспитателя;

- невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требований;

- частое использование порицаний.

Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определиться в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать установленную в нем дисциплину.

Создание благоприятных условий для жизни и развития воспитанников коррекционной школы VIII вида предполагает:

- определение режимных моментов с учетом разных возрастных групп (7—10 лет; 11 — 13 лет; 14—16 лет);

- продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и подростков;

- единство требований педагога и воспитателя;

- учет психофизических данных каждого конкретного воспитанника;

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе реализации режимных мероприятий;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований и двигательного режима и т.д.

Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих условий:

- понимания педагогом задач воспитания;

- определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы;

- знания педагогом особенностей развития психических функций у воспитанника;

- проявления заботы о физическом здоровье воспитанников;

- выбора адекватных методов и средств реализации программы воспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдельного воспитанника;

- постепенного включения воспитанников в различные виды деятельности, в том числе интеллектуальную и трудовую.

Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспитания.

Результаты реализации требований, положений, инструктивных рекомендаций должны быть отражены в документации воспитателя.

План воспитательной работы

с группой №_____ на _____ полугодие 200___/200___учебного года

Утверждаю

Директор школы №

«_____»__________2002

_________________подпись

I листтитульный

Материальная база:

1. Комната для приготовления домашних заданий — №____________

2. Игровая комната для воспитанников интерната — №____________

3. Бытовая и санитарная комната — №____________

4. Комната психолого-педагогической коррекции (с 6-го класса) —

№____________ Фамилия, имя, отчество воспитателя________________

II листанализ учебно-воспитательной работы с группой и задачи на новый учебный год

III лист — учебно-диагностические и социально-педагогические данные на воспитанников

Образец заполнения

№ п/п Ф.И.О. учащегося Год рождения Диагноз (цифровое обозначение) Состояние здоровья Семья Поручения Успеваемость Личностные качества Участие в дополнительном образовании Система коррекционно-педагогического воздействия
  Артемов Денис Николаевич   317.09 (70,09) Основная Из 4 человек (мать, отец, брат) Санитарная комиссия   Удов. Контактен, отзывчив   Посещает кружок биологии Ровный тон, требовательность

IV листработа с коллективом воспитанников

4.1. Тематика групповых часов.

4.2. Работа в библиотеке (направление).

4.3. Участие в школьных мероприятиях.

V листотдельные направления и содержание воспитательной работы

VI лист — итоги воспитательной работы за текущий учебный год

Основным документом является план воспитательной работы на конкретный учебный год (полугодие). Он составляется на основе «Программы воспитания» данного учреждения и может действовать год, полугодие.

В условиях коррекционного учреждения лучше составлять план на полугодие, с учетом возраста группы-класса. Приведем структуру плана воспитательной работы.

В анализе воспитательной работы должны быть отражены.

1.1. Уровень воспитанности учащихся.

1.2. Нормализация нравственного климата в группе.

1.3. Организация участия учащихся в различных видах деятельности.

1.4. Формирование положительного отношения учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, особенно в процессе самоподготовки.

1.5. Нормализация взаимоотношений в детском коллективе.

1.6. Воспитание у воспитанников самостоятельности (навыков самообслуживания, бытовых умений, инициативности в играх, труде и т.д.).

1.7. Оказание помощи воспитанникам, нуждающимся в поддержке сотоварищей, взрослых.

Этот раздел в планировании представлен комплексно по отдельным направлениям.

Необходимо ставить конкретные воспитательные задачи. При этом основой всегда остается коррекционно-компенсаторная задача, ее решение должно быть поступательное с обязательной преемственностью отдельных направлений работы. Систематически проводится анализ проделанной работы. Результатом этой работы должно быть духовно-нравственное развитие умственно отсталых детей.

Пример плана воспитательной работы см. в приложении.

Календарный план может быть оформлен в виде тематического графика.

№ п/п Тематические мероприятия, режимные моменты, содержание Дата Формы работы Ответственные Где реализуется
  Уметь трудиться в коллективе (312 п) 07.19.2002 Индивидуально-групповая Воспитатель На собрании группы

Таблица 5

Комплексный план воспитательной работы

 

 

 

 

№ л/п Тематика мероприятии Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Кто участвует Ответственные Формы проведения Где заслушивается
                               
  Уметь трудиться в коллективе   X     X                           Учащиеся 3-х классов Воспитатель Собрание На классном собрании
  Мои трудовые обязанности                                 Учащиеся 3 «Б» Воспитатель Собрание На классном собрании
    Январь Февраль Март Апрель        
                                           
  Твой свободный день                                 Учащиеся 4-х классов      
  В гостях у дедушки Емели                                 Мастерская 4-х классов      

В основу этой формы плана заложен принцип системности и коррекционной направленности в работе с конкретной группой. Особое внимание надо уделять возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.

Образец комплексного плана представлен в таблице 5.

В этом плане отражена система работы класса (группы) по конкретным направлениям, в том числе на факультативах, в кружках художественного чтения, на музыкальных занятиях группового и индивидуального характера (детский хор, студия), занятиях физкультурой и спортом, в техническом кружке и т. п.

Так как с воспитательной группой в условиях школы-интерната, детского дома работают два воспитателя, календарный план составляется ими совместно.

Особое значение приобретает ежедневный план работы воспитателя.

Он может быть составлен в произвольной форме (пример составления такого плана см. в табл. 6).

Таблица 6

Ежедневный план работы воспитателя

Дата Время Режимные моменты Содержание Участники
17.10.2002 14.00-15.20 Групповые собрания Уметь трудиться в коллективе Воспитатель, дети группы № 7, гости
23.09.2002 14.00-15.20 Учащиеся на занятиях в столярной и слесарной мастерских Мои трудовые обязанности Учащиеся на занятиях в столярной и слесарной мастерских

Четкая программа воспитания, разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, позволяет успешно решать задачи воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

Вопросы и задания

1. Что такое формы организации воспитательной деятельности?

2. В чем состоит индивидуальный подход в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития?

3. Какие личностные качества являются наиболее важными при изучении воспитанников с нарушениями интеллекта?

4. Чем определяется выбор форм организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

5. Охарактеризуйте особенности дифференцированного подхода1 в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.

6. Перечислите основные формы работы воспитателя.

7. Почему в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание является ведущим?

8. Какой принцип можно назвать основным в воспитании детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Составьте план-конспект классного часа.

10. Какие нормативные акты могут служить основанием для планирования работы воспитателя?

11. Перечислите, какие основные режимы выделяются в работе коррекционной школы VIII вида.

12. В чем сущность охранительного и щадящего режимов?

13. Назовите внешние и внутренние условия реализации воспитательного процесса в коррекционной школе.

14. Составьте микрокалендарный и тематический план по одной из выбранных вами форм.

15. Составьте подробный ежедневный план воспитательной работы.

Рекомендуемая литература

Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения / X. С. Замский. — М., 1995.

Pay E. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии: кн. для учителя / Е. Ю. Pay. — М., 1992.

Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. — М., 1971.

Белкин А. С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе / А.С.Белкин.- М., 1977.

Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С.Богданова, О.Д.Калинина. — М., 1985.

Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С.Выготский; сост. Т.М.Лифанова; авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995.

Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. — 1993. — № 6.

Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И. А. Грошенков. — М., 1993.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — М., 1981.

Евтушенко И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот//Дефектология. — 1995. — № 5.

Колесов В. Д. Беседы о половом воспитании / В. Д. Колесов. — М., 1980.

Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л.Коломинский, В.М.Слуцкий. — Киев, 1978.

Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. — 1990. — № 3.

Кульневич СВ. Воспитательная работа в современной школе / С. В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. — М., 2000.

Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. — М., 1988.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989.

Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми / Н.Б.Лурье. — М., 1962.

Малкин М.Д. Работа классного руководителя с родителями учащихся по вопросам антиалкогольной пропаганды: методические рекомендации / М.Д.Малкин. - М., 1986.

Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И. С. Марь-енко. — М., 1980.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997.

Мозговой В. М. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А.А.Дмитриев, А. С. Самыличев. — М., 1986.

Московкина А. Г., Сагдуллаев А.А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отсталости //Дефектология. — 1991. — № 3.

Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. — М., 1993.

Пузанов Б.П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе / Б. П. Пузанов. — М., 1984.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. - М., 1986.

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. — М., 2001.

Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н.Смирнова. — М., 1982.

Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания / З.М.Шилина. - М., 1997.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. — М., 1972.

Ясникова Л.Д. Вопросы управления воспитательным процессом на современном этапе / Л. Д.Ясникова. — М., 1985.

 

 

Глава 9

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

С переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и индивидуальные изменения. Эти изменения могут проходить по-разному. В одних случаях школьники становятся более любознательными, самостоятельными, решительными, в других — апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить более или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, целенаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и относительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А. Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими на основе морали.

Формирование детского коллектива, организация его деятельности осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников и их родителей.

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающегося, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуа-

циях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность. Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь коррекцион-ную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.

В специальной (коррекционной) школе организация коллектива требует реализации следующих условий:

- изучения личностных возможностей каждого ученика;

- определения места конкретной личности в структуре детского коллектива;

- определения доступной коллективной деятельности;

- создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного эмоционального настроения;

- включения воспитанника во взаимоотношения со сверстниками, воспитателем, а для этого:

изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям воспитателя;

разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных связей;

- вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:

выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся.

Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:

- постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;

- наличием целей и задач в деятельности коллектива;

- выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

- определенной структурой организации самоуправления;

- обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.

Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида разнороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню.

В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интеллектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначительной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта.

В отечественной олигофренопедагогике учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагогическая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обучения и воспитания, при этом коллектив становится определяющим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости.

Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество воспитанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность (Я.Л.Коломенский, В.П.Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо:

- выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

- демократизировать сами отношения внутри группы, что будет способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, 3. М. Шилина; в системе коррекционного воспитания — И. Г. Еременко) или как этапы (Л.Я. Коломинский, В.А. Караковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике — А.С.Белкин, Г. М.Дульнев, Т. И.Пороцкая). Их четыре.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным показателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях — и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специальной системах воспитания (см. табл. 7).

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомо-

Таблица 7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных