ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьиПроцессуальная самостоятельность предполагает высокий уровень ответственности. Требуется высокий уровень профессиональной адаптации, личностной интеграции, наличие следующих качеств: социальной зрелости; нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости; смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать ответственность за выносимые судебные решения, настойчивость при высоком уровне самокритичности; адекватной самооценки; устойчивой мотивации на достижение успеха. Приведенные психологические особенности профессиональной деятельности судьи являются самыми общими, базовыми, определяя усредненный портрет успешного судьи. К основным подструктурам судебной деятельности относятся: когнитивная (познавательно-прогностическая); коммуникативная (общительность); организационно-управленческая; воспитательная. 1. Познавательно-прогностическая подструктура. Судебное разбирательство, в ходе которого изучаются материалы уголовного, гражданского дела, административного правонарушения, представляет собой разновидность общего процесса познания. Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности судьи и требующих от них определенных личностных качеств, являются: строгая правовая регламентация процесса познания; ретроспективный характер процесса познания, объектом которого становятся события не только настоящего, но и прошлого; эмоционально-негативный характер объектов восприятия (обстоятельства преступных деяний); мысленное моделирование событий прошлого, последовательности осуществления процесса познания; доказательно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательства; дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации); противодействие заинтересованных лиц процессу установления истины; эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу, воздействие стресс-факторов, нередко имеющих избыточную эмоционально-психическую напряженность; давление общественного мнения, способного исказить процесс познания. 2. Коммуникативная подструктура. Деятельность судьи осуществляется в форме процессуального либо непроцессуального общения. Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, судья осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психологическое состояние и поведение участников процесса. Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения – коммуникативная компетентность, предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать, эмпатийность*(6); свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения*(7); умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения*(8), менять в зависимости от ситуации стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стеничный тип реагирования в экстремальных условиях; чувство юмора. 3. Организационно-управленческая подструктура. Умение работать с людьми – одно из важнейших качеств, которыми должен обладать судья. Необходимыми организаторскими качествами становятся: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность; самостоятельность; чувство ответственности за свои действия и поступки; организованность, аккуратность и собранность в работе. Важную роль имеют и качества, отмеченные выше: коммуникативная компетентность*(9); нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация к достижению успеха. 4. Воспитательная подструктура. Воспитательная функция в деятельности судьи определяется прежде всего целями и задачами правосудия, что предполагает наличие у судьи высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Судья должен обладать навыками выступления перед аудиторией, свободно владеть приемами вербального и невербального общения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|