ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологический портрет флегматика 1 страница
Задание 2. Выберите то утверждение («а», «в» или «с»), которое лучше всего выражает Вашу точку зрения, наиболее ценно для Вас. Затем сделайте выбор наименее ценного для Вас утверждения, менее всего соответствующего Вашей точке зрения. Над тестом не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым лучшим. Текст опросника 1. Больше всего удовлетворения в жизни дает: a) оценка работы; b) сознание того, что работа выполнена хорошо; c) сознание, что находишься среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: a) тренером, который разрабатывает тактику игры; b) известным игроком; c) выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: a) имеют индивидуальный подход к ученикам; b) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; c) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения. 4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, которые: a) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны; b) вызывают у всех дух соревнования; c) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует. 5. Я рад, когда мои друзья: a) помогают другим, когда для этого представляется случай; b) всегда верны и надежны; c) интеллигентны и у них широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считаю тех: a) с которыми хорошо складываются отношения; b) которые могут больше, чем я; c) на которых можно надеяться. 7. Я хотел бы быть известным как человек, который: a) добился жизненного успеха; b) может сильно любить; c) отличается дружелюбием и доброжелательством. 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: a) научным работником; b) начальником (руководителем); c) опытным профессионалом. 9. Когда я был ребенком, я любил: a) игры с друзьями; b) успехи в делах; c) когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда я: a) встречаю препятствия при выполнении возложенной задачи; b) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения; c) когда меня критикует мой начальник. 11. Основная роль школ должна заключаться: a) в подготовке учеников к работе по специальности; b) В развитии индивидуальных особенностей и самостоятельности; c) В воспитании в ученике качеств, благодаря которым он мог бы уживаться с людьми. 12. Мне не нравятся коллективы, в которых: a) недемократическая система; b) человек теряет индивидуальность в общей массе; c) невозможно проявление собственной инициативы. 13. Будь у меня больше свободного времени, я бы использовал его: a) для общения с друзьями; b) для любимых дел и самообразования; c) для отдыха. 14. Мне кажется, что я способен на максимум, когда: a) работаю с симпатичными людьми; b) у меня работа, которая меня удовлетворяет; c) мои усилия достаточно вознаграждены. 15. Я люблю, когда: a) другие ценят меня; b) чувствую удовлетворение от выполненной работы; c) провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: a) отметили дело, которое я выполнил; b) похвалили меня за мою работу; c) сообщили о том, что меня выбрали в руководители организации (комитета, секции). 17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: a) имел ко мне индивидуальный подход; b) стимулировал меня на более интенсивный труд; c) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: a) оскорбление личного достоинства; b) неуспех при выполнении личной задачи; c) потеря друзей. 19. Больше всего я ценю: a) личный успех; b) общую работу; c) практические результаты. 20. Очень мало людей: a) действительно радуются выполненной работе; b) с удовольствием работают в коллективе; c) выполняют работу по-настоящему хорошо. 21. Я не переношу: a) ссоры и споры; b) отрицание всего нового; c) людей, ставящих себя выше других. 22. Я хотел бы: a) чтобы окружающие считали меня своим другом; b) помогать другим в общем деле; c) вызывать восхищение других. 23. Я ценю, уважаю руководителя, когда он: a) требователен; b) пользуется авторитетом; c) доступен. 24. На работе я хотел бы: a) чтобы решения принимались коллективно; b) самостоятельно работать над решением проблем; c) чтобы руководитель признавал мои достоинства. 25. Я хотел бы прочитать книгу: a) об искусстве хорошо уживаться с людьми; b) о жизни известного человека; c) типа «сделай сам». 26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть: a) дирижером; b) солистом; c) композитором. 27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу: a) смотря детективные фильмы; b) в общении с друзьями; c) занимаясь своим любимым делом. 28. При условии одинакового поощрения я бы с удовольствием: a) выдумал интересный конкурс; b) выиграл бы в конкурсе; c) организовал бы конкурс и руководил им. 29. Для меня важнее всего знать: a) чего я хочу сделать; b) как достичь цели; c) как привлечь других к достижению моей цели. 30. Человек должен вести себя так, чтобы: a) другие были довольны им; b) выполнить, прежде всего, свою задачу; c) не нужно было бы укорять его за работу. Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю (из количества положительных выборов отнимите число отрицательных выборов и прибавьте 30): - направленность на себя: 1а, 2в, 3-4а, 5в, 6с, 7а, 8-10с, 11-12в, 13-14с, 15а, 16в, 17-19а, 20-22с, 23в, 24с, 25-26в, 27а, 28в, 29а, 30с; проявляется в ориентации человека на удовлетворение собственных потребностей, достижение личных целей, преследование корыстных интересов. Часто сопровождается агрессивностью в достижении желаемого статуса, властностью, склонностью к соперничеству; - направленность на взаимодействие: 1-3с, 4в, 5-6а, 7с, 8в, 9а, 10в, 11с, 12-14а, 15-18с, 19-20в, 21-22а, 23с, 24-26а, 27в, 28-29с, 30а; направленность на взаимодействие – стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с другими людьми, ориентация на совместную деятельность. Часто такой человек готов помогать другим, защищать их интересы даже в ущерб собственным. Хорошо ладит с людьми, заинтересован в достижении групповых целей, при этом не свободен в своих действиях, зависим от группы; - направленность на задачу: 1в, 2а, 3в, 4-5с, 6-7в, 8а, 9в, 10-11а, 12с, 13-15в, 16а, 17-18в, 19с, 20а, 21-22в, 23а, 24в, 25-27с, 28а, 29-30в. Направленность на задачу – ориентация не столько на результат выполнения дела, сколько на процесс. Заинтересованность в решении деловой проблемы, стремлении выполнить работу как можно лучше. Такой человек скорее будет отстаивать интересы дела, чем свои или других людей. В отличие от направленности личности характер (от греч. печать, чеканка) – это совокупность индивидуально-своеобразных психологических свойств человека, которые проявляются в типичных для него способах поведения и эмоционального реагирования, в типичных ситуациях жизни и определяется его отношением к этим ситуациям. Характер определяет не то, почему человек совершил какое-либо действие или поступок, а как, какими способами он действует, выражает свои чувства, намерения. В свойствах характера выражается формально-динамическая сторона поведения, т. е. они относятся к описанию динамики, но не содержания психики и поведения человека. Содержательная сторона поведения отражена в понятии личность. Направленность личности является относительно стабильной характеристикой на протяжении определенного этапа психологического развития человека (его психологического возраста). Характер (совокупность черт) остается относительно постоянным на протяжении определенного паспортного возраста, поэтому говорят о характере ребенка, характере школьника, студента и пр. Каждый последующий возраст дополняет совокупность черт характера новыми чертами, которые формируются в связи с уже новыми социальными требованиями, предъявляемыми человеку с учетом его возраста, статуса, роли и т. д. Темперамент – свойство психики, которое остается относительно неизменным на протяжении всей жизни. Темперамент регулирует поведение (определяет динамику поведения) человека в различных ситуациях, независимо от мотивов и целей его поведения. Характер – в типичных ситуациях, личность – в уникальных ситуациях, когда совершаем поступки и подтверждаем значимость для себя собственных ценностей, убеждений, идеалов и т. п. К теме 4 Задание. Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности». Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста)? Диагностика психологических защит личности Инструкция. Прочитайте утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и характера. Решите, верны ли они по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье, используйте тот ответ, который первым пришел в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте знак «+». Если утверждение по отношению к Вам неверно – «-». Утверждение, которое Вы не можете оценить по отношению к себе как верное, следует признать неверным. Текст опросника 1. Я человек, с которым легко поладить. 2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать. 3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить. 4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком. 5. Мне противны непристойные кинофильмы. 6. Я редко помню свои сны. 7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство. 8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком. 9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются. 10. В своих фантазиях я всегда главный герой. 11. У меня не очень хорошая память на лица. 12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней. 13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре. 14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь. 15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я испытываю желание ответить тем же. 16. Многое во мне восхищает людей. 17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь. 18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство. 19. Друзья почти никогда не подводят меня. 20. Мне случалось думать о самоубийстве. 21. Меня оскорбляют непристойные шутки. 22. Я всегда вижу светлые стороны вещей. 23. Я ненавижу недоброжелательных людей. 24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-либо сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту. 25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей. 26. Я склонен к излишней импульсивности. 27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость. 28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением. 29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно. 30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям. 31. Иногда мне хочется увидеть конец света. 32. Порнография отвратительна. 33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем. 34. У меня нет врагов. 35. Я не очень хорошо помню свое детство. 36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым. 37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки. 38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны. 39. Прикосновение к чему-то склизкому вызывает у меня отвращение. 40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения. 41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим. 42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в людях. 43. Когда читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня. 44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать. 45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах. 46. Сексуальная невоздержанность отвратительна. 47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом. 48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею. 49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это почти никогда не беспокоит меня. 50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи друзей. 51. Большинство окружающих считают меня очень интересным. 52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры. 53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения. 54. Я часто склонен противоречить людям. 55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют. 56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи. 57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем. 58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать. 59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи. 60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю негодование. 61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы. 62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны. 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда оказываются в центре внимания. 64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей. 65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях. 66. Меня не слишком раздражает детский плач. 67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг. 68. Я всегда оптимистичен. 69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания. 70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране. 71. Я часто испытываю чувство ревности. 72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм. 73. Неприятно, что людям, как правило, нельзя доверять. 74. Я готов делать все, чтобы произвести хорошее впечатление. 75. Я никогда не был панически напуган. 76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик. 77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей. 78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние. 79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют. 80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание. 81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох. 82. Кажется, некоторые мои знакомые завидуют моему умению жить. 83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль. 84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно. 85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы. 86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок. 87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах. 88. Когда я бываю в отъезде, и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому. 89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком трогает меня. 90. Я легко переношу критику и замечания. 91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи. 92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня. 93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку. 94. К счастью, у меня меньше проблем, чем у большинства людей. 95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться. 96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи. 97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат. Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю: 1) отрицание (номера утверждений): 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 (всего 13 утверждений); 2) подавление: 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 (всего 12). 3) регрессия (номера утверждений): 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 (всего 14); 4) компенсация: 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 (всего 10); 5) проекция: 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 (всего 13); 6) замещение: 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 (всего 13); 7) рационализация: 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 (всего 12); 8) противодействие: 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79 (всего 10). Число положительных ответов по каждому показателю разделите на число вопросов в нем. Высокое значение показателя говорит о доминировании данного вида защитных механизмов. Описание защит см. ниже. «Отрицание» – защитный механизм, с помощью которого осуществляется отказ от сознательно непереносимых мыслей, желаний, фактов и поступков. Реальное оказывается как бы несуществующим или преобразуется так, что больше не является болезненно переживаемым. Эта защита в конструктивном ее варианте напоминает самовнушение благоприятного эмоционального настроя и надежды на лучшее, а в деструктивном – может приводить к игнорированию имеющихся проблем и отказу от их решения. Если «вытеснение» направлено вовнутрь, то «отрицание» – вовне. Повышенная внушаемость и доверчивость связаны с действием данного механизма, за счет которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту. Отрицание как механизм психологической защиты реализуется при разнообразных конфликтах и характеризуется искажением восприятия действительности. «Подавление» – вытеснение неприемлемых побуждений, желаний и мыслей из сознания в бессознательное. Вытесненное не разрушается, а при ослаблении механизма подавления вызывает чувство тревоги и включение других защитных механизмов. Проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, а при умеренной выраженности – в уменьшении отрицательного воздействия окружения. «Регрессия» – возврат к детским формам поведения при реагировании на проблемы, обусловленные внешними обстоятельствами и внутренними конфликтами. Как и любой механизм защиты, становится препятствием для личностного роста. Проявлением этого способа защиты является стремление «забыться» с помощью алкоголя или психоактивных веществ. «Компенсация» – механизм восполнения реальной или воображаемой неполноценности. Включает стремление к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой, к достижению успеха в том, что было наиболее трудным, фантазирование, идентификацию со значимыми лицами. «Проекция» – приписывание другим людям своих неприемлемых мыслей, чувств, намерений. Проявляется в приписывании вины за недостатки или промахи кому- или чему-нибудь, стремлении найти в своем окружении то, что будет соответствовать душевному состоянию. «Замещение» (перенос) – бессознательный механизм, при котором недосягаемая или неприемлемая цель или объект заменяются сознательно более приемлемыми. Чувство переносится с актуального объекта на заменитель. Так, истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. «Рационализация» – субъективно приемлемое объяснение поведения и событий, нахождение т. н. объективных причин (при этом подлинные причины могут оставаться неосознанными). Тем самым утверждается чувство собственного достоинства и снижается переживание вины. «Противодействие осознанию» – такие черты характера или установки, которые противоположны содержанию бессознательного, обеспечивают защиту от осознания неприемлемых переживаний. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать непреклонным борцом с порнографическим фильмами, писать письма протеста в кинокомпании, выражая сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от своих собственных гомосексуальных побуждений. К теме 5 Задание. Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте)[3].
Выполните тест повторно, оценивая по тем же характеристикам своего друга (подругу). Обработка и анализ результатов теста. Каждое выбранное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте количество баллов, набранное по каждому из 8 параметров: 1) авторитарный (пункты 1–4; 33–36; 65–68; 97–100); 2) эгоистический (пункты 5–8; 37–40; 69–72; 101–104); 3) агрессивный (пункты 9–12; 41–44; 73–76; 105–108); 4) подозрительный (пункты 13–16; 45–48; 77– 80; 109–112); 5) подчиняемый (пункты 17–20; 49–52; 81–84; 113–116); 6) зависимый (пункты 21–24; 53–56; 85–88; 117–120); 7) дружелюбный (пункты 25–28; 57–60; 89–92; 121–124); 8) альтруистический (пункты 29–32; 61–64; 93–96; 125–128). Оцените степень адаптивности поведения. Об адаптивном поведении свидетельствует значение параметра от 0–4 баллов (низкая степень дезадаптации, достаточная адаптация), до 5–8 баллов (удовлетворительная адаптация); о неадаптивном – от 9–12 баллов (высокая степень) до 13–15 (крайне высокая).
I. Авторитарный 13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. II. Эгоистический 13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. III. Агрессивный 13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9-12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. IV. Подозрительный 13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера). 9-12 – критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый 13-16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9-12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый 13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. VII. Дружелюбный 9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|