ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологический портрет флегматика 2 страница0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. VIII. Альтруистический 9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа). 0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
К теме 5 Задание 1. Психологический климат в группе Инструкция. Одним из социально-психологических методов изучения малых групп являются шкалы психологического климата. Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любой группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы обведете кружком крест, тем более выражен данный признак в вашей учебной группе.
Обработка и анализ результатов теста. Каждому крестику на бланке справа налево соответствует балл от 1 до 6. Например, если в какой-то паре характеристик обведен второй слева крестик, это означает, что по этой шкале испытуемый оценивает климат на 5 баллов. Подсчитайте среднюю арифметическую оценку по всем шкалам. Если она более 3 баллов, то курсант воспринимает климат внутри подразделения скорее как положительный. Если менее 3 – как отрицательную. Подсчитайте среднюю групповую оценку по отдельным шкалам и по всем шкалам сразу. По величине последних оценок можно сравнивать различные подразделения между собой[4]. Задание 2. Общая оценка психологического климата коллектива Инструкция. Оцените, пожалуйста, психологический климат в вашей группе. Для этого выберите утверждение, с которым вы согласны. Исследование проводится анонимно[5].
Интерпретация результатов теста. Климат характеризуется как благоприятный, здоровый – от 5,4 до 7,0 баллов; неустойчивый, но достаточно благоприятный – от 4,6 до 5,4; средне благоприятный – от 3,8 до 4,6 баллов; неблагоприятный – менее 3,8 баллов. Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения [6] Осознание своей силы (уверенность в себе) – стабильная прямая поза, дополненная выставленным подбородком, руки при этом сцепляет за спиной, располагает на бедрах («подбоченясь»), засовывает в карманы при оставлении больших пальцев снаружи, активно демонстрирует тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс. «Оседлание» стула, или небрежное забрасывание одной ноги на подлокотник кресла. Руки порой закладывают за голову либо соединяют концами пальцев при разведении ладоней. Глаза почти прикрыты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове. Улыбка с приопущенными бровями. Решительность и лаконичность речи. Скупость в передаче деловой информации и расточительство информацией при устанавливании контакта. Повышенная заинтересованность проблемами, целями и обязанностями других, спокойствие и др. Осознание своей слабости (отсутствие уверенности в себе) – чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо. Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями. Сомнения в подборе слов и прерываемая речь. Поспешность и готовность в выдаче информации, а также склонность обстоятельно аргументировать свои действия. Суетливость. Воля к сопротивлению – средняя громкость голоса, твердый холодный тон, четкая артикуляция, медленный темп и ритмичная речь, точная дикция. Внутреннее напряжение – зажатость в позе и движениях, стремление опереться или прислониться к чему-либо, скрещенные лодыжки у сидяшего. Сильно сцепленные между собой руки, излишне частое сбивание пепла с горящей сигареты. Изменение тембра голоса, форсирование звука, внезапные спазмы гортани, скрип зубами, заикание, несоответствующий моменту хохот, постоянное перебивание других. Увеличение числа шаблонных фраз, высказываемых быстрее, чем обычно, пренебрежение речевыми паузами, использование в речи слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами. Усталость или угнетенность – тусклый и остекленелый взгляд, замедленная речь, мягкий и приглушенный голос, с падением интонации к концу отдельной фразы. Враждебность – отодвигание от партнера, сжимание кулаков при скрещенных руках, наклон всей головы назад и обрывание чужой речи. Пристальный или настойчивый взгляд в глаза с резко уменьшенными зрачками. Вариант: смотрит искоса при опущенных бровях, лоб нахмурен, уголки губ опущены. Нервозность и неуверенность – суетливость, частая перемена позы, чрезмерная жестикуляция, движения руки поперек тела (взять или поправить что-то...), покусывание ногтей, отбрасывание «мешающих» волос со лба, усиленная мимика рта, закусывание губ. Высокий и пронзительный голос, быстрая речь, «высказывание мыслей вслух». Испарина, пот. Хорошее настроение – улыбка, активная жестикуляция, расширенные зрачки, расстегнутый пиджак, бодрое насвистывание какой-либо мелодии. Пускание дыма от сигареты вверх, общительность. Плохое настроение (отрицательные эмоции) – походка с волочением ног, заметно суженные зрачки, взгляд, устремленный к земле. Пускание дыма от сигареты вниз, замедленная речь, угрюмое молчание, раздраженный голос. Придирки к совершенно безобидным словам и провоцирование на ссору, враждебность неконтактность. Признаки изменения отношения собеседника - удовольствие, принятие – такие непроизвольные реакции на неожиданное слово, поступок, ситуацию, как: значительное расширение зрачков, активно расплывающаяся по лицу улыбка и мелодичный голос; - неудовольствие, отвержение – сужение зрачков, резкие удары ногой по земле или воздуху; - заинтересованность – склонение головы набок, взгляд искоса, сопровождаемый при этом улыбкой или слегка приподнятыми бровями, вытаскивание сигареты изо рта; - скука – смещение взгляда на соседствующие предметы, потолок, механическое рисование чего-то на бумаге, сидящая со скрещенными ногами женщина вдруг начинает вяло покачивать ногой; - смущение, стыд – закрытие, а также опускание и отведение глаз, покраснение (иной раз пятнами) лица, усиленный пульс крови, отслеживаемый в венах рук или артериях шеи, затруднения дыхания, испарина, пот; - недоверие – складывание рук на груди, почесывание пальцем спинки носа, отвод и возвращение взгляда назад; - неодобрение и несогласие – покачивание головой из стороны в сторону, сбивание «ворсинок» с одежды, скрещивание рук на груди, растягивание речевых пауз; - ложь – отводит взгляд в сторону и книзу, почесывает веко пальцем и растирает ладонью затылок, прикрывает рот рукой в момент речи, «бегающие глаза», частое моргание, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда...), судорожные движения горла, проблемы с дыханием, усиленные пульсации крови в венах рук или артериях шеи, испарина и пот, дрожь в мышцах тела (пальцах конечностей, фрагментах лица.), в диалоге речевые недостатки, такие как повтор слов или обрыв фраз на полуслове (перед обманом), форсирование громкости речи, а также заикание и покашливание; - страх – заметно выраженное побледнение лица, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда...), явное биение пульса в венах рук или артериях шеи, дрожь в пальцах рук и мышцах лица, «урчание» в животе, высокий голос, «бегающие глаза»; - виновность – изменения в цвете лица (побледнение); - злость (гнев) – сжатие кулаков, пощипывание ладони, раздавливание сигареты в пепельнице, пинание или грубое отбрасывание чего-либо, испарина и пот, значительное покраснение (иной раз пятнами) лица, короткое и шумное дыхание через нос; - вероятность нападения – резкое побледнение лица, внезапное сужение зрачков, оскаливание зубов. Для точного определения реакций партнера следует сформировать привычку непроизвольно отмечать все возникающие изменения в выражении его глаз; величине зрачков (сужение или расширение); цвете лица побледнение или покраснение); биении пульса (на шее, на висках и на запястьях рук...); дыхании (по колебаниям грудной клетки, а также по ямочке у основания шеи); сухости рта (по сглатыванию слюны или облизыванию губ); потливости кожи (на ладонях рук, лице); треморе мышц (дрожь в руках, в пальцах конечностей и в некоторых частях лица и т. п.). К теме 6 Задание. Психологический анализ истории жизни несовершеннолетнего правонарушителя Проанализируйте текст – описание истории жизни несовершеннолетнего Николая М., отбывающего наказание за уголовное преступление. Назовите основные результаты формирования его личности по этапам, выделенным Э. Эриксоном. Какие социально-психологические условия повлияли на формирование его личности? Какие ошибки были допущены в воспитании Николая? Как, на ваш взгляд, сложится его жизнь в дальнейшем? Используйте представленные после автобиографии преступника материалы (см. ниже). Несовершеннолетний о себе [7] «Родился я в 1956 году в г. Харькове. Еще в детском садике у меня почему-то появилась страсть к воровству. Сначала я делал это у всех на виду, а затем, когда отец за это меня высек, я стал воровать, озираясь по сторонам. Детство мое оставило у меня в памяти глубокий след. Мать с отцом разошлись, когда мне было пять лет. Отец забрал меня с собой. Его вторая жена старалась мне внушить, что она моя родная мать. Относилась ко мне с любовью, я же не хотел этого понимать. Часто стал уходить из дому, стал воровать из карманов. Когда пошел учиться, прекратил воровство. Меня заинтересовала учеба. До четвертого класса я занимался в школе-интернате и был отличником. В семье меня полюбили, а в школе часто ставили в пример другим. Казалось, все шло благополучно, жизнь моя стала светлой и прекрасной. После же окончания третьего класса отец перевел меня в обычную школу. И вот тут-то я почувствовал свободу. Чаще стал встречаться с дворовыми ребятами, стал прогуливать уроки и снова возвратился к старому «ремеслу». Правда, воровать по карманам я не стал. Я стал увлекаться электрикой, но не для того, чтобы собирать приемники, ремонтировать телевизоры, а для того, чтобы отключать сигнализацию в магазинах. Этому меня обучили ребята постарше. Если я что-то не усваивал с первого раза, то мне приходилось терпеть подзатыльники от них и даже побои. Затем я проходил практику на деле. Ошибки мои мне не прощались. Я несколько раз задерживался работниками милиции, но мне всякий раз удавалось их обмануть. Я говорил, что меня заставили незнакомые мне мужчины разбить стекло или же обещали мне дать денег на кино за то, что я отрежу провод. В милиции мне верили и отпускали, а я снова шел к тем, кого считал своими старшими друзьями. Отец отказался от меня, когда узнал, что я остался на второй год в шестом классе. Он определил меня в детдом г. Краснодар. И там я снова повстречал плохих друзей. Мое ремесло им очень пригодилось. Они меня часто брали в поездки с собою. Жить я стал у них. Научился пить и курить. В детском доме меня стали разыскивать через милицию. Разыскали меня через полгода в г. Рига. Как я ни старался обмануть сотрудников милиции, ничего у меня не вышло. Я снова в г. Краснодар. Правда, тех друзей я уже не застал. Двое из них получили срок за угон машины, третий – сел за кражу из магазина. Жизнь моя снова стала спокойной. Через год меня увезли из детдома в интернат. Снова новый климат, снова новые друзья. Несколько раз ездил домой к отцу; он даже не пустил меня в квартиру. Поехал к родной матери. Она все еще жила одна и была очень рада моему возвращению. Позже я узнал от нее, что она была неоднократна судима. Вот почему ее оставил отец. Окончил восемь классов и ушел из школы. Предо мною встали новые заботы. Мать получала мало, а мне хотелось быть всегда сытым и хорошо одетым. Стал искать новые связи с людьми моей «профессии». И нашел таких, которые занимались грабежами. Мы по вечерам ходили вместе к ресторанам, где встречали выпивших «клиентов» и силою забирали у них часы, золотые кольца; с женщин снимали брошки, серьги. В один вечер можно было добыть таким путем неплохую сумму денег. На эти деньги я одевался и был доволен. Пробовал работать, но не по своей воле. В детской комнате милиции меня знали как тунеядца и хулигана. Разбирали меня на комиссии по делам несовершеннолетних, где я дал слово бросить все и пойти работать. Устроили меня на обувную фабрику. Поначалу работал с интересом. Первая в жизни зарплата. Был очень счастлив этим, деньгам, хотя их было мало по сравнению с теми, что отнимал у людей, но это были мои деньги. На душе было приятно, я был счастлив. Но однажды я заметил, как старшие товарищи по работе уносят с фабрики кожевенный крой. Меня это заинтересовало. Узнав все подробности, куда носят они кожу, я стал сам носить ее домой. В обувном ателье я нашел человека, который покупал у меня крой и стал систематически продавать ему краденую кожу. В цеху стали замечать пропажу кожи и усилили контроль. Я это почувствовал и прекратил выносить крой. Вскоре за кражу кроя поймали другого рабочего. Его судили и списали ему все похищенное. Поняв, что так могло случиться и со мною, я прекратил эту свою деятельность. Но стал прогуливать, а потом вовсе ушел с работы. Я стал доставать у друзей заграничные вещи и перепродавать их по спекулятивной цене. На этом деле я имел очень большие деньги. Мать просила меня одуматься, работать честно. Но я уже втянулся в эти сделки. Часто стал ходить по ресторанам, стал играть в карты, полюбил общество «свободных женщин», где пользовался уважением. Одни уважали за деньги, другие – за то, что умею молчать, а третьи – просто боялись меня. И вот такими путями я дошел до последнего моего преступления. Летом 1973 года я приехал из Евпатории домой. Снова повстречал своих старых друзей. Вечером 9 августа мы поехали на танцы. Почему-то они не состоялись, и мы решили поехать погулять в город. Денег оказалось мало, и было решено ограбить кого-нибудь. Тут и подвернулась нам девушка (как позже мы узнали в отделении милиции, звали ее Света). Мы подошли к ней, предложили ей выпить с нами вина. С ней была подруга с парнем. Все вместе поехали в магазин, взяли вина и водки и пошли в парк. В парке выпили, подругу Светину и ее парня прогнали, а Свету увели в глубь парка, где поочередно изнасиловали ее в извращенной форме и ограбили. Когда же ее отпустили, я почувствовал, что она заявит в милицию, и поэтому вместе со своим другом я решил уехать в Крым. Но не успел. 13 августа нас задержали работники милиции и дружинники и доставили в отделение милиции. На допросе я ничего не сказал. Сделали очную ставку с потерпевшей, я снова сделал вид, что вижу ее впервые. Один из моих подельников на третьи сутки нашего ареста сознался. Мне больше ничего не оставалось, как сделать то же самое. В тюрьме я столкнулся с отрицательными ребятами. Отказывался от работы, нарушал режим содержания в следственном изоляторе. Даже когда мне по суду вынесли приговор, я был недоволен, считал это несправедливым. В колонии со мною много проводили бесед. Мне всячески старались привить любовь к труду и уважение к старшим. Но не все мне давалось сразу. Я много раз срывался, хотя не делал грубых нарушений. Мне прощали мои ошибки. Трудно было привыкнуть к труду. Был в связи с плохими ребятами. Но все же переборол себя. Стал работать, перевыполнять норму выработки ежедневно, научился понимать и уважать старших. В этом большая работа мастеров и воспитателей, которые не жалели сил для моего воспитания. Освободившись из мест заключения, я твердо встану на честный жизненный путь». Этапы психологического развития личности (по Э.Эриксону) [8] В младенчестве (с рождения до 1 года) формируется основа этой способности – базальное доверие к миру. Доверие младенца к матери позднее испытывается как доверие к людям, оптимизм, стремление к жизни, чувство «мир безопасный, люди заботливые и надежные», «все хорошо, любые трудности разрешимы». В сознании взрослого младенческие переживания и впечатления проявляются в чувстве надежды на лучшее и образует основу веры (в справедливость, в силу, науку, Бога и т. п.). Если доверие не формируется, то в поведении взрослого это обнаруживается как базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти и реализуется в формах защитного и часто насильственного поведения. В возрасте раннего детства (1–3 года) ребенок учится контролировать свои непроизвольные действия, связанные с опрятностью, обучением туалету, и формируется его уверенность в своей способности контролировать окружающий мир и себя. Осознание своих побуждений и необходимости их контролировать – первый опыт идентичности (открытия «Я»), который в последующем «разворачивается» (как из личинки бабочка) в более зрелые формы личности и становится содержанием эго-идентичности. Если ребенка учат этим навыкам попустительски или авторитарно, то у него формируется стыд перед людьми, сомнение в способности контролировать окружающий мир и себя, чувство, что другие относятся к нему с подозрением и недоверием. Если родители демонстрируют справедливость и уважение прав ребенка и других людей, у него формируется автономия, самостоятельность, опрятность. В последствии эти свойства образуют силу воли. В возрасте игры (3–6 лет) формируется новое качество сознания – цель как представление желаемого результата поведения. Инициативность ребенка в последующем проявляется как целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность, умение планировать свои действия и брать обязательства. Если близкие ребенка не поощряли его инициативы или наказывали (как правило, в этом случае их требования не отвечают возрасту ребенка), он вырастает пассивным, избегает брать инициативу, нести ответственность, подражает образцам. Став взрослым, испытывает чувство вины за свое неумение быть инициативным в семье, на работе или личной жизни. В школьном возрасте (6–12 лет) у ребенка формируется уверенность в себе, в своей способности учиться, осваивать новые знания, влиять на других людей. Новое качество способности осознавать себя, свои действия и руководить ими – компетентность. Если школьное обучение сопровождается не поддержкой ребенка, а упреками и наказаниями, он переживает неполноценность и неверие в свои силы. В юношеском возрасте (12–19 лет) подростки осознают социальные требования, свои социальные роли (сына, студента, друга, соседа, молодого человека и т. д.) и ведут в соответствии с ними. Если подросток осознал, что нужно руководствоваться не зачастую противоречивыми требованиями социальных ролей, а понять себя и действовать в соответствии со своим пониманием себя, у него формируется эго-идентичность – цельная форма личности – верность себе, способность сохранять свою целостность и внутреннее тождество, быть «равным себе», принятие людьми. Если выбирает какую-то роль как самую главную и игнорируется требования других (что не всегда получается), то конфликты в его жизни только обостряются вследствие т. н. ролевого смешения. Подросток характеризуется как личностно незрелый (с диффузией идентичности), испытывает тревогу, чувство бесполезности, внутреннего разлада, одиночество, переживает непризнание людьми, «путаницу ролей», враждебность. В возрасте ранней зрелости (20–25 лет) формируется либо уверенность в своих чувствах, любовь, чувство близости и единство с людьми, либо опасение открыться другому, изоляция и одиночество. Способность слить воедино свою идентичность с идентичностью другого без опасения потерять нечто в себе – условие прочного брака. Брак неустойчив, как считает автор рассматриваемой концепции личности, известный американский психолог Эрик Эриксон, если его целью является поиск и обретение своей идентичности. Он доказал связь эго-идентичности со стабильностью брака и успеваемостью в школьном возрасте. Возраст средней зрелости (26–64 года) отличается либо продуктивностью, т ворчеством, любимой работой, воспитанием детей и заботой о них, удовлетворенностью жизнью либо опустошенностью, застоем, регрессией. Поздняя зрелость (65 лет –…) – возраст мудрости, эго-интеграции. Формируется окончательная форма эго-идентичности (чувство «Я доволен прожитой жизнью»), принятие себя и жизни либо испытывает отчаяние и разочарование в жизни. Мотивация преступного поведения [9] Проблемы мотивов и мотивации преступного поведения относятся к числу наиболее сложных в криминологии, как, впрочем, и в психологии. Мотив и мотивация поведения – категории сугубо психологические, но они имеют междисциплинарное значение, неизменно привлекая к себе самое серьезное внимание всех наук, которые исследуют личность. В первую очередь это определяется тем, что в мотивах человек представлен наиболее полно и системно, они дают о нем такую информацию, о которой он сам может и не подозревать. С другой стороны, зная особенности личности, можно со знанием дела судить о мотивах, определяющих ее поведение. Мотив можно понимать по-разному. Так, если считать мотивом потребность, то можно получить ответ на вопрос, почему совершен данный поступок или почему имеет место такое поведение. Если принимать за мотив цель поведения, то возникает возможность понять, для чего совершено действие. Но в психологии уже давно высказано мнение, что мотив является интегративным понятием, отражающим совокупность субъективных факторов, которые детерминируют поведение. Понятно, что в этой детерминации участвуют волевые, эмоциональные, интеллектуальные, потребностные и иные детерминанты. Поэтому есть все основания говорить о мотиве, как о системном образовании личности. Знание о нем предоставляет огромные прогностические возможности. Нет смысла анализировать и оценивать различные точки зрения на то, что такое мотив: это самостоятельное исследование, выходящее за пределы данной статьи. Она же претендует лишь на то, чтобы показать мотивы не любого поведения, а только преступного. Поэтому ограничимся самыми необходимыми для дальнейшего исследования соображениями по поводу того, что такое мотив. Прежде всего он не может быть сведен к потребности, хотя она и лежит в основе мотива, точнее – является отправной точкой его появления, формирования и развития, возможных дальнейших изменений. Мотив не является и целью, т.е. представлением о результатах поведенческой активности, тем более что во многих случаях никакая цель и не ставится. Мотив – это не то, для чего реализуется поведение, а то – ради чего, в чем его смысл. Можно поставить вопрос и «ради кого», но ответ на него неизбежно выведет на «ради чего», на смысл поведения, т.е. на личностный смысл. Представление о потребности как источнике мотива свидетельствует о ее признании в качестве важного компонента последнего. Цель же не входит в мотив, но занимает существенное место в мотивации, в процессе которой возникают, ставятся и изменяются (корректируются) цели. Как известно, «мотивация» и «мотив» не одно и то же. Мотивация, с одной стороны, – это процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность и в рамках которого формируются, развиваются и изменяются мотивы. С другой стороны, мотивация представляет собой систему таких факторов, как сами мотивы, потребности, цели, намерения. В отличие от мотивации мотив представляет собой устойчивое личностное свойство, побуждающее к совершению определенных действий. Внутренние психологические факторы, которые вызывают поведение, могут называться диспозиционными мотивациями, они постоянно вступают во взаимодействие с внешними ситуациями, которые также обладают мотивирующей силой. Мотивы иерархичны. Среди них можно выделить главные, ведущие, которые подчиняют себе другие, но прежде всего они определяют стратегию жизни человека, содержание его наиболее значимых поступков. Обычно формируются такие мотивы с детства, отражая наиболее значимые смыслы и ценности данного человека. Ведущие мотивы в течение жизни могут корректироваться, но потому-то они и являются ведущими, что стабильны и долговечны. Как показывают эмпирические наблюдения, эти качества они начинают приобретать с детства и закрепляют в период зрелости личности. Мотивы и мотивация – постоянные объекты научных психологических исследований. Что касается криминологии, призванной объяснять преступное поведение, то ее познание мотивов еще не вышло из круга обыденных представлений, основанных прежде всего на здравом смысле, а не на результатах научных исследований. Вообще юристы полагают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских побуждений, не очень задумываясь над тем, какие глубинные психологические и внешние социальные отражают, в чем их субъективный смысл. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|